Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Состояние и развитие государственного пенсионного обеспечения в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
.. 7

1.1 История развития государственного
пенсионного обеспечения досоветский период
  7

1.2 Государственное пенсионное обеспечение СССР. 13

1.3 Реформа государственного пенсионного
обеспечения в России
. 18

2 СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ.. 23

2.1 Структура, функции, цели и задачи
Пенсионного фонда РФ
.. 23

2.2 Состояние государственного пенсионного
обеспечения в России
. 28

2.3 Правовое регулирование государственного
пенсионного обеспечения в России
  34

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ.. 39

3.1 Зарубежный опыт государственного
пенсионного обеспечения
. 39

3.2 Проблемы государственного пенсионного
обеспечения в России
. 44

3.3 Перспективы развития государственного
пенсионного обеспечения в России
  50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 60

 

  

Введение:

 

 

Развитие экономики России
в ближайшие десятилетия будет зависеть от преодоления ограничений долгосрочного
характера и эффективности проводимой экономической политики. В этих условиях
неотъемлемым элементом общей экономической стратегии, направленной на
устойчивое развитие российской экономики, должно стать определение долгосрочной
модели функционирования пенсионной системы. Это связано, во-первых, с масштабом
пенсионной системы, во-вторых, с комплексом взаимодействий, формирующихся в
процессе ее функционирования.

Важность оценки состояния
г
осударственной
политики в сфере пенсионного обеспечения населения
также определяется тем, что в средне- и долгосрочной перспективе страна
столкнется с серьезными вызовами — неизбежным ростом численности пенсионеров и
сокращением численности населения трудоспособного возраста. В этих условиях
существуют риски того, что состояние пенсионной системы превратится в одно из
важных ограничений экономического развития.

Состояние государственной
политики в сфере пенсионного обеспечения населения в
значительной мере определяет объем потребительского спроса, состояние
государственных финансов, фискальную нагрузку на бизнес и уровень оплаты труда.
В свою очередь, возможность обеспечивать тот или иной уровень жизни пенсионеров
во многом зависит от степени экономического развития страны и темпов роста
экономики. Следовательно, при формировании стратегии развития, анализе текущего
состояния и перспектив г
осударственной политики в сфере пенсионного
обеспечения населения она должна рассматриваться не
как изолированный объект, а как одна из наиболее важных составных частей
экономики, имеющих значительный потенциал воздействия на ее динамические и структурные
характеристики.

На данный момент
Российская Федерация столкнулась с проблемами пенсионного обеспечения своих
граждан. Низкие пенсии, увеличение нагрузки на население из-за этого снижается
соотношение работающих граждан и пенсионеров, становятся нестабильными
пенсионные системы, отсутствует достаточное обеспечение финансовыми средствами
— все это говорит о необходимости серьезного формирования систем пенсионного
обеспечения.

Актуальность изучения проблем государственной
политики в сфере пенсионного обеспечения населения не
вызывает сомнений и обусловлена поиском оптимальных путей реформирования в
пенсионном обеспечении.

Степень разработанности
темы выпускной квалификационной работы. В исследованиях Е.Т. Гурвича, Л.А.
Ермака, Т.М. Малевой, В.Д. Роика, О.В. Синявской, А.К. Соловьева
рассматриваются проблемы, стоящие перед пенсионной системой России, и
предлагаются подходы к долгосрочному прогнозированию ее состояния.
Демографические проблемы функционирования пенсионной системы России и качества
жизни пожилого населения анализируются в работах А.Г. Вишневского и В.Г.
Доброхлеб.

В исследованиях А.В.
Суворова, Дж. Джаноски (J. Janoska) и Р. Бардацци (R. Bardazzi) предложены
подходы к анализу воздействия потребительского спроса, в частности спроса со
стороны пенсионеров, на экономику с использованием межотраслевых моделей.

Необходимо отметить, что
в существующих работах по проблемам пенсионной системы России стоящие перед ней
вызовы рассматриваются, как правило, с точки зрения финансовой
сбалансированности.

Целью выпускной квалификационной работы
является анализ и выявление проблем г
осударственного пенсионного
обеспечения в России.

Задачи выпускной
квалификационной работы:

— изучить историю
развития государственного пенсионного обеспечения досоветский период;

— рассмотреть государственное
пенсионное обеспечение СССР;

— раскрыть реформу
государственного пенсионного обеспечения в России;

— проанализировать структуру,
функции, цели и задачи Пенсионного фонда РФ;

— охарактеризовать состояние
государственного пенсионного обеспечения в России;

— провести анализ правового
регулирования государственного пенсионного обеспечения в России;

— обобщить зарубежный
опыт государственного пенсионного обеспечения;

— выявить проблемы
государственного пенсионного обеспечения в России;

— определить перспективы
развития государственного пенсионного обеспечения в России.

Объектом исследования в выпускной
квалификационной работе является г
осударственная политика в сфере
пенсионного обеспечения в России.

Предметом исследования в выпускной
квалификационной работе являются нормы российского законодательства,
регулирующие государственное пенсионное обеспечение в России.

Методология выпускной
квалификационной работы. При исследовании государственное пенсионное
обеспечение в России использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез,
индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный)
методов познания.

Эмпирическую
базу
выпускной квалификационной работы составляют правовые акты,
содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции РФ;
нормативные правовые акты Российской Федерации; результаты обобщения и анализа
судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного
доступа, в том числе статистические данные ПФ РФ и Росстат.

Теоретическую основу выпускной
квалификационной работы
составили
положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов.

Теоретическая значимость темы выпускной
квалификационной работы обоснована спецификой современного этапа развития г
осударственного
пенсионного обеспечения в России.

Практическая значимость темы выпускной
квалификационной работы заключается в том, что основные
теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут
быть использованы при совершенствовании г
осударственного пенсионного
обеспечения в России.

Выпускная
квалификационная работа состоит из
введения, трёх глав, состоящих из девяти параграфов, заключения и списка
использованной литературы.

Во введении выпускной
квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза,
степень разработанности темы, а также методология, теоретическая, эмпирическая
основа.

В
первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты
теоретико-правовые
основы развития государственного пенсионного обеспечения в России.

Во второй главе выпускной
квалификационной работы проведен анализ
состояния государственного пенсионного обеспечения в
России.

В третьей главе выпускной
квалификационной работы изучены
проблемы и перспективы государственного пенсионного
обеспечения в России.

В заключении обобщены
результаты выпускной квалификационной работы.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Проведенное исследование
в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

Путь
становления пенсионного обеспечения является очень важным знанием, которое
позволяет не допускать ошибки прошлого. Демографические и экономические вызовы
испытывают пенсионную систему России сейчас, а история становления великой
пенсионной системы позволит найти способы подстройки под внешние изменения.

Пенсионная система преодолела ряд реформ и
преобразований. Сегодня пенсионное обеспечение постоянно совершенствуется и
значительно отличается от социалистической системы, тем, что оно направлено на
интересы граждан, имеет широкую информационную компанию, дает объективную
информацию о состоянии и перспективах развития пенсионных вложений.

Анализ текущего состояния российской пенсионной системы
свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно
связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в
долгосрочной перспективе. Поэтому для обеспечения эффективности пенсионной
реформы каждая законодательная норма и весь комплекс реформаторских мер должны
быть адаптированы и согласованы с конкретными макроэкономическими параметрами.

Пенсионный фонд
Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением,
осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Пенсионный фонд, в первую
очередь, является самой крупной статьёй расходов нашей бюджетной системы. На
выплату пенсий идёт почти четверть всех расходов государства, включая
Федеральный бюджет, региональные, а также социальные фонды.

Основными функциями
Пенсионного фонда РФ являются

1) начисление и выплата
пенсий

2) социальные выплаты

3) страховые взносы в ОПС
и ОМС

4) ведение учета граждан
пенсионного возраста

5) формирование и выплата
пенсионного накопления

6) предоставление
надбавок до прожиточного минимума

7) материнский капитал.

Реформа пенсионной системы – мера
вынужденная и вызвана демографическими и экономическими причинами, которые не
позволяют оставить пенсионное обеспечение даже в том виде, в каком оно есть
сейчас. Свою опору государство видит в лицах предпенсионного возраста. Поэтому
в рамках грядущих перемен одним из новшеств становится помощь «почти
пенсионерам» в здоровьесбережении, переквалификации, трудоустройстве и т.п.

