Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Эстетическое воспитание детей 6
1.2 Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Народная музыка как средство эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста 25
Глава 2. Эффективность работы по эстетическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами народной музыки 38
2.1 Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста 38
2.2 Особенности влияния народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста 49
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение………………………………………………………………………70
Введение:
Актуальность исследования. Эстетическая воспитанность младшего дошкольника является результатом реагирования на проживаемые ребенком ситуации, поэтому наиболее очевидным путем развития эстетических эмоций младшего дошкольника выступает путь обеспечения смены различных жизненных ситуаций, вызывающих те или иные эстетические эмоции. Музыка дает ребенку возможность пережить ситуацию, специально созданную композитором на основе его взглядов и мировоззрения. Переживая музыкальный фрагмент как фрагмент жизни, воспитанник способен внутренне стать на позицию другого человека или живого существа, воспринять фрагмент его жизни, тем самым, не только получив музыкальное впечатление, но испытав эстетическую эмоцию, способствующую развитию эстетической воспитанности. Исполнительская деятельность, предполагающая не только воспроизведение, но и индивидуальную трактовку музыкального произведения, обеспечивает младшего дошкольника необходимыми условиями для эстетического развития. В связи с этим в рамках исследования мы хотим обратиться к проблеме влияния народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Русскую культуру невозможно себе представить без ее музыкальной составляющей – народной музыки (или музыкального фольклора). Народная музыка представлена широким жанровым разнообразием: песнями, наигрышами, колыбельными, колядками, частушками и пр. Использование в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации позволит стимулировать процесс эстетического воспитания детей, познакомит их с историей русского народа, исконными музыкальными традициями.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки рассматривалось Б.В. Асафьевой, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевским, Е.В. Незнайкинским, О.П. Радыновой, Б.М. Тепловым и др.
При этом многие аспекты влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста остаются изученными не в полной мере, что обусловило актуальность исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние народной музыки на эстетическое воспитание.
Цель исследования: теоретически рассмотреть и практически доказать влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если использовать средства народной музыки, создать предметно-развивающую среду, организовать работу с родителями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «эстетическое воспитание детей».
2. Определить психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста.
3. Обосновать влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
5. Экспериментально доказать влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение – теоретические; анкетирование, беседа, наблюдения, педагогическая диагностика, педагогический эксперимент – эмпирические.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме эстетического воспитания детей; в выявлении психолого-педагогических особенностей эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста; в рассмотрении народной музыки как средства эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в установлении влияния народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разработку и внедрение программы. Использование программы эстетического воспитания младших дошкольников средствами народной музыки может быть рекомендовано для внедрения в воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Музыка играет особую роль в ряду эстетических воздействий на детей младшего дошкольного возраста, что связано с возрастными особенностями детей и эмоциональной природой музыки. Окружая ребенка с первых дней жизни, музыка воздействует на внутренний мир, расширяет и углубляет его. Полученные в детстве музыкальные впечатления остаются в памяти надолго. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения. Музыкальное воспитание способствует формированию эстетических чувств, творческих способностей, вкуса, эмоций, художественных потребностей, ощущения красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни.
По итогам выполнения дипломной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически рассмотреть и практически доказать влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— было раскрыто понятие «эстетическое воспитание детей»;
— были определены психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;
— было обосновано влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста;
— был выявлен уровень эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
— было экспериментально доказано влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если использовать средства народной музыки, создать предметно-развивающую среду, организовать работу с родителями.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Влияние народной музыки на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
1.1 Эстетическое воспитание детей
На современном этапе вопрос эстетического личностного развития и воспитания, выработки эстетической культуры – это одна из базовых проблем, которые ставятся перед образовательной системой. К данному вопросу зарубежные и отечественные ученые обращались в своих работах достаточно регулярно.
Имеют место разнообразные трактовки термина «эстетическое воспитание», однако, при их анализе мы можем говорить о базовых положениях, определявших его суть:
1. эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс, ориентированный на воспитание чувства прекрасного;
2. эстетическое воспитание – это развитие способности видеть и воспринимать красоту жизни и искусства, а также давать ей оценку;
3. эстетическое воспитание своей базовой задачей заявляет выработку художественного вкуса;
4. эстетическое воспитание – это формирование способности к своему собственному творчеству, сотворению прекрасного, выработки умения креативно подходить к созданию продуктов ручного творчества [4].
Разнообразие трактовки сути эстетического воспитания определяет и многообразие подходов к формулированию его цели. В связи с этим проблематика задач и целей эстетического воспитание предполагает и особе внимание к ней.
Л.А. Григорович [13] считает, что целью эстетического воспитания является стимулирование способности к творческому труду, достижению совершенства в плодах своего труда, имеющих как духовное, так и физическое воплощение [13].
Схожую точку зрения высказывал и Б.М. Неменский [38], высказывая мнение, что достижение личностью успеха в определенной мере обусловлено глубиной, а также широтой сформированных способностей. В связи с этим всесторонность сформированности личности, ее способностей и дарований – это одновременно и итоговая цель, и базовая задача эстетического воспитания.
Согласно мнению Б.Т. Лихачева [32] дошкольное детство – это, возможно, наиболее определяющий с позиции эстетического воспитания, а также развития эстетического отношения к жизни, период человеческого жизни. Ученый уделял особое внимание тому факту, что именно для этого этапа развития свойственно самое напряженное развитие отношения к окружающему миру, постепенно трансформирующееся в свойства личности. Имеющие существенное значение эстетические качества личности начинают свое формирование в раннем детстве, и в почти неизменном виде сохраняются на протяжении всей последующей жизни индивида. Однако, именно на этапе дошкольного развития эстетическое воспитание становится базой для всего последующего воспитательного воздействия.