Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ 9
1.1 Воспитание гуманных чувств как одна из задач нравственного развития личности 9
1.2 Особенности воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомление с живой природой 19
1.3 Психолого-педагогические условия развития гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомление с живой природой 28
Выводы по 1 главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ 43
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет гуманных чувств в процессе ознакомление с живой природой 43
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомление с живой природой 51
2.3 Выявление динамики в развитии гуманных чувств у детей в процессе ознакомление с живой природой 61
2.4 Методические рекомендации по воспитанию у детей 4-5 лет гуманного отношения к живой природе 69
Выводы по 2 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Актуальность исследования. Изменения в социальном и экономическом укладе современного российского общества ведут к непременным преобразованиям и в системе образования, главная роль в котором отводится формированию духовно-нравственных качеств человека. Одним из направлений нравственного воспитания дошкольников является формирование и развитие у детей гуманных чувств к природе, представлений о ценностях природы и дальнейшее приобретение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с реальными природными объектами.
Воспитание гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой можно обозначить как одну из вечных проблем мировой цивилизации. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Эту проблему необходимо начать решать с дошкольного возраста.
Именно дошкольный период является началом развития личности, когда педагогический процесс возможно спланировать и организовать с целью формирования ценностного отношения к природе у дошкольников, что действительно актуально и необходимо в современном обществе. При посещении дошкольной образовательной организации каждый ребенок имеет возможность разностороннего развития и участия во всевозможных видах деятельности, отвечающих его возрасту. Происходит формирование основных фундаментальных ценностей к окружающему миру, в том числе, и к природе. При регулярном, последовательном взаимодействии дошкольников с природой ближайшего окружения формируется ответственность по отношению к растениям и животным, самостоятельность анализа своего поведения в природе и возможность увидеть ценность окружающих нас природных объектов.
Актуальность выбранной темы состоит в потребности обязательного воспитаний гуманных чувств к природе у детей дошкольного возраста, который выступает своеобразным «фундаментом» возникновения и дальнейшего совершенствования экологически направленной личности. Что является одной из проблем современной дошкольной педагогики.
Проблему формирования гуманных чувств в процессе ознакомления с природой у детей рассматривали в своих трудах многие психологи, педагоги, философы и ученые, выделяя именно дошкольный возраст, как предпочтительный и целесообразный период развития для формирования нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова и др.). Отечественные педагоги и просветители (К.Д. Ушинский, В.Г.Белинский) высказывали мнение в пользу общения детей с природой для формирования их миропонимания и осмысления, рассматривали полезность и практичность научных знаний о природе при формировании моральных качеств ребенка.
Взаимодействие с природой всегда вызывает у детей эмоциональный отклик, интерес, неравнодушие, симпатию к миру, желание стать ближе, узнать больше обо всем, что рядом. Гуманное отношение к природе в психологии рассматривалось в работах А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др., в которых основной психологической характеристикой отношения человека к действительности выступает личностный смысл, который объект приобретает для человека. Мировоззрение, сформированное на знаниях об окружающем мире должно не просто оставаться в сознании личности, оно должно воплощаться в действиях, поступках, поведении.
Общепсихологические аспекты отношения к живой природе и методы психологической диагностики рассматриваются в трудах С.Д. Дерябо и В.А. 6 Ясвина. Развитие у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе было рассмотрено в идеях современных ученых, таких как С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.Е.Щуркова, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, и др.
В разнообразных исследованиях ученых, занимавшихся изучением гуманного отношения к природе, теоретический аспект раскрыт достаточно полно, но в применении психолого-педагогической практики все еще отсутствует единая технология по формированию гуманного отношения личности к окружающей действительности. Не до конца исследованными остаются вопросы воспитания ценности природы во всех ее проявлениях.
Анализируя деятельность дошкольных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что у нынешнего подрастающего поколения преобладает потребительская позиция по отношению к природе. Отсутствие заинтересованности к существующим в современной жизни проблемам природопользования и сохранению окружающего мира фактически не включается в систему личностных ценностей, и соответственно, не является частью нравственных убеждений.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что, не смотря на большое количество работ по формированию гуманного отношения к природе, проблема воспитания гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой у дошкольников исследована недостаточно. Анализ научных исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие: между возможностями дошкольного образовательного учреждения по воспитанию у детей дошкольного возраста гуманных чувств к живой природе и недостаточной разработанностью условий по эффективному их развитию.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой».
Проблема исследования каковы психолого-педагогические условия воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой?
Цель исследования – изучить возможности воспитания у детей гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой и определить условия, обеспечивающие результативность этого процесса.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с живой природой в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.
Гипотеза исследования: предполагаем, что динамика в воспитании гуманных чувств к живой природе у детей 4-5 лет будет эффективна, если будут соблюдены психолого-педагогические условия:
— учтены возрастные и психологические особенности детей;
— осуществлено тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества;
— разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию педагогических условий развития гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста;
— создана эколого-развивающая пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
2. Определить критерии, показатели, уровни сформированности ценностного отношения к природе детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
4. Определить уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников;
5. Разработать комплекс заданий и реализовать психологопедагогические условия, направленные на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях в ДОУ наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы) методы обработки результатов (анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Буре Р.С., Ушинского К.Д. и других) о воспитании гуманных чувств к живой природе у детей и результаты исследований педагогов в области экологического образования дошкольников, таких как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Б.Ф. Терентьева, О.В. Дыбина, Н.Н. Кондратьева и другие.
Новизна исследования: определено содержание и формы работы с дошкольниками в условиях ДОУ по воспитанию у них гуманных чувств к живой природе.
Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием потенциальных возможностей психолого-педагогических условий влиять на развитие у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс диагностических методик по выявлению у детей 4-5 лет уровня развития гуманного отношения к природе, а также комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № г. Канаш, в котором приняли участие 23 воспитанника в возрасте от 4 до 5 лет.
Структура: работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены. В теоретической части исследования мы провели анализ литературы, который показал, что гуманные чувства развиваются из переживаний, поэтому для их формирования необходимо создание ситуаций, в которых учащийся ощущал бы определенные эмоции по отношению к происходящему. Критериями сформированности гуманных чувств являются познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Для формирования гуманности важно взаимодействие взрослых и детей, когда педагог организуют воздействие на сознание, общение и поведение детей в процессе воспитания, учитывая природные задатки ребенка.
Дошкольный возраст – уникальный этап в формировании гуманных чувств к окружающему миру природы, личностного становления ребенка, развития субъективного мышления. В этом возрастном периоде дошкольник начинает выделять себя из окружающей среды, развивается чувственно и постигает основы ценностного отношения к окружающему миру, формируя азы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимоотношениях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, признания значимости и ценности природы для существования человека.
Наиболее важные проблемы ознакомления дошкольников с природой являются: введение ребенка в мир природы, формирование реалистичных представлений знаний объектами и явлениями, формирование умения видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. В ходе наблюдений, игр, труда в природе дети не только знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, но они развивают свою активность.
Анализ проведенного исследования показал, что к психолого-педагогическим условиями развития гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста можно отнести: преобладание в образовательном процессе тесного взаимодействия всех его участников: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества; использование в системе комплекса мероприятий, обеспечивающего реализацию педагогических условий развития гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста, а также работу эколого-развивающей пространственной среды в ДОУ.
В ходе практической работы мы определили уровень сформированности гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с живой природой. По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста наблюдается неравномерное развитие компонентов ценностного отношения к природе: когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного, полученные результаты демонстрируют допустимый и низкий уровень сформированности гуманных чувств к живой природе.
На формирующем этапе экспериментально проверили эффективность воспитания гуманных чувств к живой природе у детей 4-5 лет в ходе реализации психолого-педагогических условий.
На контрольном этапе исследования проанализировали эффективность проведённой работы по формированию гуманных чувств к природе у детей дошкольного возраста. По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что у большинства детей наблюдается равномерное развитие компонентов гуманного отношения к природе: когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного. Данные показывают, что значительно увеличился оптимальный уровень сформированности гуманных чувств к природе по каждому критерию. На контрольном этапе у значительном количестве детей выявлен оптимальный и допустимый уровень сформированности гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ
1.1 Воспитание гуманных чувств как одна из задач нравственного развития личности
Проблема формирования гуманных чувств у подрастающего поколения решалась во все времена на теоретическом и практическом уровнях в религиозных концепциях, философии, педагогике. Впервые трактовку гуманности дал в своих трудах китайский философ Конфуций. Он утверждает, что человеколюбие, милосердие, гуманность должны быть не просто абстрактным провозглашением, но реализоваться в отношениях людей. Согласно Конфуцию, гуманность заложена в природе человека, и осуществлять ее значит следовать своей природе, а не ломать ее.
Термин гуманные чувства, а также указание на их важную роль и многогранность впервые появился в работе Б. Спинозы: «И если в душе каждого человека взрастить любовь к ближнему, бескорыстную заботу о ближнем, сопереживание к нему, великодушие и благодарность друг к другу, то можно говорить о развитии гуманных чувств личности. Для развития названных потребностей важна способность человека «предчувствовать ту радость, которую он причиняет другим» [10].
В рамках данного исследования интересно проследить, какие причины выделяли ученые, философы, педагоги разных времен, побуждающие человека вести себя гуманно. Ответ на этот вопрос позволит проследить возможные пути формирования гуманных чувств в человеке. Сознание долга перед людьми в качестве ведущего мотива гуманности выделил немецкий философ И.Кант [4], согласно которому гуманизм — это участливое отношение к людям с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимосотрудничающих, взаимопонимающих людей.
Я.А.Коменский [9] и Ж.-Ж.Руссо [28] рассматривали человека как изначально доброго, а причину отрицательных качеств они видели в развитии цивилизации и сопутствующих этому частной собственности и неравенстве социального положения: если общество гуманно, то в нем и у правителя, и у подданных предполагается наличие таких составляющих, как сопереживание, желание быть любимым, уважаемым в обществе.
Следующий этап внедрения идей гуманизма в воспитании можно соотнести с именем Марии Монтессори [22]: гуманность ребенка становится синонимом воспитанности, так как свобода действий ограничена тем, что нельзя оскорблять другого и вредить ему. Развивая идею педагогики сотрудничества, С. Френе [12] выделил любовь, взаимодействие людей, личный жизненный опыт ребенка, поощрение как стимул к успеху в качестве основ формирования гуманности.
Тем не менее, ядром «школы без принуждения», созданной французским педагогом, по его определению, является не столько гуманность, сколько гуманизм — ментальное понимание правильного поведения. Д.Дьюи [13], представитель практической теории формирования нравственности в воспитании, провозгласил культ ребенка, для которого учитель выступает в роли помощника. Он считал, что методы воспитания, а не только среда, оказывают влияние на формирование гуманности в человеке. И основным методом, воспитывающим гуманность, Д.Дьюи считал метод личного примера.
В русской педагогике воспитанию гуманности также уделялось большое внимание. Так, М.В. Ломоносов [5] поддерживал принцип природосообразности в воспитании, когда педагог должен взращивать высоконравственного трудолюбивого патриота своей страны, воспитывать в нем милосердие.
А.Н.Радищев [14] считал, что нравственные нормы не встроены в человека с рождения, но формирует их духовный опыт человека: постоянная работа человека над собой, совершенствование подлинно человеческих качеств, добродетель и сила воли. Он полагал, что справедливость и взаимопомощь, когда мораль зависит от всеобщей трудовой деятельности, являются реальными основами людской общности, так как «сопечалясь» друг другу, люди также «совеселяться».