Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Воспитание трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА 7
1.1 Сущность понятие «трудолюбие» и условия его воспитания у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….7
1.2 Характеристика малых жанров фольклора ……………………………………16
1.3 Использование малых жанров фольклора в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА 26
2.1 Выявление исходного уровня трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста ………………………………………………………………26
2.2 Содержание работы по использованию малых жанров фольклора в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста ………………30
2.3 Обобщение результатов работы по использованию малых жанров фольклора в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение:
Задачу формирования активной, творческой и самостоятельной личности необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Исследования психологов и педагогов показывают, что дошкольный возраст следует рассматривать как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, формирования ребенка как личности. Этот возраст открывает благоприятные возможности для развития и последующего формирования у ребенка трудолюбия, потребности быть самостоятельным, а уже на основе данного свойства развития всех других качеств личности.
Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный возраст.
Проблема воспитания трудолюбия у дошкольников обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как фактором успешной социализации детей в современном мире. На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы воспитания трудолюбия подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается в направленности на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, испытывающей любовь к труду, обладающей способностью к преобразованию окружающего мира. На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование трудолюбия является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста.
Изучение проблемы формирования трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста остается актуальным на протяжении нескольких десятков лет. Так, в 60-е годы в основном исследовалась сущность любви к труду и самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова). В 70-е годы востребованным было выяснение структуры и соотношения компонентов трудолюбия в дошкольном возрасте (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова). Исследованием этапов, условий и методов развития трудолюбия у дошкольников занимались в 80-е годы З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова. С 90-х годов и по наши дни предпочтение отдается исследованию взаимосвязи самостоятельности с формированием трудолюбия (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун), а также значению и роли самостоятельности как одно из фактора формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста (Т.Н. Филютина).
Формирование трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста происходит под воздействием окружающего ребенка мира, и особую роль в этом играют детский сад, педагоги, семья. Совместными усилиями они способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Формирование трудолюбия у дошкольников необходимо рассматривать как первостепенную часть воспитания детей дошкольного возраста. И делать это нужно последовательно, поэтапно, чтобы не навредить.
C педагогической точки зрения, необходимо сделать так, чтобы формирование трудолюбия проходило в ненавязчивой обстановке, в игровой форме, соотносилось с индивидуальными особенностями ребенка, было системным. Для этого необходимо руководствоваться определенными методиками, составлять методические пособия по формированию тех или иных трудовых навыков, что бы процесс воспитания шел поэтапно к намеченной цели.
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет народное творчество. Знакомство детей с малыми фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры — забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Малые жанры фольклора заражают детей энтузиазмом, эмоциональностью, образностью и живостью. Они вызывают интерес, уважение к работе и желание подражать героям литературных произведений, таких как они, усердно трудиться. Поговорки и пословицы о труде влияют на развитие ребенка, прививая ему хорошие привычки, показывая ему, как любить работу, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и делать добрые дела.
Большой вклад в развитие методологических и теоретических основ формирования трудолюбия внесли К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов. Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой общественной педагогики. Дидактическое обоснование взаимосвязи между трудолюбием и развитием личности детей дано в работах П. Р. Атутова, А. К. Бешенкова, Ф. И. Иващенко, И. Н. Сандитовой, О. А. Тарасовой и др. Однако эти авторы специально не изучали особенности формирования трудолюбия средствами устного фольклора детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена обострением противоречия между формированием позитивного отношения к труду детей дошкольного возраста как высшей жизненной ценности, высокими социальными мотивами труда и недостаточным развитием содержания, средств и методов трудового воспитания детей, основанных на народном идеале трудолюбивого человека.
Проблема исследования: как малые жанры фольклора влияют на воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: малые жанры фольклора как средство воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике использование малых жанров фольклора в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «трудолюбие» и условия его воспитания у детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать малые жанры фольклора.
3. Обосновать использование малых жанров фольклора в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
4. Выявить исходный уровень трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
5. Описать содержание и результаты работы по использованию малых жанров фольклора в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования);эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы).
База исследования: МДОУ д\с «Аленушка» с. Маккавеево.
Теоретическая значимость состоит в обобщении и систематизации материала по теме исследования.
Практическая значимость заключается в описании работы по использованию малых жанров фольклора в воспитании трудолюбия удетей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В первой главе были рассмотрены теоретические основы воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора. Пришли к выводу, что трудолюбие – это важнейший нравственный аспект трудового воспитания ребенка, который формируется под воздействием множества факторов. Трудолюбие является важным фактором воспитания личности ребенка. Трудовой процесс учит детей дисциплине, терпению, пониманию важности и ценности труду, развивает нравственные и эстетические качества, расширяет знания окружающего мира.
В силу своих художественных особенностей народное творчество близко к детям, доступно для понимания, воспроизведения в самостоятельной деятельности. И это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную среду для развития детей. Приобщая детей к восприятию малых жанров фольклора, мы развиваем нравственные качества человека, обогащаем речь и развиваем мышление, используя различные приемы, которые делают эту работу интересной и очень эффективной. Мы можем сделать вывод, что малые жанры фольклора универсальны и могут использоваться в школьном образовании: как в классе, так и во внеурочной деятельности.
Во второй главе были описаны практические аспекты воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора. На констатирующем этапе были проведены и проанализированы следующие методики в соответствии с выбранными критериями и показателями: «Изучение уровня знаний о профессиях», «Изучение отношения к физическому труду».
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что дети в основном имеют средний и низкий уровень трудолюбия: они часто допускали ошибки в ответах на вопросы о профессиях и на вопросы, касающиеся инструментов, они отвечали без затруднений, и если они отвечали, это было в основном неправильно, многие не проявляли интереса к теме профессий, участвовали в познавательной деятельности, если мотивированы учителем, или вообще не участвовали, не проявляли позитивной инициативы и творчества; не принимал участия в родах; допускается повреждение личного и общественного имущества; не осознавал важность труда.
По результатам констатирующего этапа эксперимента был проведен формирующий этап эксперимента. На начальном этапе эксперимента нами была разработана система работы, целью которой является формирование устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, рабочую культуру, обеспечение практической и морально-психологической готовности к работе посредством устного народного творчества. Формирующий этап эксперимента представляет собой целенаправленную работу по формированию трудолюбия у детей средствами устного народного творчества. Новизна опыта состоит в создании системы методов и приемов, направленных на работу по воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста с включением опыта работы коллег ДОУ по работе с фольклором в условиях группы.
Проделанная работа помогла сформировать у наших воспитанников устойчивый интерес к малым жанрам фольклора. У них появилось желание сделать что-то своими руками, обсудить прошедшее занятие с родителями, сверстникам. Пришли к выводу, что возможности фольклора в воспитании трудолюбия у дошкольников очень широки и многогранны. Он создает настрой у ребёнка к выполнению трудовых действий, к их ненавязчивому повторению добиваясь совершенствования действия. Фольклор вызывает яркий эмоциональный отклик, развивает и совершенствует речь, мышление, воспитывает чувство доброты и уважения.
На контрольном этапе эксперимента провели диагностические процедуры, идентичные тем, которые проводились на констатирующем этапе эксперимента. Изменения, произошедшие у детей в ходе экспериментальной работы, определялись на основе сравнения констатирующего и контрольного этапов. Так, высокий уровень формирования трудолюбия на констатирующем этапе составил 20% (2 человека), а на контрольном этапе эксперимента — 40% (4 человека), средний уровень на констатирующем этапе эксперимента составил 50% ( 5 человек), а на контрольном этапе эксперимента — 50% (5 человек), низкий уровень на констатирующем этапе эксперимента составил 30% (3 человека), а на контрольном этапе эксперимента — 10% ( 1 человек).
Таким образом, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных в ходе эксперимента, подтвердил эффективность и осуществимость нашей программы, направленной на формирования трудолюбия у дошкольников средствами малых жанров фольклора.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА
1.1 Сущность понятие «трудолюбие» и условия его воспитания у детей дошкольного возраста
В педагогическом словаре «трудолюбие» описано так: трудолюбие это ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, которое проявляется и закладывается на поведенческом и интеллектуальном уровне на определенном этапе развития личности, таким образом, происходит формирование положительного отношения к труду и характеризуется как одна из главных черт личности [6, с. 112].
Трудолюбие является важным фактором воспитания личности ребенка. Трудовой процесс учит детей дисциплине, терпению, пониманию важности и ценности труду, развивает нравственные и эстетические качества, расширяет знания окружающего мира. Так же развивается самооценка ребенка, наблюдая за своим трудовым процессом, видя результат своего труда, ребенок обретает уверенность в своих силах, становится более смелым, не боится взять на себя ответственность. Задача педагога – помочь ребенку в этом, разрабатывая средства и методы формирования у ребенка трудолюбия, подчеркивая его индивидуальность, поощряя его за самостоятельность и активность [8, с. 27].
Трудолюбие – это важнейший нравственный аспект трудового воспитания ребенка, который формируется под воздействием множества факторов. Важно на собственном примере демонстрировать желание работать и всячески привлекать детей к этому процессу. Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать ситуаций, когда ребенок становится свидетелем лени и отказа от выполнения работы. Также не стоит подавлять инициативу ребенка, когда он желает принять участие в трудовом процессе (дома или в детском саду), иначе у него попросту пропадет желание участвовать в работе в дальнейшем. Излишняя забота и опека тоже не способствует выработке трудолюбия у детей дошкольного возраста [14, с. 84].
Прививая ребенку любовь и уважительное отношение к труду за счет развития знаний, умений и навыков, тем самым формируется трудолюбие и самостоятельность дошкольника. Все это необходимо начинать уже с младших групп развития детского сада. Ребенок как губка, все, что он видит и слышит, впитывается им мгновенно. Взрослому необходимо это понимать, поэтому в данном случае необходимо полное взаимодействие педагога и родителей, ибо, действуя в одиночку, педагог не сможет заложить в ребенка основы трудолюбия, необходим наглядный пример, и если родители принимают непосредственное участие в этом, то таким образом, достигается цель формирования трудолюбия в маленьком человечке.
Наблюдая за трудом взрослых, родителей, бабушек, дедушек – ребенок сам начинает принимать непосредственное участие в трудовом процессе. – Ему хочется самому полить цветы, посадить семена, подрезать кусты, помыть посуду и пол и т.д. Взрослому необходимо набраться терпения, поощрять малыша, дать ему свободу действий и корректно поправлять его, если ребенок что-то делает неправильно.
ФГОС ДО ставит перед педагогами такие цели, как формирование у ребенка четких представлений о труде, о важности и необходимости труда в жизни, получение образования, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности, умений навыков и т.д. Поэтому в общеобразовательную программу ДОУ включаются специальные тематические недели, посвященные миру профессий, их видам и важности, что бы сформировать у дошкольника положительное и уважительное отношение к труду, ибо труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей [1].
Опираясь на исследования И.Ф. Свадковского «О воспитании трудолюбия у детей» отметим, что он в своей работе анализировал условия, методы и приемы формирования трудолюбия у детей. Данный автор рассматривал трудолюбие как комплекс склонностей и особенностей человеческой личности [22, с. 314].