ТСП Дипломная работа (колледж/техникум) Технические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Тактика осмотра места происшествия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретическая часть. Общая характеристика осмотра места происшествия как следственного действия 6
1.1 Понятие следственных действий 6
1.2 Понятие и виды осмотра места происшествия 12
1.3 Цели и задачи осмотра места происшествия 17
2. Практическая часть. Тактические приемы и методы осмотра места происшествия 20
2.1 Криминалистическая характеристика этапов осмотра места происшествия 22
2.2 Технико-криминалистические средства, приемы и методы, используемые при проведении осмотра места происшествия 30
2.3 Основные проблемы тактики осмотра места происшествия 40
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 1 Тактика осмотра места происшествия 56
Приложение 2 Виды осмотра места происшествия 57
Приложение 3 Задачи осмотра места происшествия 58
Приложение 4 Этапы осмотра места происшествия 59
Приложение 5 Способы проведения осмотра места происшествия 60
Приложение 6 Виды фотосъемки при производстве осмотра места происшествия 61
Приложение 7 Протокол осмотра места происшествия………………………….62

 

  

Введение:

 

Осмотр места происшествия как следственное действие является важ-ным средством получения информации о расследуемом преступлении. От его качества во многих случаях зависит успех расследования, поскольку полу-ченная при осмотре места происшествия информация может носить доказа-тельственный характер. При этом нередко фактические данные, полученные в результате осмотра, невозможно получить из других источников.
Важность осмотра места происшествия заключается еще и в том, что это единственное следственное действие, возможность проведения которого уголовно-процессуальный закон предусматривает до возбуждения уголовно-го дела, подчеркивая тем самым его важность и значимость. Ошибки, кото-рые допущены в ходе проведения осмотра места происшествия могут приве-сти к тому, что доказательств, которые получены признаются недопустимы-ми.
Осмотр места происшествия является тем следственным действием, ко-торое проводится практически по каждому делу либо поступившему сооб-щению о преступлении. Однако несмотря на распространенность данного следственного действия в практической деятельности следователей следует отметить, что при производстве данного следственного действия возникает большое количество ошибок. Такие ошибки связаны с неправильной такти-кой проведения следственного действия, в частности с тем, что при проведе-нии не всегда используются специальные знания, а также то, что в практиче-ской деятельности возникает много проблем при производстве такого вида осмотра места происшествия как осмотр жилища. Несмотря на внесенные за-конодателем изменения, касающиеся производства данного следственного действия в практической деятельности остается много вопросов, которые требуют исследования.
Отдельные проблемы производства осмотра места происшествия изу-чены в работах таких ученых как Абазов А.Б., Акулов С.С., Бабкин Л.М., Булатецкий С.В., Алексеев И.М., Аминев Ф.Г., Баев О.Я., Солодов Д.А., Вилкова Т.Ю., Дачаев З.Б., Гаджиев А.Т., Скориков Д.Г., Дерягрш Г. Б., Егоров Н.Н., Ищенко Е.П., Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е., Ефимичев С.П., Кулагин Н.И., Ямпольский А.Е., Журтов А.Б., Зиновкина И.Н., Ишмухаметов Я.М., Япрынцев П.О., Кафанов А.В., Керимов А.А., Ко-корева Л.В., Лизунов А.С., Юнусов А.А., Лупинская П.А., Манова Н.С., Окень И.П., Попов И.А., Романов В.И., Сазанова Ю.В., Финогенов Н.А., Се-ливанов Н.А., Статкус В.Ф., Тимощук О.В. Безлепкин В., Божьев В.П., Угольников А.В., Хмелева А.В., Чашин А.Н., Шаталов А.С. и других уче-ных.
Однако в них не проводится комплексного исследования тактики дан-ного следственного действия с учетом отдельных изменений внесенных нор-мативно правовые акты проблем, рассмотренных в научных публикациях последних лет. Именно в этом будет заключаться новизна исследования.
Цель исследования – проведение анализа вопросов, возникающих при проведении осмотра места происшествия, а также выявление проблем, воз-никающих при его производстве и внесение предложений по совершенство-ванию действующего законодательства.
Целью исследования была обусловлена постановка следующих задач:
1. Проанализировать понятие следственных действий;
2. Дать понятие осмотра места происшествия и его видов;
3. Выделить цели и задачи осмотра места происшествия;
4. Охарактеризовать этапы осмотра места происшествия;
5. Рассмотреть технико-криминалистические средства, приемы и методы, используемые при проведении осмотра места происшествия;
6. Обобщить основные проблемы тактики осмотра места происше-ствия.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в связи с производством осмотра места происшествия.
Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального права, научные исследования и судебная практика, связанная с тактикой производства осмотра места происшествия.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания правовой действительности, выявленных и разработанных наукой и апробированных практикой. Для анализа нормативных правовых актов, обобщения проблем, формирования определений, предложений и выводов применялись диалектический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический и другие методы исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоре-тических представлений о регламентации осмотра места происшествия, как вида следственного действия, а также тактических особенностей его произ-водства.
Практическая значимость – результаты исследования могут быть ис-пользованы в практике расследования уголовных дел, при преподавании курса уголовно-процессуального права и криминалистики в учебных заведе-ниях и совершенствовании действующего законодательства.
Структура исследования определена целями и задачами. Работа имеет введение, две главы, включающие в себя шесть параграфов, заключение, спи-сок источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показывает, что проблема правового регу-лирования института следственных действий имеет большое научное и прак-тические значение. Анализ законодательства и практики его применение поз-воляет сделать вывод о несовершенстве регулирования института следствен-ных действий в настоящее время. Это обусловлено отсутствием четкого по-нятия и системы следственных действий в уголовном судопроизводстве. Возникает множество вопросов при производстве следственных действий на стадии предварительного следствия и решение данных вопросов не всегда одинаково. Как следствие, допускаются судебные ошибки, нарушаются пра-ва и охраняемые законом интересы граждан.
На основе анализа сущности следственных действий был сделан вывод, что в силу отсутствия четкого понятия «следственных действий» представля-ется целесообразным законодателю закрепить данный термин в ст. 5 УПК, формулировка которого, должна включать обязательные признаки, прису-щих каждому следственному действию.
Предлагается следующая дефиниция: Следственные действия – это предусмотренные и строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, обеспеченные силой государственного принуждения действия уполномоченных лиц, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу.
К субъектам, которые уполномочены на производство следственных действия следует относить дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя и руководителя следственного органа. При производстве следственных действий руководи-тель следственного органа пользуется правами, которые предусмотрены за-конодателем для следователя, начальник подразделения дознания и началь-ник органа дознания пользуются правами, которые предусмотрены законо-дателем для дознавателя.
В действующем УПК РФ нормы, которые устанавливают процессуаль-ный порядок производства осмотра места происшествия находятся в главе 24. Положения данной главы регламентируют порядок проведения осмот-ров, а также освидетельствования, эксгумации и следственного эксперимента.
В качестве недостатка положений, закрепленных законодателем следует указать отсутствие отдельной статьи или статей, которые были ли бы посвя-щены осмотру места происшествия, его понятию и порядку проведения.
Отсутствие четких законодательных положений, регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий, а также регламен-тация такого следственного действия как осмотр места происшествия в раз-ных статьях УПК РФ приводит к ошибкам при его производстве, которые иногда становятся основанием для признания добытых доказательств недо-пустимыми.
Осмотр является следственным действием, которое относится к группе первоначальных следственных действий. В ходе производства осмотра осу-ществляется обнаружение, фиксация и изъятие следов, которые впоследствии помогают правильно определить конкретный состав преступления, а также сведения об обстоятельствах, способствующих совершению преступления.
При проведении осмотра места происшествия каждый предмет подле-жит осмотру, фиксации (путем фотосъемки), упаковке. Кроме того, каждый предмет должен быть надлежащим образом (опечатан и скреплен подписями понятых и участвующих лиц) упакован.
В нормах уголовно-процессуального законодательства закреплено не-сколько видов осмотра. Классификация таких осмотров выделяется на осно-вании объекта осмотра, т.е. того, что подлежит осмотру.
Были выделены виды осмотра места происшествия: осмотр местности, осмотр помещения, осмотр жилища и осмотр трупа. В теории, а также в практической деятельности выделяет иная классификация осмотров места происшествия. Принято выделять первоначальный, повторный и дополни-тельный осмотры места происшествия.
На основании анализа положений главы 24 УПК РФ, а также мнения ученых можно сделать вывод, что осмотр места происшествия является след-ственным действием, которое направлено на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления, преступни-ка и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими до-казательствами сделать вывод о механизме преступления, т.е. содержании преступной деятельности, и других обстоятельствах расследуемого события.
Законодатель регламентирует цели, которые достигаются при произ-водстве осмотра места происшествия. К таким целям следует относить необ-ходимость обнаружения следов преступления, а также необходимость выяс-нения обстоятельств, которые могут иметь значения для дела.
Задачи осмотра места происшествия вытекают из цели данного след-ственного действия и позволяют ее конкретизировать и достичь в ходе про-изводства осмотра места происшествия.
Первой задачей является задача, связанная с необходимостью разо-браться в обстановке места происшествия.
Второй задачей является задача по выявлению и изъятия следов со-вершенного преступления.
Третьей задачей является задача по установлению источника получе-ния других доказательств.
Четвертая задача состоит в выдвижении следственных версий о совер-шенном преступлении и лице, его совершившем. Если в ходе осмотра места происшествия были изъяты какие-то доказательства, то должен быть решен вопрос о приобщении таких доказательств к материалам уголовного дела.
И последней задачей является проверка иных источников доказательств по делу.
Законодателем порядок производства осмотра регламентирован в ста-тьях 176-178 УПК РФ. Осмотр места происшествия является сложным след-ственным действием. Для общего осмысления — это мероприятие делят на две очень важных стадии, до прибытия и по прибытию. В свою очередь они делятся на этапы.
Первый этап — подготовительный. Он осуществляется до прибытия на место происшествия. Второй этап — это рабочий. Он начинается с момента приезда на место происшествия. Данный этап можно подразделить на две стадии. Первой стадией является стадия общего осмотра. Второй стадией яв-ляется стадия детального осмотра.
Наиболее распространенным является привлечение специалиста к про-изводству следственных и судебных действий. В таких случаях специалист может оказывать содействие в обнаружении, закреплении и изъятии предме-тов и документов, применении технических средств (ст.ст. 58, 74, 80 УПК РФ).
Основанием привлечения специалиста для производства следственных действий выступает суждение о том, что лицо, ведущее расследование, либо суд не имеет возможности самостоятельно провести следственное действие без привлечение такого специалиста. На первоначальном этапе расследова-ния специалист привлекается с целью закрепления доказательств, изъятия следов, их упаковки и хранения. Когда определены участники осмотра и его границы, лицо, уполномоченные на проведение осмотра приступает к его производству, в ходе которого может проводится фиксация с применением технических средств. Внимательно должны быть осмотрены предметы с ви-димыми следами преступления. Чтобы разыскать и обнаружить лицо, со-вершившее преступление нужно уделить внимание поиску следов, которые могли быть оставлены. По результатам осмотра решается вопрос о возбуж-дении уголовного дела, прогнозируются следственные версии и составляются планы их проверки.
При осмотре жилища возникает проблема, когда лица, проживающие в жилом помещении, своего согласия на осмотр не дают или, что встречается гораздо чаще, на момент осмотра эти лица попросту в жилом помещении от-сутствуют и установить их местонахождение оперативно не представляется возможным. Возникает вопрос о том в рамках какого следственного действия должен проводиться такой осмотр, в рамках протокола осмотра места про-исшествия, когда не требуется получение согласия и следственное действие может быть проведено до возбуждения уголовного дела либо осмотра жи-лища для проведения которого требуется получение разрешение суда на его проведение. Дополнительные сложности в этом плане создает отсутствие в УПК РФ четкого указания на возможность проведения осмотра жилища до возбуждения уголовного дела.
Сказанное свидетельствует о наличии пробела в положениях УПК РФ в этой части, требующего внесения в законодательство соответствующих изме-нений. Для решения такой проблемы предлагается закрепить в УПК РФ воз-можность проведения осмотра в жилище до возбуждения уголовного дела и внести соответствующие изменения в Постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 01.06.2017 года.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическая часть. Общая характеристика осмотра ме-ста происшествия как следственного действия
1.1 Понятие следственных действий
Следственное действие обоснованно считается центральным звеном в системе тактических средств расследования преступлений. Его особенность заключается в сочетании регламентированной процессуальной формы и так-тического содержания, определяемого совокупностью тактических приемов осуществления познавательной и преобразовательной деятельности следова-теля. Следственные действия являются надежным средством процессуальной реализации всех приемов, методов и средств расследования преступлений. Только с их помощью могут быть выражены вовне и закреплены в материа-лах уголовного дела общие и частные результаты тактических операций, взаимодействия с органами дознания, общественностью и т.д.
Рассмотрим сущность следственных действий. Следственные действия — уголовно-процессуальные действия, которые упоминаются в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, имеющие цель обеспечения процесса доказывания по уголовному делу, направленные на поиск, обнару-жение, закрепление и проверку доказательств по уголовному делу. С помо-щью следственных действий закрепляются следы преступления, оставленные преступником в процессе совершения общественно опасного деяния .
Вопрос о регламентации следственных действий в УПК РФ является одним из самых главных вопросов. Это связано с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ и ст. 83 УПК РФ протоколы следственных действий в рос-сийском уголовном судопроизводстве допускаются в качестве доказательств. Таким образом, от того, какие действия по УПК РФ можно расценивать как следственные, зависит напрямую возможность следователя (дознавателя) по собиранию доказательств. Термин «следственное действие» используется в УПК около 40 раз, однако его определение там отсутствует (ст. 5 УПК РФ).
По-видимому, законодатель рассматривает следственное действие как разновидность процессуального действия, которое согласно ст. 86, 87 УПК РФ направлено на сбор и проверку доказательств. Очевидно, процессуаль-ное действие более широкое понятие, чем понятие следственного действия.
Пункт 32 этой же ст. 5 УПК РФ разъясняет процессуальное действие, под которым понимается следственное, судебное или иное действие, преду-смотренное уголовно-процессуальным законодательством РФ, но законода-тель не разграничивает отличие следственного действия от судебного или иного действия. Цель проведения того или иного следственного действия прямо предусмотрена в нормах УПК (например, цель осмотра — выявление следов преступления, выяснения обстановки преступления – ст.190 УПК). Воспроизведение обстановки и обстоятельств события проводится с целью проверки и уточнения результатов допроса свидетеля, потерпевшего, подо-зреваемого или обвиняемого (ст.194 УПК) и др.
Все решения о проведении тех или иных следственных действий в уго-ловном производстве следователь принимает самостоятельно (за исключени-ем случаев, когда законом предусмотрено получение согласия суда или про-курора); он несет полную ответственность за их правомерность, своевремен-ность и качество. Принимая решение о проведении любого следственного действия, следователь должен учитывать место и время ее выполнения, воз-можный круг участников, необходимость применения тех или иных техниче-ских средств.
Необходимо отметить, что к числу следственных действий относят только те уголовно-процессуальные действия, которые оформляются посред-ством составления протоколов и постановлений. Например, такие докумен-ты, как запросы следователя в различные организации и ответы на них яв-ляются доказательствами по уголовному делу, но они не относятся к след-ственным действиям. Также необходимо учитывать то, что не каждое поста-новление и протокол составляются по поводу именно следственного дей-ствия. Например, постановление может быть вынесено и при избрании меры пресечения, оно относится к процессуальным действиям следователя, но не к следственным.
Следует определить с понятием следственных и судебных действий. Со-гласно законодательному определению под ними следует понимать письмен-ные акты, в котором осуществляется фиксация конкретного действия.
С понятием следственных действий находится в тесном взаимодействии понятие доказательств и вопросы, возникающие при их собирании.
Понятие доказательства составляет неразрывное единство содержания и процессуальной формы. Следует отметить, что вся доказательственная ин-формация должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъяв-ляемыми УПК РФ к конкретному виду доказательств. Так, если в качестве доказательства используются показания, то данные показания должны соот-ветствовать требованиям, установленным в ст.76-80 УПК РФ, а если речь идет о документах или иных предметах, то здесь требования установлены ч.2 ст.81 УПК РФ, а именно требования о процессуальном оформлении и при-общении к материалам уголовного дела.
Для того, чтобы следственные действия были признаны в качестве до-казательства по уголовному делу необходимо, чтобы были соблюдены об-щие и специальные требования, которые законодатель установил для их производства. Так, в протоколе должна быть указана дата проведения след-ственного действия, время начала и окончания следственного действия, дан-ные о лице, которое проводило следственное действие. Если говорить о про-токолах допросов, то должны быть указаны данные лица, допрос которого проводился, а также сведения об участвующих лицах, например, защитнике и законном представителе. Если говорить о таких следственных действиях, как осмотр места происшествия, протокол обыска, протокол предъявления для опознания, то в таких протоколах обязательно должны быть указаны сведения о лицах, которые присутствовали при проведении следственного действия.
После окончания следственного действия, участвующие лица должны быть ознакомлены с протоколом, как путем личного прочтения, так и огла-шения следователем (дознавателем) о чем должна быть сделана отметка в протоколе. После этого протокол должен быть подписан всеми участвующи-ми лицами. Следует отметить, что все внесенные в протокол исправления должны быть оговорены, в противном случае, это может стать основанием для ходатайства о признании доказательства недопустимым.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы