Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Теоретические основы проблемы развития сенсомоторной координации старшего дошкольника с умственной отсталостью в пластелинографии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития сенсомоторной координации старшего дошкольника с умственной отсталостью в пластелинографии 8
1.1 Особенности развития сенсомоторной координации дошкольников с умственной отсталостью 8
1.2 Характеристика техники пластелинографии 14
1.3 Возможности пластелинографии в сенсомоторной координации дошкольников с умственной отсталостью 24
Глава 2. Экспериментальное исследование сенсомоторной координации в пластиинографии старших дошкольников с умственной отсталостью 31
2.1 Выявление уровня сенсомоторной координации старших дошкольников с умственной отсталостью- констатирующий этап исследования 31
2.2 Система коррекционных занятий по пластилинографии для дошкольников с умственной отсталостью – формирующий этап исследования 42
2.3 Результаты контрольного эксперимента по развитию сенсомоторной координации у старших дошкольников с умственной отсталостью 52
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Введение:
На сегодняшний день, перед современным обществом становится актуальным вопрос равных возможностей получения полноценного всестороннего образования. Это право нормативно закреплено в «Концепции модернизации Российского образования». Однако, на сегодняшний день, большая часть детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), особенно если это комплексное, а не единичное нарушение, все еще не могут быть включены в систему образования. Среди них особое место занимают дети с умственной отсталостью. Одним из приоритетов российской государственной политики в сфере образования на сегодняшний день, стало инклюзивное образование. В докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» подчеркивается значимость обеспечения медикопсихолого-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе детей с ОВЗ [15].
На современном этапе отмечается переосмысление содержания коррекционной работы в образовательной системе. На основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), учитываются индивидуальные потребности детей с особыми возможностями здоровья. Целью психологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в современном образовательном процессе является обеспечение гибкого подхода в обучении и воспитании ребенка, исходя из его психофизиологических особенностей. Реализация инклюзивного воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях расширяет возможности оказания коррекционно-педагогической медико-психологической помощи детям. Позволяет осуществлять помощь и поддержку родителей непосредственно по месту жительства детей и их родителей (законных представителей).
Реализация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью позволит получить эффективный образовательный результат не только у детей с ОВЗ, но и их нормально развивающихся сверстников. Развитие в инклюзивных группах нормативно развивающихся дошкольников научит их быть терпимыми, толерантными [34].
Дети инклюзивной группы опосредованно приобретут знания о правах человека, научатся взаимодействовать друг с другом, распознавать и принимать различие, приобретут знания о жизни социума.
В психологии детей с нарушениями в интеллектуальном развитии большое значение имеет поиск резервных путей формирования интеллектуальной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
Несовершенство возможностей формирования логического мышления дошкольников с умственной отсталостью предполагает необходимость максимальной компенсации за счет относительно сохранного образного мышления. Потенциалом для этого служат детские виды продуктивной деятельности.
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [3,c.35-42].
Проблема обучения и воспитания детей с умственной отсталостью является весьма актуальной в современной педагогике. В настоящее время многие специалисты отмечают рост количества детей с различной патологией.
В младенческом, раннем и дошкольном возрасте идет интенсивный процесс развития сенсомоторных функций. Сенсомоторное развитие имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимное обратное влияние на развитие структур головного мозга.
Развитие мышления и речи сопряжено с развитием сенсомоторных функций. У детей с нарушением интеллекта наблюдается отставание в развитии сенсомоторики, а это — проблемы с пониманием и воспроизведением речи, с навыками самообслуживания, бедность, невыразительности мимических движений, проблемы с овладением письмом и учебными навыками.
Как указывают многие исследователи (В.Ю. Авдонина, Е.Ф. Архипова, Т.Г. Визель, Н.В. Серебрякова и др.) наилучшие результаты при работе с детьми с нарушением интеллекта достигаются при комплексном подходе, при совместной работе целого ряда специалистов. [32]
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, не отчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания [3].
Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным.
И.П. Павлов выразил это простыми словами: «Глаз «учит» руку, рука – «учит» глаз». С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.
Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
Развитие сенсомоторной сферы выступает важным условием общего психического развития. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования: изучение особенностей сенсомоторной координации у детей с умственной отсталостью и разработка рекомендаций по ее развитию.
Предмет исследования: особенности сенсомоторной координации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: сенсомоторная координация старшего дошкольника с умственной отсталостью в пластелинографии.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у детей с умственной отсталостью низкий уровень развития сенсомоторной координации.
В соответствии с целью и объектом исследования в работе были выделены следующие задачи:
— Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
— Изучить особенности развития сенсомоторных функций у детей при нормальном онтогенезе и у детей с нарушением интеллекта;
— Провести экспериментальное исследование уровня развития сенсомоторики среди детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
— Сделать выводы по эксперименту.
В работе использовались следующие методы исследования:
— теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
— оценка знаний, умений и навыков учащихся, развитие художественно-творческих способностей.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в работе с детьми с умственной отсталостью.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав: теоретической и экспериментальной, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Цель настоящей работы заключается в изучение особенностей сенсомоторной координации у детей с умственной отсталостью и разработка рекомендаций по ее развитию.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлен ряд задач.
— При решении задачи Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования в работе изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу уровня сформированности сенсомоторной координации у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, что показало, что данная проблема актуальна.
— При решении задачи: Изучить особенности развития сенсомоторных функций у детей при нормальном онтогенезе и у детей с нарушением интеллекта в работе изучена научная литература в которой отражен вопрос о том что сенсомоторная координация играет большую роль в повседневной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. Она обеспечивает длительное сосредоточение и концентрацию на одном процессе, активизирует и замедляет психические процессы, способствует включенности в деятельность.
— При решении задачи: Провести экспериментальное исследование уровня развития сенсомоторики среди детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, было проведено экспериментальное исследование.
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, мы можем сделать вывод, что развитие сенсомоторной координации у детей страдает. У них недоразвиты все свойства ручной моторики, но у всех испытуемых в разной степени. У большинства детей страдает концентрация, объём усваиваемой информации. Также у некоторых детей наблюдется усидчивость и концентрацию.
На формирующем этапе исследования нами были проведены занятия по пластелинографии с целью развития сенсомоторной координации у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Главной задачей во время занятий было организовать их максимально понятными и легко выполнимыми, при этом используя пластелинографию.
Для достижения поставленных задач необходимо развивать сенсомоторную координацию, путем усложнения заданий. Нарушения сенсомоторной координации у дошкольников с нарушением интеллекта можно корректировать во время стимулирования ослабленных психических функций, формирую при этом организованность, точность движений.
На контрольном этапе исследования мы повторили методики констатирующего этапа. После сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов, были сделаны выводы, что под влиянием системы коррекционных занятий способности дошкольников несколько расширились. Они стали охотнее выполнять однотипную работу, отмечать и анализировать происходящее, стали самостоятельнее, внимательнее.
— Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое полное подтверждение в ходе нашего эксперимента. Несмотря на это, вопрос развития сенсомоторной координации у старших дошкольников с нарушением интеллекта является актуальной в настоящий момент.
Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей.
Развитие творческой активности, пробуждение интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинография.
Пластилин основной материал, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Задача носят дифференцированный характер.
Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, так как все воспитанники задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития сенсомоторной координации старшего дошкольника с умственной отсталостью в пластелинографии
1.1 Особенности развития сенсомоторной координации дошкольников с умственной отсталостью
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [4,c.124-131].
Практически у всех групп детей с ограниченными возможностями отмечается недоразвитие моторики. Выраженность и причины моторного недоразвития различны. Недостатки могут распространяться как на крупную, так и на мелкую моторику.
В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Кроме того, сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в многообразных стереотипно повторяющихся движениях.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей, отмечают Б.П. Пузанов, В.А. Лапшин. У многих детей-олигофренов задерживается развитие прямостояния, т. е. они начинают значительно позднее держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только весь первый год жизни ребенка, но и второй год.
Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности).
В дальнейшем у них не возникает интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту в норме, — жестовая.
Это сказывается на развитии первых действий с предметами — хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием [8,c.25].
По мнению А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой у детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений [32,c.36].
У детей-олигофренов, отмечает В.М. Астапов, недоразвита моторика в целом. Движения их плохо координированы, замедленны, неловки, у них обнаруживается явно выраженное недоразвитие сложных форм движения, отмечается плохая переключаемость с одного движения на другое, неумение выполнить движение по словесной инструкции [1,c.24].
В.И. Лубовский обращает внимание на то, что двигательная сфера олигофренов во многом дефектна и требует постоянного внимания и заботы [34].
Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать её, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его миром, ориентироваться в пространстве.
Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.
В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок [29].
Неловкость движений умственно отсталых дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплескивают воду или льют её в слишком больших количествах.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.