Юриспруденция Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Сравнительный анализ законодательства социального обеспечения в России и зарубежных государствах.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Основы государственного социального обеспечения в России и зарубежных странах 6
1.1. Понятие и виды социального обеспечения 6
1.2. Принципы социального обеспечения 14
1.3. Особенности организации социального обеспечения в зарубежных странах 19
Глава 2. Проблемы и перспективы развития социального обеспечения в России 28
2.1. Проблемы социального обеспечения в России 28
2.2. Перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения на основе положительного опыта зарубежных стран 38
Заключение 52
Библиографический список 55

  

Введение:

 

Актуальность темы. Обеспечение социальных прав граждан выступает важнейшим условием деятельности государства как истинно социального. Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и одним из важнейших гарантированных обществу прав.
Развитие в нашей стране социально ориентированной рыночной экономики, предполагает не только создание эффективного рыночного механизма хозяйственной деятельности, но и достижение должного уровня общественного развития через обеспечение прав, гарантий и свобод всем индивидам и социальным группам, а также гарантий высокого уровня и качества жизни населения, благосостояния, обеспечения занятости и поддержки нетрудоспособного населения. Именно социальная поддержка населения выражается в итоге в обеспечении общественной, и, соответственно, экономической безопасности страны.
Следовательно, одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности страны является социальная политика, реализуемая преимущественно в форме социальной защиты и социальной поддержки населения.
Научная разработка проблем социального обеспечения в современном обществе имеет важное научное и практическое значение. Содержание и механизм реализации института социального обеспечения всегда привлекали внимание исследователей. Однако многие аспекты формирования системы социального обеспечения, использование средств, правовые основы самой системы пока не получили достаточного освещения.
Ухудшение экономической ситуации, постоянно растущее социальное неравенство, падение доходов населения являются последствиями очередного витка экономического кризиса в нашей стране. В качестве единственного способа для преодоления этих катастрофических тенденций является проведение реформ в сфере социального обеспечения. Проводимые изменения должны коренным образом перестроить систему социальных выплат с учетом современных тенденций в способах их осуществления.
Проблемы правовой политики в сфере социального обеспечения России и ее реформирования приобретают особую актуальность в период экономической нестабильности. Негативные тенденции в экономике наиболее остро ощущают наименее защищенные категории населения.
Большинство западноевропейских стран с их социальной политикой преимущественно относятся к «консервативному» типу (Германия, Франция, Италия, Бельгия и др.). В системах социальной защиты этих стран доминируют бисмарковские принципы социального страхования, основанные на идее личного вклада каждого. Консервативный тип системы социальной защиты главным образом направлен не на ликвидацию бедности, но на сохранение достигнутого уровня жизни работника.
Третий тип систем социальной защиты — «социально-демократический» тип (Швеция, Дания, Норвегия). В социально-демократических системах социального обеспечения преобладает уравнительная тенденция, проявляющая в существовании стандарта денежных компенсаций или услуг, предоставляемых независимо от других доходов и трудового статуса получателей.
На современном этапе системы социальной защиты всех развитых и большинства развивающихся стран представляют собой решения, построенные на комбинации принципов «либерального», «консервативного» и «социально-демократического» типов, различия социальных систем состоят лишь в размерах и силе влияния каждого из этих принципов в рамках системы социальной защиты конкретной страны.
Все сказанное выше обуславливает актуальность проведения данного исследования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере права социального обеспечения.
Предмет работы – законодательство социального обеспечения России и отдельных зарубежных страх, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – осуществить сравнительный анализ законодательства социального обеспечения в России и зарубежных государствах.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды социального обеспечения.
2. Рассмотреть принципы социального обеспечения.
3. Исследовать особенности организации социального обеспечения в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать проблемы социального обеспечения в России.
5. Проанализировать перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения на основе положительного опыта зарубежных стран.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Следует отметить, что в современном мире стали неоспоримы аргументы в пользу большого значения социальной защиты. Именно она является ключевым элементом разумной экономической политики. Социальная защита – это мощный фактор, способствующий сокращению масштабов бедности, социальной изоляции и неравенства и одновременно укрепляющий политическую стабильность и социальную сплоченность. Социальная защита также стимулирует экономический рост, поскольку она содействует сохранению доходов домашних хозяйств и, тем самым, поддерживает внутреннее потребление. Это особенно важно в наше время, которое характеризуется медленными темпами восстановления и низким уровнем спроса в мире. Кроме того, социальная защита обогащает человеческий капитал и повышает производительность, она стала одним из важнейших направлений политики, нацеленной на преобразующее жизнь национальное развитие.
Социальная политика является основным фактором обеспечения экономической безопасности России, наряду с государственно–правовой, международной, конкурентной, финансовой, бюджетной, инновационной, инвестиционной, ресурсной политикой, так как основным ориентиром всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасности национальной экономической системы, является достижение высокого уровня и качества жизни населения, развития социальной сферы, оптимального соотношения индустриального и постиндустриального секторов экономики. В современных условиях достижение указанной цели осложняется влиянием внешнеэкономических факторов, в частности, глобализации и санкционного давления.
В виду ограниченности размера бюджета, выполняя социальные функции, государство вынуждено устанавливать приоритетность и очередность предоставления помощи тем или иным группам граждан. Осуществляемая государством поддержка представляет собой систему и имеет адресную направленность на поддержку нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения.
Крайне важным является обязательность непрерывного совершенствования системы социальной защиты, т.к. нередко в ряде случаев только оперативное вмешательство способно предотвратить наступление негативных последствий. Справедливости ради стоит отметить, что не все из принципов социального обеспечения воплощены в жизнь в России, часть застыла в виде лозунгов.
Механизм гарантирования государством этой категории социальных прав заключается в определении размера и правил уплаты взносов работодателей, накопление данных средств в пределах Фонда соцстрахования и их перечислении работодателю для дальнейших выплат работнику в случае наступления страхового случая. Принимая во внимание, что и работники, и работодатели могут принимать участие в распоряжении средствами Фонда только лишь косвенно (посредством своего представительства в государственных органах и деятельности разных институтов гражданского общества), подчеркнем, что в будущем как абсолютно возможное и логичное развитие системы социального страхования может быть ее выход из публичной области в частноправовую. Это даст возможность гражданам применять большее число инструментов защиты их прав, а работодателям даст убежденность в целевом использовании средств, которые они перечисляют. В данных обстоятельствах необходимо упростить защиту гражданами своих прав, в то же время государство должно обладать широкими контрольными полномочиями в данной области.
Авторы и инициаторы реформ в современной России не должны копировать либеральные западноевропейские социальные системы, но они обязаны изучать опыт стран, прошедших через сложную структурную перестройку. Расширенные системы социальной поддержки населения многих государств не приживутся в России из-за отсутствия необходимого ресурсного обеспечения. Несмотря на развитую культуру самообеспечения населения в странах Западной Европы, ставка на создание в них социальных государств является не только гарантией социального спокойствия, но и крайне затратным проектом. Кроме того, в Европе поступательное социальное развитие, решение периодически обостряющихся социальных противоречий основываются на фундаменте устойчивой рыночной социально-экономической системы. В России, как уже говорилось, опыт подобных отношений и решения социальных проблем посредством рыночных механизмов недолог, и ему противодействуют некоторые элементы, сохранившиеся от прежней плановой системы.
Именно сейчас возникает ситуация, когда внедрение инноваций в деятельность государственных финансово-кредитных учреждений, занятых в сфере обязательного государственного страхования будет способствовать развитию системы социальной защиты, что необходимо для экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости, и эти параметры должны стать частью программы развития на период после 2018 года.
Единая отраслевая кодификация в праве социального обеспечения безусловно необходима. Но при отсутствии опыта подобной работы этот процесс затянется на годы, а, учитывая хаотичные изменения законодательства о социальном обеспечении, эта работа, возможно, не приведет к ожидаемому результату. Поэтапная (частичная) кодификация законодательства о социальном обеспечении предпочтительнее. Поэтому правы, на наш взгляд, те авторы, которые считают, что для того, чтобы отдельные кодексы или консолидированные законы можно было впоследствии объединить в единый нормативно — правовой акт, необходимо до их принятия разработать Концепцию кодификации законодательства о социальном обеспечении, которая определит ее направления, цели, принципы, сроки осуществления каждого этапа.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основы государственного социального обеспечения в России и зарубежных странах

1.1. Понятие и виды социального обеспечения

Безусловно, в системе прав человека право на социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест и заслуживает специального исследования. При этом, в российском законодательстве до сих пор нет официального определения понятия «социальное обеспечение». Каждый из авторов, изучавших вопросы социального обеспечения, формулировал свое собственное определение.
Так, один из основателей права социального обеспечения, профессор В.С. Андреев считал следующее. «Социальное обеспечение — это совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности» [13, с. 10].
Русский правовед В.Н. Дурденевский охарактеризовал «социальное обеспечение» как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи [31, с. 10].
К.Н. Гусов высказал такое мнение. «Социальное обеспечение следует рассматривать как форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами этого общества» [27, с. 11].
Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. определяют социальное обеспечение следующим образом. «Один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса» [32, с. 27].
К.Б. Бароцкая предлагает считать социальное обеспечение формой распределения, гарантирующую гражданам при наступлении неблагоприятных социальных ситуаций государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг [20, с. 12].
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П указывает, что социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, но по смыслу конституционных норм главное его содержание заключается в материальном обеспечении и предоставлении человеку средств к существованию [6].
При таком многообразии трактовок, тем не менее, ни одна из них не является универсальной и не охватывает всех направлений социального обеспечения, как важной правовой категории. В связи с этим становится необходимым на законодательном уровне ввести понятие «социального обеспечения», точно объясняющее его предмет, признаки и функции.
С нашей точки зрения, социальное обеспечение можно определить как обеспечение государством члена своего общества в случае тяжелой жизненной ситуации либо нетрудоспособности. При этом, конкретные случаи наступления права на социальное обеспечение должны быть указаны в соответствующих нормативно-правовых актах [57, с. 85].
Раскрывая природу социально-обеспечительных правоотношений, нужно отметить, что они тесно связаны со многими иными отношениями, являющимися предметами правового регулирования различных отраслей права, имеют сходные с ними черты. Некоторые из них предполагают в прошлом, настоящем или будущем существование социально-обеспечительных правоотношений. В своей структуре имеют общих участников с социально-обеспечительными правоотношениями, являются необходимым условием существования и реализации, при определенных условиях, социально-обеспечительных правоотношений.
Вопросам защита прав граждан в различных сферах общественной жизни в настоящее время посвящено множество работ. В целом в теории права отмечается, что право на защиту можно определить следующим образом. Так, по мнению, С.С. Алексеева, «защита прав — это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности» [11, с. 379].
Данное определение достаточно универсальное, вместе с тем не учитывает того факта, что в процессе реализации субъективных прав могут возникнуть препятствия в их осуществлении, устранение которых также входит в понятие «защита права». Кроме того, субъективное право может быть защищено не только посредством применения государственного принуждения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы