Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История и обществознание

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 1. Формирование метапредметных результатов обучения при изучении экономической сферы общественной жизни»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1.
Научно-теоретические подходы к формированию метапредметных результатов обучения
при изучении экономической сферы общественной жизни ………………………………………………………………………………7

1.1. Основные
понятия «результаты обучения» и «метапредметные результаты обучения» в
психолого-педагогической науке ………………….7

1.2.
Особенности формирования метапредметных результатов обучения при изучении
экономики в профильных классах ……………………………10

2.
Практические аспекты формирования метапредметных результатов обучения при
изучении экономики в профильных классах ………………….20

2.1. Формы,
методы и средства формирования метапредметных результатов……………………………………………………………………..20

2.2. Опыт
проведения уроков по экономике с целью формирования метапредметных результатов …………………………………………………50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………56

Список использованной литературы ……………………………58

  

Введение:

 

Стремительные
изменения, происходящие в обществе, обусловили необходимость оперативного
реформирования российской образовательной системы. Метапредметные результаты обучения по ФГОС стали новым показателем
эффективности школьного обучения ввиду того, что только универсальные учебные
действия (далее – УУД), освоенные в ходе выполнения различных образовательных
задач, гарантируют готовность выпускников:

· уверенно применять полученные знания на практике, реализовывать
освоенные умения и навыки в нестандартных ситуациях;

· быстро ориентироваться в потоке информации, мыслить критически;

· действовать в условиях ситуациях выбора, аргументировано отстаивать свою
позицию и нести ответственность за принятое решение.

На
протяжении длительного времени стратегической целью системы отечественного
образования являлось формирование у учеников обширной предметной базы, поэтому
российские школьники долгие годы демонстрировали высокие результаты на
международных конкурсах и олимпиадах. Стремительный технический прогресс
обусловил снижение ценности информации, с недавних пор ставшей общедоступной,
поэтому во главу процесса обучения согласно ФГОС были выведены личностные
метапредметные и предметные результаты обучения – совокупность знаний,
умений и навыков, овладение которыми гарантирует обучение различным видам
продуктивной деятельности в будущем и успешную профессиональную самореализацию
выпускников.

Актуальность данной темы
исследования связана с тем, что изменения в образовательной парадигме
обусловлены необходимостью отказаться от устаревшей
информационно-концептуальной системы в пользу системно-деятельностного подхода,
включающего инновационные и творческие компоненты в педагогический процесс.
Формирование метапредметных результатов обучения в школе, по сути, являются
концептуальным ответом на новые образовательные задачи, демонстрацией прогресса
образовательного процесса, который характеризуется свободной структурой и
широким выбором организационных возможностей.

Формирование метапредметных результатов обучения при изучении
экономической сферы общественной жизни актуально так же в связи с рядом
обстоятельств:

1. Масштабные
социально-экономические изменения последних лет, связанные с процессами
глобализации, быстрой технологической революцией и доступностью знаний,
существенно повлияли на экономические реалии жизни российского общества, что
привело к смене ключевых приоритетов государственной образовательной политики.
Необходимо было срочно искать возможности повысить уровень экономического
образования в целом.

2. Предмет «Экономика» в профильных
классах, предполагает использование различных форм, средств и методов обучения,
которые должны быть направлены на формирование личности готовой к современным
социально-экономическим изменениям в современном обществе. Именно поэтому
достижение метапредметных результатов 
должно способствовать повышению познавательной и личностной активности
каждого ученика, мотивации и уровня социализации.

Следует отметить, что изучение
экономики сегодня является насущной необходимостью. В системе экономических
отношений каждый из нас выступает полноправным участником хозяйственной жизни в
стране и мире сначала как потребитель, а впоследствии как производитель товаров
и услуг. Вне экономики не остается никто. Поэтому знание этой науки поможет
подрастающему поколению сориентироваться в окружающем мире, целенаправленно
принимать рациональные решения, проявлять свои сильные и слабые стороны на
рынке труда, обеспечивать благосостояние своей семьи. Включение учебного
предмета «Экономика» в инвариантную составляющую часть учебных планов и
разработка ряда спецкурсов по экономике нуждаются в повышении уровня
методической подготовки. В практике обучения экономики важным является не
только раскрытие содержания экономических категорий и концепций, но найти
эффективные формы их преподавания, добиться их усвоения. Именно поэтому, поиск
путей достижения метапредметных результатов обучения при изучении этой
дисциплины в методике является актуальным.

В современной отечественной педагогической школе существует
два основных подхода к пониманию метапредметных результатов обучения: В.В.
Краевский, А.В. Хуторский, Ю.В. Громыко, М.В. Громыко и др. Авторы
рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию
метапредметных образовательных результатов, то есть как реализацию
метапредметного, междисциплинарного обучения при изучении общеобразовательных
школьных предметов. Таким образом, метапредметными результатами являются навыки
и умения, сформированные в процессе обучения, необходимые для самостоятельного
изучения предмета и работы с информацией. Результат позволит детям и дальше
самостоятельно расширять и изменять свои собственные знания и, таким образом,
сохранять свою ценность [19].

Формирование
метапредметных результатов в рамках учебного предмета по экономике, так же были
широко изучены в научных трудах: А.А. Гарифуллина, П.А. Дубовская, Е.В.
Евпалова, А.А. Зинченко, Г.Э. Королева, Н.П. Хвесенят и др.

Как
видно из представленного научного обзора вопросы формирования метапредметных
результатов на уроках экономики очень актуальны. Но, несмотря на большую
численность публикаций по теме, данный дидактический феномен до конца не
изучен. В свете этого наибольшую сложность вызывает проблема формирования
метапредметных результатов обучения при изучении экономической сферы
общественной жизни в профильных классах.

Объект исследования:
уроки экономики в общеобразовательной школе.

Предмет
исследования: процесс формирования метапредметных результатов обучения при
изучении экономической сферы общественной жизни в профильных классах.

Цель
исследования — проанализировать особенности достижения метапредметных
результатов обучения в профильных классов на уроках экономики.

Задачи
исследования:

1. изучить
научно-теоретические подходы к формированию метапредметных результатов обучения
при изучении экономической сферы общественной жизни,

2. проанализировать практические аспекты формирования метапредметных
результатов обучения при изучении экономики в профильных классах.

Источниковая база исследования: При исследовании обозначенной проблемы была проанализирована
нормативно-правовая база: Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования, Концепция национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа».

Основными методами для
написания работы стали:

— теоретические: анализ
и обобщение научной литературы,

— практические: анализ и
оценка передового педагогического опыта по формированию метапредметных
результатов преподавания уроков экономики в старших классах.

Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что основные выводы и анализ
практического опыта может быть положен в основу дальнейшего исследования по
методике преподавания экономики в старших классах.

Данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1. Научно-теоретические подходы к формированию
метапредметных результатов обучения при изучении экономической сферы
общественной жизни ………………………………………………………………………………7

1.1. Основные понятия «результаты обучения» и
«метапредметные результаты обучения» в психолого-педагогической науке ………………….7

1.2. Особенности формирования метапредметных
результатов обучения при изучении экономики в профильных классах ……………………………10

2. Практические аспекты формирования
метапредметных результатов обучения при изучении экономики в профильных классах ………………….20

2.1. Формы, методы и средства формирования
метапредметных результатов……………………………………………………………………..20

2.2. Опыт проведения уроков по экономике с целью
формирования метапредметных результатов …………………………………………………50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………56

Список
использованной литературы ……………………………58 ВВЕДЕНИЕ Стремительные
изменения, происходящие в обществе, обусловили необходимость оперативного
реформирования российской образовательной системы. Метапредметные результаты обучения по ФГОС стали новым показателем
эффективности школьного обучения ввиду того, что только универсальные учебные
действия (далее – УУД), освоенные в ходе выполнения различных образовательных
задач, гарантируют готовность выпускников:

· уверенно применять полученные знания на практике, реализовывать
освоенные умения и навыки в нестандартных ситуациях;

· быстро ориентироваться в потоке информации, мыслить критически;

· действовать в условиях ситуациях выбора, аргументировано отстаивать свою
позицию и нести ответственность за принятое решение.

На
протяжении длительного времени стратегической целью системы отечественного
образования являлось формирование у учеников обширной предметной базы, поэтому
российские школьники долгие годы демонстрировали высокие результаты на
международных конкурсах и олимпиадах. Стремительный технический прогресс
обусловил снижение ценности информации, с недавних пор ставшей общедоступной,
поэтому во главу процесса обучения согласно ФГОС были выведены личностные
метапредметные и предметные результаты обучения – совокупность знаний,
умений и навыков, овладение которыми гарантирует обучение различным видам
продуктивной деятельности в будущем и успешную профессиональную самореализацию
выпускников.

Актуальность данной темы
исследования связана с тем, что изменения в образовательной парадигме
обусловлены необходимостью отказаться от устаревшей
информационно-концептуальной системы в пользу системно-деятельностного подхода,
включающего инновационные и творческие компоненты в педагогический процесс.
Формирование метапредметных результатов обучения в школе, по сути, являются
концептуальным ответом на новые образовательные задачи, демонстрацией прогресса
образовательного процесса, который характеризуется свободной структурой и
широким выбором организационных возможностей.

Формирование метапредметных результатов обучения при изучении
экономической сферы общественной жизни актуально так же в связи с рядом
обстоятельств:

1. Масштабные
социально-экономические изменения последних лет, связанные с процессами
глобализации, быстрой технологической революцией и доступностью знаний,
существенно повлияли на экономические реалии жизни российского общества, что
привело к смене ключевых приоритетов государственной образовательной политики.
Необходимо было срочно искать возможности повысить уровень экономического
образования в целом.

2. Предмет «Экономика» в профильных
классах, предполагает использование различных форм, средств и методов обучения,
которые должны быть направлены на формирование личности готовой к современным
социально-экономическим изменениям в современном обществе. Именно поэтому
достижение метапредметных результатов 
должно способствовать повышению познавательной и личностной активности
каждого ученика, мотивации и уровня социализации.

Следует отметить, что изучение
экономики сегодня является насущной необходимостью. В системе экономических
отношений каждый из нас выступает полноправным участником хозяйственной жизни в
стране и мире сначала как потребитель, а впоследствии как производитель товаров
и услуг. Вне экономики не остается никто. Поэтому знание этой науки поможет
подрастающему поколению сориентироваться в окружающем мире, целенаправленно
принимать рациональные решения, проявлять свои сильные и слабые стороны на
рынке труда, обеспечивать благосостояние своей семьи. Включение учебного
предмета «Экономика» в инвариантную составляющую часть учебных планов и
разработка ряда спецкурсов по экономике нуждаются в повышении уровня
методической подготовки. В практике обучения экономики важным является не
только раскрытие содержания экономических категорий и концепций, но найти
эффективные формы их преподавания, добиться их усвоения. Именно поэтому, поиск
путей достижения метапредметных результатов обучения при изучении этой
дисциплины в методике является актуальным.

В современной отечественной педагогической школе существует
два основных подхода к пониманию метапредметных результатов обучения: В.В.
Краевский, А.В. Хуторский, Ю.В. Громыко, М.В. Громыко и др. Авторы
рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию
метапредметных образовательных результатов, то есть как реализацию
метапредметного, междисциплинарного обучения при изучении общеобразовательных
школьных предметов. Таким образом, метапредметными результатами являются навыки
и умения, сформированные в процессе обучения, необходимые для самостоятельного
изучения предмета и работы с информацией. Результат позволит детям и дальше
самостоятельно расширять и изменять свои собственные знания и, таким образом,
сохранять свою ценность [19].

Формирование
метапредметных результатов в рамках учебного предмета по экономике, так же были
широко изучены в научных трудах: А.А. Гарифуллина, П.А. Дубовская, Е.В.
Евпалова, А.А. Зинченко, Г.Э. Королева, Н.П. Хвесенят и др.

Как
видно из представленного научного обзора вопросы формирования метапредметных
результатов на уроках экономики очень актуальны. Но, несмотря на большую
численность публикаций по теме, данный дидактический феномен до конца не
изучен. В свете этого наибольшую сложность вызывает проблема формирования
метапредметных результатов обучения при изучении экономической сферы
общественной жизни в профильных классах.

Объект исследования:
уроки экономики в общеобразовательной школе.

Предмет
исследования: процесс формирования метапредметных результатов обучения при
изучении экономической сферы общественной жизни в профильных классах.

Цель
исследования — проанализировать особенности достижения метапредметных
результатов обучения в профильных классов на уроках экономики.

Задачи
исследования:

1. изучить
научно-теоретические подходы к формированию метапредметных результатов обучения
при изучении экономической сферы общественной жизни,

2. проанализировать практические аспекты формирования метапредметных
результатов обучения при изучении экономики в профильных классах.

Источниковая база исследования: При исследовании обозначенной проблемы была проанализирована
нормативно-правовая база: Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования, Концепция национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа».

Основными методами для
написания работы стали:

— теоретические: анализ
и обобщение научной литературы,

— практические: анализ и
оценка передового педагогического опыта по формированию метапредметных
результатов преподавания уроков экономики в старших классах.

Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что основные выводы и анализ
практического опыта может быть положен в основу дальнейшего исследования по
методике преподавания экономики в старших классах.

Данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 1. Научно-теоретические подходы к
формированию метапредметных результатов обучения при изучении экономической
сферы общественной жизни 1.1. Основные понятия «результаты
обучения» и «метапредметные результаты обучения» в психолого-педагогической
науке Результаты обучения являются одним из основных показателей
эффективности всей системы образования. На основе определения и оценки
результатов обучения планируется разработать процедуры аккредитации
образовательных программ и учебных заведений.

Словарь-справочник
[7, с. 10-11] включает два подхода к определению: «Результаты обучения: 1)
Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню
образования. 2) Социально значимые характеристики качества образования».

Тенденция
выделения метапредметных результатов обучения позволила отказаться от
традиционной классификации понятийной базы школьных знаний по предметам, что
опосредованно препятствовало осознанию школьниками целостной системы мира. ФГОС
выделяет 12 направлений метадеятельности, формирование которых является
основной задачей комплекса школьного образования. Вместе с тем важно отметить,
что содержание и трактовку отдельных показателей личностного и познавательного
развития подрастающего поколения целесообразно расширять и корректировать ввиду
стремительного возникновения новых научных, экономических и социальных
тенденций.

Система
оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации
традиционного для российской педагогики модуля обучения складывалась годами, и
при этом ее критерии неоднократно расширялись, дополнялись и
совершенствовались. В условиях нового времени, когда происходит активное
реформирование методических принципов, оценка
метапредметных результатов обучения по ФГОС вызывает серьезные сложности
на всех уровнях – у педагогов начальной школы, учителей-предметников и даже
методистов, которые продолжают работать над пояснением понятийной базы
применения системно-деятельностного подхода в обучении.

По
причинам, представленным выше, на данный момент в практике оценивания
результатов метадеятельности учеников сформировано три подхода:

1. Достижение надпредметных
целей обучения рассматривается как результат успешной реализации тщательно
сконструированных диагностических задач, направленных на выявление
сформированности конкретного вида УУД.

2. За показатель высокого
уровня проявления метаумений принимается уверенное выполнение школьником
предметных заданий различного типа сложности, а также фиксирование достойных
личностных результатов обучения. Данный подход основан на принятии утверждения,
что без метапредметных умений невозможно успешное выполнение текущих
образовательных заданий.

3. Успешное овладение
надпредметными умениями может быть зафиксировано в ходе выполнения учениками
заданий интеграционного характера, требующих применения комплекса знаний,
умений и навыков.

Идея
метапредметности как ведущего принципа
образования с точки зрения педагогики генетически связана с концепциями научных
школ Ю.В. Громыко и А.В. Хуторского. Учебные метапредметы,
метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность с
1980–1990-х годов проектируются и реализуются именно этими научными школами. В
настоящее время существует несколько направлений в трактовке понятия
«метапредметность». Чтобы определиться с собственной позицией, сопоставим
основные (концептуальные) идеи этих научных школ по интересующему нас вопросу.

Можно
отметить, что, несмотря на некоторые расхождения по ряду положений, ученые
занимают близкие позиции в определении того, что можно считать результатами
метапредметного обучения. Ю.В. Громыко указывает на способности и
компетенции, а А.В. Хуторской говорит о самореализации человека, которая
связана с актуализацией и развитием способностей личности – как
интеллектуальных, так и творческих.

Раскрывая суть эвристического обучения, А.В. Хуторской
среди качеств личности обучающегося, подлежащих развитию, называет: умение
задавать вопросы, умение отыскивать причины явлений, фантазию,
гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, прогностичность,
критичность, наличие своего мнения, способность поставить цель и организовать
ее достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ
и самооценку, умение находить, преобразовывать и передавать информацию и т.д.

Ю.В. Громыко говорит о базовых способностях: памяти,
внимании, мышлении, понимании, способности к коммуникации, к рефлексии, к
действию.

Некоторые метапредметные результаты обучающихся, о которых
говорится в ФГОС основного общего образования, трактуются как проявление
продуктивного мышления, интеллектуально-творческих способностей (А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова и др.).
В первую очередь, это умение: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации и классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы.

Таким образом, ФГОС общего
образования ориентируют образовательный процесс на развитие «метапредметных
способностей» учеников.

Развитие интеллектуальных и
творческих способностей учеников всегда было
важнейшей задачей образования. До недавнего времени деятельность по развитию
способностей учеников нередко носила несистемный характер, т.к. учителя своей
главной целью считали достижение только предметных результатов и грамотный
подбор индивидуального образовательного маршрута на уроке. ФГОС общего
образования ориентирует педагогов на содержание образования, которое включает в
себя не только знания, но и способы деятельности, освоение которых является
метапредметным результатом. 1.2. Особенности формирования
метапредметных результатов обучения при изучении экономики в профильных классах Раздел
«Экономика» в школьном курсе обществознания, без преувеличения самая молодая
дисциплина. Первая образовательная программа по экономике была запущена в 1993
году в рамках образовательной области «Обществознание». Модули по экономике и
праву были включены в программу именно по этому школьному предмету. Как
самостоятельная дисциплина экономика появляется только в начале 2000-х годов.

Кроме
того, экономика – это предмет, который интегрирует уже имеющиеся у учеников
знания по математике, информатике, истории, географии, праву, обществознанию и
углубляет их. Именно в рамках курса «Обществознания» учащиеся учатся делать
выводы, конструировать модели и ситуации не на отвлеченных примерах, а на
вполне жизненных, близких и понятных каждому. Следовательно, при изучении
раздела экономики у учащихся формируются такие ключевые компетенции, как:


готовность к разрешению проблем,


технологическая компетентность,


готовность к самообразованию,


готовность к использованию информационных ресурсов,


готовность к социальному взаимодействию,


коммуникативная компетентность.

Новизна концепции современного урока экономики
определяется следующими основными факторами:

— изменением роли учителя, главной задачей которого
становится разра¬ботка дидактических материалов для методического обеспечения
урока;

— активизацией процесса учения, то есть
учебно-познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока под контролем
учителя;

— формированием творческих мыслительных способностей и
познавательной самостоятельности учащихся путем разрешения проблемных ситуаций;

— учетом психологических аспектов взаимодействия
учителя и учеников.

Инновационное содержание современного урока экономики
определяется новыми целями, задачами, структурой и содержанием каждого его
этапа. Перед современным уроком стоят конкретные цели:

— изучать и усваивать новейшие течения в теории и
методике обучения;

— формировать умения учащихся гибко реагировать и
умело адаптиро¬ваться в изменяющихся учебных и жизненных ситуациях;

— вырабатывать навыки самостоятельного пополнения,
усвоения и применения экономических и иных знаний; — учиться критическому
мышлению, постоянной работе над повышением интеллектуального и культурного
уровня;

— делать осознанный выбор жизненного пути с учетом
способностей и особенностей характера.

Реализации выделенных целей современного урока
экономики способствует новое содержание решаемых на нем задач. Перечислим, на
наш взгляд, главные из них. Прежде всего, это:

— проблемный характер обучения.

— нацеленность обучаемых на активную самостоятельную
работу путем самоорганизации, самообучения, самодеятельности.

— реализации исследовательского характера процесса
учения.

— умений и навыков учащихся вести дискуссию.

— прикладному характеру знаний, умений и навыков с
целью реального и максимального использования их сегодня и в будущем.

В соответствии с представленным содержанием и
целями  освоение учебного предмета
«Экономика» предполагает достижение метапредметных результатов:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;

Достижение
и оценка метапредметных результатов разработчики стандарта связывают с
различными методами, средствами и формами обучения.

Продуктивный метод реализуется через следующие способы
обучения:

— проблемное обучение — конструирование учителем и
разрешение учениками проблемных ситуаций, связанных с устранением возникающего
противоречия между новым и старым знанием;

— развивающее обучение — формирование творческой
личности на основе достижения высокого уровня междисциплинарных знаний,
отвечающих требованиям компетентности, зрелости, профессионализма, личности,
способной к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, адаптации к
меняющимся условиям, созданию нового;

— исследовательское обучение, включающее элементы
анализа и содержательного обобщения.

Достижением метапредметных результатов считается и то,
что на уроках экономики развиваются способности самостоятельно:

— выявлять основополагающие экономические проблемы,
альтернативы, затраты и выгоды;

— анализировать стимулы, действующие в разных
экономических ситуациях и побуждающие к оптимальным действиям;

— изучать и предвидеть последствия изменений в
экономических и социальных условиях страны и государственной политике;

— отбирать, упорядочивать экономические факты,
предопределять позитивные последствия, принимать или намечать меры для
избежания ошибочных действий;

— сравнивать затраты и результаты, делать выбор в
сторону эффективных решений, идти на риск.

Классифицировать нетрадиционные уроки можно по
отдельным предметам: для уроков экономики, в основе которой — различные виды
учебной деятельности: игры-реконструкции игры-обсуждения игры-соревнования.

На основе дискуссионной деятельности:

— семинары (индивидуальная работа);

— структурированные дискуссии (групповая работа);

— проблемно-практические дискуссии (коллективная
деятельность класса).

На основе исследовательской деятельности:

— практические занятия (коллективная деятельность
класса);

— проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

— исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Формы проведения уроков экономики позволяют решать
следующие дидактические задачи:

— образовательные — формировать экономическую
компетентность, прививать основы научного экономического мышления и поведения,
вырабатывать умение творчески мыслить и самостоятельно действовать в любых
(сначала учебных, а затем и жизненных) ситуациях;

— развивающие — стимулировать интерес учащихся к
познанию и целостному видению мира, потребность узнавать новое, стремление
само¬стоятельно пополнять знания и приобретать опыт экономических отношений,
понимать роль человека, в том числе свою, в постоянном развитии и
совершенствовании окружающей действительности;

— воспитательные (мировоззренческие) — учить строить
правильные, основанные на уважении, партнерстве, помощи и поддержке, доброте и
справедливости отношения с другими учениками и педагогом, формировать умение
адекватно воспринимать происходящие в мире, стране, регионе перемены и
осознанно принимать решения, развивать такие качества, как бережливость,
трудолюбие, рациональность, ответственность, честность и т. д.

Системный характер уроков экономики тесно связан с
преемственностью обучения, так как преобразует элементарные умения в навыки,
которые необходимы для приобретения сложных умений. Проведение различных форм
уроков способствует усвоению базовых экономических понятий, осознанию их
специфики, пониманию характера связей между ними и учит решать экономические
проблемы с опорой на собственный опыт и опыт родителей, сверстников. Это могут
быть уроки игры, семинары, проекты, лекции, исследования и т.д.

Пространством
формирования метарезультатов становится и новый вид образовательной
деятельности, предложенный в стандарте — это внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность с введением ФГОС является обязательной составляющей
образовательной деятельности каждого ученика, так как включена в стандарт.
Программа внеурочной деятельности нацелена на планируемый результат, важную
составляющую общего результата реализации основной образовательной программы
школы, — на достижения ученика, новые знания и компетенции, приобретенные им в
пространстве внеурочной деятельности.

Наряду со
знакомыми формами и «околопредметным» содержанием внеурочная деятельность дает
возможность организовать максимально насыщенную метапредметную среду. Именно в
рамках внеурочной деятельности образовательное учреждение может создать
оптимальные условия для достижения метапредметных результатов реализации
основной образовательной программы.

Для
лучшего понимания рассмотрим особенности формирования метапредметных
результатов в 10-11 классах  по
нескольким темам [28]:

1.
«Экономика и экономическая наука». Эта тема является вводной в изучение
экономики. В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать и понимать
значение изучения экономической теории. Основные понятия, которые необходимо
изучить и закрепить: понятия экономики в широком и узких смыслах, понятия
экономической науки, потребностей, изучить сущность факторов, влияющих на
формирование потребностей человека. При организации можно применить такие
нетрадиционные формы как проблемно-практическую дискуссию для обсуждения
проблемных вопросов всем классом, семинары, лекции обратного действия,
урок-конкурс и др.

2.
«Экономические системы». Тема рассчитана на 4 часа изучения. В ходе нее
учащиеся должны изучить основные типы экономических систем и их особенности.
Согласно содержанию темы, можно использовать 
нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ, уроки дискуссии,
игровые формы, например, организовать игру «Поле чудес» по закреплению основных
терминов.

3.
«Рынок». Тема объемная и рассчитана на 9 часов изучения. В ходе ее изучения
должны освоится понятия спроса и предложения, рыночного равновесия, конкуренции
и её видов, монополия, олигополия и др. Здесь уместно будет провести
нетрадиционные уроки с использованием исследовательских методов в группах,
семинары, деловые игры, публичные выступления.

4.
«Фирма». Тема включает в себя 11 занятий. Основные понятия, которые необходимо
усвоить во время ее изучения: формы организации бизнеса и их различия,
экономику фирмы, механизм ее финансирования. Здесь органично смотрелись бы
такие нетрадиционные формы уроков как деловая игра, работа с источниками и их
анализ, решение задач, уроки с использованием ИКТ, публичные выступления.

5.
«Рынок труда и его особенности». На данную тему выделяется 2 часа. В ходе ее
изучения должны быть изучены такие понятия: особенности рынка труда, заработная
плата, производительность труда. Среди всех нетрадиционных форм здесь можно
выделить решение задач.

6.
«Семейная экономика». Тема рассчитана на 3 часа. Цель изучения данной темы –
объяснить значимость составления семейного бюджета, его составляющие: доходы и
расходы, изучить понятие неравномерного распределения бюджета.

Рассмотрим
в качестве примера опыт выполнения проекта с целью исследования рынка труда и
разработки рекомендаций для улучшения ситуации с занятости населения в
исследуемом районе.

Проект «Рынок труда». Цель проекта: сформировать у учащихся навыки проведения исследований и презентации
полученных знаний и опыта; развитие социально и экономически значимых
личностных качеств старшеклассников[12].

Задачи проекта:

1)
формирование навыков проведения исследований;

2)
формирование целостного представления о рынке труда;

3)
определение собственного отношения к рынку труда;

4)
выработка собственной стратегической линии поведения в экономической структуре
социума.

Работа над проектом

Работа
над проектом происходит в течение двух недель. Цель деятельности учащихся при
работе над проектом — анализ особенностей обеспеченности трудовыми ресурсами и
уровня безработицы в своем городе (поселке).

Класс
разделен на группы, каждая из которых работает с определенным социумом
(своеобразная сегментация рынка труда) — подростки, выпускники школ и студенты,
молодежь до 30 лет, люди среднего возраста. По окончании работы должен быть
представлен проект с анализом и соответствующими выводами. Для того чтобы
создать и защитить проект, необходима соответствующая информация. В ходе
обсуждения алгоритма действия ученики выбрали способы сбора информации:
социологический опрос и проведения интервью. Этап поиска и сбора информации
дает возможность ученикам приобрести навыки в получении необходимой информации.
Через различные ситуации общения с людьми старшеклассники учатся «имитировать»
различные точки зрения.

Наиболее
сложная часть работы над проектом — обработка прикрепленные информации. Здесь
необходимо уметь формировать собственные выводы.

Работа
над проектом заканчивается представлением результатов в форме конференции,
которая позволяет каждому ученику осознать нужность собственного участия в
данном проекте.

Каждая
из групп представляет вопрос анкеты на которые отвечали жители города (поселка)
в течение проведения социологического опроса.

Итак,
для опроса можно предложить следующие вопросы:


какие профессии наиболее востребованы сейчас?


какими важными качествами должен обладать потенциальный работник?


какую профессию вы выбрали (выберете) для себя и почему?


проблема безработицы стоит довольно остро, особенно для молодежи?

Для
опроса молодежи 30 лет и людей среднего возраста предлагались следующие
вопросы:

Вы
работаете (не работаете, безработный)?

Ваш
уровень образования?

Чем
Вас привлекает профессия, которую вы выбрали или работа, которую вы выполняете?

Что
можно сделать в нашем городе (поселке) для того, чтобы решить проблему с
безработицей?

Анализ
обработки данных социологического опроса каждая из групп иллюстрирует
диаграммами, графиками, схемами с использованием ИКТ. В ходе проведения
исследования ученики также обращались за информации в районные центры
занятости, чтобы выяснить количество официально зарегистрированных безработных
по возрастным группам.

На
конференции каждая из групп учащихся представляет свой отчет подкрепляя его
наглядными материалами. В ходе презентации происходит обмен мнениями,
рассматриваются проблемы безработицы и трудоустройства, предлагаются
собственные варианты путей ее решения.

Полученная
информация в течение отчета-презентации обсуждается и анализируется учениками
класса. По окончании презентации учащимся предлагается ответить на следующие
вопросы:


кому, с вашей точки зрения, будет интересна и полезна данная информация и
полученные выводы?


может использовать представленные материалы?

— как
можно распространить для ознакомления полученную информацию среди жителей
города (поселка)? [19]

Ученики
в течение обсуждения возможностей применения полученной информации в жизни
собственного города (поселка), страны, приходят к формированию новых проблем
(решение которых необходимо в будущем).

В
качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить сообщение о
трудовых династиях своего города (поселка)

Проведение
подобных уроков отличаются интерактивностью и реализуются при помощи средств
наглядности. Данные формы уроков помогают учителю:

-осуществлять
контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме;


обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение уча 

Фрагмент текста работы:

 

1. Научно-теоретические подходы к
формированию метапредметных результатов обучения при изучении экономической
сферы общественной жизни 1.1. Основные понятия «результаты
обучения» и «метапредметные результаты обучения» в психолого-педагогической
науке Результаты обучения являются одним из основных показателей
эффективности всей системы образования. На основе определения и оценки
результатов обучения планируется разработать процедуры аккредитации
образовательных программ и учебных заведений.

Словарь-справочник
[7, с. 10-11] включает два подхода к определению: «Результаты обучения: 1)
Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню
образования. 2) Социально значимые характеристики качества образования».

Тенденция
выделения метапредметных результатов обучения позволила отказаться от
традиционной классификации понятийной базы школьных знаний по предметам, что
опосредованно препятствовало осознанию школьниками целостной системы мира. ФГОС
выделяет 12 направлений метадеятельности, формирование которых является
основной задачей комплекса школьного образования. Вместе с тем важно отметить,
что содержание и трактовку отдельных показателей личностного и познавательного
развития подрастающего поколения целесообразно расширять и корректировать ввиду
стремительного возникновения новых научных, экономических и социальных
тенденций.

Система
оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации
традиционного для российской педагогики модуля обучения складывалась годами, и
при этом ее критерии неоднократно расширялись, дополнялись и
совершенствовались. В условиях нового времени, когда происходит активное
реформирование методических принципов, оценка
метапредметных результатов обучения по ФГОС вызывает серьезные сложности
на всех уровнях – у педагогов начальной школы, учителей-предметников и даже
методистов, которые продолжают работать над пояснением понятийной базы
применения системно-деятельностного подхода в обучении.

По
причинам, представленным выше, на данный момент в практике оценивания
результатов метадеятельности учеников сформировано три подхода:

1. Достижение надпредметных
целей обучения рассматривается как результат успешной реализации тщательно
сконструированных диагностических задач, направленных на выявление
сформированности конкретного вида УУД.

2. За показатель высокого
уровня проявления метаумений принимается уверенное выполнение школьником
предметных заданий различного типа сложности, а также фиксирование достойных
личностных результатов обучения. Данный подход основан на принятии утверждения,
что без метапредметных умений невозможно успешное выполнение текущих
образовательных заданий.

3. Успешное овладение
надпредметными умениями может быть зафиксировано в ходе выполнения учениками
заданий интеграционного характера, требующих применения комплекса знаний,
умений и навыков.

Идея
метапредметности как ведущего принципа
образования с точки зрения педагогики генетически связана с концепциями научных
школ Ю.В. Громыко и А.В. Хуторского. Учебные метапредметы,
метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность с
1980–1990-х годов проектируются и реализуются именно этими научными школами. В
настоящее время существует несколько направлений в трактовке понятия
«метапредметность». Чтобы определиться с собственной позицией, сопоставим
основные (концептуальные) идеи этих научных школ по интересующему нас вопросу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы