Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Влияние групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
Глава 1. Значение групповых и коллективных игр в жизни детей дошкольного возраста 5
Глава 2. Особенности использования дидактических игр в дошкольном возрасте 16
2.1. Сущность дидактической игры 16
Глава 3. Влияние дидактических игр на возникновение и развитие математических способностей у детей 25
3.1. Специфика дидактических игр математического содержания 25
3.2. Дидактическая игра как средство формирования математических представлений и интереса у детей дошкольного возраста 32
Заключение 52
Список использованной литературы 55

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день существует ряд серьезных требований, предъявляемых к концепции дошкольного образования по познавательному развитию дошкольников. Одной из сторон развития является математические представления дошкольников. Математическое развитие представляет собой качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие посредством формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Поэтому математическое развитие является значимым компонентом в общем формировании ребенка.
Обучение дошкольников начальным математическим знаниям занимает важное место в дошкольном воспитании. Это обуславливается множеством причин, среди которых – обилие информации, которая получается ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным и т.п.
Формирование элементарных математических представлений младших дошкольников является фундаментом для дальнейшего математического образования. При этом само понятие развития математических способностей представляет особый сложный и многоаспектный комплекс. Оно заключается в представлениях о пространстве, форме, величине, времени и количестве, их свойствах и отношениях, необходимых для формирования у ребенка основных понятий.
Стоит заметить, что ребенок дошкольного возраста не проявляет значительного интереса к математическим категориям. Однако знания элементарных категорий способствует увеличению возможностей ребенка ориентироваться в вещах и ситуациях, помогает упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий.
Все это говорит о том, что проблема поиска более эффективных средств и форм развития логического мышления детей дошкольного возраста является достаточно актуальной. При этом одним из важных методов обучения становится дидактическая игра. Это объясняется тем положением, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является именно игровая деятельность.
Степень изученности темы. Проблема обучения дошкольников математики освещается рядом исследователей, среди которых В.Н. Аванесов, О.М. Дьяченко, А.А. Столяр и др. Указанные авторы говорят о том, что в процессе дидактических игр становится важно формировать новые знания и представления об окружающей действительности, которые будут способствовать умственному развитию ребенка.
Проблеме формирования математических представлений в младшем дошкольном возрасте уделяется внимание среди таких исследователей как В.В. Данилова, которая говорит, что в процессе сравнения ребенок младшего школьного возраста учиться различать и обозначать разные по величине предметы. Т.И. Ерофеева отмечает особую значимость дидактических игр для развития элементарных математических представлений ребенка и т.д.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – использование дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – определить особенности использование коллективных и групповых дидактических игр в развитии познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для развития математических представлений у детей дошкольного возраста необходимо использовать коллективные и групповые игры, учитывать психолого-педагогические особенности развития личности детей дошкольного возраста и принципы дидактических игр в математическом развитии.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Изучить значение групповых и коллективных игр в жизни детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности использования дидактических игр в дошкольном возрасте.
3. Проанализировать особенности влияния дидактически игр на возникновение и развитие математических способностей у детей.
Для решения поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня развития математических представлений дошкольников.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе своего развития, ребенок подвергается разным внешним воздействиям, одновременно взаимодействуя со всем, что его окружает. Поэтому можно утверждать, что он является не только объектом взаимодействия, но и субъектом, который действует на окружающий мир. Однако стоит понимать, что ребенок не всегда ощущает и воспринимает себя адекватно. Помочь в формировании и развитии личности ребенка может метод игры.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, с целью их обучения необходимо широко применять дидактические игры. Дидактические игры являются одним из популярных средств дошкольного обучения, когда при выполнении правил игры и совершении игровых действий ребенок может учиться простым и элементарным математическим знаниям. Посредством дидактических игр можно формировать новые знания, знакомить ребенка со способами действий. Каждая такая игра решает конкретную дидактическую задачу, которая совершенствует представления детей в определенной отрасли знаний.
Важно включать дидактические игры в содержание занятий, используя их как средство учебного задания или упражнения, которое направляется на выполнение конкретной задачи формирования представлений младших дошкольников. При этом следует учитывать место дидактической игры в структуре занятия, которое определяется возрастом детей, целью, назначением и содержанием занятия.
Отметим так же то, что восприятие формы и размера у маленьких детей фрагментарно и несовершенно. Но непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка.
Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Поэтому ребенку необходимо дать возможность представления о величине как важной части формирования элементарных математических представлений.
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного-математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес.
В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно-математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, секций раннего развития или даже на детской площадке.
Младшие дошкольники способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (прикладывать предметы под изобра¬жения на карточке-образце и др.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает, можно сказать, непроизводительно, он быстро теряет интерес к делу, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, необходимо давать детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, важно показывать все приемы работы и детально разъяснять последовательность действия. Объяснения его должны быть предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию ребенка младшего дошкольного возраста. Наиболее сложные способы действия важно демонстрировать 2-3 раза, при этом всякий раз обращать внимание малышей на новые детали, что способствует развитию различных видов памяти. Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене нагляд¬ного материала позволяют детям усвоить способы действий, развить познавательные психические процессы, в т.ч. память.
Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой. Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребёнку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знаниям. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.
Занимаясь ранним развитием ребёнка, следует подходить ко всему с большой осторожностью. Важно помнить, что основной целью сенсорно-математического воспитания в раннем дошкольном возрасте является заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ГРУППОВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В дошкольном возрасте происходит множество изменений в формировании личности ребенка. Так, меняется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми, происходит рост возможностей физического и психического развития. У ребенка возникают новые потребности и интересы, новые побуждения, которые ведут к разным видам деятельности.
Начиная с 4 лет, мыслительная активность ребенка изменяется, а его ориентировочные действия от беспорядочно-шарящих становятся организованными и познавательными. Начинает появляться такие виды деятельности как слушание, рассказывание и словотворчество. Ребенок интересуется не только новым предметом самим по себе, а обращает внимание на его устройство и назначение, пытается определить способ использования. Так, он исследует новую игрушку, стремясь ее разобрать и посмотреть что у нее находится внутри. Помимо вопроса «что это?», появляется вопрос «почему?», а основной мотив, который побуждает дошкольника вступить в общение со взрослым, является содержательность общения [6].
Во взаимоотношениях со сверстниками у ребенка в этот возрастной период появляется желание играть с ними, выполнять разные поручения вместе. Активность ребенка в общении, наряду с познавательной активностью, приобретает произвольных характер.
В процессе накопления социального опыта и общения с людьми, ребенок к концу дошкольного возраста начинает пользоваться более обобщенными правилами, используя приобретенные критерии оценок для выражения своего отношения к тому или иному человеку. На этом формируются нравственные отношения детей к окружающим.
Важной особенностью в формировании личности в дошкольном возрасте становится изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок в любой своей деятельности. В действиях ребенка проявляется определенная последовательность, а его побуждения превращаются в систему мотивов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы