Экология Дипломная работа (колледж/техникум) Естественные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Специфика использования сюжетно-ролевой игры в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста 5
1.2. Характерные черты сюжетно-ролевой игры и её место в педагогическом процессе ДОО 14
1.3. Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры с воспитанием детей в области экологии 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Организация и методы эксперимента 35
2.2. Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Описание опыта применения сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе 42
2.4. Результаты эксперимента 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

  

Введение:

 

Мы неразрывно связаны с нашим окружающим миром. В первую очередь с природой. Мы все знаем, что это такое. Но редкий человек понимает, что необходимо беречь природные ресурсы и рационально их использовать.
В связи с остротой проблемы кризиса экологии дошкольные учреждения придают особое значение экологическому воспитанию детей. Именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются все основы и экология не исключение.
Сформировать бережное отношение к природе, научить беречь её является одной из основных задач учебного заведения.
Дошкольный возраст – начальный этап становления личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Одной из задач педагогов по экологическому воспитанию детей является формирование понятий о том, что в природе все взаимосвязано, и человек не должен нарушать эту взаимосвязь, дабы не навредить животному и растительному миру.
Конечно же, в первую очередь данное воспитание идёт из семьи. Родительское отношение к окружающей нас среде влияет на ребёнка. Малыш подражает своим маме и папе. Если вовремя правильно заложить в своё чадо основные знания о природе и не позволить обидеть кошку или бросить фантик на землю, то есть шанс вырастить патриота своей страны. Да, именно патриота. Патриотизм – это не только знание символики, но и любовь ко всему, что нас окружает.
Для повышения экологической культуры детей в ДОО создаются живые уголки, уголки природы с комнатными растениями, проходит озеленение на участке детского сада. Проводятся экскурсии, опыты, наблюдения с детьми.
У детей дошкольного возраста преобладают наглядно-действенный и наглядно-образный типы мышления. Они позволяют успешно овладевать предоставляемой дошкольникам информацией. Несомненным условием является отбор, обработка и упрощение информации об окружающем мире. А процесс приобщения ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоциональную радость от получения новых сведений о природных явлениях.
Игра является колоссальным фактором воспитания и развития личности ребенка. Постепенно у дошкольников ведущим мотивом игры становится возрастающий познавательный интерес к окружающей действительности, который следует подкреплять расширением представлений о внешней среде обитания. Одним из способов удовлетворения детской любознательности, расширения знаний о природе, вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира может стать привнесение в их жизнь сюжетно-ролевой игры. По мнению известного психолога С. Л. Рубинштейна, игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми.
Сюжетно-ролевая игра как средство экологического воспитания – это игра, организованная педагогом, направленная на познание окружающего мира, актуализацию уже имеющихся экологических знаний, уточнению представлений, полученных в процессе наблюдений в природе, воспроизведение событий, прочитанных в литературе.
Цель работы: теоретически обосновать и определить возможности сюжетно-ролевых игр в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает сюжетно-ролевая игра, как средство формирования экологической культуры.
Для достижения поставленной цели выделены задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Определить уровень сформированности экологической культуры в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать опыт применения сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе МАДОУ «Березка» № 55, п. Березовка, как средства формирования экологической культуры ребёнка.
4. Составить картотеку сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников.
5. Проанализировать результаты эксперимента.
Методической основой данной работы послужили работы выдающихся учёных: С.Н. Николаевой и И. А. Комаровой, К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко, У Л. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Е.И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования:
— Теоретический (анализ педагогической литературы по проблеме исследования);
— Эмпирический (диагностика, наблюдение);
— Математический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы в воспитательно — образовательном процессе детского сада, интересны студентам педагогического колледжа, руководителям экологических кружков.
База исследования: МАДОУ «Березка» № 55, п. Березовка, дети старшей группы.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

На сегодняшний день проблема экологического воспитания злободневна. В связи с экологической неграмотностью населения гибнут леса, всё больше и больше животных попадает в Красную книгу. Если не начинать вкладывать в малыша с малых лет азы экологического воспитания, то наша планета незамедлительна придёт к разрушению. Именно в маленьком возрасте человек впитывает всё то, что в него вкладывают родители, детский сад, школа и окружение. Многие ошибочно рассуждают о том, что в 2-3 года рано говорить с ребёнком об охране природы. Совсем нет, не рано. В это возрастной период мы можем рассказать малышу о том, что нельзя бросать бумажку на землю, что цветы не нужно срывать, а зимующим птицам можно создать дом и кормить. Казалось бы, всё элементарно, но почему-то для большинства родителей это кажется такой сложной задачей. Если бы каждый второй следовал хотя бы совсем лёгким правилам природной охраны, то и Земля цвела и пахла ароматами цветов.
В начале работы была поставлена: доказать значимость сюжетно-ролевых игр в формировании экологической культуры ребёнка.
Для того, чтобы показать эффективность сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании, нам необходимо было обозначить основные черты данных игр и эффективность использования их в целом педагогическом процессе.
На протяжении всего дошкольного детства ребёнку важно подражать в выполнении тех действий, которые выполняют взрослые. А это происходит именно посредством сюжетно-ролевой игры.
Мы изучили педагогический опыт и апробировали определённые сюжетные игры со старшей группы МАДОУ «Березка» № 55, п. Березовка.
В ходе исследования нами была составлена программа по развитию экологической культуры старшего дошкольника. После реализации программы, мы сравнивали полученные эмпирические данные до проведения программы и после, по итогам которых мы диагностировали развитие компонентов познавательной активности в отношении экологии. Таким образом, поставленная нами ранее цель была эмпирически подтверждена.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий по формированию экологической культуры, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, а именно организацией сюжетно-ролевых игр, основанных на экологической культуре. Определена последовательность и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания.

 

Заключение:

 

Мы неразрывно связаны с нашим окружающим миром. В первую очередь с природой. Мы все знаем, что это такое. Но редкий человек понимает, что необходимо беречь природные ресурсы и рационально их использовать.
В связи с остротой проблемы кризиса экологии дошкольные учреждения придают особое значение экологическому воспитанию детей. Именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются все основы и экология не исключение.
Сформировать бережное отношение к природе, научить беречь её является одной из основных задач учебного заведения.
Дошкольный возраст – начальный этап становления личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Одной из задач педагогов по экологическому воспитанию детей является формирование понятий о том, что в природе все взаимосвязано, и человек не должен нарушать эту взаимосвязь, дабы не навредить животному и растительному миру.
Конечно же, в первую очередь данное воспитание идёт из семьи. Родительское отношение к окружающей нас среде влияет на ребёнка. Малыш подражает своим маме и папе. Если вовремя правильно заложить в своё чадо основные знания о природе и не позволить обидеть кошку или бросить фантик на землю, то есть шанс вырастить патриота своей страны. Да, именно патриота. Патриотизм – это не только знание символики, но и любовь ко всему, что нас окружает.
Для повышения экологической культуры детей в ДОО создаются живые уголки, уголки природы с комнатными растениями, проходит озеленение на участке детского сада. Проводятся экскурсии, опыты, наблюдения с детьми.
У детей дошкольного возраста преобладают наглядно-действенный и наглядно-образный типы мышления. Они позволяют успешно овладевать предоставляемой дошкольникам информацией. Несомненным условием является отбор, обработка и упрощение информации об окружающем мире. А процесс приобщения ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоциональную радость от получения новых сведений о природных явлениях.
Игра является колоссальным фактором воспитания и развития личности ребенка. Постепенно у дошкольников ведущим мотивом игры становится возрастающий познавательный интерес к окружающей действительности, который следует подкреплять расширением представлений о внешней среде обитания. Одним из способов удовлетворения детской любознательности, расширения знаний о природе, вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира может стать привнесение в их жизнь сюжетно-ролевой игры. По мнению известного психолога С. Л. Рубинштейна, игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми.
Сюжетно-ролевая игра как средство экологического воспитания – это игра, организованная педагогом, направленная на познание окружающего мира, актуализацию уже имеющихся экологических знаний, уточнению представлений, полученных в процессе наблюдений в природе, воспроизведение событий, прочитанных в литературе.
Цель работы: теоретически обосновать и определить возможности сюжетно-ролевых игр в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает сюжетно-ролевая игра, как средство формирования экологической культуры.
Для достижения поставленной цели выделены задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Определить уровень сформированности экологической культуры в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать опыт применения сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе МАДОУ «Березка» № 55, п. Березовка, как средства формирования экологической культуры ребёнка.
4. Составить картотеку сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников.
5. Проанализировать результаты эксперимента.
Методической основой данной работы послужили работы выдающихся учёных: С.Н. Николаевой и И. А. Комаровой, К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко, У Л. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Е.И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования:
— Теоретический (анализ педагогической литературы по проблеме исследования);
— Эмпирический (диагностика, наблюдение);
— Математический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы в воспитательно — образовательном процессе детского сада, интересны студентам педагогического колледжа, руководителям экологических кружков.
База исследования: МАДОУ «Березка» № 55, п. Березовка, дети старшей группы.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста
Вопросы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста интересуют как теоретиков, так и практиков. Разные их аспекты рассматриваются в многочисленных исследованиях, начиная от работ, в которых освещаются разные стороны собственно экологического образования и воспитания детейдошкольников [2–5 и др.], продолжая программами общего характера, посвящѐнными формированию у детсадовцев представлений соответствующего уровня о природе, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях, в том числе, включающими разделы и/или пункты, связанные с экологическим образованием и воспитанием дошкольников [6–8 и др.], и завершая раздельными программами, связанными с экологическим образованием и воспитанием детей детсадовского возраста [9–14 и др.].
Нужно сказать, что литература по предмету нашего рассмотрения действительно весьма разнообразна. Коротко остановимся на обзоре проанализированных работ, хотя такой обзор мог бы стать предметом специального рассмотрения, который способствовал бы ориентированию тех, кто интересуется проблемами дошкольного образования и воспитания, в массиве уже имеющихся исследований. В первую очередь в этом обширном списке следует выделить работы, в которых рассматриваются сугубо теоретические проблемы, без осознания, то есть понимания сути которых, вряд ли возможна целенаправленная и плодотворная работа педагогов ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ экологических знаний. К этой группе относятся, например, источники, в которых освещаются особенности формирования экологического знания и сознания дошкольников [3; 5; 15; 16; 17 и др.], описываются системы экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [2; 3; 5; 18; 19 и др.], обосновывается роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей-дошкольников и взрослых [20; 21 и др.], рассматриваются проблемы формирования нравственной позиции человека по отношению к миру [3; 15; 18; 22 и др.], исследуются особенности эколого-воспитательной работы в детском саду [23–29 и др.], изучаются вопросы экологического воспитания дошкольников с позиции новой парадигмы [5; 17; 23; 24; 30] и т. д.
Во вторую очередь назовѐм труды, носящие методологический характер и комбинированный – теоретико-методологический характер [6; 8; 13; 14; 15; 18; 19 и др.]. К этой группе прежде всего следует отнести работы Н. А. Рыжовой [5; 13; 14 и др.]. Зафиксируем наше внимание прежде всего на книге данного автора «Экологическое образование в детском саду» [5]. Названная книга, как и другие работы автора, заслуживает, на наш взгляд, особого внимания, так как в ней обосновывается необходимость перехода в экологическом воспитании дошкольников на новую экологическую парадигму – био(эко)центризм. Суть этой парадигмы заключается в том, что «при решении любых проблем приоритет отдаѐтся не социально-экономическим, а природным факторам», и в том, что конечной еѐ целью также является человек, как и в рамках антропоцентрической модели, «но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания» [5, с. 61].
Переход на новую парадигму в экологическом воспитании дошкольников обусловлен, по мнению Н. А. Рыжовой, тем, что традиционная модель по своей сути демонстрирует потребительский подход человека к природе, «в соответствии с которым человек считался мерой всех вещей, «властелином и хозяином» природы, способным изменять еѐ для удовлетворения своих потребностей» [5, с. 61], однако современное время требует совершенно иного принципа отношения к природе, в соответствии с которым человек должен ответить на следующие вопросы, сформулированные советским и российским государственным и общественным деятелем Г. А. Ягодиным: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: кто мы? Дети природы или еѐ властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?» [5, с. 61]. «В настоящее время, – пишет Н. А. Рыжова, – между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определѐнное противоречие». Далее она замечает, что выявленное противоречие проявляется в выборе объектов и методик. Суть противоречия, по еѐ мнению, заключается в следующем: «декларируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме (био(эко)центризме), а отбор содержания и методик нередко производится на основе старой парадигмы – антропоцентрической» [5, с. 61]. «Эта проблема, – резюмирует автор, – как нам представляется, наиболее актуальна именно для дошкольной педагогической системы».
Специального внимания в ряду перечисленных работ заслуживает именно рассматриваемая нами книга Н. А. Рыжовой, так как в ней, помимо уже сказанного, дан обстоятельный анализ содержания и современного состояния экологического образования дошкольников в России, сделан обзор программ такого образования и многое другое (см. об этом ниже). Предназначение книги широкое: она рекомендуется педагогам дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений, других организаций, работающих в области экологического образования детей. Издание ценно тем, что в нѐм характеризуются цели и задачи экологического образования дошкольников, принципы отбора содержания экологического образования дошкольников, компоненты содержания экологического образования, а также предлагаются практические рекомендации по созданию развивающей предметной среды, даны советы по работе с родителями ДОУ и сотрудничеству детского сада с другими учреждениями и организациями, описываются педагогические модели организации работы в детском саду.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы