Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Сущность сюжетно-ролевых детских игр и специфика их организации проведения в ДОО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ДЕТСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сюжетно-ролевые игры детей: понятие, сущность и виды 6
1.2. Структура, функции и значение сюжетно — ролевых игр в жизни детей дошкольного возраста 13
1.3. Этапы и особенности организации сюжетно-ролевых игр и их методического сопровождение 20
Вывод по главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Анализ содержания и особенностей методического сопровождение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста в детском саду № 74,
г. Черноголовка 26
2.2. Программа совершенствования методического сопровождение организации проведения сюжетно-ролевых игр детей 40
2.3. Выводы и предложения по повышению эффективности методического сопровождение сюжетно ролевых игр детей дошкольного возраста 46
Выводы по главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

 

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы (ВКР) обусловлена тем, что с поступлением ребенка в дошкольную образовательную организацию (ДОО) начинается новый этап его социализации, характеризующийся расширением социальной среды – здесь, помимо родителей и ближайших родственников, в жизни ребенка появляются воспитатели, педагоги, другие взрослые, сверстники. В детские периоды развития ребенка — от раннего детства к дошкольному возрасту – ведущая деятельность детей претерпевает изменения. От предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте деятельность переходит в игровую, последовательно усложняясь до сюжетно-ролевой игры.
Значение сюжетно-ролевой игры дошкольника велика. В процессе ее осуществления ребенок социализируется, овладевает важными социальными навыками – общения, взаимодействия, построение коммуникации и т.д. В силу своего возраста, ребенок не может моделировать социальные отношения, которые существуют в мире взрослых людей. В связи с этим реализацию этой потребности и навыки социализации он приобретает именно в игре со сверстниками, преобразуя сюжеты из реальной жизни в игровые.
В настоящее время ситуация сложилась так, что образовательные программы для дошкольников, ориентированные на психическое развитие ребёнка, диктуют воспитателям и педагогам дошкольного образования увеличивать объем занятий, делая упор на развитии интеллектуальной сферы, в ущерб времени, затрачиваемому ребенком на игру, а, следовательно, в ущерб психическому, эмоциональному и социальному развитию.
Современные исследования позволили выделить ряд причин существующих негативных тенденций в развитии и организации сюжетно-ролевой игры дошкольников. К ним можно отнести, во-первых, отсутствие в сознании взрослых – родителей и воспитателей – понимания ценности совместной игры детей, во-вторых, неконструктивная позиция воспитателя, где он присутствует либо как пассивный наблюдатель, либо как «режиссер», диктующий действия и поведение ребенка в игре, в-третьих, наличие в среде группы чрезмерно детализированных игрушек и атрибутов, наталкивающих детей на совершение манипулятивных действий, в-четвертых, недостаточное количество неоформленного игрового материала, стимулирующего воображение ребенка и способного стать предметами-заместителями.
На преодоление сложившейся ситуации направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Важное требование к дошкольному педагогу – стать равноправным участником игры, овладеть всеми ее видами, быть чутким ко всем инициативным проявлениям дошкольников.
Анализ степени разработанности темы ВКР показывает, что влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности дошкольников исследовалось отечественными психологами такими как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другими, педагогами Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, и другими, а также зарубежными учеными Р. Гауппом, Э. Клапаредом, М. Монтессори, Ф. Фребель, В. Штерном.
Особенности организации и проведения сюжетно-ролевых в ДОО в современных условиях, а также их педагогическое сопровождение нуждаются в изучении в рамках ВКР.
Объект исследования: сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение организации проведения сюжетно-ролевых игр в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить сущность сюжетно-ролевых игр и особенности их организации проведения в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, сущность и виды сюжетно-ролевое игры детей.
2. Проанализировать структуру, функции и значение сюжетно — ролевых игр в жизни детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть этапы и особенности организации сюжетно-ролевых игр и их методического сопровождение.
4. Проанализировать содержания и особенностей методического сопровождение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста в детском саду № 74, г. Черноголовка.
5. Разработать программу совершенствования методического сопровождение организации и проведения сюжетно-ролевых игр детей, сделать выводы и предложения по повышению эффективности методического сопровождение сюжетно ролевых игр детей дошкольного возраста.
Методы исследования – теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий этапы); наблюдение, метод опроса (беседы, анкетирование); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ полученных данных).
Практическая значимость ВКР заключается в том, что выводы и предложения по повышению эффективности методического сопровождение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста может быть использовано в практике дошкольных образовательных организаций.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него — основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазию, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
В процессе игры вовлекается вся личность ребенка, совершенствуются познавательные и логические процессы, удовлетворяются потребности и интересы. Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Возможность сюжетно-ролевой игры в развитии детей в дошкольной образовательной организации велика, это проявляется в: развитии отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре; усвоении своей роли в группе; возможности попробовать себя в разных ролях или той деятельности; построении эффективной связи и взаимодействий; создании условий для развития социально-коммуникативных навыков.
Основными этапами организации сюжетно-ролевой игры являются: выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета, подготовка игровой среды, создание мотивации и начало игры, проведение краткой беседы по теме игры, руководство к игре (для младших дошкольников — прямое, для ребят постарше — косвенное): распределение ролей, обозначение примерного сюжета, поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание, завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.
В практической части нами было организовано экспериментальное исследование. Опытно- экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 74, г. Черноголовка, Московской области. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет, 15 родителей, 2 воспитателя.
В ходе эксперимента при наблюдении за организованной и самостоятельной сюжетно-ролевой игрой, при анализе полученных данных, было установлено, что уровень самостоятельности детей в сюжетно-ролевых играх находится на среднем уровне. Анализируя отношение родителей к играм детей в ходе анкетирования, мы выяснили, что родители понимают важность игры в жизни ребенка. Но играют с детьми в основном в дидактические и подвижные игры. В сюжетно-ролевые игры дети играют в основном с ровесниками или с братьями и сестрами, большим разнообразием сюжеты игр не отличаются. В ходе беседы и анкетирования воспитателей мы узнали, что из-за насыщенности занятиями времени в режиме дня для самостоятельной организации сюжетных игр остается недостаточно, во второй половине дня много времени уделяется индивидуальной работе с детьми по подготовке к школе. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды групп материалами и играми оптимальное, соответствует возрастным особенностям, отвечает их интересам.
Полученные результаты позволили разработать и апробировать программу совершенствования методического сопровождение организации проведения сюжетно-ролевых игр детей, которая осуществлялся в соответствии с выделенной гипотезой.
В работе разработаны методические рекомендации по организации и руководством сюжетно-ролевой игры для педагогов детского сада. Они имеют практическую направленность и будут полезны взрослым.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы организации проведения сюжетно-ролевых детских игр в дошкольной образовательной организации

1.1. Сюжетно-ролевые игры детей: понятие, сущность и виды

Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Это направление предполагает усиление интереса ребёнка к образовательной деятельности и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия. Важнейшим средством в этом случае признается путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития – включение ребёнка в общечеловеческую культуру и культуру своего народа, где есть образцы и нормы поведения, этических, мировоззренческих, коммуникативных и эстетических оценок. В культурной общечеловеческой традиции, а также в психолого-педагогической литературе как главный атрибут цивилизованного детства выступает игра.
Л. С. Выготский отмечал, что игра «содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития ребенка» [2, с. 45]. Игра, сложившись исторически, стала своеобразным образовательным пространством, элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Даже в тех культурах, где еще не осознано ее мощное воспитательное значение, игра выполняет свою развивающую функцию [4, c. 53].
Согласно определению из педагогического словаря Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, «игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе, она способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. Особенно игра важна в детском возрасте, т.к. через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними дети познают окружающую действительность» [4, с. 26].
Колоссальное значение игры для развития и воспитания ребенка подчеркивают О.В. Дирксен и Л.И. Скворцова, который внес огромный вклад в понимание игры в отечественной педагогике. По его мнению, детская игра − это, прежде всего, выражение ребенком самостоятельных игровых замыслов, а руководство игрой означает − ведение ребенка по пути зарождения определенных замыслов и их наилучшего осуществления [3, с. 115].
Понимая игру как проявление собственных замыслов ребенка, Ушинский подчеркивал, что ребенок не играет тогда, когда его пытаются занять игрой и когда его заставляют играть. О считал, что народная игра и сюжетная игра с правилами должны быть обязательным содержанием жизни ребенка [11].
В конце XIX — начале XX веков в общественном сознании интеллигентных кругов России (педагогов, этнографов) детская игра приобрела особую ценность. Теория, включающая положения о ведущей роли воспитания и обучения в становлении личности, о значении активной деятельности, способствовала определению целей и методов воспитания детей. В дошкольной педагогике уже в советское время встал вопрос о значении игры в развитии детей, о месте и роли игры в образовательном процессе и необходимости целенаправленного руководства игровой деятельностью.
Подчеркивая огромную роль игры в организации жизни детского коллектива в воспитании детей в целом, А.С. Макаренко обращал особое внимание на необходимость участия в играх детей взрослых. Он писал: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть, если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой, я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег» [7, с. 49].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы