Культурология Дипломная работа (колледж/техникум) Гуманитарные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Современная художественная культура города Якутска: арт-объекты и народное творчество начала ХХI века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретический аспект понятий: художественная и народная культура  6

1.1. Строение художественной культуры в современной
культуре. 6

1.2. Понятие народной художественной культуры в
современной науке. 21

Глава 2. Роль
народного творчества в художественной культуре Якутии ХХ века  32

2.1. Эпос. 32

2.2. Обрядовые или ритуальные танцы (Осуохай) 40

2.3. Песенный фольклор. 43

Глава 3. Особенность
художественной культуры Якутии на рубеже ХХ-XXI веков  45

3.1. Городская среда в формировании художественной
культуры Якутии в конце ХХ века. 45

3.2. Ренессанс народной культуры в городе Якутске начала
XXI века. 46

3.3. Практика современной художественной культуры Якутии:
арт-объекты города  50

3.4. Взаимоотношения элитарной, народной и массовой
культур в современном мире Саха. 54

Заключение. 59

Литература. 62

Приложение………………………………………………………………………68

 

 

  

Введение:

 

Актуальность. Интерес к культуре
существовал всегда. Именно она дала удивительное разнообразие стилей, типологий
и форм, поэтому спор о пути развития нашей страны не утихает и сейчас.

 В
условиях кардинальных
социально-экономических и социально-культурных перемен, происходящих в России,
выявились тенденции роста национального самосознания населения, усилился
интерес к глубинным историческим корням русского народа
.

В современном российском
обществе появляются нововведения, модернизация системы образования строится на
основе демократии и гуманизма, так как в регионах России происходит духовное
возрождение исторического и национально-культурного наследия. Благодаря этим
преобразованиям происходит развитие самодостаточной личности, интегрированной в
культуру окружающего мира. Существующая проблема этнокультурного воспитания и
развития личности является предметом исследования этнопедагогики.

В настоящее время
наблюдается тенденция внедрения этнокультурных педагогических идей в
учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Разработка и применение
национально-региональных этнических особенностей в процессе обучения помогает
успешному формированию творчески активной личности
.

Проблема творчества на
современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную
актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов,
культурологов, психологов в нынешнем времени завершается переход от
традиционной культуры к культуре креативной.

Дошедшие до нас произведения народного
искусства  позволяют познать эту
культуру, почувствовать изящную красоту форм предметного мира, создаваемую
человеком на протяжении последних веков. При этом необходимо обратить внимание
на свидетельства высокого художественного уровня народного искусства

Предмет исследования  – художественная культура города Якутска в
ХХ-ХХ
I веках и место народного творчества.

Объект исследования – культура
Якутии в цивилизационном пространстве ХХ-ХХ
I веков.

Цель исследования: изучить
художественную культуру города Якутска в ХХ-ХХ
I веках и определить в ней место народного творчества.

Задачи исследования:

1. изучить теоретическую литературу
по художественной культуре и по теории народного художественного творчества;

2. дать
характеристику строения художественной культуры;

3. определить
место народного творчества в художественной культуре Якутии ХХ века.

4.
проанализировать место эпоса, фольклора и традиций в формировании современного
искусства;

4. выявить  особенности художественной деятельности в
городе Якутске на рубеже ХХ-ХХ
I веков.

Материалом исследования в данной работе
являются объекты  традиционной народной
культуры народа Саха, музейные экспонаты профессионального изобразительного
искусства Якутии, театрального и музыкального искусства и арт-объекты города
Якутска начала
XXI
века.

Теоретический анализ
литературы показал, что народное творчество рассматривается как важное средство
духовного развития личности
, ее
ведущих
творческих качеств.

Вопросы использования
этнокультурных традиций
, народного
фольклора
как воспитательных средств поднимались в
работах В.Ф. Афанасьева
, Э.Ф. Вертяковой, Г.В.
Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Н.Е. Еликбаева, Г.Е. Есима, А.Э.
Измайлова, З.Г. Нигматова, К.Ш. Нурлановой, С.Е. Нурмуратова, В.И. Суханова,
Я.И. Ханбикова.

Продуктивные пути
использования воспитательного потенциала этнокультуры в развитии подрастающего
поколения рассмотрены в научных публикациях И. Алтынсарина, Ш.А. Амонашвили,
Б.Т. Лихачева, М.И. Махмутова, Н.Д. Никандрова, М.Г. Тайчинова.

