Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Современные правовые и институционные проблемы в области пенсионного обеспечения и социальной защиты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ 8
1.1 История государственного пенсионного обеспечения в России 8
1.2 Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения в России 18
1.3 Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 23
2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ 31
2.1 Основные направления системы социальной защиты населения в России 31
2.2 Государственная социальная защита на разных уровнях реализации в России 39
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ 46
3.1 Проблемы и перспективы в области пенсионного обеспечения в России 46
3.2 Пути совершенствования в области социальной защиты в России 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Введение:
Право на социальную защиту и социальное обеспечение гражданам Российской Федерации гарантируется Конституцией. Перед современным российским государством остро стоят проблемы социального обеспечения и его финансирования. Социальные выплаты в России имеют символический размер и финансирование социального обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день — это дело рук самих обеспечиваемых, особенно, если они иностранцы. К решению этой задачи они подходят по-разному: одни просят помощи у родственников, другие вынуждены просить милостыню на улицах, для того чтобы позволить себе профинансировать свое социальное обеспечение до уровня, позволяющего не умереть с голоду. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблемы финансирования и правового регулирования социального обеспечения стоят очень остро, и нуждаются в быстром решении.
При обсуждении вопросов, касающихся пенсионного обеспечения и социальной защиты, довольно часто внимание акцентируется исключительно на объеме пенсионных расходов и дефиците бюджета Пенсионного фонда России, а также мерах, которые могут эти расходы и дефицит сократить. Но финансовая сбалансированность пенсионной системы, при всей своей важности, не может быть единственным критерием эффективности и основанием для формирования долгосрочной модели ее функционирования.
Состояние государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения в значительной мере определяет объем потребительского спроса, состояние государственных финансов, фискальную нагрузку на бизнес и уровень оплаты труда. В свою очередь, возможность обеспечивать тот или иной уровень жизни пенсионеров во многом зависит от степени экономического развития страны и темпов роста экономики. Следовательно, при формировании стратегии развития, анализе текущего состояния и перспектив государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения она должна рассматриваться не как изолированный объект, а как одна из наиболее важных составных частей экономики, имеющих значительный потенциал воздействия на ее динамические и структурные характеристики.
На данный момент Российская Федерация столкнулась с проблемами пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан. Низкие пенсии, увеличение нагрузки на население из-за этого снижается соотношение работающих граждан и пенсионеров, становятся нестабильными пенсионные системы, отсутствует достаточное обеспечение финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного формирования систем пенсионного обеспечения.
Актуальность изучения проблем государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения не вызывает сомнений и обусловлена поиском оптимальных путей реформирования в данной сфере.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. В работах П. Самуэльсона (P. Samuelson) выявлены и показаны теоретические принципы функционирования солидарной пенсионной системы и социальной защиты. В исследованиях П. Даймонда (P. Diamond), М. Фельдштейна (M. Feldstein), Дж. Либмана (J. Libman) и Р. Рэя (L.R. Wray) проведена классификация типов пенсионного обеспечения, теоретически обоснованы их преимущества и недостатки, исследована история систем пенсионного страхования и предложены подходы к долгосрочному прогнозированию развития пенсионных систем.
В исследованиях Е.Т. Гурвича, Л.А. Ермака, Т.М. Малевой, В.Д. Роика, О.В. Синявской, А.К. Соловьева рассматриваются проблемы, стоящие перед пенсионной системой и социальной защиты в России, и предлагаются подходы к долгосрочному прогнозированию ее состояния. Демографические проблемы функционирования пенсионной системы России и социальной защиты населения анализируются в работах А.Г. Вишневского и В.Г. Доброхлеб.
Ключевой вклад в развитие модельного инструментария, подходящего для анализа пенсионной системы в структуре взаимодействий — таблиц «затраты-выпуск» (межотраслевого баланса) — был сделан В.В. Леонтьевым. В дальнейшем проблемы межотраслевого моделирования исследовались в работах А.Г. Аганбегяна, Э.Ф. Баранова, А.Г. Гранберга, Ф.Н. Клоцвога, В.В. Коссова, М.Н. Узякова, Я.М. Уринсона, А.А. Широва, Ю.В. Яременко. Работы К. Алмона (C. Almon) и Д. Мида (D. Meade) посвящены объединению межотраслевого и эконометрического подходов к моделированию экономических процессов.
Необходимо отметить, что в существующих работах по проблемам пенсионной системы и социальной защиты в России стоящие перед ними вызовы рассматриваются, как правило, с точки зрения правовой сбалансированности.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и выявление правовых и институционных проблем в области пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить историю государственного пенсионного обеспечения в России;
2) рассмотреть правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения в России;
3) раскрыть понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
4) проанализировать основные направления системы социальной защиты населения в России;
5) охарактеризовать государственную социальную защиту на разных уровнях реализации в России;
6) выявить проблемы и перспективы в области пенсионного обеспечения в России;
7) определить пути совершенствования в области социальной защиты в России.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является государственная политика в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются нормы российского законодательства, регулирующие государственную политику в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.
Методология выпускной квалификационной работы. При исследовании политики в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Эмпирическую базу исследования составляют правовые акты, содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции России [2]; нормативные правовые акты России; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Путь становления пенсионного обеспечения является очень важным знанием, которое позволяет не допускать ошибки прошлого. Демографические и экономические вызовы испытывают пенсионную систему России сейчас, а история становления великой пенсионной системы позволит найти способы подстройки под внешние изменения.
Пенсионная система преодолела ряд реформ и преобразований. Сегодня пенсионное обеспечение постоянно совершенствуется и значительно отличается от социалистической системы, тем, что оно направлено на интересы граждан, имеет широкую информационную компанию, дает объективную информацию о состоянии и перспективах развития пенсионных вложений.
В первой главе работы нами был отмечен неопределенный и двуполярный результат нововведений в пенсионном законодательстве, однако окончательно степень эффективности преобразования можно будет выявить лишь по истечении некоторого времени. Поэтому, остается надеяться, что новая модель пенсионного обеспечения приведет к изменению сложившейся ситуации в трудовых, экономических и политических отношениях.
По-нашему мнению, в нашей стране пенсионная система является трехуровневой и базируется на обязательном страховании, государственном и негосударственном обеспечении. При этом выплачиваются пенсии не только пожилым гражданам – сегодня это целый комплекс мер, направленный на оказание материальной поддержки граждан с самого рождения.
Система социальной защиты представляет собой форму государственного обеспечения, которая гарантирует гражданам поддержку при наступлении трудной жизненной ситуации в виде пенсий, социальных пособий и социальных пособий и социальных услуг, которая также при этом включает различные мероприятия по профилактике и предотвращению социальных рисков. И, система социальной защиты, как одна из наиболее основных функций социальной политики Российской Федерации, распространяется на всех категорий граждан, посредством предоставления гарантий от социальных рисков и неблагоприятных событий, при этом гарантируя улучшение социального положения людей в обществе.
Социальная защиты граждан является одной из главнейших задач социальной политики, одним из инструментов, с помощью которого осуществляется ее реализация. Ее действие направлено на оказание каждому гражданину юридических, социальных гарантий и возможностей для реализации его прав на уровень жизни, необходимый для осуществления, развития личности и воспроизводства. Также система социальной защиты населения базируется на принципах, которые позволяют ей наиболее полно и эффективно реализовывать все свои функции.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие как: материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие.
Уровень социального развития регионов Российской Федерации определяется как ниже среднего. Как показал проведенный анализ, социально развитым регионом считается центральный федеральный округ. Из всех анализируемых округов ЦФО продемонстрировал самый высокий уровень ВРП, внешнеторговый оборот, суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг, средний доход населения и уровень жизни.
Направления реформирования пенсионной системы России на современном этапе в целом соответствуют общемировым тенденциям и связаны со снижением государственных обязательств перед пенсионерами: повышение пенсионного возраста, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, стимулирование более позднего выхода на пенсию, «заморозка» пенсионных накоплений. Однако в странах ОЭСР эти непопулярные меры реализуются в условиях совершенно другого уровня пенсионного обеспечения граждан. В России наблюдается не только низкий уровень коэффициента замещения заработной платы пенсией, но и сам заработок, рассчитанный по паритету покупательной способности, является несопоставимо низким по сравнению со средними показателями стран ОЭСР. Ожидаемая продолжительность жизни на пенсии, как для мужчин, так и для женщин за рубежом гораздо выше, чем в России. Не случайно Россия вошла в топ-5 худших в мире стран для жизни людей пенсионного возраста в соответствии с Глобальным пенсионным индексом — 2018.
Имеется достаточное количество проблем в сфере социального обеспечения населения, однако государство предпринимает меры по их улучшению, основными задачами которых являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, гарантированное соблюдение прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот, пособий и т. д. На данный момент государство акцентируется на социальной сфере жизни населения, что является немало важной чертой для всего населения страны. Таким образом, осуществление социальной защиты направлено на реализацию политики обеспечения социальных гарантий отдельных категорий граждан, повышение уровня и качества их жизни, обеспечение их социальной защищенности.
Таким образом, осуществление социальной защиты направлено на реализацию политики обеспечения социальных гарантий отдельных категорий граждан, повышение уровня и качества их жизни, обеспечение их социальной защищенности.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1 История государственного пенсионного обеспечения в России
Развитие государственного пенсионного обеспечения на территории современной России в целом шло в соответствии с мировым опытом. В древнейшие времена пенсий удостаивались самые важные члены общества — воины, потому что они стояли на страже княжеских владений. Как указывают летописи, князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих особо преданных воинов в случае их ранения, а также по достижении старости. Конечно, пенсиями это не называлось, скорее это была милость правящей особы к своим подданным. Было положено начало социальным гарантиям для отставных воинов. Постепенно забота о раненых и престарелых воинах ставится на регулярную основу [48, c.40].
Начало регулярного пенсионного обеспечения в России было положено Петром Великим, который впервые учредил пенсии по старости морским офицерам согласно «Уставу Морского Русского Военного Флота» (Морскому уставу) 1720 года. Таким образом, Морской устав 1720 г. стал первым российским пенсионным законом, заложившим законодательные основы пенсионных выплат в России, а первыми российскими пенсионерами стали офицеры флота. Порядок и размер пенсионного пособия устанавливался в соответствии с офицерским чином. При Петре I вошло в оборот и само слово «пенсия» (от фр. pension — «платеж»).
В 1758 г. по указу Елизаветы Петровны пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Как и во многих странах, в России первыми пенсионное обеспечение получили военные — сначала морские, а затем и сухопутные офицеры.
В годы правления Екатерины II была проведена первая в России пенсионная реформа (учитывая, что предшественники Екатерины II занимались становлением пенсионной системы).
При Павле I срок выслуги для пенсии для гражданских и военных служащих сократился до 25 лет [13, c.17].
В 1827 г. был принят первый в истории России пенсионный устав, который назывался «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Можно сказать, что после этого в России сложилась полноценная пенсионная система.
Главным основанием для выплаты пенсии являлась «беспорочная», т.е. безукоризненная служба. Пенсионного возраста, или возрастного ценза, как такового не было, необходима была только выслуга лет. Человеку, «удаленному от должности» за проступок, стаж начинали считать заново, если он мог снова куда-то устроиться служить [17, c.237].
Затем правительство в ряде стратегически важных отраслей производства обязало промышленников создавать эмеритальные кассы. Так, с 1870-х годов стали массово создаваться эмеритуры владельцами частных железных дорог.
С 1888 г. в России стали создаваться страховые пенсионные кассы. Пенсионные кассы не только приобрели важнейшее значение в системе пенсионного обеспечения работающих и служащих, но и стали крупными финансовыми институтами, оказывающими серьезное влияние на национальную экономику.
23 июня 1912 г. правительство приняло знаменитый закон «О социальном страховании рабочих» [14, c.155].
Социальное страхование не распространялось на такие категории трудящихся, как домашняя прислуга, торгово-промышленные служащие. Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы. Основная масса рабочих и крестьяне заботились о своей старости самостоятельно. Права сельского населения совершенно не были защищены. В то время как в России к началу XX в. почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн. человек из 125 млн., по переписи 1897 г. Следует отметить, что российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции.
Вплоть до октября 1917 г. система пенсионного обеспечения по-прежнему носила избирательный характер и охватывала приблизительно только треть населения [21,c.79].
В целом, пенсионная система России на рубеже XIX-XX вв. являлась довольно противоречивой, и для оценки ее качества требуются дальнейшие исследования.
После социалистической революции 1917 г. руководством страны во главу угла были поставлены вопросы социальной политики. В российском пенсионном обеспечении стали происходить радикальные преобразования. Со сменой политического режима в России в области пенсионного обеспечения был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми, а не признаком исключительности и привилегированности. Постепенно (в целом на это ушло почти 50 лет) эти идеи удалось воплотить в жизнь, что сделало сложившуюся пенсионную систему важнейшим достижением советской эпохи.
В формировании социалистической пенсионной можно выделить два этапа. На первом этапе (1917-1956 гг.) происходило формирование централизованной пенсионной системы. В 1918 г. был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за социальную справедливость в молодом советском государстве. Тогда же была разработана и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения.
В первой Конституции СССР 1924 г. было закреплено право социального страхования, распространявшееся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 г. для рабочих текстильной промышленности. В 1929 г. система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности, а в 1936 г. сталинская Конституция закрепила право на пенсионное обеспечение для всех рабочих и служащих.
В 1932 г. закон установил самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор и вплоть до недавнего времени пенсионный возраст в России ни разу не менялся и оставался одним из самых низких в мире.
На втором этапе (1956-1991 гг.) пенсионная система в Советском Союзе окончательно сформировалась, началось ее процветание.
В 1956-1964 гг. был осуществлен переход к всеобщей системе пенсионного обеспечения. Так, в июле 1956 г. был принят новый закон «О государственных пенсиях» (о пенсионном обеспечении), который затронул интересы миллионов людей. В частности, по этому закону устанавливался единый для всех граждан срок выхода на пенсию. Мужчины могли выйти на пенсию в возрасте 60 лет, при трудовом стаже не менее 25 лет, женщины — в 55 лет, при трудовом стаже не менее 20 лет. Это было гораздо ниже возрастного ценза в большинстве западных стран.
Сумма ежемесячной пенсии колебалась от 300 до 1200 руб. (или от 30 до 120 руб. в масштабе цен 1961 г.). Размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Общий размер государственной пенсии, в зависимости от общего трудового стажа, характера и сложности выполняемых работ, уровня заработной платы, образовательного и профессионального уровня, составлял от 55 до 100% от средней заработной платы по стране, что привело к увеличению пенсий и пособий для многих социальных групп в 2-3 раза.
На колхозников закон 1956 г. не распространялся. Вопрос о пенсионном обеспечении для колхозников решился в 1964 г., когда был принят закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [10, c.897].
Уже в первые годы советской власти начала формироваться система пенсионных привилегий в СССР.
Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).
Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.
Размер пенсии союзного значения составлял 250 руб. в месяц, республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 руб. в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.
Еще более высокими были ведомственные надбавки. Так, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 руб. в месяц, члены-корреспонденты — 400 руб. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.
На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в 2 раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 руб. в месяц, служащие МВД — 220 руб. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 руб. в месяц. Особая система пенсий была и для сотрудников госбезопасности.
Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях или на вредном для здоровья производстве [38, c.217].