Нами был отмечен неопределенный и двуполярный
результат нововведений в пенсионном законодательстве, однако окончательно
степень эффективности преобразования можно будет выявить лишь по истечении
некоторого времени. Поэтому, остается надеяться, что новая модель пенсионного
обеспечения приведет к изменению сложившейся ситуации в трудовых, экономических
и политических отношениях.

По мере старения населения и изменений в масштабах и
формах занятости в солидарных пенсионных системах увеличивается процент
государственных расходов на поддержку престарелых в ВВП, а также растет
нагрузка на трудоспособную часть населения. На сегодняшний день системы
пенсионного обеспечения, функционирующие в большей части стран более 40 лет,
достигли своей зрелости, это означает, что большая часть трудящихся охвачены
пенсионными планами и обладают возможностью на получение пособий в полном
объеме, население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного
обеспечения, сокращается. Для большинства пенсионных схем характерен дефицит по
текущим платежам, и, по ряду экспертных оценок, образовавшаяся задолженность
системы социального обеспечения составляет от 100 до 250 % ВВП той или иной страны.

По нашему мнению, к
наиболее злободневным можно отнести следующие:

1.  
Несоответствие пенсионной системы
принципам эффективности.

2.   
Финансовая неустойчивость пенсионного
обеспечения: ее отчасти можно объяснить снижением размера единого социального
налога, постоянно растущей задолженностью работодателей по страховой и базовой
частям.

Зачастую финансовые
обязательства выполняют только те работодатели, которые являются
добросовестными плательщиками, выплачивающими своим сотрудникам фиксированную
заработанную плату. Большинством работодателей пенсионные взносы оцениваются
как слишком большие.

3.      
Демографическая проблема.

4.     
Проблема, связанная с инвестированием пенсионных
средств: активы для инвестирования пенсионных накоплений ограничены; по закону
основными активами для инвестирования пенсионных средств являются
государственные ценные бумаги Российской Федерации, доход по которым
значительно снизился.

5.       
Недостаточное количество информации о ходе
пенсионной реформы: негосударственные Пенсионные фонды и Управляющие компании
пытаются информировать население о своей деятельности и появлении каких-либо
новых направлений пенсионной политики, но информация доходит не до всех и
представляется необъективно; не все население хорошо проинформировано, и может
умело пользоваться своими правами.

6.  
Проблема выбора между негосударственным
Пенсионным фондом или Управляющей компанией: выбор между этими институтами
должен быть основан на достоверной информации без принуждения со стороны
работодателя или государства.

Для наиболее эффективной
и последовательной реализации страховых механизмов пенсионной реформы
необходимо реализовать следующие меры:

1.               
«освободить» страховую пенсионную систему от
несвойственных ей нестраховых льгот и преференций;

2.               
актуализировать пенсионной программы (формулы)
формирования прав застрахованных лиц исходя из необходимости обеспечения
коэффициента замещения пенсией среднемесячного заработка на уровне международных
норм с учетом изменения демографической и макроэкономической ситуации;

3.               
дифференцировать пенсионные программы исходя из
необходимости достижения достойного уровня пенсии застрахованных лиц;

4.               
ограничить уровень солидарного перераспределения
пенсионных прав;

5.               
установить материальные стимулы для работающих
граждан к продолжению трудовой деятельности после достижения общеустановленного
пенсионного возраста;

6.               
осуществлять регулирование методов индексации
пенсионных прав исходя из актуарной обеспеченности выполнения пенсионных
обязательств, размеров тарифов страховых взносов исходя из необходимости
достижения достойного уровня пенсии застрахованных лиц, страхуемой зарплаты
исходя из необходимости достижения достойного уровня пенсии застрахованных лиц;
минимальных требований формирования пенсионных прав: нормирование трудового
стажа и страховых взносов;

7.               
повышать общеустановленный пенсионный
возраст исходя из страховых принципов и соответствия демографическим
макроэкономическим условиям с учетом необходимости достижения достойного уровня
пенсий всех категорий застрахованных лиц.



 

Фрагмент текста работы:

 

1
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В
РОССИИ

1.1
История развития государственного пенсионного обеспечения досоветский период

 

Исторически
важным моментом является и то, в какой форме производится эта компенсация.
Многие историки, ориентируясь на современную форму пенсии, выискивают в истории
случаи пенсии, выплачиваемой в денежной форме. Однако в античном мире и в
средние века товарно-денежные отношения не имели такого широкого
распространения, как в настоящее время. Это вынуждало дополнять денежные
выплаты натуральными или обеспечивать граждан компенсацией только в натуральной
форме[1].

В Смутное время по инициативе василия Шуйского около
Троице-Сергиевской лавры были построены дома и госпитали для старых, увечных и
раненых воинов. Однако чаще отставных стрельцов посылали в монастыри «для
прокормления».

В грамоте феодора Алексеевича 1680 г. на имя
архимандрита Тихвинского монастыря20 (рядом
с Новгородом) было первое подробное упоминание «пенсиона», которым наделяло
государство отставных стрельцов. Он состоял из денежной и натуральной части и
предназначался для монастырского руководства на содержание отставников.

Азовские походы 1695-1696 г. и особенно начавшаяся в 1700 г.
Северная война вызвали значительный рост численности ветеранов, уволенных из
вооруженных сил по ранению (увечью) и болезни.

Не располагая средствами на их содержание, Петр I решил переложить эту задачу на счет монастырей.

30 декабря 1701 г. он запретил монахам пользоваться всеми
доходами монастырских вотчин для «пропитания». «Начальным и подначальным
монахам» были установлены следующие годовые нормы содержания на одного
человека: «по 10 руб. и 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их». «Излишки»
должны были поступать в Монастырский приказ
[2].

Одновременно в монастыри стали посылать отставных больных и
увечных офицеров, унтерофицеров и солдат, не имеющих собственных денежных
и материальных средств для расквартирования, лечения и прокормления
[3].

Это вызвало многочисленные жалобы архимандритов и игуменов на
недостаток средств. Чтобы решить эту проблему, Петр I в 1715 г. Установил для
каждого монастыря штатное число монахов.

Принимать отставных военных и морских чинов были обязаны
как мужские, так и женские монастыри. Первоначально в женские монастыри на
пропитание направляли штаб- и обер-офицерских вдов. Но с 1739 г. стали
отмечаться случаи посылки в женские монастыри отставных чинов разных воинских
званий. Например, в 1744 г. Вознесенский женский монастырь в Москве содержал 40
отставных военных
[4].

После секуляризации церковных имений в 1764 г. было
упразднено 496 из 881 монастыря (56,3 %). Земельные и хозяйственные владения
оставшихся были урезаны. Основание новых монастырей без высочайшего разрешения
было запрещено
[5]. Роль монастырей в
содержании отставных военных резко сократилась
[6].

Начало регулярного пенсионного обеспечения в России было
положено Петром Великим,
который впервые учредил пенсии по старости морским офицерам согласно «Уставу Морского Русского Военного
Флота» (Морскому уставу) 1720 года.

В 1738 г. Анна Иоанновна стала давать пенсии вдовам и детям
чиновников Академии навигации.

В 1743 г. при ликвидации Мекленбургского корпуса елизавета
Петровна столкнулась со сложной ситуацией. Некоторые мекленбуржцы из-за
старости были неспособны к службе, и их следовало отправить в отставку. Но
своих имений и крестьян они, как иностранцы, в России не имели. Ехать на родину
они тоже не желали. Отправить лютеран на содержание в православные монастыри
было нельзя. Поэтому царица постановила: «по смерть их, для пропитания
производить половинное жалование»
[7].

В 1758 г. по указу Елизаветы Петровны пенсионные нормы
Морского устава были распространены и на сухопутные войска1. Как и во многих
странах, в России первыми пенсионное обеспечение получили военные — сначала
морские, а затем и сухопутные офицеры
[8].

По указам Екатерины от 26 февраля 1764 г. и от 24 августа
1765 г. для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских
служащих — 35 лет. Пенсионные средства на содержание морских и гражданских
служащих перечислялись Коллегией экономии. Отставники военной службы получали
денежное содержание из государственной казны. В годы правления Екатерины II
многократно возросли пенсионные расходы, так как увеличились размеры пенсий, а
также выросло число государственных служащих во второй половине XVIII в.
[9].

К концу царствования Екатерины II ежегодные расходы на пенсии
возросли до 300 тыс. руб.

Павел I попытался установить «единообразное и общее правило»
получения пенсий «служащим и неслужащим, военным и гражданским чиновникам».
Однако дело закончилось изданием 28 апреля 1898 г. указа о правилах выплаты
жалования и получения пенсий чиновниками, вторично призванными на службу
[10]. Большой заслугой
Павла было назначение пенсий нижним воинским чинам: унтер-офицерам по 15, а
рядовым по 10 руб. ежегодно из общих государственных доходов. Это
мотивировалось недостаточностью средств в богадельнях на их содержание Однако
это привело к увеличению ассигнований на пенсии военному ведомству на 190 тыс.
руб.

Александр I создал при Государственном казначействе Отделение
пенсионеров. При нем пенсии стали выплачиваться ежемесячно. Он также
распорядился от пробывших год в отставке прошений о пенсии не принимать. в то
же время Александр I изменил вековую традицию о назначении пенсий вдовам и
сиротам, постановив принимать прошения только от тех из них, чьи мужья и отцы
при долговременном служении и недостаточном состоянии умерли на службе не ранее
1812 г. вместе с тем, вдовам, мужья которых были убиты на войне, Александр I
приказал выплачивать пенсии и при выходе их вторично замуж. Он ввел пенсии
чинам дерптского, виленского, Московского, казанского и харьковского
университетов, демидовского училища, царскосельского лицея, гимназий и уездных
училищ.

В царской России получение пенсии регулировалось
Уставом о пенсиях и единовременных пособиях, утвержденным 6 декабря 1827 году
Императором Николаем I
[11]. На практике пенсии
выплачивались и ранее, но до этого Устава пенсии не имели ни надлежащей
определенности, ни соразмерности.

Устав содержал три основных принципа назначения и
выплаты пенсий
[12]:



[1] Бокарев Ю.П. Первые пенсионные системы российской
империи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Социально-гуманитарные науки. — 2018. Т. 18. — № 4. — С. 15-24.

[2] Полное собрание законов Российской империи с 1649
года. — Т. IV. 1700-1712. — СПб. — 1830.

[3] Дуров И.Г. Пенсионное обеспечение отставных военных
и морских чинов в монастырях Русской право- славной церкви в первой четверти
XVIII в. // Меншиковские чтения. — 2010. — Вып. 1(8) ; отв. ред. П. А. Кротов.
СПб. : XVIII век, 2010. – С.77.

[4] Емченко Е.Б. Женские общины в последней трети XVIII
— начале XIX века (комментарий в свете веры) // Вестник церковной истории. — М.
: Православная Энциклопедия. — 2006. — № 1. – С.57.

[5] Полное собрание законов Российской империи с 1649
года. Т. V. 1713-1719 (1).- СПб. — 1830.

[6] Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель.
— М.: Мысль, 1991. – С.107.

[7] Полное собрание законов Российской империи с 1649
года. Т. XI. 1740-1743. — СПб. — 1830.

[8] Полное собрание законов Российской империи с 1649
года. Т. XV. С 1758 по 28 июня 1762 : от № 10 778 до 11 581. — СПб. — 1830.

[9] Абакумова Н.Н., Волкова А.С. Пенсионное обеспечение:
история развития, современное состояние // Конкурентоспособность в глобальном
мире: экономика, наука, технологии. — 2018. — № 1 (60). — С.
895-898.

[10] Полное собрание законов Российской империи с 1649
года. Т. XXV. 1798-1799. — СПб. — 1830.

[11] Савин О.И., Савина Э.В. Трансформация
пенсионной системы в России (1828-2018): 200 лет изменений // Проблемы
социально-экономического развития Сибири. — 2019. — № 2 (36). —
С. 158-165.

[12] Лапаева А.В. Пенсионное обеспечение в российской
империи в период действия Устава о пенсиях и единовременных пособиях
государственным (военным и гражданским) служащим 1827 года // В
сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и
практики Материалы XVII Международной научно-практической конференции. В
3-х томах. — 2020. — С. 30-33.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы