Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Способы оптимизации налогов в организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность и основные характеристики налоговой нагрузки, способы ее определения 7
1.2 Оценка уровня налоговой нагрузки на организации в Российской Федерации 17
2 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОПТИМА» 23
2.1. Кратка характеристика ООО «Оптима» 23
2.2.Определение уровня налоговой нагрузки ООО «Оптима» с использованием инструментов налогового анализа для выявления слабых сторон налоговой политики 24
2.3.Способы оптимизации налоговой нагрузки ООО «Оптима» с использованием методов налогового планирования 31
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБОВ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ В ООО «ОПТИМА» 39
3.1.Инструменты налогового анализа, используемые в целях оптимизации налоговой нагрузки организации 39
3.2. Предложения по улучшению путей оптимизации налогооблажения в ООО «Оптима» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Приложение 1 63
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68
Приложение 6 70
Приложение 7 71
Приложение 8 73
Приложение 9 74
Приложение 10 75
Приложение 11 77
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время налоговая система Российской Федерации все еще не является конечной и оптимальной. В налоговое законодательство постоянно вносятся изменения и дополнения. С начала 2019 года вступили в силу девять изменений, касающихся исчисления и уплаты налогов, семь изменений в порядке формирования и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, и другие, касающиеся применения контрольно-кассовой техники, минимального размера оплаты труда, государственных пошлин и так далее.
В таких изменяющихся условиях, руководитель и (или) главный бухгалтер организации должны быть способны выстроить такую налоговую политику организации, при которой при резкой смене условий налоговой политики государства, уровень платежей в бюджет не изменится на столько, чтобы негативно повлиять на результативность бизнеса.
Одним из основных показателей эффективности предприятия, а так же контрольным показателем в целях планирования выездных проверок для налоговых органов, считается его налоговая нагрузка, отражающая степень зависимости сумм уплачиваемых налогов на финансовый результат организации.
Таким образом, объективно необходимым условием функционирования предприятия выступает анализ уровня показателя налоговой нагрузки, определение причин того или иного состояния, а так же планирование дальнейшей системы налогообложения в организации в целях оптимизации налогообложения. Так, в системе оптимизации налоговой нагрузки значимое место занимают инструменты налогового анализа и налогового планирования.
Степень разработанности проблемы: Анализ специальной литературы и практика показывают, что проблемами оптимизации налоговой нагрузки на протяжении многих лет активно занимаются отечественные ученые и специалисты-практики в области налогообложения.
В качестве теоретической основы настоящей работы выступили научные труды ученых в области определения уровня налоговой нагрузки: Кировой Е.А., Литвина М.И., Юрченко В.Р., в области применения инструментов налогового анализа: Васильевой М.В., Гуськова С., Лытневой Н.А., в области проведения процедуры налогового планирования: Панскова В.Г., Семенихина В.В., Рюмина С.М. Список источников, использованных при проведении исследования, представлен в библиографическом списке.
Целью дипломной работы является изучение значимости использования инструментов налогового анализа и планирования при проведении налоговой оптимизации и их применение на практике на примере общества с ограниченной ответственностью «Оптима».
В свою очередь поставленная цель исследования обусловила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Раскрытие теоретических и методических основ определения уровня налоговой нагрузки организации;
2. Анализ практики использования налогового анализа и планирования в целях оптимизации налоговой нагрузки на примере ООО «Оптима»;
3. Рассмотреть проблемы и пути совершенствования способов оптимизации налогов в ООО «Оптима».
Объектом исследования ООО «Оптима».
Предмет исследования определяется совокупностью инструментов налогового анализа и налогового планирования, применяемых в конкретной организации с целью оптимизации уровня налоговой нагрузки.
Рабочая гипотеза состоит в обосновании специфики налоговой нагрузки, а также в дальнейшей разработке системы ее оптимизации.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в системном и комплексном рассмотрении понятий «налоговая нагрузка» и «налоговая оптимизация», в так же его составных частей «налоговый анализ» и «налоговое планирование», в рамках системы налогового менеджмента организации. Проведен сравнительный анализ определений, данных различными авторами, и сформулировано авторское определение, отражающие его суть. Рассмотрены основные этапы и методики проведения процедур определения уровня налоговой нагрузки.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения и выводы по вопросам функционирования системы оптимизации налоговой нагрузки на предприятия, научные труды и методологические разработки ученых в области налогового анализа, планирования и оптимизации, законодательные и нормативные документы, научная литература, периодические издания.
Информационно-аналитическую базу составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, подзаконные акты органов государственной власти, статистические данные, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации.
Последовательное выполнения поставленных задач обусловило структуру и содержание настоящего исследования. Работа имеет объем 69 страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Заключение:
Вывода дипломного проекта:
поставлена проблема и раскрыта сущность понятия «налоговая нагрузка», детально проанализировано законодательство, регламентирующее ее расчет и использование пользователями, рассмотрены подходы ученых к изучаемой проблеме;
проанализирован уровень налоговой нагрузки на предприятия в Российской Федерации в целом по стране и по отраслям экономики, а так же уровень фискальской нагрузки на государство, сопоставлены их показатели и спрогнозировано изменения уровня с обоснованием причин;
рассмотрена сущность понятий «оптимизация», «налоговый анализ», «налоговое планирование», выработано собственное понимание их значений, проведен анализ их основных характеристик;
изучены инструменты налогового анализа и налогового планирования, оценена необходимость их использования и способность оказать влияние на уровень налоговой нагрузки организации;
определен уровень и структура налоговой нагрузки на ООО «Оптима», проведено ее соотношения с официальными средними значениями в Российской Федерации в целом и по рассматриваемой отрасли.
Обобщив положения нормативной документации в части определения налоговой нагрузки и мнение ученых о ее сущности, было сформировано собственное понимание налоговой нагрузки на микроуровне как доли уплаченных организацией за определенный налоговый период налогов, относительно какого-либо другого экономического показателя деятельности организации за тот же период, которая позволяет оценить влияние величины уплачиваемых налогов на доходность и рентабельность анализируемой организации.
Обобщив и проанализировав данные об уровне налоговой нагрузки на предприятия в Российской Федерации с 2006 по 2018 годы, фискальной нагрузки на экономику в эти же периоды, а так же обратившись к данным о налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году, мы предположили последующий рост уровня налоговой нагрузки на предприятия в будущем и выявили предпосылки такого увеличения, на основании проводимой государством налоговой и бюджетной политики;
Проведя анализ взглядов ученых на сущность понятий «оптимизация налогообложения», «налоговый анализ» и «налоговое планирование», сформированы авторское понимание данных категорий.
Так, в целях настоящего исследования под оптимизацией налогообложения понимается выбор такого варианта ведения хозяйственной деятельности с применением особенностей разработанной учетной политики в целях налогообложения, при котором обеспечивается наилучший финансовый результат,
Под налоговым анализом принято решение понимать систему способов оценки налогового и бухгалтерского законодательства, с учетом всех особенностей анализируемого налогоплательщика (вид деятельности, местоположение, форма деятельности, организационно-правовая форма, наличие ресурсов и т.д.), и возможности применения установленных норм в целях оптимизации уровня налоговой нагрузки организации, путем уменьшения налогообложения по конкретным видам налогов или в целом в текущем периоде или в перспективе.
Налоговое планирование на микроэкономическом уровне понимается как один из этапов управления налогообложением организации, реализуя который, с использованием законодательно установленных возможностей и льгот, достигается минимизация уровня налоговых изъятий.
После анализа основных характеристик, методов и этапов проведения налогового анализа и налогового планирования, было определено, что это наиболее эффективные, а так же единственные законные способы оптимизации налоговой нагрузки.
Рациональным и адекватным стремлением руководителя организации в является оптимизация налоговой нагрузки, которая представляет собой выбор того или иного варианта ведения хозяйственной деятельности, при котором обеспечивается наивысший финансовый результат.
Проанализировав, уровень налоговой нагрузки на ООО «Оптима», определено, что за последние 3 года ( 2016- 2018 гг.) он находится на уровне выше среднего по отрасли, что позволяет организации не находится в зоне риска включения в список для проведения выездной налоговой проверки. При этом уровень налоговой нагрузки достаточно низок и не позволяет назвать ООО «Оптима» организацией с высокой налоговой нагрузкой. Следовательно, мер по срочному внедрению системы оптимизации налогообложения и налогового планирования не требуется.
При этом грамотно проведенное налоговое планирование всегда направлено на будущие периоды и позволит в дальнейшем реагировать на изменения в налоговой политике государства и влияние различных факторов, увеличить эффективность деятельности организации. В связи с этим в рамках исследования были проанализированы возможные варианты оптимизации налогообложения в ООО «Оптима», в соответствии с рассмотренными методиками выполнены поэтапные мероприятия налогового планирования и даны конкретные рекомендации для оптимизации уровня налоговой нагрузки.
Фрагмент текста работы:
Определение понятия «налоговая нагрузка» не закреплено законодательно и трактуется разными учеными не одинаково. Для определения базового понятия налоговой нагрузки в целях настоящей выпускной квалификационной работы обратимся к нормативным документам, в которых отражается содержание рассматриваемой нами экономической категории:
Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», в котором налоговая нагрузка выступает в качестве первого из двенадцати критериев самостоятельной оценки риска налогоплательщиками, которые используются налоговыми органами для отбора организаций к включению в список по проведению выездных налоговых проверок. Так, согласно данному приказу, организация рискует попасть в список, в случае если ее налоговая нагрузка ниже среднего уровня по аналогичным по виду экономической деятельности предприятиям. В нормативном документе указывается, что в целях планирования выездных налоговых проверок налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы всех уплаченных налогов по данным Федеральной налоговой службы и оборота (выручки) по данным Федеральной службы государственной статистики. Данные, с которыми организация может сравнить свои показатели представлены в приложениях к документу в виде данных по уровню налоговой нагрузки по отраслям за период с 2006 по 2018 год .
Письмо ФНС России от 25.07. 2018 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам», утвержденное в замен утратившего силу Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», которое содержало в себе формулы для определения нагрузки по конкретным налогам или специальным налоговым режимам .
Актуальный же документ утверждает порядок деятельности особых комиссий, которые в процессе своей работы анализируют динамику показателей деятельности организаций, на основании которых можно оценить уровень налоговой нагрузки. В документе представлены формулы расчета налоговой нагрузки по различным налогам и режимам, но с учетом влияния страховых взносов, данные по которым стали доступны после передачи контролирующих функций по учету страховых взносов от государственных внебюджетных фондов к Федеральной налоговой службы начиная с 2018 года .
Письмо ФНС России от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@ «О расчете обществом с ограниченной ответственностью налоговой нагрузки», в котором Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение организации о налоговой нагрузке, описывает способ определения одного из составляющих показателя налоговой нагрузки – оборот (выручка) организации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики как выручка организаций по данным бухгалтерского учета без налога на добавленную стоимость. Так же в письме упоминается то, что в 2018 году ФНС справочно провели расчет фискальной нагрузки по страховым взносам как отношение суммы уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование и оборота (выручки) организаций, которая не включена в указанный выше показатель налоговой нагрузки .
Исходя из содержания вышеназванных документов, можно сделать вывод о высокой значимости и необходимости оценки уровня налоговой нагрузки. Так, например, в Приказе № ММ-3-06/333@ отмечается, что снижение совокупной налоговой нагрузки является одним из основных составляющих налоговой политики государства . Так же важно то, что именно показатели уровня налоговой нагрузки могут выступить причиной внимания налоговых органов к деятельности организации.
Проанализировав методы расчета налоговой нагрузки в приведенных документах, можно связать понятие налоговой нагрузки с понятием «налоговое бремя».