Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 10) Уровневая и профильная дифференциация обществоведческого образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. Теоретические аспекты
преподавания обществознания на основе уровневой и профильной дифференциации. 7
1.1. Теоретические аспекты
дифференцированного обучения с учетом уровня и профиля. 7
1.2. Организация и проведение
дифференцированного и профильного обучения по обществознанию.. 20
2. Практика организации уровневой
и профильной дифференциации обществоведческого образования. 25
2.1. Отбор учебного материала в условиях уровневой и профильной
дифференциации. 25
2.2. Приемы и методы организации
и проведении уроков по обществознанию на основе уровневой и профильной
дифференциации. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 52
Введение:
Одной
из тенденций развития современного образования является ее направленность на
личность человека. Такая ориентация выражается в том, что для современной школы
становится важным не только знания, умения и навыки, которые должен получить
ученик, но и раскрытие его личностного потенциала, создание ситуаций выбора и
успеха, позволяющие ученику найти свой путь обучения и развития. Ведь сегодня «как
самая большая ценность в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации
и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная
личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира» [22,
с.155].
Современная
педагогическая наука и практика находится в поисках перехода от модели
унифицированной, общественно-ориентированного образования в вариативной и
личностно-ориентированной, которая, с одной стороны, определяет сохранение
единого образовательного пространства в стране, обеспечивает гарантированный
уровень подготовки, а с другой — предусматривает обучение каждого ребенка в
соответствии с его индивидуальным особенностям, способностей, интересов [12,
с.1].
Появляются
разнообразные методы и формы обучения и воспитания детей (в том числе
одаренных, с отклонениями в развитии и тех, кто плохо адаптируется к социальным
нормам), разрабатываются программы социальной и психолого-педагогической
поддержки неординарных детей [11, с. 120].
Учет
индивидуальных особенностей развития личности в процессе усвоения знаний,
навыков и умений в условиях массовой школы возможно через реализацию
дифференцированного обучения, которое «на основе единой государственной
программы ставит перед учащимися» одного класса — общая для всех когнитивная
проблема, к которой они идут по-разному»[22, с. 155].
В
связи с этим проблема дифференциации образования находится в центре внимания
педагогических коллективов; С ее решением связано обновление и дальнейшее
развитие школы, преодоление устаревших методов обучения и воспитания, развитие
индивидуальности детей на основе гуманизации и демократизации.
Проблема
дифференциации образования усугубляется интеграцией в мировое сообщество, где
эта модель достаточно распространена и обеспечивает качественное образование
молодежи.
Проблеме
дифференциации обучения в отечественной психолого-педагогической науке конца ХХ
— начала ХХI в. посвящено значительное количество научных работ, в которых
исследуются ее резличные аспекты, в частности работы таких ученых, как Ю.
Бабанского, И. Бутузова, Г. Дорофеева, Н. Менчинская, И. Осмоловской, Е.
Рабунскому, Г. Селевко, И А. Парфеновой, И. Чередова, Н. Шахмаев, Г. Щукиной,
И. Якиманская, Г. Бунтовськои, Н. Огурцова (Белоруссия) Х. Лийметс, И. Унт
(Эстония) и др.
Однако, остается
малоразработанной тема использования дифференцированного подхода на уроках обществознания
в 10 классе.
Таким образом, обозначим
проблему исследования: каковы приемы и методы организации и проведении уроков
по обществознанию на основе уровневой и профильной дифференциации.
Объектом данного
исследования является дифференцированный подход на уроках обществознания.
Предмет исследования –
особенности использования дифференцированного подхода на урокахобществознания в
10 классе.
Цель исследования –
выявить приемы и методы организации и проведении уроков по обществознанию на
основе уровневой и профильной дифференциации.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические
аспекты дифференцированного обучения с учетом уровня и профиля,
2. определить особенности
организации и проведения дифференцированного и профильного обучения по
обществознанию,
3. провести отбор
учебного материала в условиях уровневой и профильной дифференциации,
4. выявить приемы и
методы организации и проведении уроков по обществознанию на основе уровневой и
профильной дифференциации.
В ходе исследования использованы следующие методы: анализ научной и методической
литературы, изучение и обобщение опыта работы учителей, анализ результатов,
наблюдение за реальной деятельностью участников образовательного процесса.
Практическая
значимость заключается в том, что для учителей разработаны материалы и
рекомендации по организации учебного процесса в условиях дифференциации
обучения учителей, для учащихся 10 классов разработаны тематические тесты по
обществознанию с учетом дифференцированного подхода.
Материалы данной
работы могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных
классов.
Структура
исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
Заключение:
Тема
дифференцированного подхода к обучению оставалась актуальной на протяжении
последних десятилетий и будет оставаться актуальной до тех пор, пока существует
классная система обучения. Дифференциация обучения — одно из эффективных
средств повышения качества обучения, развития способностей, наклонностей и
интересов учащихся, активности их познавательной деятельности. Дифференциация
образования — одно из ключевых направлений модернизации школы: это определяется
той ролью, которую дифференциация играет в реализации разнообразия
образовательных систем, развитии индивидуализации обучения, нормализации
учебной нагрузки, реализации преемственности в образовании и т. п.
Дифференциация
выступает в качестве определяющего фактора демократизации и гуманизации системы
образования, поскольку обеспечивает условия для оптимального развития каждого
ребенка, поскольку гуманистическая направленность дифференциации требует, чтобы
интересы каждого решались в организации дифференцированное образование.
При выборе
учебного материала преподаватель должен руководствоваться не отдельными
принципами обучения, а их системой, обеспечивая научно обоснованный выбор
целей, выбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся,
создавая благоприятные условия и анализируя учебный процесс.
Систему
подбора учебного материала целесообразно рассматривать не только как составную
часть ядра учебного процесса, но и как необходимый элемент учета индивидуальных
особенностей ребенка, индивидуального подхода к учащимся.
Необходимо
умело регулировать соотношение абстрактного и конкретного, последовательность в
знаниях, силу в усвоении знаний.
Использование дифференцированного обучения на уроках
обществоведческого образования способствует творчеству, как преподавателей, так
и учащихся.
Во второй главе
рассмотрена практика использования различных методов и приемов преподавания
обществознаний в старших классах, а так же представлены свои варианты.
Предлагались варианты
обучения, которые показывают, что правильно выбранные и комбинированные
дифференцированные методы и приемы способствуют формированию у учащихся
правовых знаний, их способности применять на практике, ориентироваться в
явлениях и принимать решения в различных ситуациях, работать в группах выражать
свое мнение, выслушивать и уважать мнение других, организовывать и
координировать свою работу и уметь ее корректировать и оценивать. Было выявлено, что непременным условием обучения
должна являться работа с актуальной информацией.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты преподавания обществознания
на основе уровневой и профильной дифференциации 1.1. Теоретические аспекты дифференцированного
обучения с учетом уровня и профиля Для раскрытия сущности
дифференциации образования необходимо научное определение понятия
«дифференциация». Слово «дифференциация» происходит от латинского слова
«различие», что означает различие, различие. Понятие «дифференциация»
определяется в данном случае как: разделение, разделение, расслоение целого на
различные части, формы, степени [8].
Впервые это понятие в
современном понимании было введено в научный оборот в конце XIX века английским
философом Гербертом Спенсером, после чего его неоднократно использовали
социологи, психологи, маркетологи и др. [9].
Существуют различные
аспекты изучения дифференциации как научной категории: биологические,
философские, социологические, психологические. В частности, современная
социология рассматривает дифференциацию как раскрытие социального целого или
его части на взаимосвязанные элементы, как процесс, ведущий к возникновению
различных видов деятельности, ролей и групп. В психологическом аспекте
дифференциация — это различие как между индивидуально-психологическими
характеристиками человека, так и между их группами [9].
Принимая во внимание
различные аспекты рассмотрения концепта в статьях словарей и энциклопедий,
можно сделать вывод, что дифференциация — это, во-первых, наличие различий в
отдельных группах целого, а, во-вторых, процесс разделения в целом на
типологические группы по определенному критерию. Несмотря на наличие большого количества
литературы, многолетнего опыта исследовательской и практической работы по
проблеме дифференциации образования, нельзя не отметить отсутствие единства и
ясности в трактовке терминов «дифференциация обучения», «Дифференцированное
обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения»,
«дифференциация», «профильная дифференциация», «разделение» и их взаимосвязь
между собой.
В педагогической
литературе встречаются такие трактовки дифференцированного образования:
— с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся в том виде, когда Ученики объединяются в группы на
основе каких-либо особенностей индивидуального обучения, обычно обучение в этом
случае проходит по нескольким различным учебным планам и программам [23, с. 8];
— форма учета индивидуальных
особенностей обучающихся в процессе обучения на основе их разделения на
характерные типологические группы по различным показателям (уровень
образовательных возможностей, успеваемость, познавательный интерес школьников,
темп обучения и др.) [27, с. 210];
— форма организации
учебного процесса, при которой педагог работает с группой учеников,
составленная с учетом наличия каких-либо значимых для учебного процесса общих
качеств (однородная группа) [19];
— специфическая форма
организации учебного процесса, создающая оптимальные условия для реализации
принципа индивидуализации в обучении.
Дифференцированное
обучение в классе:
— Это «учебный процесс,
предусматривающий глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, их
классификацию по типологическим группам и организацию работы этих групп по
выполнению конкретных учебных задач, способствующих их умственному и
нравственному развитию [24, стр. 7].
— процесс, направленный
на развитие способностей, интересов и выявление творческих возможностей
школьников [14];
— организация учебного
процесса в зависимости от учета индивидуальных различий в обучении школьников,
а также формы разделения учащихся на группы, относительно близкие по уровню
обучения (сильный, средний, слабый) для учащихся. Осуществление воспитательной
работы с этими группами на разных уровнях [2, с. 4];
— система обучения, в
которой каждый учащийся, освоив минимум общего образования, обеспечивающий
возможность адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни, получает право и
гарантированную возможность уделять приоритетное внимание тем направлениям,
которые наиболее соответствуют его предпочтениям [6, п. 15];
— фактор развития
познавательной активности учеников на основе развития их интереса и
познавательных потребностей [26, с. 47];
— распределение учебных
планов и программ в старших классах общеобразовательной школы [4, с. 95];
— организация работы на уроках, когда один
ученик или группа, преподаватель предлагает в определенной системе посильные
задачи разной сложности и тем самым создает благоприятные условия для развития
и обучения каждого [17, с. 39];
— специально
организованная учебно-познавательная деятельность (предметно-предметное
педагогическое взаимодействие), которая с учетом возраста, индивидуальных
особенностей субъектов обучения, их социального опыта и исходного состояния,
наклонностей и интересов направлена на оптимальное физическое, духовное и
умственное развитие школьников (учеников), усвоение необходимой суммы знаний,
практических действий по разным учебным планам и программам [20].