Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 19. Развитие креативных способностей у дошкольников различными методами арт-терапии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. 10
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 10
1.1. Теоретические концепции понятия «способности» и креативные способности: структура и основные компоненты 10
1.2. Проблема развития креативных способностей старших дошкольников в психологических исследованиях 17
1.3. Понятие об арт-терапии и типология ее методов 26
1.4.Психолого-педагогические условия развития креативных способностей старших дошкольников различными методами арт-теорапии 33
Выводы по 1 главе 44
ГЛАВА 2. 48
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 48
2.1. Обоснование и содержание методики эмпирического исследования особенностей развития креативных способностей старших дошкольников 48
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования развития креативных способностей старших дошкольников 54
2.3. Содержание психологической программы развития креативных способностей старших дошкольников различными методами арт-терапии 58
2.4. Динамика развития креативных способностей старших дошкольников различными методами арт-терапии 77
Выводы по 2 главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
ГЛОССАРИЙ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 111
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня становится все более очевидным, что эффективность развития современного общества базируется не просто на знаниях, а на интеллекте и творчестве людей. Растут требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решение в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности.
Все эти аспекты отражены в государственных законах «Об Образовании в Российской Федерации», В Законе Республике Узбекистан «Об образовании».
С первых дней на посту главы государства Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев уделяет особое внимание комплексному улучшению сферы дошкольного образования. А на состоявшемся на днях Послании Олий Мажлису лидер Узбекистана подчеркнул: «Важнейшим периодом жизни ребенка является дошкольный возраст, когда развивается умственная деятельность, формируются нравственно-эстетические представления и физические качества». Исходя из этого стратегической целью в области развития дошкольного образования на ближайшие годы в стране будет оставаться создание необходимых условий для полного охвата им всех детей республики.
Поэтому существует необходимость оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать его более совершенным и универсальным в контексте формирования мыслящей личности, способной к успешной самореализации в социальной жизни. Именно на это развитие направлено современное образование, начиная уже с дошкольного возраста.
Сегодня дошкольное образование генерирует каждый раз новые идеи, внедряя в практику работы инновационные педагогические технологии. Одной из них становится «арт-терапия», которая сочетает в себе такие методы как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, драмотерапия и др. [18]. Каждый из этих методов в практике позволяет ребенку раскрыть себя, показать свои способности, найти свой собственный способ самовыражения, таким образом, направлена на развитие креативных способностей.
Степень научной разработанности. Исследование креативности личности осуществляли известные психологи, а именно: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие. По их мнению, креативность характеризуется наличием таких черт личности, как творческий потенциал, инициативность, творческая активность, импровизированность, творческая направленность. Эти черты определяют индивидуальность личности, делают возможной ее оптимальную интеграцию в социум. Хорошо изученными являются отдельные составляющие креативности как личностного качества, проявляющиеся в деятельности ребенка, в том числе и творческой – какой является и арт-терапия.
В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение влияния арт-терапии на различные личностные и познавательные процессы ребенка (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я.Л. Коломинский, И.Е.Кулинцова, Е.И. Кульчицкая, Н. А. Рубакин и др.).
Однако, по-прежнему влияние всего комплекса методов арт-терапии в развитии креативных способностей у дошкольников, остается малоисследованным.
Таким образом, актуальность темы исследования позволила выявить некоторые противоречия:
— между необходимостью развития креативных способностей и недостаточной практикой использования различных методов арт-терапии в учебно-воспитательной процессе;
— между практической направленностью различных методов арт-терапии в развитии креативных способностей дошкольников и недостаточной методической исследованностью данного процесса.
На основании вышесказанных противоречий, обоснуем проблему исследования: какова возможность различных методов арт-терапии в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста?
Объектом данного исследования выступили креативные способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития креативных способностей детей дошкольного возраста посредством различных методов арт-терапии.
Цель исследования – определить эффективность использования различных методов арт-терапии в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что различные методы арт – терапии стать эффективным средством развития креативных способностей детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
1) будет разработана и апробирована комплексная модель, направленная на развитие креативных способностей дошкольников посредством различных методов арт-терапии;
2) будет разработана и апробирована программа, направленная на развитие креативных способностей дошкольников, сочетающая в себе различные методы арт-терапии.
Задачи исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к развитию креативных способностей детей дошкольного возраста,
2. охаракеризовать арт-терапию как средство развития креативных способностей у дошкольников,
3. провести эмпирическое исследование развития креативных способностей детей дошкольного возраста,
4. разработать и апробировать программу и модель, направленные на развитие креативных способностей дошкольников различными методами арт-терапии.
Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы такие:
— теоретические методы, как: анализ и обобщение научной литературы;
— практические методы: наблюдение, диагностика, эксперимент;
— статистические: методы качественной и количественной обработки полученных результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования:
— выявлена структура креативных способностей детей дошкольного возраста,
— согласно структуре креативных способностей детей дошкольного возраста разработана и апробирована модель и программа, направленные на развитие креативных способностей дошкольников с помощью различных методов арт-терапии.
Практическое значение исследования заключается в:
— возможности внедрения в учебно-воспитательный процесс структурно-функциональной модели и программы развития креативных способностей дошкольников в единстве структурных и функциональных компонентов;
— разработке методики психолого-педагогического диагностирования уровней развития креативных способностей;
— обновление содержания форм и методов работы педагогов по развитию креативных способностей с помощью различных методов арт-терапии.
База исследования. Исследование проводилось на базе образовательного центра suits OOO. В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет (по 15 детей в каждой группе).
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
На основании анализа научной литературы, было выявлено, что специфика креативных способностей заключается в способности к художественно-чувственному восприятию, сопереживанию, эмоциональной чуткости, эстетической эмпатии, наличии творческого воображения, художественно-образного и ассоциативного мышления, синестезии. Вместе со специальными (художественными, культурологическими) знаниями, умениями и навыками в художественной деятельности креативные способности влияют на становление эстетических ценностных ориентаций человека, которые служат основой его эстетического отношения к жизни.
Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста структура креативных способностей образует синтез трех компонентов: образно-ассоциативного (творческое воображение, художественно-образное и ассоциативное мышление), эмоционально-чувственного (эмоционально-ценностное отношение личности к миру, целостное художественно-чувственное восприятие, чувство красоты, способность к сопереживанию) и продуктивного (специальные качества, умения и навыки, непосредственной связи образов с мнением, чувствами, действием), которые являются взаимозависимыми.
Так же было определено, что основой для развития креативных способностей детей дошкольного возраста служат психологические особенности этого возраста: способность к эмоциональной отзывчивости, умение «входить» в воображаемую ситуацию, переживать и эмоционально откликаться на красоту в жизни и искусстве, эмоциональная искренность, образное мышление, ассоциативность, познавательная активность, динамичность и яркость воображения.
На основе анализа и обобщения научной литературы, было выявлено, что развитие креативных способностей дошкольников осуществляется в процессе творческой деятельности. Развитие креативных способностей требует создания определенных условий, при которых ребенок будет чувствовать себя свободным от влияния взрослого. Когда дети увлечены, свободны, беззаботны, творческое решение приходит самопроизвольно, будто бы само собой. Творческие проявления начинают существовать там, где отсутствуют запрет, сдерживание, унижение личности, там, где имеется богатая насыщенная среда для творческой деятельности детей, педагог и родители постоянно заботятся о поиске путей и средств развития креативности детей, но не навязывают им собственные образцы, шаблоны, взгляды.
Рассмотрение и анализ существующих исследований по развитию креативных способностей дошкольников свидетельствует об их направленности на создание таких условий, в которых бы дети могли проявлять свой творческий потенциал, делать выводы и умозаключения. Деятельность бы носила творческий интегративный характер: изобразительная деятельность, музыкальная, чтение художественной литературы, использовались элементы драматизации.
Арт-терапия имеет грандиозный ресурс при использовании ее в качестве самого эффективного средства коррекции и развития детей и взрослых. Рисунок (танец, мелодия и т.д.) в арт-терапевтическом процессе является определенным материальным полем для метафорического взаимодействия. Занятия арт-терапией является мощным фактором развития личности и эффективным средством развития способностей и нормализации психологоического и эмоционального состояния.
Было выявлено, что основными методами арт-терапии на сегодня можно считать следующие: собственно сама арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, сказкотерапия, цветотерапия и песочная терапия. Вместе с тем, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, именно синтез данных методов арт-терапии станет наиболее эффективным средством развития их креативных способностей. Любая творческая деятельность – терапевтическая и развивающая по сути и помогает не только решить проблемы, но и способствует развитию когнитивных процессов, комплексному личностному формированию детей и креативных способностей.
Организационно-педагогическая модель развития креативных способностей детей возраста с помощью различных методов арт-терапии направлена на развитие у дошкольников: когнитивного опыта, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, формирования эстетического отношения к его объектам и обеспечивает художественно-творческое самовыражение каждого ребенка; формирование эстетически-ценностного отношения к красоте; развитие ассоциативно-образного мышления, воображения; художественно-творческое самовыражение на основе ознакомления их с художественными средствами и приемами изображения.
Структурными компонентами данной модели стала программа, которая содержит в себе тематические циклы в зависимости от дидактической цели (ознакомление, повторение, закрепление); виды занятий: познавательные, технические, творческие); технологический (педагогические условия, этапы внедрения технологии: начальный, основной, заключительный; виды занятий, методы работы дошкольников по развитию их способностей); результативный (оценка результатов внедрения игровых художественно-педагогических технологий развития креативных способностей старших дошкольников).
Методическое, дидактическое, информационное обеспечение – это комплекс базы (методические рекомендации, перспективное планирование, разработки занятий, игр, упражнений и тому подобное); художественно-дидактической базы (демонстрационно-визуальные, аудиальные и раздаточные материалы для изобразительной деятельности); информационных средств (выставки-вернисажи художественного творчества, уголки для родителей, веб-ресурс заведения, страницы в социальных сетях и др.), что обеспечивает эффективное внедрение разработанных условий, а так же оценка их эффективности в развитии креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В процессе анализа научной литературы были выявлены три критерия креативных способностей детей старшего дошкольного возраста: когнитивный (умение устанавливать различные ассоциативные связи; произвольность воображения, богатый запас впечатлений от окружающего мира; умения продуцировать оригинальные идеи и решения); сенсорно-эстетический (глубина и яркость эмоционально-эстетической реакции; целостность чувственно-художественного восприятия; способность «вхождения» в образ); деятельностно-эстетический (интерес к изобразительной деятельности и получение удовольствия от нее; владение навыками изобразительной деятельности; способность к самостоятельному созданию художественных образов в рисовании).
На основании результатов диагностирования в ходе констатирующего эксперимента определены и охарактеризованы уровни сформированности креативных способностей старших дошкольников: высокий, средний и низкий.
Для каждого критерия была подобрана и адаптирована методика исследования.
По результатам констатирующего эксперимента установлено, что большинство опрашиваемых детей характеризуются низким– 60% и средним – 20% (ЭГ) и 30% (КГ) уровнями развития креативных способностей, высокий уровень обнаружили всего 10% детей.
Констатирующий эксперимент доказал отсутствие систематической и целенаправленной работы по развитию креативных способностей старших дошкольников с помощью различных методов арт-терапии, что и стало толчком для апробации условий, а именно:
— разработана и апробирована комплексная модель, направленная на развитие креативных способностей дошкольников посредством различных методов арт-терапии;
— разработана и апробирована программа, направленная на развитие креативных способностей дошкольников, сочетающая в себе различные методы арт-терапии.
Констатирующий эксперимент доказал отсутствие систематической и целенаправленной работы по развитию креативных способностей дошкольников с помощью различных методов арт-терапии и стал толчком для разработки и внедрения технологии развития креативных способностей на занятиях изобразительного искусства, направленной на развитие творческого воображения, образного и ассоциативного мышления дошкольников.
Организационно-педагогическая модель развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие у дошкольников когнитивного опыта, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, формирование эстетического отношения к его объектов и обеспечивает художественно-творческое самовыражение каждой личности.
Внедрение организационно-педагогической модели развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста показало ее эффективность. Подтверждением этого являются результаты заключительного этапа исследования.
Так, полученные данные констатирующего этапа эксперимента показали, что дети контрольной и экспериментальной групп существенно не отличались по уровням сформированности креативных способностей.
Впрочем, за время внедрения модели в течение года произошел рост численности детей с высоким уровнем – 80% в экспериментальной группе.
Основные показатели успешного развития креативных способностей детей оказались в эмоционально-ценностном отношении к миру, целостном восприятии, сенсорной чувствительности, эмоциональной чувствительности, ощущении красоты, художественной наблюдательности, творческому воображению, художественно-образном и ассоциативном мышлении, устойчивом интересе к изобразительной деятельности, удовлетворении от процесса художественного творчества и его продуктов, использовании разнообразных изобразительных средств, самостоятельном экспериментирования с художественными материалами, непосредственной связи образов с чувствами, мыслью, действием.
Итак, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанных нами условий, чем была полностью доказана гипотеза исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
1.1. Теоретические концепции понятия «способности» и креативные способности: структура и основные компоненты
Для определения специфики развития креативных способностей детей дошкольного возраста, существует необходимость рассмотреть такие понятия как «способности», «креативность» и «креативные способности».
Важными факторами процесса обучения и воспитания являются сенситивные периоды, самые благоприятные для становления тех или иных способностей.
Способности – это сочетание индивидуальных и психологических особенностей и качеств психики, которые проявляются в скорости, результативности и качества выполнения соответствующей деятельности при минимальных силовых, энергетических и временных затрат. Исходной предпосылкой для развития способностей являются те естественные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. В то же время биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей.
С. Л. Рубинштейн говорил, что мозг концентрирует в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Уровень развития способностей зависит [40]:
— от качества знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;
— природных задатков человека, качества природных нервных механизмов элементарной психической деятельности;
— большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
Анализируя литературу, можно найти различные определения способностей, которые могут быть разделены на три основных направления.
Во-первых, «под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого».
Во-вторых, они «имеют отношение к успешности выполнения любой деятельности или многих видов деятельности».
В-третьих, способности не сводятся к имеющимся навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и скорость приобретения этих знаний и навыков.
Поскольку способности — это индивидуально-психологические особенности человека, они не могут быть врожденными, это продукт развития и формирования в процессе любой теоретической или практической творческой деятельности, выполняемой человеком.
Научный подход к изучению способностей первым применил английский психолог Ф. Ґальтон, который обосновал и выявил основные закономерности, а также факторы, влияющие на их развитие: наследственность и среду [30, с. 9].
Врожденной анатомо-физиологической основой способностей С.Л, Рубинштейн считал задатки. По его мнению, способности «выводятся из любого психического процесса-восприятия, ощущения, мышления, воображения, памяти и являются высшим этапом их развития».
В своих работах А.Н. Леонтьев, утверждал, что способности являются результатом развития, которое происходит в процессе обучения и воспитания индивида.
Современная отечественная психология в основном придерживается мнения о том, что способности формируются на основе задатков под влиянием внешних условий в процессе взаимодействия человека с окружающей средой [23]. Приобщаясь к деятельности, «субъект мобилизует свои задатки, которые изменены, сплавляются и формируют качественно новое образование – способности» [7].
По классификации, которую приводят психологи, способности делятся на: общие – выявляемые в любой деятельности, и специальные — характерные для определенных ее видов (математические, технические, музыкальные, изобразительные и другие). Каждая способность при этом составляет сложное синтетическое качество человека, в котором соединены отдельные психические свойства (чувствительность, наблюдательность, особенности памяти, воображения, мышления) [46, с. 35].
В современной психологии различают две ступени развития способностей, учитывая уровни их выявления: репродуктивный и творческий.
Репродуктивный (воспроизводственный), или исполнительский (В.Д. Шадриков) уровень способностей характеризуется высокой способностью человека к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности, овладением разными видами деятельности.
Творческий уровень способностей позволяет на основе приобретенных знаний и умений создавать новые, оригинальные продукты деятельности. Ученые отмечают взаимосвязанность этих уровней: репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность невозможна без репродуктивной [30].
Переходим к рассмотрению второго направления научных подходов к пониманию феноменов «креативность» и «креативные способности».
Обращаясь к этимологии слова «креативность» отметим, что «креатив» является калькой с английского «creative» – творческий, то, что создается.
Предметом исследований в психологии, а затем и в педагогике, креативность стала в 60-е годы ХХ века.
Философский взгляд на феномен «креативность» представляет ее как творческий первоисточник, способность к творческому мышлению, деятельность людей, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности [34]. С точки зрения философии креативность предстает как мировоззренческая категория, целью которой является предоставление возможности каждому человеку рассматривать творчество как произведение, которому присуще абсолютное стремление к креативной деятельности [10].
Обратившись к социологическим исследованиям категории «креативность», видим, что большинство ученых рассматривают ее как социокультурный феномен, основу общественного прогресса, который развивает его научные, философские, социальные, психологические, педагогические, культурологические аспекты. Например, в исследовании, посвященном определению социальной роли креативности в современной культуре, Н.А. Минаева позиционирует креативность как феномен и результат, которые должны найти поддержку в обществе, или быть полностью отклоненными ним. Сутью креативности ученый называет продуцирование креативных универсально-культурных ценностей, подчеркивая ее определяющую роль в гармонизации личностью себя как индивида, а также в налаживании социокультурных связей в социуме [29].
И.А. Лыкова, исследуя креативность как социальный феномен с точки зрения историко-гносеологического подхода, определяет ее как социокультурную единицу, формирование которой происходит при условии взаимосвязи личности с социумом. Ученый предлагает дефиницировать креативность как социокультурный феномен по следующим критериям:
— формирование творческого интеллекта, нестандартности и креативности нестандартного мышления;
— формирование эвристического чувства, социально-культурных и духовных потребностей, мотивов и интересов личности;
— формирование личной креативности как творческой репродуктивности, инновационности, генеративности;
— творческая реализация личности в условиях современной социокультурной ситуации [26].
Довольно расходящимися являются представления о креативности в психологии. На взгляд C. Тейлора, креативность предстает не единственным фактором, а совокупностью различных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени [5].
Е. Торренс считал, что креативность – это способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т. п, и предложил модель креативности, состоит из трех факторов: скорость (продуктивность), гибкость, оригинальность [9].
Ф. Баррон понимает под креативностью способность вносить что-то новое в опыт [9].
Обобщающая различные психологические взгляды на феномен «креативность» дано в психологическом словаре: «креативность – творческий потенциал и способности индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных процессах, в процессе коммуникации с другими индивидами, а также в различных формах / видах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием – репродуцированием – продуцированием тех или иных предметов, продуктов деятельностной активности» [2].
Оригинальный взгляд на сущность креативности выразил Х. Раджей, который определил ее как умственную способность продуцировать новую идею в любой сфере. Это значит, что креативность — это не полученные знания или научная деятельность, а навык, который может быть улучшен с помощью различных методов.
Л.С. Выготский феномен креативности рассматривается как способность личности к вариативности, гибкости, инновационности мыслительной деятельности, предшествующего процесса творческого действия [7].
С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что креативность не является врожденной характеристикой индивида, а считается таким качеством личности, которое может быть сформированным благодаря особым условиям воспитания и обучения[40].
Исследуя креативность с точки зрения профессиональной педагогики, В.И. Волынкин креативность определяет как готовность личности к переменам, отказ от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределенности и является тем внутренним ресурсом человека, который способствует ее успешному самоопределению в обществе[6].
По мнению Д.Б. Богоявленской, креативные люди, ориентированы на творчество и самоактуализацию, психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности, менее склонны к профессиональному «выгоранию» [2]