Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Учет индивидуальных особенностей юных баскетболистов в процессе совершенствования тактико-технических действий (на примере МОУ СОШ № 8 г. о. Королев
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………. |
|
1.1. |
1.2. Специфика учета |
1.3. Разработка |
II. Цель, задачи, методы и организация исследования………..…………… |
2.1.Цель и задачи исследования……………………………………………. |
2.2.Методы исследования…………………………………………………… |
2.3.Организация исследования……………………………………………… |
2.4.Анализ и обобщение |
Заключение…………………………………………………………………….. |
Список литературы…………………………………………………………… |
Приложения…………………………………………………………………… |
Введение:
Современный баскетбол — одна из самых динамичных
спортивных игр. Этим обусловлены три тенденции его развития. Во-первых,
постоянное стремление к совершенствованию техники игры и доведения ее до уровня
виртуозности, что производит большое впечатление на спортсменов как
психологический фактор. Во-вторых, постоянная тенденция к увеличению уровня
атлетической подготовленности игроков. В-третьих, вольно или невольно игра в
современном баскетболе происходит так, что, как правило, ни одна из команд не
может добиться большого преимущества в счете. Все это свидетельствует о
необходимости постоянного совершенствования технической и тактической
подготовки юных баскетболистов [5].
Современный баскетбол представляет собой спортивную
игру, где достижение высоких спортивных результатов зависит от проявления максимально
высокого уровня физической, технической, тактической подготовленности
спортсменов.
Особый интерес приобретает процесс подготовки юных
баскетболистов. Именно к этому возрасту у баскетболистов должна быть
сформирована основная физическая и техническая база, необходимая в игровой
деятельности.
Актуальность
исследования. Успешность
подготовки спортсменов в современных условиях зависит от эффективности методов
организации, управления и контроля, рационального применения современных
технологий в тренировочном процессе, учета индивидуальных, возрастных и
морфофункциональных особенностей организма (В.В. Бойко
[16], Ю.В. Верхошанский [21], Е.Н. Гогунов [23], Г.И. Погадаев [38]).
Поэтому проблема определения и учета индивидуальных особенностей спортсменов
приобретает большое значение в процессе подготовки в игровых видах спорта.
В результате изучения и анализа работ ученых-педагогов
(Р.А. Абзалов, Б.А, Ашмарин, А.И.Вальтин, Д. И.
Нестеровский) было установлено, что при подготовке юных баскетболистов используется,
в основном, групповой подход в обучении. Также установлено, что нагрузка и
различные средства тренировки применяются к игрокам по единой схеме. В связи с
этим и возникла необходимость в учете индивидуальных особенностей юных
баскетболистов в процессе совершенствования тактико-технических действий.
Необходимость индивидуализации тренировочного процесса
неоднократно подчеркивалась специалистами в области спортивной тренировки (Ю И. Львов [6], Ю.М. Портнов [8], А.И. Вальтин [19],
А.Я.Гомельский [24]). Однако юные баскетболисты имеют существенные
различия в уровне физического развития, физической и технической
подготовленности.
Следовательно, учет индивидуальных особенностей юных
баскетболистов в процессе совершенствования тактико-технических действий является
актуальной темой исследования.
Цель
исследования – доказать
обоснованность учета индивидуальных особенностей баскетболистов в процессе совершенствования тактико-технических
действий.
Задачи
исследования:
1.Изучить
и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2.Разработать
комплекс упражнений для совершенствования тактико-технических действий
баскетболистов с учетом индивидуальных особенностей;
3.Экспериментально
доказать эффективность учета индивидуальных особенностей для совершенствования
тактико-технических действий баскетболистов.
Объект
исследования: процесс
технико-тактической подготовки баскетболистов.
Предмет исследования – индивидуальные особенности баскетболистов.
Методы исследования: для решения поставленных
задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно методической литературы — это
изучение научно методической и специальной литературы по теме дипломного
исследования, что необходимо для разработки методологического аппарата работы.
На основе анализа формулирующие формулируются актуальность и цель исследования
проводится постановка задач, подбор методов педагогического эксперимента;
2. Педагогическое наблюдение — это
непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных
условиях. Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов,
объективного педагогического анализа;
3. Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний, умений или навыков
учащихся, основанная на применение педагогических тестов. Включает в себя
подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и
последующую обработку результатов, которая дает оценку способностей
тестируемых;
4. Педагогический эксперимент — научно поставленный
опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого
педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условия.
Это преднамеренная организация обучения и воспитания, вызывающая необходимые
сдвиги в развитии личности, группы обучаемых, коллектива.
Заключение:
Анализируя литературу, можно сказать: для достижения
высочайших спортивных результатов спортсмен должен обладать полным набором
различных приемов и тактик, чтобы правильно применять их в игровой среде.
Техника — Тактическая подготовка баскетболистов является основным этапом
формирования спортсмена, поэтому каждый баскетболист должен стремиться к этому
этапу.
Средства и методы, разработанные нами и
экспериментально проверенные, способствуют повышению уровня технической и
тактической подготовленности баскетболистов.
Из результатов исследования в показатели
технико-тактического мастерства в экспериментальной группе значительно
увеличились по сравнению с исходными. Это свидетельствует о том, что
тренировочный процесс технико-тактической подготовки баскетболистов с учетом
индивидуальных особенностей выстроен правильно.
При определении перспектив занятий баскетболом нельзя
игнорировать возрастные особенности учащихся, а также объективные
закономерности развития, формирования систем организма, двигательных и других
функций, применять современные научно-обоснованные методы объективной оценки
каждого при освоении игры.
Возрастной период 13-15 лет можно назвать относительно
спокойным, и он наиболее благоприятствует развитию «ощущения мяча». В это время
объяснения повествование не приводит к серьезным сдвигам в обучении
баскетбольной технике, и знакомство с механизмами ударных и различных по форме
(относительно более простых) действий с мячом происходит практически спонтанно.
В игровой активности баскетболистов объективно
сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, учащиеся занимаются
практической деятельностью, физически развиваются, привыкают действовать
самостоятельно; с другой стороны, они получают моральное и эстетическое
удовольствие от этой деятельности, углубляют свои знания об окружающей среде.
Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. У игрока
всегда есть цель — выполнить любое конечное задание игры, т.е. получить
результат, хотя и при определенных способах его достижения, но те, которые
позволяют игрокам выбирать пути, находят новые решения в соответствии со своими
возможностями, в зависимости от постоянной меняющаяся ситуация. Средства и
методы учета индивидуальных способностей баскетболистов в процессе совершенствования
тактико-технических действий, разработанные нами и экспериментально
проверенные, способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности
баскетболистов.
Из результатов исследования в показатели
технико-тактического мастерства в экспериментальной группе значительно
увеличились по сравнению с исходными. Это свидетельствует о том, что
тренировочный процесс технико-тактической подготовки баскетболистов с учетом
индивидуальных особенностей был построен
правильно.
Прирост результатов в пятикратном
прыжке произошел в конце года, когда прирост результатов достиг 3,3% и стал
статистически достоверным (р<0,05). С декабря по май результаты в беге по
малой восьмерке относительно стабилизировались и составляли 0,8-1,4% в год. В
челночном беге увеличение темпов прироста наблюдалось в декабре, когда прирост
результатов достиг 6,6%. Статистически значимые приросты наблюдались в мае,
интенсивность прироста составляла 3,2-3,8%.
В процессе экспериментальной работы мы подтвердили
нашу гипотезу о том, что выработка рационального соотношения физической,
технической и тактической подготовки юных баскетболистов разных ролей повысит
уровень их физической и технико-тактической подготовленности. Результаты
педагогического эксперимента могут служить положительным аргументом в системе
доказательств эффективности занятий в экспериментальной группе.
Они доказывают законность наших положений.
Фрагмент текста работы:
I.
Теоретические аспекты построения процесса тактикотехнической подготовеи баскетболистов
с учетом индивидуальных особенностей
1.1. Технико-тактическая подготовка в баскетболе
Овладение техникой и тактикой игры, приобретение
специальных знаний, осуществляется в процессе технико-тактической подготовки,
ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно —
тренировочного процесса
Технико-тактическая подготовка — это процесс овладения
специальными двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих
способностей. [18]
Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в
процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей,
позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.
Под термином «техника» подразумевается система
движений, сходных по структуре и направленных на решение примерно одной и той
же игровой задачи. Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной
приём, стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения. На
разных этапах развития баскетбола изменялось и совершенствовалось количество
приёмов, способы их выполнения, критерии оценки. На перестройку арсенала
оказывали влияние изменения правил игры, обогащение её тактики, повышение
уровня других видов подготовки игроков[28].
Техника спортсмена на каждом этапе развития — это
наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое даёт
возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях
борьбы. [9]
Скорость и активность игровых действий в современном
баскетболе значительно повысили требования к технической подготовке игроков.
Основными составляющими технической подготовки следует считать:
1) достижение высокой степени координации
одновременных движений конечностей и туловища игрока в опорном и безопорном
положениях;
2) овладение всем арсеналом технических приемов;
3) освоение специального комплекса приемов,
специфических для определенных функций игроков в команде;
4) овладение «скоростной» техникой: увеличение
скорости выполнение приемов с максимальной скоростью передвижения игроков;
5) непрерывное повышение точности выполнения приемов
игры;
6) достижение высокой стабильности выполнения приемов,
независимо вид психического и физического состояний;
7) совершенствование умения создавать разнообразные
сочетания приемов игры.
Во время изучения технических приемов целесообразно
усложнять условия их выполнение:
— сочетание приема с передвижением игрока;
— выполнением приема во время передвижения; •
сообщением нового приема с ранее изученным;
— выполнением приема на скорость и точность;
— выполнением разнообразных сочетаний приемов с
другими по внезапными сигналами;
— выполнением приема с противодействием[21]
Техника выполнения приемов совершенствуется в
подвижных, подготовительных, учебных играх и соревнованиях. Совершенствование
приемов в подготовительных и учебных играх предполагает использование тактических знаний и умений баскетболистов. В
связи с этим одновременно изучаются и тактические особенности использования
приемов в игре.
Необходимость овладения приемами игры определяет
некоторые особенности одновременного изучения действий в нападении и
защите. Овладение техникой защиты э трудным
процессом. Защитные действия менее интересны и поэтому трудно создавать у
игроков чувство удовольствия даже во время их удачного применения. Полезно
применять упражнения, результат которых определяется эффективностью защитных
приемов.
На этапе совершенствования техники игры
предусматривают:
— многократное повторение приемов в различных игровых
ситуациях с соответствующей вариативностью их выполнения;
— выполнение приемов в условиях значительного дефицита
времени; • тренировки на фоне значительного утомления, эмоциональных и
психологических воздействий;
— тренировки с учетом выбранных тактических
комбинаций;
— использование активного противодействия защитников
во время игры[20].
Овладение техники игры начинают с овладения приемами
нападения, Прежде всего изучается работа ног и стойка, бег, прыжки, остановки,
повороты и различные их сочетания. Одновременно с этим усваивается ловля двумя
руками, передача двумя руками и одной рукой, броски в корзину с места, ведение
мяча, броски в движении одной рукой, броски в прыжке и различные сочетания этих
приемов.