Значительный объем
научных исследований и публикаций направлен на изучение феноменологии и основ
технологии этнохудожественного образования, развития креативности и
художественной культуры личности (И.Ю. Костикова, Т.К. Рулина, Л.В. Брюзгина,
Н.О. Гафурова, В.В. Демидов и  др.).

Для решения поставленных
задач использовался следующий комплекс методов исследования:

— теоретические методы:
изучение и анализ философской, исторической, психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;

Структура работы: работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и
приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1. Теоретический аспект понятий: художественная и народная
культура

 

1.1. Строение художественной культуры в современной культуре

 

Латинское слово culter, которое
лежит в основе самого понятия, переводится как «нож» или любое другое орудие,
которое отрезает лишнее. Получается, что уровень культуры чего-либо — это
избавленное от лишнего, ненужного и даже опасного, некое идеальное или
приближённое к идеалу явление.

Окультуривание — приведение из
дикого состояния в облагороженное, удобное, приятное и красивое. Культивация
(родственный термин из сельского хозяйства) — целенаправленное выращивание
чего-то полезного в необходимом качестве и количестве. Следовательно, уровни
развития культуры — это стремление человека улучшить и облагородить свою жизнь
методом создания правил, устранения лишнего.

 Стоит признать, что культура в широком смысле
слова делает жизнь безопаснее, удобнее и приятнее. В бытовом приложении,
например, гораздо спокойнее сосуществовать с людьми, которые взаимно соблюдают
правила общения, внимательны к собеседнику, не позволяют себе диких выходок,
неопрятности и так далее.

Понятия массовая и элитарная культура определяют собой два типа культуры
современного общества, которые связаны с особенностями способа существования
культуры в обществе: способами ее производства, воспроизводства и
распространения в обществе, позицию, которую культура занимает в социальной
структуре общества, отношение культуры и ее творцов к повседневной жизни людей
и социально-политическим проблемам общества. Элитарная культура возникает
прежде массовой, но в современном обществе они сосуществуют и пребывают в
сложном взаимодействии.

Термин «элитарная культура» в
энциклопедическом словаре по культурологии объясняется следующим образом.
«Элитарная культура (от фран. еlite – лучшее, отборное, избранное) – это
культура особого слоя общества (элиты), наделённого специфическими
культурологическими способностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита
обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита – это
часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одарённая высокими
нравственными и эстетическими задатками ».[4]

Таким образом, это культура
особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа,
наделённая особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с
верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой
общества может иметь свою элиту.

Из чего можно сделать вывод, что
элитарная культура – это культура привилегированных групп обществ,
характеризующая принципиальной закрытостью, малочисленностью, влиятельностью.
Это люди активные, ярко одарённые, способные к созиданию новых форм. Всё, что
они создают пугающе ново, ломает существующие стереотипы и правила, осознаётся
обществом как нечто враждебное [1].

В качестве оппозиции массовой
культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру, основная задача
которой – сохранить в культуре творческое начало, формировать ценности и
создавать новые эстетические формы.

Массовая культура — культура,
популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она
может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка,
массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Так, в научной литературе по
культурологии большинство авторов считают, что время зарождение массовой
культуры связано именно с принятием в 1870 году Закона о всеобщей грамотности в
Великобритании, позволивший многим освоить главный вид художественного
творчества XIX века – роман. В дальнейшем развитию массовой культуры
способствовало: изобретение кинематографа в 1895 г. и возникновение
поп-музыки в середине XX. Появлению массовой культуры на рубеже XIX–XX веков
способствовала всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все её сферы:
экономику и политику, управление и общение людей .

Массовая культура выступает
регулятором психического и нравственного развития общества, тем самым. выполняя
функцию государственных институтов. Это полностью сформированная, законченная и
самодостаточная система. В условиях глобализации массовая культура предполагает
ясное и внятное самоопределение, осознание ее содержания. Только тогда общество
имеет все шансы достойно войти во всемирное культурное, экономическое и
информационное пространство. Успешными примерами такого самоопределения
являются такие страны как: Япония, Финляндия. В настоящее время почти удалось
это: Китаю и Индии.

Такие термины, как “массовая
культура”, “рыночная экономика”, “глобализация” не имеют ни положительной, ни
отрицательный окраски. Они нейтральны. Эффективно противостоять негативным
последствиям этих процессов можно лишь при условии структурированности
социальной жизни. В обществе должны присутствовать социальные формы и традиции,
которые формируют собой некую систему социальных ориентиров. В свою очередь эта
система позволила бы сформировать культурную идентичность, социальную и
жизненную позицию на личностном уровне [4].

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический аспект понятий: художественная и народная
культура

 

1.1. Строение художественной культуры в современной культуре

 

Латинское слово culter, которое
лежит в основе самого понятия, переводится как «нож» или любое другое орудие,
которое отрезает лишнее. Получается, что уровень культуры чего-либо — это
избавленное от лишнего, ненужного и даже опасного, некое идеальное или
приближённое к идеалу явление.

Окультуривание — приведение из
дикого состояния в облагороженное, удобное, приятное и красивое. Культивация
(родственный термин из сельского хозяйства) — целенаправленное выращивание
чего-то полезного в необходимом качестве и количестве. Следовательно, уровни
развития культуры — это стремление человека улучшить и облагородить свою жизнь
методом создания правил, устранения лишнего.

 Стоит признать, что культура в широком смысле
слова делает жизнь безопаснее, удобнее и приятнее. В бытовом приложении,
например, гораздо спокойнее сосуществовать с людьми, которые взаимно соблюдают
правила общения, внимательны к собеседнику, не позволяют себе диких выходок,
неопрятности и так далее.

Понятия массовая и элитарная культура определяют собой два типа культуры
современного общества, которые связаны с особенностями способа существования
культуры в обществе: способами ее производства, воспроизводства и
распространения в обществе, позицию, которую культура занимает в социальной
структуре общества, отношение культуры и ее творцов к повседневной жизни людей
и социально-политическим проблемам общества. Элитарная культура возникает
прежде массовой, но в современном обществе они сосуществуют и пребывают в
сложном взаимодействии.

Термин «элитарная культура» в
энциклопедическом словаре по культурологии объясняется следующим образом.
«Элитарная культура (от фран. еlite – лучшее, отборное, избранное) – это
культура особого слоя общества (элиты), наделённого специфическими
культурологическими способностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита
обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита – это
часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одарённая высокими
нравственными и эстетическими задатками ».[4]

Таким образом, это культура
особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа,
наделённая особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с
верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой
общества может иметь свою элиту.

Из чего можно сделать вывод, что
элитарная культура – это культура привилегированных групп обществ,
характеризующая принципиальной закрытостью, малочисленностью, влиятельностью.
Это люди активные, ярко одарённые, способные к созиданию новых форм. Всё, что
они создают пугающе ново, ломает существующие стереотипы и правила, осознаётся
обществом как нечто враждебное [1].

В качестве оппозиции массовой
культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру, основная задача
которой – сохранить в культуре творческое начало, формировать ценности и
создавать новые эстетические формы.

Массовая культура — культура,
популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она
может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка,
массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Так, в научной литературе по
культурологии большинство авторов считают, что время зарождение массовой
культуры связано именно с принятием в 1870 году Закона о всеобщей грамотности в
Великобритании, позволивший многим освоить главный вид художественного
творчества XIX века – роман. В дальнейшем развитию массовой культуры
способствовало: изобретение кинематографа в 1895 г. и возникновение
поп-музыки в середине XX. Появлению массовой культуры на рубеже XIX–XX веков
способствовала всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все её сферы:
экономику и политику, управление и общение людей .

Массовая культура выступает
регулятором психического и нравственного развития общества, тем самым. выполняя
функцию государственных институтов. Это полностью сформированная, законченная и
самодостаточная система. В условиях глобализации массовая культура предполагает
ясное и внятное самоопределение, осознание ее содержания. Только тогда общество
имеет все шансы достойно войти во всемирное культурное, экономическое и
информационное пространство. Успешными примерами такого самоопределения
являются такие страны как: Япония, Финляндия. В настоящее время почти удалось
это: Китаю и Индии.

Такие термины, как “массовая
культура”, “рыночная экономика”, “глобализация” не имеют ни положительной, ни
отрицательный окраски. Они нейтральны. Эффективно противостоять негативным
последствиям этих процессов можно лишь при условии структурированности
социальной жизни. В обществе должны присутствовать социальные формы и традиции,
которые формируют собой некую систему социальных ориентиров. В свою очередь эта
система позволила бы сформировать культурную идентичность, социальную и
жизненную позицию на личностном уровне [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы