Защита государственной тайны. Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Защита государственной тайны на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы защиты государственной тайны на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий 6
1.1. Понятие защиты государственной тайны 6
1.2. Статус лиц, имеющих допуск к государственной тайне 13
1.3. Характеристика форм и методов защиты государственной тайны 17
Глава 2. Анализ правового режима защиты государственной тайны на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий: вопросы теории и практики 28
2.1. Деятельность по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну 28
2.2. Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения защиты государственной тайны 38
2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне 42
Заключение 57
Список используемых источников 60
Приложение 65

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования государственная тайна — одна из ключевых категорий в системе обеспечения безопасности любого государства. Цель государственной тайны — создание условий функционирования предприятия, предотвращения угроз его безопасности, защита законных интересов предприятия, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, обеспечения в рамках производственной деятельности всех подразделений предприятия.
Принципы сохранности государственной тайны подразделяются на принцип законности, обоснованности, своевременности и на принцип обязательной защиты. Принцип законности — информация, которая должна отвечать перечню сведений, составляющих государственную тайну. Принцип обоснованности — это необходимость отнесения обозначенных сведений к государственной тайне устанавливается способом экспертной оценки вероятного вреда интересам государства и общества и на основании баланса актуально важных интересов личности, общества и государства. Принцип своевременности — засекречивание с шага получения сведений, засекречивание заранее. Принцип обязательной защиты — сведения защищаются компетентными на то органами.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности» — сведения, разглашение которых имеет возможность нанести вред заинтересованностям РФ; «совершенно секретно» — сведения, разглашение которых имеет возможность нанести вред, может быть причинен министерствам и ведомствам; «секретно» — вред, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям.
Объект исследования — правоотношения, возникающие по поводу защиты государственной тайны. 
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие понятие и функцию защиты государственной тайны, процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим тайну, а также полномочия органов государства, осуществляющих оформление документов, связанных с допуском к сведениям.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение содержания понятия государственной тайны, а также процедуры и степени ее защиты. 
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач: 
— изучение понятия защиты государственной тайны;
 — рассмотрение статуса лиц, имеющих допуск к государственной тайне; 
— охарактеризовать формы и методы защиты государственной тайны;
— анализ деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 
— рассмотрение государственного контроля и надзора в сфере обеспечения защиты государственной тайны; 
— анализ юридической ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системный методы, а также методы анализа и синтеза. 
Теоретическая база исследования результаты научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной юридической практики. В частности, весомый вклад в изучении защиты государственной тайны на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий осуществили Аксенов, Д.С., Балыбердин А.Л., Верютин В.Н., Вус М. А., Кондратьев В. В., Корякин, В.М., Рарог А. И. и др.
Нормативная база исследования — Конституция Российской Федерации Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. « 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Указ Президента РФ от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю», Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
Практическая значимость рассмотренной нами информации о защите государственной тайны на современном этапе может быть использована в практической деятельности юристов. 
Объем работы составляет 64 стр., без учета приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Нормативная база, регламентирующая систему защиты государственной тайны в Российской Федерации сформирована. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных норм и норм ратифицированных международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. Многие положения получили положительную оценку Конституционного Суда России, иных высших судебных органов общей юрисдикции, что свидетельствует о сформированности механизма соблюдения, соответствия законодательства о государственной тайне основному закону страны и международным договоренностям.
Официально закрепив определение, понятие государственной тайны, была установлена и система ее защиты, определены органы и меры. Возможно, четкому определению подвергнут и перечень сведений, составляющих государственную тайну, правовой гарантией соблюдения интересов всего общества стало закрепление перечня сведений, не могущих быть засекреченными.
Однако же их неточность, размытость, объективно существующая, и также не могущая быть преодоленной по объективным же причинам, привела к возникновению ряда судебных процессов, затягиваемых порой на годы. В процессе исследования мы ознакомились с понятием государственной тайны, определили основные характеристики данного понятия, рассмотрели историю становления и развития организации защиты государственной тайны в России, что позволило нам проследить тенденцию развития государственного управления в рассматриваемой сфере.
К большому сожалению, после принятия Закона о государственной тайне системного анализа процесса становления правового института государственной тайны в России все последующие годы не проводилось. Не было и серьезных реформ законодательства, которое по большей степени основывается на многих идеях и положениях о защите государственной тайны, сформированных в прошлом столетии.
В то же время за прошедшее 20-летие активно разрабатывалась правовая система России, появились новые нормативные правовые акты в сфере информационной безопасности. Мы уже можем говорить о целостной системе норм в сфере информационной безопасности. Все эти изменения объективно сегодня требуют переосмысления закона о государственной тайне, приведения его с соответствие с новейшими правовыми актами государства, учета вероятных перспектив развития общества и государства.
Однако, несмотря на определенные издержки, двадцатилетие, прошедшее с момента введения в действие Закона «О государственной тайне», показало, что Закон о государственной тайне позволил на определенном этапе развития российского государства поддерживать его безопасность и сегодня далеко не исчерпал свой потенциал. Ряд проблем связан не только с самим законом, но и с его правоприменительной практикой, а также с постановкой профилактической работы по воспитанию соответствующей культуры и правосознания у граждан. Правовые нормы могут быть эффективны только тогда, когда они осознаны и усвоены общественным сознанием. Отдельные нормы законодательства о государственной тайне подлежат корректировке, но осуществлять ее надо очень взвешенно, поскольку в современном российском обществе нет адекватного понимания проблемы, отсутствует «культура секретности», не хватает и квалифицированных кадров.
Имеется необходимость улучшения существующего правового режима защиты имеющихся секретов, а также всего цикла обращения сведений, которые объективно нуждаются в охране как государственная тайна.
Следовательно, нужны изменения в существующие нормативно-правовые акты, так или иначе затрагивающие регулирование государственной тайны: сам Закон, Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации и другие, с ним смежные, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс и проч. с тем, чтобы государственная тайна как межотраслевой правовой институт перестал циркулировать исключительно в административно-правовой сфере, но и вошёл в сферу гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального и арбитражного законодательства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы защиты государственной тайны на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий

1.1. Понятие защиты государственной тайны

Государственная тайна является, по своей природе, одним из существенных элементов в механизме властвования, имеющим определенный политический оттенок, представляющим собой непременный атрибут реализации государственно-властных полномочий. Укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности.
В теории права существует множество похожих определений государственной тайны. Например, под государственной тайной понимается информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства . Также государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления государством .
Закон РФ «О государственной тайне» дает четкое понятие государственной тайны – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации .
Государственная тайна связана с понятием безопасности государства. Носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов . Следует отметить, что конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне». Этот перечень носит достаточно общий характер. Можно говорить о том, что приведенные в нем сведения делятся на категории без какого-либо учета величины того ущерба, который может быть нанесен их разглашением, именно поэтому трудно установить степень важности тех или иных сведений, а следовательно и степень их секретности.
Так, в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» дан перечень сведений, составляющих государственную тайну. По общему правилу они делятся на 4 основные группы:
1. сведения в военной области (о содержании стратегических и оперативных планов, о планах строительства Вооруженных Сил РФ, о разработке, производстве, утилизации ядерных боеприпасов, о дислокации, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов и т.д.);
2. сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки России и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах и планах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства, и т.д.);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы