Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Современные подходы оказания сестринской помощи пациентам с психогенными заболеваниями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению оказания сестринской помощи пациентам с
психогенными заболеваниями (на примере невроза)
7

1.1. Психогенные заболевания: этиология, патогенез, причины и
классификация
  7

1.2. Стандарты
сестринского ухода  в психиатрической
клинике
. 11

1.3. Оказание
сестринской помощи лицам с психическими отклонениями
. 14

Глава 2. Практика оказания сестринской помощи больным с неврозами.. 22

2.1. Тактика
медицинской сестры при уходе за пациентом: планирование и реализация
. 22

2.2. Выявление уровня информированности пациентов о
возможных осложнениях и дальнейшем образе жизни
. 29

2.3. Разработка методических материалов для
больных с неврозом. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 50

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58

 

 

 



  

Введение:

 

Актуальность исследования. Расстройства
личности
характеризуются совокупностью разнообразных психических отклонений и
аномалий. У людей с личностными расстройствами нарушено поведение, ощущение и
восприятие реальности, что и отличает их от остальных.
Эти психические отклонения могут спровоцировать странное  поведение, мешающее вести и поддерживать
социальные, трудовые и прочие отношения. Мышление, действия, способы общения
страдающих расстройствами личности людей сильно отличаются от общепринятых и
могут раздражать, быть неприятными и даже пугать окружающих.
Расстройства
личности представляют собой психические
нарушения, при которых паттерн поведения человека,
его мысли и эмоции полностью отличаются от принятых в его
культурной среде.

Среди самых распространенных расстройств личности
неврозу принадлежит особое место. Невроз является психогенным заболеванием,
поэтому постоянно растущий интерес клиницистов и психологов к изучению этого
заболевания, и особенности изменения личности представляется чрезвычайно важным
для целей патогенетической диагностики и психотерапии.

Специфика
этой болезни такова, что пациентов с неврозом может встретить любой врач в
своей практике. Поэтому каждый вступающий в медицинскую братию должен иметь
минимальные знания об этой теме.

Точных
данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных
случаях имеются по отдельным регионам: от 15,8 до 21,8 чел. на 1 000
населения. Официальные данные Всемирной организации здравоохранения: подведены
итоги за период с 2000 по 2018 года и сообщается о том, что численность людей,
болеющих этим заболеванием, выросло в 24 раза. Также существует распределение,
по которому 2/3 неврозов приходится на женщин и 1/3 на мужчин.

Данные
эти не являются точными, так как захватывают лишь людей с выявленным заболеванием.
К сожалению, специфика их такова, что за помощью обращаются не многие. Еще
меньше людей находят квалифицированную помощь. Сам термин «невроз» (МКБ-10 под
кодом F40) в медицине появился благодаря английскому (шотландскому) врачу
Уильяму Каллену. Происходит он от греческого «neûron (νεῦρον) нерв и окончания
«-osis» – характеризующий хронические болезни.

В современной психологии все более получает признание
представление о неврозе как о заболевании эмоционального или психического
стресса, традиционное изучение которого связано с исследованиями его
биохимических проявлений.

Понимание невроза как болезни личности в современной
психологии дополняется представлением о нем как о заболевании эмоционального
стресса. Эмоциональный или психологический стресс является той областью
психологического исследования, которая ближе всего соприкасается с
физиологическим, эндокринологическим, а также клиническими исследованиями: Б.Д.
Карвасарский, Ю.А. Александровский, Е.Л. Николаев, М. Пере, Н.В. Иванов, О.
Бумке.
Таким образом, описав различные научных подходы к неврозам,
как личностным расстройствам, можно судить об их актуальности и дальнейшем
изучении с точки зрения оказания медицинской помощи.

Внедрение
сестринского процесса в оказании медицинской помощи пациентам с психогенными
заболеваниями диктуется необходимостью 
повышения уровня ухода за больными. Медицинские сестры осуществляют
контроль санитарного состояния отделений, и соблюдения больными правил
внутреннего распорядка, проверяют регулярность и полноту влажной уборки, следят
за выполнением больными правил личной гигиены, качеством санитарной обработки,
в необходимых случаях обеспечивают уход.

Медицинские
сестры отвечают за правильное и своевременное питание больных, следят за
хранением продуктов питания в холодильниках и прикроватных тумбочках, проверяют
содержание и качество передач.

Медицинские
сестры ведут необходимую медицинскую документацию, заполняют температурные
листы и листы назначений, журнал приема и сдачи дежурств, выписывают требования
на медикаменты, составляют порционники и т. д.

Круг
обязанностей медицинских сестер очень широк, именно поэтому, необходимо
уточнения сестринского ухода при психогенных заболеваниях.

Цель работы: проанализировать особенности
сестринской помощи больным с психогенными заболеваниями.

Объект исследования: пациенты с психогенными
заболеваниями.

Предмет исследования: деятельность медицинской
сестры в оказании сестринской помощи больным с неврозами.

Задачи:

1.               
Систематизация и анализ статистических данных, научно-методической
литературы и нормативных актов по теме ВКР.

2.               
Составление плана сестринского ухода за пациентом с неврозом.

3.               
Разработка методических материалов для пациентов и родственников
об особенностях профилактики.

Методы исследования:

1.Аналитический (изучение литературных источников, их
анализ).

2. Описательный (характеристика сестринского ухода за пациентами
с  неврозами
в
деятельности ЛПУ).

3. Социологический (анкетирование пациентов в ЛПУ).

4. Статистический (статическая обработка результатов
анкетирования).

Практическая значимость заключается в том, что предложенные
схемы работы медицинской сестры по уходу за больным с психогенными
заболеваниями, могут быть использованы в практической деятельности.

Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Цель
работы – достигнута. Задачи все решены. Разработанные мною рекомендации могут
быть использованы в лечебных учреждениях при лечении неврозов.

Выводы:

Неврозы
— группа функциональных расстройств нервной системы, обусловленные длительным
психическим перенапряжением. Неврозы нередко встречаются чаще у лиц со слабым
типом нервной системы. Согласно МКБ-10 неврозы включено в рубрику F40 — F48 «Невротические, связанные со
стрессом и соматоформные расстройства». Основные формы неврозов: неврастения,
невроз навязчивых состояний и истерия.

Была
произведена оценка роли медсестры в реализации программы сестринских
вмешательств в процесс лечения пациентов.

Роль
медицинской сестры — руководителя в организации лечебного процесса и ухода за
больными трудно переоценить, так как он включает в себя широкий круг вопросов,
без чего невозможно было бы само осуществление терапевтического подхода к
больным и, в конечном счете, регистрирование ремиссионных состояний или
выздоровление.

Медицинская
сестра обеспечивает: четкое и своевременное выполнение назначений врача;
подготовку больных к дополнительным исследованиям; своевременный прием больными
лекарственных препаратов и выявление побочных эффектов их действия. Также она
проводит: беседы с больными и их родственниками о необходимости
систематического приема лекарственных препаратов, о значении соблюдения режима
питания, о необходимости исключения вредных привычек; обучение больных
правильному приему лекарственных препаратов. Благодаря лечебно-профилактической
работе медицинской сестры снижается риск осложнений при заболевании легких.

Сестринский
диагноз: эмоциональное напряжение, повышенная утомляемость, нарушение сна,
головные боли.

Медицинская
сестра обеспечивает: четкое и своевременное выполнение назначений врача;
подготовку больных к дополнительным исследованиям (рентгенологическое, УЗИ и
др.); своевременный прием больными лекарственных препаратов и выявление
побочных эффектов их действия; контроль передач продуктов питания от
родственников; контроль АД, ЧДД, пульса, массы тела, стула; проведение
фракционного исследования желудочного содержимого; подготовку к рентгену,
другим лабораторным исследованиям; проведение ЛФК; оказание помощи больному.

Проведено
анкетирование пациентов по вопросам качества сестринской помощи. Были сделаны
выводы по данному анкетированию.

Были
даны рекомендации о соблюдении режима дня, питания и лечения.

Рекомендации:

— Проводить мониторинг распространенности
и заболеваемости среди пациентов с целью выявления причин возникновения
болезни.

— Проводить мониторинг качества
оказываемой помощи в лечебно-профилактическом учреждении, с целью ее
совершенствования.

— Соблюдение диеты и режима дня.

— Профилактические осмотры.

— Чаще приходить в поликлинику на
осмотры, интересоваться своим заболеванием, выполнять назначения врача и
медицинской сестры.

— Вести здоровый образ жизни.

Роль медицинской сестры в лечении и реабилитации
при  психогенных заболеваниях играет
главную роль. Так работа медицинской сестры направлена на предотвращение и
профилактику заболеваний, в том числе и на дальнейшее их осложнения.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению оказания сестринской помощи
пациентам с психогенными заболеваниями (на примере невроза)

 

1.1. Психогенные заболевания: этиология, патогенез, причины и
классификация

 

Психогения
(психо — душа, относящийся к душе, генея- порождение, порождающий) —
болезненное состояние в виде кратковременной реакции или длительного состояния
(болезни), обязанного своим возникновением воздействию факторов, травмирующих
психику (психотравма) [1].

По
своим клиническим проявлениям психогении могут предстать в виде расстройств
психической сферы как невротического уровня — неврозы (невротические и соматоформные
расстройства)
, так и психотического уровня — реакции
на стресс (реактивные психозы
), а также в виде проявлений
соматического страдания — психосоматические варианты соматических болезней.

Все
многообразие психогенных психических расстройств разделяют на две большие
группы — реактивные психозы и неврозы
[5]
.

Термин невроз
впервые употреблен шотланским патологоанатомом и невропатологом Кулленом в 1776
году. Без преувеличения можно утверждать, что ни один из психиатрических или
неврологических терминов не влиял на развитие медицины в таких коллосальных
масштабах как этот. Понятием невроз Куллен впервые научно точно и четко
поставил вопрос о возможности существования расстройств нервной системы и
психики, которые не имеют под собой морфологического, органического субстрата и
предложил назвать их функциональными. Тот взрывоподобный эффект который за этим
последовал в научных кругах подтверждает, что медицина была внутренне готова к
обсуждению этого глобального понятия и Куллен вербализовал то, возможность
существование чего смутно ощущали многие исследователи уже на протяжении многих
веков.
[2]

В
отечественной медицине обычно выделяют три основные классические формы
неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию. Рассмотрим их в
той последовательности, в какой они обычно описываются в специальной
литературе.

Согласно МКБ-10 неврозы включено в рубрику F40 — F48 «Невротические, связанные со
стрессом и соматоформные расстройства» [18].

Неврастения наиболее
распространенная форма невротического расстройства.
Характеризуется
повышенной возбудимостью, раздражительностью, утомляемостью и быстрой истощаемостью.
Неврастения возникает на фоне нервного истощения, вследствие переутомления.
Причиной этой переутомления является внутриличностный конфликт. Суть этого
конфликта заключается в несоответствии нервно-психических возможностей человека
требованиям, которые она предъявляет к себе в процессе выполнения деятельности.
Состояние усталости выступает в этом случае сигналом к ее прекращению.

Невроз навязчивых состояний
(психастения, или невроз навязчивости)
— общее название неврозов,
оказываются навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями, сомнений,
действиями, возникающих вопреки желанию больного, но с осознанием их
болезненности и с критическим отношением к ним [20].

Наиболее часто встречаются навязчивые страхи (фобии) когда под влиянием
психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных
ощущений в сердце, животе, сопровождающаяся тревогой.
Если
случается какой-то приступ, обморок (стало плохо в метро), то при повторении
его формируется страх.
Таким образом, формируется навязчивый страх смерти,
страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак, сифилис, СПИД), и
тому подобное [22].

Невроз навязчивых состояний характеризуется обычно
затяжным течением (в отличие от других неврозов), особенно у лиц, склонных к
тревожности, мнительности, нерешительности, замятия.

Истерия (истерический
невроз, диссоциативное расстройства)
это симптомокомплекс психических,
вегетативных, двигательных и сенсорных нарушений, которые существуют
изолированно или в сочетании друг с другом, возникают в связи с психической
травмой и характеризуются отходом от неприятной ситуации в болезнь.

Истерический невроз чаще всего возникает в молодом
возрасте, его развитие обусловлен наличием определенного «истерического»
личностного набора. Прежде всего это внушаемость и самовнушаемость, личностная
незрелость (инфантилизм), склонность к демонстративного выражения эмоций,
эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, уязвимость и «жажда признания» [21].

Проявления истерического невроза разнообразны: от
параличей и парезов к потере способности говорить.
Ощущения,
которые испытывают больные и описывают, могут быть похожи на органические
расстройства, что затрудняет своевременную диагностику.
В общем,
при истерическом неврозе выделяют три основные группы симптомов: вегетативные, двигательные и сенсорные.

Вегетативные расстройства: потеря
сознания, вегетативные кризы с сердцебиением, головокружением, тошнотой,
рвотой, в виде спазмов желудка и тому подобное.

Двигательные расстройства: гиперкинезы
и непроизвольные движения (тремор, дрожь). Гиперкинезы носят характер тиков,
грубого ритмичного тремора головы и конечностей (который усиливается при
фиксации внимания), блефароспазма, хореоформних движений и подергиваний.

Симптомы выпадения движений — акинезии (парезы и
параличи).
Истерические параличи могут иметь характер моно-, геми и параплегии. топография
истерических параличей обычно не соответствует расположению иннервации или
локализации очага в центральной нервной системе.
Они
охватывают или всю конечность, или ее часть, ограниченную суставом.
Не
выявляются и патологические рефлексы, как в случае органического паралича.
Классическими
являются нарушение походки — абазия
или невозможность стоять — астазия. При
этом тонус мышц, сила и объем движений в конечностях хранятся в положении лежа
[30].

Сенсорные расстройства: расстройства
чувствительности (анестезии, гипо- и гиперестезия), болевые расстройства в
различных частях тела. Чаще всего наблюдаются нарушения чувствительности
конечностей.
распределение этих нарушений часто носит произвольный
характер и зависит от того, как больной представляет себе это нарушения,
поэтому для больных истерией характерные анестезии в виде носков, чулок,
перчаток, жилетки, пояса, половины лица и тому подобное.

Реактивные психозы
временные, расстройства психической деятельности, возникающие в результате
психической травмы.

Для всех реактивных психозов характерно наличие
продуктивной симптоматики, аффективно-суженного сознания, в результате чего
теряется способность адекватно оценивать ситуацию и свое состояние.

Реактивный бредовый психоз
(параноид).
Ошибочные суждения и умозаключения, возникающие у больных в
связи с определенной психотравмирующей ситуацией. Идеи вначале могут быть
сверхценными, психологически понятными, возникающие на реальной почве и на
первых порах подвергаются определенной коррекции, но затем они переходят в
бредовые, с неправильным поведением и отсутствием в больного критики к своему
состоянию. Подобные бредовые психозы могут возникать в условиях изоляции, в том
числе языковой. Появлению психоза способствует напряжение окружающей обстановки
(военные условия), непонимание чужого языка, обычаев, а также собственное
бессонницей, переутомлением, алкоголизацией, недоеданием [7].

Появляется страх, подозрительность, а потом мысли о
преследовании, возможно убийство. При этом могут возникать обманы восприятия
(чаще бывают в подследственных, которые сидят в одиночных камерах) — больные
слышат голоса родных, знакомых, плач
детей. Бредовые
идеи отношения и преследования могут возникать в тугоухих вследствие
затрудненного восприятия речи и неправильного толкования поведения окружающих.

В связи с тем, что МКБ-10 построена по
синдромологическому типу, в ней отсутствует раздел «Психогенные заболевания»,
потому психогенные психозы представлены в различных разделам, согласно
преобладающего синдрома [18].

Аффективно-шоковые психозы отнесены в раздел
«Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства «F40 — F48
и кодируются как «Острая реакция на стресс».
Это преходящее
расстройство значительной тяжести, развивается у лиц без видимого психического
расстройства ранее, в ответ на исключительно физический и психологический
стресс и который обычно продолжается несколько часов или дней.

Реактивные психозы, согласно МКБ-10 отнесены в рубрику
«Реакции на сильный стресс и нарушение адаптации» [18].

F 43 Реакция на тяжелый стресс и расстройства
приспособления

F 43.0 Острая реакция на стресс. 00 Незначительная. 01
Умеренная. 02 Значительная.

F 43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство

F 43.2 Расстройства адаптации.

20 Кратковременная депрессивная реакция.

21 Затяжная депрессивная реакция

Истерические психозы (псевдодеменция, пуерилизм,
регресс психики) не находят отражение в МКБ-10, имеют место только истерические
сумеречные состояния сознания (фуга, транс, ступор) и синдром Ганзера [18].

Реактивная депрессия отнесена в раздел «Расстройства
настроения (аффективные расстройства)» F30-F39 и рассматриваются как
«Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами». Под
психотическими симптомами понимают бред, галлюцинации, депрессивный ступор,
связанные с расстройством настроения.

Острые реактивные параноидов отнесены к разделу
«Шизофрения, шизотипови и бредовые расстройства F20-F29 и обозначаются как
«Другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства» и
«Индуцированное бредовое расстройство».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы