Менеджмент Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Управление рисками в менеджменте организации АО «ОАК»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность и классификация рисков в организации 5
1.2. Сущность, цели, задачи, функции управления рисками в организации 10
1.3 Методы управления рисками в системе менеджмента организации 13
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ АО «ОАК» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «ОАК» 20
2.2. Состояние управления рисками в АО «ОАК» 23
2.3 Анализ показателей эффективности управления рисками в АО «ОАК» 32
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ АО «ОАК» 35
3.1. Направления совершенствования управления рисками в организации 35
3.2. Экономический эффект совершенствования управления рисками в организации 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В условиях рыночных отношений одна из важнейших проблем, стоящих перед организациями – определение возможности возникновения, оценка и способы снижения экономического риска. В условиях ожесточенной конкурентной борьбы риск приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важнейшая составная часть управленческой деятельности предприятий. Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность – неизбежная характеристика условий хозяйствования. Решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда факторов неопределенности, заранее не предвиденных.
Риск возникает при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.
Объективная необходимость определяет актуальность данной темы. Таким образом, финансовые риски банка и управление ими — актуальная тема для всех кредитных организаций вне зависимости от формы собственности и степени государственного участия.
Цель работы — изучить особенности управления рисками в менеджменте организации АО «ОАК».
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы управления рисками в менеджменте организации.
2. Дать организационно-экономическую характеристику АО «ОАК».
3. Провести оценку особенностей организации управления рисками АО «ОАК».
4. Разработать основные направления совершенствования системы управления рисками в менеджменте организации АО «ОАК».
Объект работы – АО «ОАК».
Предмет работы – процесс управления рисками.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, наблюдение, статистический анализ, метод расчетов.
Научно-методическая база работы. Проблему управления финансовыми рисками в своих работах изучали многие исследователи, такие как И.А. Лебедев, Ф. Найт, М.А. Поморина, Ю.С. Иванченко, А. Маршалл, С.В. Загородников, О.И. Лаврушин, А.П. Ольгин, Г.Н. Белоглазова, Т.В. Осипенко, В.С. Романов и многие др.
Несмотря на большое количество исследования по данной проблематике, данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнейшего рассмотрения.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что автором проведен собственный анализ системы управления финансовыми рисками в исследуемом банке и разработаны рекомендации по совершенствованию управления банковскими рисками, а также проведена оценка эффективности предложенных рекомендаций в исследуемом банке.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Управление рисками, понижение уровня их действия представляют приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на работу компании.
Выстраивание системы для управления угрожающими и проблемными ситуациями основывается на некоторых принципах:
1. Комплексности, при которой предусматривается взаимодействие всех подразделений предприятия для определения и оценки угроз по видам и направлениям деятельности.
2. Непрерывности. Постоянное наблюдение и контролирование рисков важны в условиях изменяющихся ситуаций и условий работы в организации, появления новых типов угроз, в отношении которых требуются контроль и анализ развития.
3. Интеграции. Оценка интегрального риска обеспечивает взвешенную оценку влияния на коммерческую деятельность полного набора потенциальных рисков с учетом их взаимосвязей (изменение стоимости товара, проблемы с контрагентами, налоговые запреты, техногенные аварии).
Методы управления рисками отличаются разнообразием, обусловленным многочисленными вариантами ведения предпринимательской деятельности, но их можно объединить в несколько однородных групп.
Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми на предприятии, считаются методы:
1. Избегания риска, при котором имеет место отказ от мероприятий и процессов, которые могут стать причиной более существенных проблем (реализация проблемного актива, уход с рынка, отказ от работы в проекте с неясным результатом). Консервативный метод не имеет широкой востребованности, поскольку в результате получается потеря выгоды из-за отказа от исполнения некоторой деятельности.
2. Удержания риска, связанный с самострахованием (переводом на себя риска) путем создания резервов для покрытия потенциальных потерь (убытков).
3. Передачи риска в форме:
o аутсорсинга (передачи компанией функций непрофильного типа сторонним организациям), позволяющего снизить уровень проблемы за счет уменьшения расходов по переданным видам работ и повысить эффективность работ в целом;
o страхования, при котором заключаются договора со страховыми организациями, покрывающими риски за счет выплаты возмещения при страховой ситуации;
o хеджирования или страхования от неблагоприятного колебания состояния на рынке в виде указания в договоре жестких критериев по проводимой сделке (по цене на продукцию, курсу приобретения валюты).
4. Уменьшения риска. Предприятие не избегает угрожающей ситуации, а пребывает в зоне ее действия и пытается влиять на ее купирование, используя диверсификацию деятельности, формирование провизий (резервов), установление ограничений (по производственным циклам).
Выявленные проблемы анализируются с количественных и качественных позиций по шансам на их появление и величине потенциального ущерба. После чего определяется степень толерантности для организации, то есть максимальный размер ущерба (наибольший риск), который в силах понести предприятие в конкретный момент. По мере развития организации и в зависимости от ее стратегических направлений указанный показатель следует постоянно пересматривать.
Таким образом, целью деятельности АО «ОАК» является достижение максимальной прибыли за счет организации услуг по оценке условий труда. Предприятие функционирует как общество с ограниченной ответственностью. Порядок и условия функционирования ООО определяется Уставом общества. Высшим органом управления ООО является учредитель или общее собрание учредителей, а единоличным исполнительным органом — директор. Работа в АО «ОАК» строится в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации: как трудовые отношения с персоналом, так и работа с клиентами, поставщиками и т.д.
Принятие управленческих решений на предприятии АО «ОАК» осуществляет непосредственно руководитель предприятия. Первоначально руководитель осуществляет сбор информации, затем ее анализирует и принимает соответствующее управленческое решение в целях повышении эффективности политики менеджмента, рационального и законного использования ресурсов магазина, а также обеспечение его финансовой безопасности.
Информационное обеспечение организации принятия управленческих решений в АО «ОАК» составляют отчетная, статистическая информация предприятия, данные бухгалтерского, управленческого и финансового учета.
Одним из условий дальнейшего успешного функционирования АО «ОАК» в рыночной экономике является поиск путей направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, в основе которых лежит правильная и своевременная разработка мероприятий, направленных совершенствование управленческой деятельности в организации.
В частности, были выявлены проблемы финансового контроля:
1. В качестве источника информации при принятии управленческих решений отсутствует планово-экономическая документация предприятия.
2. Отсутствует правовое и методическое обеспечение организации принятия управленческих решений.
3. В механизме принятия управленческих решений на рассматриваемом предприятии отсутствуют этапы планирования и реализации результатов в плане выработки и проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений и решению сложившихся проблем.
Для повышение финансовой устойчивости и платежеспособности необходимо провести следующие мероприятия:
— проведение претензионной работы с покупателями и заказчиками за просрочку платежей;
— принятие мер по увеличению уровня оплаты денежными средствами путем использования прибыльного портфеля заказов;
— введение в практику взаимоотношений с неплательщиками возможности индексации просроченных платежей с целью обеспечения защиты денежных средств от инфляции и повышения заинтересованности покупателей и заказчиков в своевременных расчетах;
— разработка технических мероприятий, обеспечивающих возможность индивидуального воздействия на потребителя в зависимости от его платежеспособности (отказ от заказов неплатежеспособным покупателям);
— разработка и реализация мероприятий, связанных с поиском дешевых источников оборудования путем установления связей с промышленными производствами;
— проведение мероприятий по обеспечению бесперебойной деятельности предприятия путем улучшения материально-технического снабжения;
— увеличение количества машин для повышения объема грузооборота исследуемой организации;
— увеличение оборачиваемости оборотных активов и его отдельных элементов за счёт сокращения нахождения их в сумме отвлечённой дебиторской задолженности;
— уменьшение кредиторской задолженности путем реструктуризации налогов;
— использование долгосрочных займов и кредитов для расширения производственно-финансовой деятельности и финансирования внеоборотных активов.
Для каждой организации причины индивидуальны понижения ликвидности и платежеспособности. Пути их решения:
 понижение затрат;
 стимулирование продаж;
 оптимизация д/с;
 работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования;
 реструктуризация кредиторских долгов.
Итак, теперь рассмотрим данные направления по повышению ликвидности и платежеспособности компании детально.
1. Понижение затрат. Для повышения рентабельности продаж и дальнейшего увеличения поступления д/с, нужно снизить затраты. На фоне кризиса уменьшение расхода – один из самых активных стредств, которым компания может использовать для регулирования материального вопроса. Для уменьшения расходов на фоне кризиса нужна расчетливость затрат, мотивация штата на уменьшения расходов и снижения издержек, не относящихся с главным делом организации.
2. Стимулирование продаж. Один из известных пропусков заключается в том, что в положении кризиса организации стремятся поднять приход д/с, поднимая стоимость на продукцию без предварительного анализа рынка. Активизация реализации в условиях кризиса должна проявляться в изменении отношений с действующими покупателями и вовлечении других, представление рынку другой продукции, заключении договоров на работу с давальческим материалом, а также в переоценке нынешнему плану скидок и льгот для клиентов.
3. Оптимизация д/с. Это одна из первых и важных вопросов антикризисного материального контроля. Для этого нужно:
 ввести порядок каждодневного сравнения баланса наличных д/с. Это позволит снять возможные злоупотребления, даст сотрудникам отдела маркетинга максимально точную информацию, посвященную текущему остатку средств, необходимую для проведения текущих оплат.
 построить список данных оплат и распределить приоритеты.
 держать низкий баланс на р/с в разных банках. Если один из счетов организации будет приостановлен, она сумеет продолжить работу, пользуясь счетами в других банках. Это даст застраховать организацию от банкротство банка или выставление картотеки по счетам.
 исследовать вероятность повышения внереализационной прибыли. Для этого вместе с инженерным отделом рассматривается вероятность продажи определенной доли оборудования, не учавсствующего в производственом процессе.
Вместе с названными мероприятиями по оптимизации потоков д/с следует рассмотреть политику организации в области проведения капитальных вложений:
 прекратить и закрыть длительные инвестиционные программы, которые не несут прибыль в дальнейшем будущем;
 программы, которые прекратить нельзя, в них нужно изменить расписание приход инвестиций так, чтобы не допустить создание кассовых нарушений в бюджете организации.
4. Работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования. В положении финансового кризиса организация не должна совсем расставаться от продажи продукции в рассрочку, это скорее всего, приведет быстрое уменьшение объемов реализации.

   

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность и классификация рисков в организации

Существование общества невозможно без рисков. Любая деятельность человека, связана с определенной степенью риска, которая может привести к дестабилизации общественной системы. Предприятиям, работающим в условиях рынка, множество управленческих решений необходимо принимать с учетом финансового риска, что обусловлено рядом обстоятельств — элементами эпизодичности, отсутствием полной информации, наличием разнополярных тенденций и многими другими.
В сфере экономико – хозяйственной деятельности всегда есть положительный и отрицательный опыт, так предприятия, которые получили отрицательный результат в прошлом, будут избегать повторных отрицательных моментов в будущем, тем самым определяя «экономический риск» в жизни общества. Так, и предприятия, потерявшие свои активы и доходы за рубежом в связи с внезапными военными действиями [4, с. 185].
Классическая теория финансового риска рассматривается А. Смитом [5, с. 185]. Автор основывает свою позицию на мнении, что сотрудникам необходима высокая оплата труда в тех случаях, когда им не гарантировалась постоянная занятость, строилась позиция формирования фактора риска, учитывая различия в уровнях заработной платы. В итоге изучаемой проблемы А. Смит пришел к выводу, что профессии с высоким уровнем риска обеспечивают высокую оплату труда, а в профессиях, где риск минимален соответственно минимальную оплату.
Представители неоклассической школы, например, А. Маршалл [6, с. 123] писал, что неподдающиеся оценкам условия могут действительно понизить средний уровень доходов в отрасли, к примеру, предприниматели, которые задействованны в определенных товаро-денежных отношениях, являются азартными игроками, для которых сдерживающее влияние риска понести убытки — значит меньше, чем возможность получить большую выгоду.
Отличное от других развитие понятия риск определили экономисты кейнсианстской школы.
В частности, Дж. М. Кейнс [7, с. 147-148] указал на тенденцию работников, осуществляющих свою деятельность в рамках экономических отношений, принимать больший риск ради получения большей ожидаемой прибыли.
По Ф. Найту [8, с. 120], финансовый риск возникает в том случае, когда «индивид делает оценку объективной вероятности некоторого исхода (на основе теоретического анализа факторов, влияющих на вероятность некоторого события, или на основе статистических данных) и в соответствии с этим принимает решения. Когда речь идет об «интуитивном» ощущении высокой или низкой вероятности, о «субъективной вероятности» исхода, тогда необходимо говорить о неопределенности.
Введение различия в понятия «риск» и «неопределенность» позволило Ф. Найту сделать вывод, что риск является измеримой величиной, а неопределенность – неизмеримой. Соответственно, риск может быть оценен и застрахован, что включается в издержки производства и «риск» рассматривается им, как тип неопределенности с точки зрения неблагоприятного исхода, а «неопределенность» может иметь благоприятный исход. Таким образом, по Ф. Найту получается, что калькулируемая и исчисляемая характеристика предпринимательского риска, определяет поведение людей, так как рациональный индивид ориентируется на математические исчисления, данные статистики, формальную логику.
Немецкий ученый Н. Луман не согласен с подходом Ф. Найта. Н. Луман [9, с. 156-157] считает, что не все риски можно определить статистическими данными, группировать с помощью математических формул, калькулировать и подсчитывать, как это делает Ф. Найт.
Некоторые ученые (Kloepfer M., Kruger W., Biswanger H.Z) сходятся во мнении — оценка предпринимательского риска, включающая в себя только измерение, заканчивается провалом, так же не удается разработать единый масштаб измерения. А при расчете рисков с высоким потенциалом угрозы, но с малой вероятностью появления нет ни удовлетворительного масштаба для измерения объема ущерба, ни общепризнанного определения степени его вероятности [10, с. 120].
Немецкий ученый Г. Бехманн [11, с. 165] приходит к выводу, что выше обозначенные параметры риска невозможно установить без рассмотрения социальных процессов деятельности.
Современные российские и зарубежные исследователи также дают ряд определений финансового риска.
Романов В.С. [12, с. 152] рассматривает финансовый риск, как потенциальную, численно измеримую возможность потери. Понятием риска, автор характеризует неопределенность, связанную с возможностью возникновения в ходе реализации предпринимательской деятельности неблагоприятных ситуаций и последствий.
В работе Лебедева И.А [17] финансовый риск рассматривается как вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.
По мнению Шаховской Л.С. [15, с. 141], финансовый риск — это неопределенность наших финансовых результатов в будущем.
Банк России на основании рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы банковского надзора» в приложении № 2 к Положению от 28.08.97 г. № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках» приводит классификацию рисков в зависимости от субъективности факторов риска. В указанном нормативном документе выделяются три группы рисков.
Первая группа — это риски, которые вызваны последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. К таким рискам относятся:
1) риск хищения ценностей;
2) риск проведения сделок и операций, наносящих ущерб банку, сокрытие результата таких операций;
3) риск вовлечения банка в коммерческие взаимоотношения с теневой или криминальной экономикой;
4) риск недополучения прибыли или прямые убытки из-за недостаточной компетенции сотрудников банка, превышения ими полномочий или ошибок в управлении;
5) риск использования сотрудниками инсайдерской или конфиденциальной информации при проведении ими операций с целью извлечения личной выгоды в ущерб интересам клиентов или банка [16, с. 147].
Вторая группа рисков по классификации Банка России — это риски ликвидности и понижения капитала, которые формируются решениями управленческого аппарата. В эту группу включаются следующие риски:
1. Кредитный риск. Кредитный риск банка понимается как неспособность или нежелание партнера действовать в соответствии с условиями договора [17, с. 125].
Таким образом, кредитный риск — это возможность возникновения убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты клиентом своих финансовых обязательств.
2. Страновой риск и риск не перевода средств. Страновой риск определяется изменениями экономических или политических условий иностранного государства, в котором банк осуществляет свои операции или имеет контрагентов. Компонент странового риска — риск не перевода средств. Этот риск возникает при наличии у банка иностранного должника, обязательства которого выражены не в его национальной валюте, а в валюте другого государства [15].
3. Рыночный риск. Рыночный риск — это риск возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, а также курсов иностранных валют. К компонентам рыночного риска относят процентный, фондовый и валютный риски:
— Процентный риск — это риск неблагоприятного изменения цены под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценных бумаг или связанный с колебанием уровня процентной ставки. Единая методика расчета общего процентного риска, закрепленная в нормативном документе, на сегодняшний день отсутствует.
— Фондовый риск — риск неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансового инструмента под влиянием колебаний цен на рынке фондовых ценностей и (или) под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценной бумаги.
— Валютный риск — риск понесения убытков вследствие изменения курса иностранных валют по отношению к национальной валюте.
4. Риск потери ликвидности связан с возможным невыполнением банком своих обязательств или не обеспечением требуемого роста активов. В крайних вариантах недостаток ликвидности приводит к неплатежеспособности банка.
5. Операционный риск — риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий [18, с. 158].
6. Правовой риск — это риск обесценения активов или увеличения обязательств по юридическим причинам.
7. Риск потери репутации. Этот риск особенно разрушителен для банков [19, с. 163].
Третья группа рисков, с которыми сталкивается коммерческий банк, согласно классификации рисков Банка России — это риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и нормативно-правовыми условиями деятельности. К таким условиям относят:
1) неблагоприятные емкость и доходность банковских рынков. Например, на рынке кредитов банк планировал разместить определенную сумму под определенный процент. Фактически на рынке недостаточно платежеспособных заемщиков (то есть неблагоприятная для банка емкость рынка) или платежеспособный спрос на кредиты банка имеется в запланированном объеме, но заемщики не согласны выплачивать банку запланированный процент за пользование средствами (неблагоприятная доходность рынка);
2) негативные тенденции экономического развития;
3) неблагоприятные изменения экономической политики;
4) неблагоприятные изменения отечественных и зарубежных нормативно-правовых условий банковской деятельности, например, национализация банков, отзыв лицензии, запрет на осуществление определенных операций для иностранных или заграничных банков [20, с. 112].
Таким образом, анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что финансовые риски — это количественно определенный размер потенциальных финансовых убытков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы