Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ 9
1.1 Воспитание гуманных чувств как одна из задач нравственного развития личности 9
1.2 Особенности воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомление с живой природой 19
1.3 Психолого-педагогические условия развития гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомление с живой природой 28
Выводы по 1 главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ 43
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет гуманных чувств в процессе ознакомление с живой природой 43
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомление с живой природой 51
2.3 Выявление динамики в развитии гуманных чувств у детей в процессе ознакомление с живой природой 61
2.4 Методические рекомендации по воспитанию у детей 4-5 лет гуманного отношения к живой природе 69
Выводы по 2 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изменения в социальном и экономическом укладе современного российского общества ведут к непременным преобразованиям и в системе образования, главная роль в котором отводится формированию духовно-нравственных качеств человека. Одним из направлений нравственного воспитания дошкольников является формирование и развитие у детей гуманных чувств к природе, представлений о ценностях природы и дальнейшее приобретение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с реальными природными объектами.
Воспитание гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой можно обозначить как одну из вечных проблем мировой цивилизации. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Эту проблему необходимо начать решать с дошкольного возраста.
Именно дошкольный период является началом развития личности, когда педагогический процесс возможно спланировать и организовать с целью формирования ценностного отношения к природе у дошкольников, что действительно актуально и необходимо в современном обществе. При посещении дошкольной образовательной организации каждый ребенок имеет возможность разностороннего развития и участия во всевозможных видах деятельности, отвечающих его возрасту. Происходит формирование основных фундаментальных ценностей к окружающему миру, в том числе, и к природе. При регулярном, последовательном взаимодействии дошкольников с природой ближайшего окружения формируется ответственность по отношению к растениям и животным, самостоятельность анализа своего поведения в природе и возможность увидеть ценность окружающих нас природных объектов.
Актуальность выбранной темы состоит в потребности обязательного воспитаний гуманных чувств к природе у детей дошкольного возраста, который выступает своеобразным «фундаментом» возникновения и дальнейшего совершенствования экологически направленной личности. Что является одной из проблем современной дошкольной педагогики.
Проблему формирования гуманных чувств в процессе ознакомления с природой у детей рассматривали в своих трудах многие психологи, педагоги, философы и ученые, выделяя именно дошкольный возраст, как предпочтительный и целесообразный период развития для формирования нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова и др.). Отечественные педагоги и просветители (К.Д. Ушинский, В.Г.Белинский) высказывали мнение в пользу общения детей с природой для формирования их миропонимания и осмысления, рассматривали полезность и практичность научных знаний о природе при формировании моральных качеств ребенка.
Взаимодействие с природой всегда вызывает у детей эмоциональный отклик, интерес, неравнодушие, симпатию к миру, желание стать ближе, узнать больше обо всем, что рядом. Гуманное отношение к природе в психологии рассматривалось в работах А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др., в которых основной психологической характеристикой отношения человека к действительности выступает личностный смысл, который объект приобретает для человека. Мировоззрение, сформированное на знаниях об окружающем мире должно не просто оставаться в сознании личности, оно должно воплощаться в действиях, поступках, поведении.
Общепсихологические аспекты отношения к живой природе и методы психологической диагностики рассматриваются в трудах С.Д. Дерябо и В.А. 6 Ясвина. Развитие у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе было рассмотрено в идеях современных ученых, таких как С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.Е.Щуркова, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, и др.
В разнообразных исследованиях ученых, занимавшихся изучением гуманного отношения к природе, теоретический аспект раскрыт достаточно полно, но в применении психолого-педагогической практики все еще отсутствует единая технология по формированию гуманного отношения личности к окружающей действительности. Не до конца исследованными остаются вопросы воспитания ценности природы во всех ее проявлениях.
Анализируя деятельность дошкольных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что у нынешнего подрастающего поколения преобладает потребительская позиция по отношению к природе. Отсутствие заинтересованности к существующим в современной жизни проблемам природопользования и сохранению окружающего мира фактически не включается в систему личностных ценностей, и соответственно, не является частью нравственных убеждений.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что, не смотря на большое количество работ по формированию гуманного отношения к природе, проблема воспитания гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой у дошкольников исследована недостаточно. Анализ научных исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие: между возможностями дошкольного образовательного учреждения по воспитанию у детей дошкольного возраста гуманных чувств к живой природе и недостаточной разработанностью условий по эффективному их развитию.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой».
Проблема исследования каковы психолого-педагогические условия воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой?
Цель исследования – изучить возможности воспитания у детей гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой и определить условия, обеспечивающие результативность этого процесса.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с живой природой в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.
Гипотеза исследования: предполагаем, что динамика в воспитании гуманных чувств к живой природе у детей 4-5 лет будет эффективна, если будут соблюдены психолого-педагогические условия:
— учтены возрастные и психологические особенности детей;
— осуществлено тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества;
— разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию педагогических условий развития гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста;
— создана эколого-развивающая пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
2. Определить критерии, показатели, уровни сформированности ценностного отношения к природе детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
4. Определить уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников;
5. Разработать комплекс заданий и реализовать психологопедагогические условия, направленные на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях в ДОУ наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы) методы обработки результатов (анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Буре Р.С., Ушинского К.Д. и других) о воспитании гуманных чувств к живой природе у детей и результаты исследований педагогов в области экологического образования дошкольников, таких как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Б.Ф. Терентьева, О.В. Дыбина, Н.Н. Кондратьева и другие.
Новизна исследования: определено содержание и формы работы с дошкольниками в условиях ДОУ по воспитанию у них гуманных чувств к живой природе.
Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием потенциальных возможностей психолого-педагогических условий влиять на развитие у детей 5-6 лет гуманного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс диагностических методик по выявлению у детей 4-5 лет уровня развития гуманного отношения к природе, а также комплекс мероприятий по развитию гуманного отношения к природе может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № г. Канаш, в котором приняли участие 23 воспитанника в возрасте от 4 до 5 лет.
Структура: работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены. В теоретической части исследования мы провели анализ литературы, который показал, что гуманные чувства развиваются из переживаний, поэтому для их формирования необходимо создание ситуаций, в которых учащийся ощущал бы определенные эмоции по отношению к происходящему. Критериями сформированности гуманных чувств являются познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Для формирования гуманности важно взаимодействие взрослых и детей, когда педагог организуют воздействие на сознание, общение и поведение детей в процессе воспитания, учитывая природные задатки ребенка.
Дошкольный возраст – уникальный этап в формировании гуманных чувств к окружающему миру природы, личностного становления ребенка, развития субъективного мышления. В этом возрастном периоде дошкольник начинает выделять себя из окружающей среды, развивается чувственно и постигает основы ценностного отношения к окружающему миру, формируя азы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимоотношениях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, признания значимости и ценности природы для существования человека.
Наиболее важные проблемы ознакомления дошкольников с природой являются: введение ребенка в мир природы, формирование реалистичных представлений знаний объектами и явлениями, формирование умения видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. В ходе наблюдений, игр, труда в природе дети не только знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, но они развивают свою активность.
Анализ проведенного исследования показал, что к психолого-педагогическим условиями развития гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста можно отнести: преобладание в образовательном процессе тесного взаимодействия всех его участников: воспитателей, родителей и детей посредством традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества; использование в системе комплекса мероприятий, обеспечивающего реализацию педагогических условий развития гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста, а также работу эколого-развивающей пространственной среды в ДОУ.
В ходе практической работы мы определили уровень сформированности гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с живой природой. По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста наблюдается неравномерное развитие компонентов ценностного отношения к природе: когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного, полученные результаты демонстрируют допустимый и низкий уровень сформированности гуманных чувств к живой природе.
На формирующем этапе экспериментально проверили эффективность воспитания гуманных чувств к живой природе у детей 4-5 лет в ходе реализации психолого-педагогических условий.
На контрольном этапе исследования проанализировали эффективность проведённой работы по формированию гуманных чувств к природе у детей дошкольного возраста. По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что у большинства детей наблюдается равномерное развитие компонентов гуманного отношения к природе: когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного. Данные показывают, что значительно увеличился оптимальный уровень сформированности гуманных чувств к природе по каждому критерию. На контрольном этапе у значительном количестве детей выявлен оптимальный и допустимый уровень сформированности гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ
1.1 Воспитание гуманных чувств как одна из задач нравственного развития личности

Проблема формирования гуманных чувств у подрастающего поколения решалась во все времена на теоретическом и практическом уровнях в религиозных концепциях, философии, педагогике. Впервые трактовку гуманности дал в своих трудах китайский философ Конфуций. Он утверждает, что человеколюбие, милосердие, гуманность должны быть не просто абстрактным провозглашением, но реализоваться в отношениях людей. Согласно Конфуцию, гуманность заложена в природе человека, и осуществлять ее значит следовать своей природе, а не ломать ее.
Термин гуманные чувства, а также указание на их важную роль и многогранность впервые появился в работе Б. Спинозы: «И если в душе каждого человека взрастить любовь к ближнему, бескорыстную заботу о ближнем, сопереживание к нему, великодушие и благодарность друг к другу, то можно говорить о развитии гуманных чувств личности. Для развития названных потребностей важна способность человека «предчувствовать ту радость, которую он причиняет другим» [10].
В рамках данного исследования интересно проследить, какие причины выделяли ученые, философы, педагоги разных времен, побуждающие человека вести себя гуманно. Ответ на этот вопрос позволит проследить возможные пути формирования гуманных чувств в человеке. Сознание долга перед людьми в качестве ведущего мотива гуманности выделил немецкий философ И.Кант [4], согласно которому гуманизм — это участливое отношение к людям с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимосотрудничающих, взаимопонимающих людей.
Я.А.Коменский [9] и Ж.-Ж.Руссо [28] рассматривали человека как изначально доброго, а причину отрицательных качеств они видели в развитии цивилизации и сопутствующих этому частной собственности и неравенстве социального положения: если общество гуманно, то в нем и у правителя, и у подданных предполагается наличие таких составляющих, как сопереживание, желание быть любимым, уважаемым в обществе.
Следующий этап внедрения идей гуманизма в воспитании можно соотнести с именем Марии Монтессори [22]: гуманность ребенка становится синонимом воспитанности, так как свобода действий ограничена тем, что нельзя оскорблять другого и вредить ему. Развивая идею педагогики сотрудничества, С. Френе [12] выделил любовь, взаимодействие людей, личный жизненный опыт ребенка, поощрение как стимул к успеху в качестве основ формирования гуманности.
Тем не менее, ядром «школы без принуждения», созданной французским педагогом, по его определению, является не столько гуманность, сколько гуманизм — ментальное понимание правильного поведения. Д.Дьюи [13], представитель практической теории формирования нравственности в воспитании, провозгласил культ ребенка, для которого учитель выступает в роли помощника. Он считал, что методы воспитания, а не только среда, оказывают влияние на формирование гуманности в человеке. И основным методом, воспитывающим гуманность, Д.Дьюи считал метод личного примера.
В русской педагогике воспитанию гуманности также уделялось большое внимание. Так, М.В. Ломоносов [5] поддерживал принцип природосообразности в воспитании, когда педагог должен взращивать высоконравственного трудолюбивого патриота своей страны, воспитывать в нем милосердие.
А.Н.Радищев [14] считал, что нравственные нормы не встроены в человека с рождения, но формирует их духовный опыт человека: постоянная работа человека над собой, совершенствование подлинно человеческих качеств, добродетель и сила воли. Он полагал, что справедливость и взаимопомощь, когда мораль зависит от всеобщей трудовой деятельности, являются реальными основами людской общности, так как «сопечалясь» друг другу, люди также «совеселяться».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы