Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Учет продаж и анализ реализации продукции, товаров, работ и услуг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1 Организация учета и анализа продаж продукции (работ, услуг) 7
1.1 Значение и задачи учета продаж продукции (работ и услуг) 7
1.2 Организация синтетического и аналитического учета продаж продукции (работ и услуг) 16
1.3 Содержание, значение, задачи и источники информации анализа продаж продукции (работ и услуг) 21
2 Учет продаж продукции (работ, услуг) и проведение анализа реализации на примере ФГУП «Почта России» 27
2.1 Производственно-финансовая характеристика ФГУП «Почта России» 27
2.2 Организация бухгалтерского учета реализации продукции (работ, услуг) в ФГУП «Почта России» 32
3 Совершенствование учета реализации продукции ФГУП «Почта России» 42
3.1 Проведение анализа продаж продукции (работ, услуг) ФГУП 42
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию учета продаж и определение экономического эффекта от их внедрения 49
Заключение 61
Список использованных источников 67
Приложения 70
Введение:
Объем производства и реализации готовой продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж чрезвычайно важен для определения размера различных статей нормированных затрат, например, таких как затраты на рекламу, расходы на гостиничный бизнес, а также для расчета ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнение его обязательств перед клиентами и степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В этих условиях основное значение уделяется объему продаж продукции, как важнейшему экономическому показателю, который определяет эффективность, целесообразность и устойчивость предприятия на протяжении длительного времени. Объем реализуемой продукции на предприятии включает всю отгруженную и проданную продукцию независимо от того, оплачена она или нет. За готовые продукты можно заплатить наличными или розничными продажами через сеть магазинов.
Процесс продаж завершает оборачиваемость активов предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками сырья и материалов для хозяйственных нужд; задолженность перед бюджетом по уплате налогов и возмещать различные производственные расходы).
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету выручки от продаж, НДС на продажи и себестоимости реализованных товаров (работ, услуг), которые ставит перед бухгалтерскими службами законодательство Российской Федерации, довольно жесткие. Особенно важную роль играют условия признания выручки от продаж и расчета себестоимости продаж.
Все перечисленное подчеркивает актуальность исследования в выпускной квалификационной работе темы учета и анализа продаж.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование учета продаж и проведение анализа для устранения выявленных нарушений.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты учета и анализа продаж продукции (работ, услуг);
— дать производственно – финансовую характеристику ФГУП «Почта России»;
— раскрыть организацию бухгалтерского учета продаж ФГУП «Почта России»;
— проанализировать продажи продукции (работ, услуг) ФГУП «Почта России»;
— разработать мероприятия по совершенствованию учета продаж ФГУП «Почта России» и определить экономический эффект от их внедрения.
Предмет исследования в работе – учет и анализ продаж в ФГУП «Почта России».
Объект исследования – бухгалтерский учет ФГУП «Почта России».
При написании первой главы выпускной квалификационной работы были использованы методы анализа научно-практической и учебной литературы, наблюдения и изучения нормативных документов по теме работы.
В практической части выпускной квалификационной работы были использованы экономико-математические статистические методы исследования показателей продаж ФГУП «Почта России» и организации бухгалтерского учета продаж.
Информационную базу для написания выпускной квалификационной работы составили законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации, научно-практические работы российских авторов, учебная литература и бухгалтерская отчетность ФГУП «Почта России».
Для написания работы использованы труды современных экономистов в области учета и анализа продаж В.Д. Герасимовой, А.А. Канке, Д.В.Лысенко, М.Н. Крейниной, ДГ.В. Савицкой, Н.А. Толкачевой, Ю.Г. Чернышевой, Э.А. Чернышова, А.Д. Шеремет и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что руководство «Почта России использовало выявленные резервы совершенствования учета продаж предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Первая глава работы посвящается теоретическому исследованию учета продаж и анализа показателей, которые используются в экономическом анализе выручки от продаж. В этой главе так же раскрываются современные источники информации анализа продаж продукции (работ, услуг).
Во второй главе проводится анализ организации бухгалтерского учета продаж «Почта России».
В третьей главе выявляются резервы совершенствования системы учета продаж на предприятии. Разрабатываются мероприятия по совершенствованию учета продаж продукции (работ, услуг) ФГУП «Почта России».
Заключение:
Целью выпускной квалификационной работы является исследование учета продаж и проведение анализа для устранения выявленных нарушений.
Для достижения поставленной в работе цели были решены следующие задачи:
— раскрыты теоретические аспекты учета и анализа продаж продукции (работ, услуг);
— дана производственно – финансовая характеристика ФГУП «Почта России»;
— раскрыта организация бухгалтерского учета продаж ФГУП «Почта России»;
— проанализированы продажи продукции (работ, услуг) ФГУП «Почта России»;
— разработаны мероприятия по совершенствованию учета продаж ФГУП «Почта России» и определен экономический эффект от их внедрения.
Очень важно уделять особое внимание учету продаж готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на предприятии, так как от этого зависит эффективность его деятельности, правильность и своевременность расчетов по продажам влияет на финансовое положение предприятий, так как расчеты напрямую связаны с поступлением денежных средств на счета предприятия и погашением его обязательств.
В пункте 6 ПБУ 1/2008 сказано, что отражение всех операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) должно производиться в момент их отпуска. Это вытекает из допущения временной определенности факта хозяйственной деятельности, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.
Для получения полной и достоверной информации об объемах продаж на предприятиях ведется синтетический и аналитический бухгалтерский учет продаж.
Задачи, стоящие перед работниками бухгалтерии по учету продаж продукции (работ, услуг), исходят из требований установленных нормативно — правовыми документами в области организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Выручка от продаж согласно ПБУ 4/99 «Доходы организации» относится к доходам от обычных видов деятельности, которые определены в Уставе предприятия.
Доходы по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
— организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
— сумма выручки может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
— право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю;
— расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату товаров (работ, услуг), не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете предприятия признается не доход от продаж, а кредиторская задолженность на сумму полученных средств.
Бухгалтерский учет продаж представляет упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Все документы, которыми оформляются хозяйственные операции по расчетам с покупателями и заказчиками, должны соответствовать требованиям нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
На основании поступивших со склада документов на отпуск товаров покупателю в бухгалтерском учете формируется запись в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с кредита счета 90-1 «Выручка». Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к учету объемов продаж в сумме реализованных товаров (вместе с НДС и акцизами).
Объем оказанных услуг или выполненных работ отражается в «Акт оказанных услуг, выполненных работ», который в обязательном порядке подписывается обеими сторонами договора на оказание услуг (выполнение работ).
На основании «Акта оказанных услуг, выполненных работ», товарно-транспортных накладных на отпуск материалов на сторону выписываются счет – фактуры. В них содержатся все сведения о дате исполнения заказа, пункте назначения, стоимости услуг (товаров), сумме НДС и акцизов.
Для учета продажи продукции используется синтетический счет бухгалтерского учета 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
Согласно плану счетов бухгалтерского учета к счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета: 90.1 «Выручка»; 90.2 «Себестоимость продаж»;90.3 «Налог на добавленную стоимость»; 90.4 «Акцизы»; 90.9 «Прибыль/убыток от продаж».
Бухгалтерские записи по этим счетам ведутся нарастающим итогом с начала года. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от продаж».
На основании данных аналитического учета по субсчетам синтетического счета 90 «Продажи» является информационной базой для формирования показателей «Отчета о финансовых результатах».
Большое значение в процессе управления финансовыми результатами и поиска оптимального баланса доходов и расходов уделяется финансовому анализу, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно развиваться.
Учет и анализ продаж готовой продукции является одним из самых сложных с точки зрения бухгалтерского учета и аналитических процедур, что обусловлено необходимостью определения учетной цены единицы продукции, себестоимости продаж, широким ассортиментом продукции, формированием конечных итогов доходов и расходов с учетом требований налогового законодательства.
Бухгалтерская, финансовая, управленческая, налоговая отчетность и другая информация, созданная в результате учета продаж, представляет собой информационную базу, используемую для анализа и выработки эффективных управленческих решений. Управленческий учет содержит в себе информацию, которая способствует проведению более детального анализа продаж.
Основным источником информации для проведения анализа продаж является «Отчет о финансовых результатах» предприятия. Система показателей «Отчета о финансовых результатах» позволяет использовать абсолютные показатели для определения (рентабельность) эффективности деятельности предприятия.
Данные бухгалтерского баланса по строке 1230 «Дебиторская задолженность» показывают рост задолженности покупателей за отгруженную продукцию (оказанные услуги, выполненные работы) в соотношении с динамикой роста объема продаж из «Отчета о финансовых результатах».
Объектом исследования в практической части работы является ФГУП «Почта России».
В практической части выпускной квалификационной работы исследуется бухгалтерский учет деятельности курьерской службы «Почта России» и проводится анализ продаж услуг, которые она оказывает организациям и населению.
Учетная политика бухгалтерского учета «Почта России» разработана в соответствии с законодательными и нормативными документами и утверждена директором.
Общество признает выручку от продажи своей продукции на основании количества отгруженной продукции и цен, согласованных с покупателем в договорах поставки.
Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности нормативными документами по бухгалтерскому учету, Положением о бухгалтерии, а также должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии.
Бухгалтерия осуществляет синтетический и аналитический учет продаж покупателям и заказчикам оказанных курьерских услуг. Бухгалтерский учет по счетам бухгалтерского учета осуществляется на основании первичных документов, которые содержат в себе всю необходимую информацию и надлежащим образом оформлены.
Для осуществления бухгалтерского учета «Почта России» использует компьютерную программу «1С: Бухгалтерия».
Организация бухгалтерского учета продаж — это система построения учетного процесса оказанных услуг. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:
1) первичный учет;
2) регистры бухгалтерского учета;
3) документооборот;
4) инвентаризация;
5) отчетность.
«Почта России» оказывает услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами.
Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются в первичных документах. Первичные документы являются доказательством совершения операций и имеют юридическую силу. Расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются в соответствии с требованиями Налогового Кодекса.
Счет-фактура является одним из документов, служащих основанием для принятия к учету объемов оказанных услуг. Основанием для выписки счет — фактуры служит «Акт приема-передачи оказанных услуг». В нем содержатся все сведения о дате исполнения заказа, пункте назначения, стоимости услуг, сумме НДС. Акт подписывается руководителями сторон заказчика и исполнителя услуг и заверяется печатями обеих сторон.
При этом в бухгалтерском учете формируется запись на сумму выручки от продаж в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с кредита счета 90-1 «Выручка». С помощью записей из «Журнала хозяйственных операций» бухгалтер составляет Ведомость №16 «Расчеты с покупателями и заказчиками», которая служит аналитическим регистром для балансового счета 90 «Продажи».
На предприятии «Почта России» были выявлены нарушения учета продаж курьерских услуг. Ввиду незначительности сумм выявленных нарушений они не оказали влияния на эффективность деятельности «Почта России». Однако своевременное их устранение позволит избежать штрафных санкций в случае проверки со стороны налоговой инспекции.
Руководству предприятия были предложены мероприятия по устранению выявленных нарушений:
— соблюдать правила оформления договоров на выполнение услуг;
— не нарушать правила заполнения первичных документов;
— два раза в год проводить инвентаризацию статей баланса;
— организовать внутрифирменный контроль правильности отражения продаж в регистрах бухгалтерского учета;
— активировать взыскание дебиторской задолженности;
— провести аттестацию работников бухгалтерской службы на знание законов, нормативных положений, методических указаний, правил ведения бухгалтерского учета продаж.
Фрагмент текста работы:
1 Организация учета и анализа продаж продукции (работ, услуг)
1.1 Значение и задачи учета продаж продукции (работ и услуг)
Целью всех коммерческих предприятий является продажа товаров (работ, услуг) с целью получения наибольшей прибыли. Поэтому на предприятиях уделяется особое внимание вопросам организации отпуска товаров, оказания услуг и выполнения работ для сторонних организаций и населения. Основной объем продаж приходится на реализацию сторонним организациям. В торговле наибольший вес имеют продажи товаров населению .
В.Г. Гетьман определяет продажи, как завершающую стадию оборота активов в организации .
Существует классификация продаж в зависимости от предлагаемого к продаже объекта:
— продажа готовой продукции;
— продажа товаров, приобретенных для перепродажи (торговля);
— продажа услуг;
— продажа выполненных работ.
Предприятия получают прибыль от продажи готовой продукции, которая произведена непосредственно на самом предприятии с использованием материальных средств, оборудования, трудовых и прочих ресурсов. Продажа готовой продукции осуществляется по договорам купли – продажи.
В торговле продаются товары, которые приобретены у поставщиков для последующей оптовой или розничной торговли. В оптовой торговле между сторонами участвующими в сделке заключаются договора купли продажи. В розничной торговле покупатель принимает условия продажи, установленные в торговой организации с учетом своих прав как потребителя, которые определены в нормативных актах Российской Федерации .
Продажа услуг предполагает выполнение для заказчика какой-то не материальной услуги за вознаграждение. Здесь также при оказании услуг для юридических лиц заключается договор на оказание услуги, а население принимает условия продажи исполнителя услуги.
Продажа работ состоит в том, что подрядчик выполняет работы по требованию заказчика, а заказчик оплачивает выполненные работы (поэтапно или полностью). Взаимоотношения между подрядчиком и заказчиком регулируются договорами подряда .
Несмотря на различные формы договоров, они обязательно должны содержать сведения о том, что является объектом договора: конкретные наименования и количество товаров или услуг, подлежащих продаже (статья 455 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также условия договора (контракта) .
Например, в договоре на поставку готовой продукции указываются поставщик и покупатель, необходимые показатели (номенклатура продукции, цены, скидки, сроки поставки, порядок транспортировки продукции до покупателя, условия возврата, сумма налога на добавленную стоимость и другие детали).
Каждое из упомянутых договорных соглашений имеет свои основные условия, которые очень важны для бухгалтера, с точки зрения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками .
В зависимости от условий договора, право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукт может быть передано покупателю после отгрузки или после оплаты.
Основной задачей предприятий является наиболее полная поставка качественной продукции населению. Темпы роста производства, повышение его качества напрямую влияют на себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия производят продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разрабатывают задачи по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяют пристальное внимание вопросам увеличения объема продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучают потребности рынка .
Таким образом, процесс продаж завершает оборачиваемость активов предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед государственным бюджетом, кредитными банками, работниками и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, штрафам за невыполнение договорных обязательств перед клиентами, задержкам в оплате труда персонала, ухудшает финансовое состояние предприятия
Именно поэтому очень важно уделять особое внимание учету продаж готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на предприятии, так как от этого зависит эффективность его деятельности.
По мнению Гавриловой А.Н. правильность и своевременность расчетов по продажам влияет на финансовое положение предприятий, так как расчеты напрямую связаны с поступлением денежных средств на счета предприятия и погашением его обязательств .
Данной точки, которая, по нашему мнению, наиболее точно отражает задачу организации учета продаж, придерживаются М.В. Воронина, Г.В. Савицкая и многие другие.
Во время продажи своих работ, услуг или продукции в бухгалтерском учете поставщик отражает обязательство покупателя оплатить условия договора, которые поставщик выполнил. Возникшая при этом обязанность покупателя по оплате выполненных условий договора называется дебиторской задолженностью .
И.С. Павлюк дает определение дебиторской задолженности, как право на получение от должника денежных средств. При этом он ссылается на статью 128 Гражданского Кодекса РФ.
В пункте 6 ПБУ 1/2008 сказано, что отражение всех операций, связанных с реализацией должно производиться в момент их отпуска. Это вытекает из допущения временной определенности факта хозяйственной деятельности, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Таким образом, в момент отпуска покупателям и заказчикам товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете поставщика отражается дебиторская задолженность по данной операции с конкретным лицом .
В соответствии со статьей 516 Гражданский Кодекс РФ осуществляются расчеты покупателей и заказчиков за поставляемые товары. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В результате выполнения сделки по продаже товаров (работ, услуг) от покупателей и заказчиков поступают денежные средства в кассу или на расчетные счета продавца.
Для получения полной и достоверной информации об объемах продаж на предприятиях ведется синтетический и аналитический бухгалтерский учет продаж, с помощью которого решаются следующие задачи :
— осуществляется контроль правильности оформления первичных документов по продажам товаров (работ, услуг);
— соблюдаются требований законодательства при установке реализационных цен на готовую продукцию;
— обеспечивается контроль сохранности материальных ценностей на складах и в момент отпуска покупателю;
— контролируется своевременность расчетов с покупателями и заказчиками;
— подтверждается достоверность задолженности покупателей за отгруженную продукцию (работы, услуги) путем сверки взаимных расчетов;
— обеспечивается менеджмент предприятия своевременной и достоверной информацией о продажах, которая отражена в регистрах бухгалтерского учета .
Кондаков Н.П. считает, что контроль выполнения плана продаж, позволяет определить реальную рентабельность продаж продукции и отдельных ее видов. А для этого необходимо знать объем выручки от продаж, себестоимость продаж и прибыль, которая получена от продаж.
Задачи, стоящие перед работниками бухгалтерии по учету продаж продукции (работ, услуг), исходят из требований установленных нормативно — правовыми документами в области организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации .
Налоговый кодекс рассматривает вопросы, связанные с налогообложением процесса реализации готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В статье 167 Налогового Кодекса, установлен порядок определения даты признания выручки от продажи товаров (работ, услуг), требования к обработке счетов-фактур и ведению реестра полученных и выданных счетов-фактур, а также порядок применения налоговых вычетов и включения сумм налогов в расходы по реализации готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Налоговый кодекс также содержит раздел VIII «Специальные налоговые режимы», в котором раскрываются требования по признанию доходов и расходов от продажи продукции субъектами хозяйствования, которые рассчитывают и уплачивают налоги в соответствии со специальным налоговым режимом .
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ определяет обязательность отражения в учете продаж продукции (работ, услуг) и товаров, как вида хозяйственных операций. В Законе они определены, как объект учета, объясняет правила отражения этих операций в первичных документах и учетных регистрах.
«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», принятое Приказом Минфина РФ от 29.07. 1998 года № 34н (в последней редакции от 11.04.2018 г. №74н Приказа Минфина РФ) (далее «Положение № 34н»), определяет общий порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.
В «Положении № 34н» устанавливаются:
— требования к ведению бухгалтерского учета;
— обязательность документирования хозяйственных операций;
— порядок оформления регистров бухгалтерского учета;
— способы оценки и инвентаризации имущества.
Важнейшим документом следует считать План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его использованию, от 31 октября 2000года №94н в редакции от 08.11.2010. Его действие продолжается в 2019 и 2020 годах. План содержит список синтетических счетов, используемых организациями для ведения бухгалтерских процедур по учету продаж, и дает краткое объяснение их применения .
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» — ПБУ 10/99. утвержденное приказом Минфина России от 05.06.1999. № 33н. устанавливает общий порядок признания и определения расходов организации, определяется порядок предоставления информации о расходах организации в финансовой отчетности. Что касается расчета продаж готовой продукции (работ, услуг) и товаров, этот документ содержит открытый перечень расходов, на основании которых формируется себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг) и окончательный финансовый результат от продажи продукция (работы, услуги) .
Методология бухгалтерского учета бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками отраслевого значения представлена инструкциями, письмами, которые носят пояснительный или консультативный характер. Документы такого уровня могут разрабатываться Министерством финансов и ведомствами, вплоть до крупных компаний, заинтересованных в детализации и толковании положений нормативных актов бухгалтерского учета предыдущих уровней .
Инициативы самой организации в области нормативного регулирования и организации бухгалтерского учета продаж представлены в «Учетной политике», формирование которой опирается на организационные и административные документы самой организации и требования документов государственного и отраслевого значения .
Разработка учетной политики, как части системы регулирования бухгалтерского учета является обязательной для всех организаций. Сформированная Учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, во всех подразделениях организации .
Реализация Учетной политики обязательна: для всех работников бухгалтерской службы; для главных специалистов и специалистов подразделений, финансово-ответственных лиц, а также лиц, заполняющих и подписывающих бухгалтерские документы, — в пределах элементов Учетной политики, входящих в их компетенцию. При формировании Учетной политики организации предполагается ее постоянство в течение длительного периода и уведомление внешних потребителей информации об изменениях в ней .
Многие показатели деятельности компании или организации зависят от метода, выбранного предприятием для оценки готовой продукции и признания дохода от ее продажи. Одним из таких показателей, который является более значительным, является сумма налогооблагаемого дохода и, следовательно, сумма чистой прибыли, которую организация получит после уплаты всех налогов и сборов.