Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 1) Развитие познавательной потребности и интеллектуальных возможностей школьника на уроке истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы развития познавательной потребности и интеллектуальных
возможностей школьника на уроке истории. 8
1.1
Познавательная потребность школьника как проблема научного исследования 8
1.2 Основные
факторы развития познавательной потребности и интеллектуальных возможностей
школьника на уроке истории. 16
1.3 Методы и
приемы развития познавательной потребности и интеллектуальных возможностей
школьника на уроке истории. 23
Глава 2
Практические пути развития познавательной потребности и интеллектуальных
возможностей школьника на уроке истории. 34
2.1
Диагностика формирования познавательной потребности и интеллектуальных
возможностей школьников (констатирующий эксперимент) 34
2.2
Технология формирования познавательной потребности и интеллектуальных
возможностей школьников на уроках истории (описание формирующего эксперимента) 46
2.3 Анализ
результатов исследования (контрольный эксперимент) 55
Выводы.. 66
Список
литературы.. 69
Приложения. 73
Введение:
Актуальность темы. Проблема
полноценного и разностороннего развития личности школьника, проявления его
индивидуальности является центральной в педагогической науке. Процессы реформирования образовательной
системы РФ, предоставления ей гуманистической, личностно-ориентированной
направленности требуют от педагогов поиска новых путей качественного
совершенствования образовательного процесса, создания и реализации такой модели
обучения, которая позволит оптимально решать сложные образовательные задачи.
Изменения,
которые происходят в современном обществе требуют переосмысления целей и задач организации
учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях,
поскольку основным ориентиром становится не просто получение общих знаний из
различных отраслей науки, а умение ставить цели, находить необходимую
информацию, анализировать и систематизировать полученные данные, применять их
на практике. Современная система образования направлена на развитие
познавательной потребности и интеллектуальных возможностей школьников как
необходимого условия для их успешной самореализации и самовоспитания.
Становится
очевидным, что повышение уровня интеллектуального развития учащихся становится
одной из центральных проблем повышения качества образования. При этом, в научно-педагогических
трудах, посвященных реформе образования в РФ, говорится о том, что
общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение
определенной суммы знаний, наиболее важной задачей сегодня становится развитие
познавательных потребностей личности. Особое внимание при этом обращается на
разработку новых образовательных технологий, обеспечивающих формирование и
развитие познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей школьников
как доминирующих в их развитии.
В
решении образовательных задач особое место принадлежит истории. Изучение
многообразия исторических событий, явлений, фактов, понятий, тенденций, имевших
место в жизни человечества, история оказывает значимое содействие формированию
личности школьника, характеризующейся качествами, актуальными в современном
мире. История обеспечивает общий
культурный рост личности, формирование системных знаний, кругозора и эрудиции,
воспитывает патриота Родины. При этом, важной проблемой в настоящее время
остаются вопросы активизации познавательной потребности и интеллектуальных
возможностей школьников на уроках истории, расширение сферы интересов учащихся
посредством разнообразия учебного процесса, применения в учебном процессе
современных педагогических технологий и методов обучения. Проблема
формирования и развития познавательной потребности нашла отражение в многочисленных
трудах зарубежных и отечественных исследователей: А. Маслоу, Э. Фромма, Б.А.
Ананьева, И. И. Рыбалко, Н. Ф. Добрынина, В. С. Юркевич, Р. С. Немова, В. С.
Ильина, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И.
Махмутова, Л. В. Занкова, С. В. Рубинштейна, В. Г. Крысько, О. Б. Богомолова,
Л. И. Ягодко, З. М. Сарбашевой, М. М. Скаткина, Н.В. Бордовской, С.И. Розум, П.С.
Гуревич, В.Э. Чудновского, В.С. Юркевич, Ш. А. Амонашвили, А. А. Балла, В. Г.
Дорохина, Е. Е. Кравцовой, В. В. Давыдова, Е.А. Меньшикова, А. К. Марковой и
др.
Педагогические
условия интеллектуального развития школьников рассмотрены в исследованиях
отечественных ученых: Л.М. Горбунова, З.И. Калмыковой, И.С. Ладенко, Н.А.
Менчинской, Р.С. Немова, А.М. Новикова, Б.М. Теплова, Л.Ф. Тихомировой и др.
Заключение:
Результаты
проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
Познавательная
потребность — это стремление к самому процессу познания. Она действует активно,
а средством ее удовлетворения всегда является новое знание, новая информация.
Познавательная
потребность активизирует всю познавательную деятельность личности в целом и
психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской
деятельности. Под ее влиянием становится
активней восприятие, острее наблюдение, активизируется эмоциональная и
логическая память, интенсивней работает воображение, развиваются
интеллектуальные возможности в целом.
Формирование
познавательной потребности — длительный процесс, требующий определенных условий
и зависящий от педагогического руководства, от правильной установки
органического единства системы науки, системы познания этой науки и методики
преподавания в школе.
В
процессе формирования познавательной потребности и развития интеллектуальных
возможностей школьников на современном уроке истории ведущим моментом являются
технологии и методы творческого характера: проблемные, игровые, поисковые,
эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти технологии имеют
высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню
познавательной активности и интересов обучающихся.
Результаты
диагностики учащихся 10-х классов на констатирующем этапе и наблюдение за
преподаванием истории в МБОУ СОШ №14 показало, что школьники недостаточно
мотивированы к восприятию учебного материала и имеют низкие познавательные
потребности, поэтому теоретический материал представленный в виде традиционных
уроков усваивается учащимися слабо. Один из эффективных способов решения этой
проблемы является введение в учебный процесс технологии проблемного обучения,
разнообразия форм организации обучения (игровых методов обучения, приемов
моделирования, проектной деятельности и др.), постепенно усложняя приемы и
методы обучения с учетом индивидуально-личностных аспектов развития каждого
школьника, что не только повысит уровень развития познавательных потребностей и
интерес учеников к истории, но и обеспечит более глубокое усвоение содержания
учебного материала, позволит включить учащихся в целенаправленный творческий
процесс мыслительной деятельности.
В
результате математической обработки результатов исследования наблюдаются
статистически значимые различия между показателями формирования познавательной
потребности в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах
исследования (U = 489,5; p = 0,00), креативности мышления (U = 675,5; p =
0,01). Статистика U-критерия Манна-Уитни свидетельствует о том, что применение
современных технологий и методов обучения в процессе изучения истории
способствуют повышению уровня формирования познавательной потребности и
интеллектуальных возможностей учащихся. В контрольной группе
значимых изменений не было выявлено.
Таким
образом, в результате проведенного эмпирического исследования нами была
доказана поставленная в работе гипотеза о том, что развитию познавательной
потребности и интеллектуальных возможностей школьников на уроках истории
способствует применение современных методов, приемов и технологий обучения.
Использование нестандартных форм организации учебной деятельности способствует
развитию учебной потребности и мотивации, инициативы, стремлению к творческой
мыслительной деятельности. На констатирующем этапе средний ранг уровня
творческого мышления составляет 2,6, на контрольном этапе – 3,2. Это доказывает
то, что увеличение индивидуальных показателей развития творческого мышления
школьников под воздействием современных методов, приемов и технологий обучения
на уроках истории, неслучайно. Отмечено, применение современных образовательных
технологий в процессе изучения истории способствуют формированию познавательной
потребности, учебной мотивации, активности и развитию интеллектуальных
возможностей школьников, содействует созданию позитивного эмоционального
состояния на уроках.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы развития познавательной
потребности и интеллектуальных возможностей школьника на уроке истории
1.1 Познавательная потребность школьника как проблема
научного исследования Развитие
познавательной деятельности школьников является одной из стержневых задач
модернизации российского образования, отраженных в рамках ФГОС. В работе В.В.
Воронова отмечается, что «…современные подходы к модернизации российского
образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели
и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования»[1]. Современное общество
заинтересовано в выпускниках школ, которые имеют развитые познавательные
потребности, нацеленных на саморазвитие и самореализацию и умеющие оперировать
полученными знаниями на практике, ориентироваться в современном информационном
пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно
оценивать себя и свои достижения.
Проблема
изучения познавательной потребности нашла свое отражение в многочисленных
трудах отечественных и зарубежных исследователей, которые отмечали наличие у
человека потребности работать умом и относили данную потребность к духовной
потребности личности. При этом взгляды исследователей на предмет сущности формирования
познавательной потребности являются различными. Результаты проведенного анализа
научной литературы свидетельствуют о том, что на сегодняшний день не
сформировано единое мнение в понимании данного феномена, а также специфики его
развития в онтогенезе.
Потребность
является определенным состоянием организма, отражающим недостаток необходимых
для его нормального функционирования веществ, энергии или других факторов,
которое может быть охарактеризовано напряжением живой системы, побуждающим
организм к деятельности, направленной на устранение возникшей нужды.
Рядом
авторов, под понятием «потребность» понимается «…нужда организма в чем-либо», «…источник
активности, предпосылка всякой деятельности» (А.И. Леонтьев, П.А. Кисляков,
Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова)[2], другими – «…состояние
индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его
существования» (А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова и др.)[3].
Под
потребностью в познании понимается потребность в деятельности, направленной на
получение нового знания. При этом, познавательная потребность является одной из
сущностных признаков личности.
В
работах А.Х. Маслоу, Э. Фромма подчеркивается аспект врожденности потребности в
познании[4] . Так, Э. Фромм отмечал,
что наличие стремления к познанию, к освоению мира является одним из глубоких
интимных влечений личности — желанием познать логику окружающего мира,
удовлетворить свое стремление к пониманию смысла существования. В работах А. Х.
Маслоу подчеркивается принадлежность потребности в познании к высшему уровню
потребностей, при реализации которых человек становится индивидуальностью.
Потребность
рассматривается как основной источник движущих сил развития в мотивационных
теориях А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, теории К. Левина. B.C. Ротенберг, С. М.
Бондаренко характеризуют потребность как
«…исходное побуждение к деятельности, которое свидетельствует о том, что
человек испытывает нужду в чем-либо»[5]
Л.И.
Божович отмечает социальную природу
познавательной потребности и характеризует потребность в познании с позиции отраженной
в форме переживания нужды индивида в том, что «…необходимо для поддержания и
развития личности»[6].
В
монументальном труде польского психолога профессора К. Обуховского потребность определяется как «…состояние
человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым»
и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия[7]. Раскрывая
сущность формирования познавательной потребности, автор отмечает, что познавательная
деятельность человека «…динамизирована напряжением, которое возникает
вследствие самого факта существования чего-то, что требует познания».
Познавательные
потребности принадлежат к духовным и охватывают довольно большую группу
стремлений, которые удовлетворяются в процессе познавательной деятельности
(потребность в знаниях, в интеллектуальном напряжении, в самообразовании и
др.). [1] Воронов В.В.
Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. – 2 изд. — М.: ПО России, 2018. — 288 c [2] Кисляков П.А.
Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А.
Шмелева, Е.А. Петрова. — М.: Русайнс, 2018. — 184 c. [3] Матюшкин А. М.
Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций/ А. М.
Матюшкин – 2 изд. — М.: Атика, 2017. — 192 с. [4] Маслоу А. Х.
Мотивация и личность. /А. Х. Маслоу. — СПб.: Питер, 2017. – 610с. [5] Ротенберг B.C.
Трудности детского мышления/ Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. – СПб: Питер,
2016. – 117с. [6] Божович Л. И.
Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И.
Фельдштейна — 4-е изд. — Воронеж: МОДЭК, 2017. — 349 с. [7] Обуховский К.
Галактика потребностей. Психология влечений человека/ К.Обуховский — СПб.:
Питер, 2018. – 388с.