Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Технология подготовки и проведения игровых форм.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации досуга детей младшего школьного возраста 5
1.1 Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2 Проблема организации досуга младших школьников 12
1.3 Игра и игровые технологии как форма досуга младших школьников 15
Глава 2. Разработка и реализация программы по организации досуга детей младшего школьного возраста 24
2.1 Организация фольклорно-игрового досуга 24
2.2 Программа проведения детского фольклорно-игрового досуга 26
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Обобщая понятие современного досуга, можно утверждать, что при всем разнообразии культурологических, социологических, психологиче-ских, педагогических концепций в них единодушно подчеркивается, что именно время является тем пространством, где происходит настоящее раз-витие личности и ее самореализация. Именно свободное время как абсо-лютная возможность выхода личности за пределы обязательной деятель-ности в любые пласты культуры и творчества определяет духовный и ин-теллектуальный потенциал всего общества. Главный социокультурный и педагогический смысл свободного времени — в внутренней основе той де-ятельности, которую осуществляет человек за пределами необходимых ча-сов труда, обучения, сна и многих непременных жизнеобеспечивающих занятий в рамках внерабочей времени. Такой основой является свободная деятельность человека, направленная на гармоничное развитие личности. Личностно-развивающий и социализирующий потенциал свободного вре-мени заключается в том, что он объективно предназначен для того, чтобы человек мог полнее раскрыть себя, подняться к наиболее полному выявле-нию и адекватной реализации своих положительных способностей в лич-ностном и социальном плане.
Поэтому педагогически целесообразной модификацией этого процес-са служит такая структура организации свободного времени школьников, которая способствует более эффективному использованию его потенциала. Определены в современном досуге социально-психологические особенно-сти феномена свободного времени позволяют уточнить формулировку пе-дагогической сущности культурного досуга школьников как наиболее вы-сокоорганизованной части их свободного времени, базирующаяся на со-циально обоснованных принципах.
Будучи существенной частью общего бюджета школьников, их сво-бодное время, при условии оптимальной и эффективной педагогической организации, что соответствует реальным (осознанным или не осознан-ным, но объективно существующим) интересам и потребностям школьни-ков, может быть использован ими для гармоничного саморазвития, твор-ческой самореализации, качественного целесообразного отдыха, социали-зации, гражданского и профессионального самоопределения в различных сферах свободной деятельности и свободного общения. Досуговая дея-тельность школьников имеет двойную природу: с одной стороны — это самоцельная свободная творческая деятельность, непринужденная, спон-танная, с другой — деятельность культуро-формирующая, многоаспект-ный развивающая и воспитательная, которой способствуют усилия педаго-гов. Поэтому стратегической задачей данного направления педагогической работы является обеспечение необходимых условий для разностороннего гармоничного личностно-социального развития школьников в досуге дея-тельности, которая по своему содержанию должна быть деятельностью культурно-досуговой. И тогда для эффективной реализации такой страте-гии, без сомнения, главной тактической задачей будет формирование у школьников осознанных потребностей в отношении содержания и форм культурного досуга.
Анализ изученности проблемы. К проблеме воспитания личности в сфере досуга обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В. Чижиков и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности изучали Л. Вы-готский, П. Блонский, С. Рубинштейн, К. Ушинский, Ф. Фребель, Д. Эль-конин и др.
Объект исследования – игровые формы досуга младших школьни-ков.
Предмет исследования – особенности технологии организации игро-вого досуга.
Цель исследования – изучить технологию подготовки и проведения игровых форм досуга для детей младшего школьного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы досуга, игры, классификацию игр.
2. Выявить возрастные особенности младших школьников и приме-нимые для них игровые формы
3. Проанализировать организацию игровой деятельности для уче-ников младших классов в практике собственной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка литературы.
Заключение:
Результатом итоговой работы является изучение технологии форм развлечения для младших школьников.
Младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллекту-ального и физического развития. В этом возрасте растущий человек дол-жен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Данный возрастной период является значимым периодом жизни для детей младшего школьного возраста, так как именно в это время закладываются основы характера и поведения, а так же прояв-ляется темперамент.
Главная задача возраста – постижение окружающего мира: приро-ды, человеческих отношений. Основными психологическими новообразо-ваниями младшего школьного возраста являются: произвольность и осо-знанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внут-реннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. В этом возрасте формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординиро-вана и точна.
Культурно-досуговая деятельность – это процесс создания, распро-странения и умножения духовных ценностей.
Культурно-досуговая деятельность на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки свободного времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель ко-торой – разностороннее развитие личности ребенка. Сущностью культур-но-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами — специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.
Культурно-досуговая деятельность должна стать совместной разви-вающей деятельностью детей и взрослых. При этом необходимо предо-ставлять детям самостоятельность, обеспечивать смену ролей и деятельно-сти каждого ребёнка, развивать интересы, умения, способности детей.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что необ-ходимо: • Регулярно изучать интересы детей; • Планировать работу куль-турно-досуговой деятельности детей с учетом психолого-педагогической характеристики; • Организовывать и осуществлять работу кружков раз-ных профилей; • Привлекать большее количество детей в кружки; • Ис-пользовать в работе различные формы культурно-досуговой деятельно-сти; • Вести согласованную работу культурно-досуговой деятельности де-тей с другими социальными институтами (школа, детский сад, библиотека).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации досуга де-тей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-физиологические особенности детей младшего школь-ного возраста
Проблем, касающихся психического развития младшего школьника, немало. Ими занимаются многие психологи как в нашей стране, так и за рубежом.
Это объясняется тем, что дети приступают к систематическому школьному обучению, результатом которого должно стать не только усвоение системы научных знаний и умений, но и развитие творческих способностей, готовности к дальнейшему самообразованию, моральная воспитанность молодого человека.
О том, что положительная мотивация учения падает до 3 класса, от-мечали и советские психологи. Они утверждали, что психические функции для осуществления учебной деятельности формируются в самой деятель-ности.
Но до систематического обучения у детей должны быть сформирова-ны определенные предпосылки или психологическая готовность к школе (Венгер Л. А., Котырло В. К., Проскура Е. В., Гуткина Н. И., Божович Л. И. и др.). Все психологи, которые исследовали эту проблему, единодушно признают, что психологическая готовность к обучению в школе имеет многокомпонентный состав. Назовем эти компоненты [7, c.286]:
Мотивационная готовность — это положительное отношение к по-знавательной деятельности, наличие познавательного интереса, потреб-ность в интеллектуальной активности, в приобретении новых умений, навыков. Это и социальные мотивы: потребность занять новую социаль-ную позицию — позицию школьника, заниматься деятельностью, которая имеет общественное значение, оценивается, одобряется обществом. Эти мотивы определяют внутреннюю позицию школьника [3, c.199].
Интеллектуальная готовность — это умение принять учебную зада-чу, наличие дифференцированного восприятия, аналитического мышле-ния, достаточный уровень развития символической функции и воображе-ния.
Произвольность поведения: способность действовать по правилам, умение организовывать свою деятельность согласно цели, контролировать свои действия, доводить дело до конца.
Личностная готовность: способность к сотрудничеству с учителями и ровесниками, к содержательному общению с ними, к совместной деятель-ности; и наличие объективной, критической самооценки.
Каким должно быть обучение, чтобы реализовать потенциальные возможности детей? Особенно это касается вопроса обучения детей 6-летнего возраста. Многолетний опыт экспериментального обучения детей этого возраста показал, что их можно и нужно обучать, но здесь есть своя специфика: нужно создавать благоприятные условия, они испытывают трудности в адаптации к школьному режиму, скорее устают.
Школа, как основной социальный институт системы образования должна реализовывать направлено нравственное воспитание по принципу единства аффекта и интеллекта. Высокий уровень культуры, образованно-сти и нравственности — составляет одну из главных условий стабильности демократического государства. Весь мир признал, что развивать ум и не воспитывать высокую нравственность — это угроза для общества.
Рассмотрим, как изменяется социальная ситуация развития младшего школьника в связи с поступлением в школу [1, c.566].
С поступлением в школу изменяется содержание и характер отноше-ния ребенка к окружающему миру и к самой себе. Она осознает особую важность учебной деятельности — это общественно-значимая деятель-ность. Ученик имеет новые обязанности, за выполнение которых отчитыва-ется перед обществом в лице учителя: регулярно ходить в школу, делать уроки, не опаздывать, выполнять правила для учащихся.
Система «Ребенок—Взрослый» качественно изменяется, дифферен-цируется.
В отношениях «Ребенок—Учитель»- действует мораль односторон-него уважения, послушания. Учитель — центральная персона не только на уроке, а на определенное время во всей жизни ребенка. Этим и характери-зуется в первую очередь «внутренняя позиция ученика» (Л. И. Божович). Учитель — носитель и эталон всех тех социальных норм, которые должен усвоить ученик. Учитель имеет непререкаемый авторитет и является моде-лью поведения детей.
Только он ставит к ребенку требования, проверяет качество их вы-полнения, оценивает — чем и создает условия для дальнейшей ее социали-зации, доказывает поведение к определенной стандартизации в системе со-циальных обязанностей и прав. Добрая поведение и успеваемость в учебе конструируют отношения и с родителями, товарищами по классу.
Таким образом, эмоциональное состояние ученика не только в клас-се, но и дома, и в общении с товарищами определяет учитель, оценивая его на уроках в школе.
Итак, младший школьник должен занять две социальные позиции: в отношении учителя и по отношению к членам своего класса. Эти позиции не должны вступать в противоречие (например, учитель высоко оценивает одни качества, а дети — совсем другие). Если сначала круг требований к каждому определяет учитель, то с развитием группы развиваются требо-вания к каждому со стороны детского коллектива [7, c.90].
Эмоциональная децентрация помогает младшему школьнику взаи-модействовать с ровесниками на принципиальном равноправии, то есть иметь собственное мнение и эмоциональную оценку того, что происходит в группе.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ве-дущей. Обучение — это передача социального опыта, культурного досто-яния. Поэтому учебная деятельность и за своей целью, и по своему содер-жанию является