Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Состояние и использование земель в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Земля как объект
земельных и гражданских правоотношений
1.1. Понятие
земли как объекта земельных и гражданских правоотношений
2. Использование
земель в Российской Федерации
2.1. Земли
сельскохозяйственного назначения
2.4. Земли
особо охраняемых территорий и объектов
2.5. Земли
лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
Список
использованных источников
Введение:
Одним из факторов
производства является земля. Именно земля используется для строительства домов,
дорог, ферм, сельских угодий и так далее.
После перехода России в
рыночную экономику, землю можно рассматривать как товар, на который есть спрос
и предложение. Именно благодаря этому, земля стала объектом собственности, на
который начисляются налоги.
Так появились земельные
отношения, между участниками рынка. В России землю можно купить, продать,
подарить, сдать в аренду и т.д. Все страны мира активно используют свой
земельный ресурс, для достижения результатов в экономическом развитии.
Российская Федерация
занимает пятое место в мире по использованию земли, после США, Китая, Бразилии,
Австралии. Таким образом, земля не только территория для жизни людей, но и
экономический объект управления. Основное предназначение земли – это
использования в целях народного хозяйства, обеспечивающего потребности населения.
Земля является основой
для размещения предприятий, населенных пунктов. Основными характеристиками
земельных ресурсов являются: площадь земли, освоенность земли, наличие полезных
ископаемых, плотность населения и другие.
В настоящее время «земельный
вопрос» является важным в политическом и экономическом развитии России. В России, из-за сложной ситуации в стране,
отсутствия направленной земельной политики, сложно эффективно управлять
земельными ресурсами. Так же ситуацию усугубляют земельные споры.
Земельная политика
государства совершенствуется, следовательно, управлять земельными ресурсами
приходится в новых условиях. Развитие сельскохозяйственных земель влияет на
продовольственную безопасность страны.
В России выработан
механизм управления земельными ресурсами, который представляет собой систему
землеустройства. Органы власти осуществляют оценку земель, ведут их учет,
охрану, контроль за рациональным использованием.
В Советской России был
иной подход к управлению земельными ресурсами. Переход России к рыночной
экономике требовал проведения реформ. Так была начата 1990 году земельная
реформа страны.
Были выработаны основные
принципы управления земельными ресурсами, которые способствуют достижению стратегических
и тактических целей: защита интересов общества и безопасности государства; обеспечение
сохранности, земельных ресурсов; повышение максимальной выгоды от использования
земель; сокращение издержек на содержание земель; решение экономических задач,
связанных с использованием земельных ресурсов, увеличение поступления доходов в
бюджет на основе эффективного управления земельными ресурсами; рациональное
использование земельных ресурсов для экономического роста, субъектов России; использование
земельных ресурсов в качестве инструмента для привлечения инвестиций для
развития экономики; другие цели. Государство с 1990 года активно участвовало в
приватизации земельных участков.
Идея была в том, чтобы
раздать земельные доли работникам колхозов, совхозов, имеющим на это право, с
учетом рационального использования земель, качества земель. Позже государство
отказалось от финансирования сельскохозяйственных земель фермеров, что привело
к их простою и неэффективному использованию недолгое время[7]. В 2010 году государство
вновь начало оптимизацию по управлению земельными ресурсами. Комитеты по
земельным реформам, земельным ресурсам были упразднены и сформированы в
Росреестр.
Несовершенство управления
земельными ресурсами приводит к ряду последствий, а именно:
— снижение налоговых
платежей от сельскохозяйственного сектора;
— отсутствие полных
гарантий обеспечения прав на земельные участки, недвижимое имущество;
— способствует коррупции;
— способствует теневому
обороту земельных участков;
— другие нарушения.
России следует усилить
контроль и охрану за сельскохозяйственными землями, переводить земли из одной
категории в другую только в необходимых случаях, восстановить работу по
разработке и осуществлении национальных проектов развития землеустройства, с
надежными источниками финансирования.
Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, изучив проблему эффективности
государственного управления земельными ресурсами, предлагает свои рекомендации
Министерству сельского хозяйства РФ: ввести паспортизацию земельных участков
для сельскохозяйственных нужд, с указанием плодородия земель, фактического
состояния земель; вести агрохимический мониторинг земель; разработать
национальные проекты, регулирующие организацию сельскохозяйственных угодий; создать
единую, информационную платформу со сведениями о земельных участках, их
свойствами, природными ресурсами на основе современных технологий.
Для обеспечения
эффективного управления земельными ресурсами необходимо сформировать единый
орган государственного управления земельными ресурсами, который будет проводить
государственную политику и организацию рационального использования земли, а
также осуществлять функции надзора по охране земли.
Заключение:
Подводя
итоги, можно сделать следующие выводы и предложения.
Совершенно
очевидно, что совершенно неважно под какие цели используется земля, она
нуждается в охране и защите от антропогенных воздействий. На сегодняшний день
именно бережное отношение позволит сохранить этот ценный ресурс.
Существенное влияние на
современное землепользование оказывают естественные и антропогенные факторы,
снижающие бал бонитета и ухудшающие свойства земельных угодий. Каждому виду
использования земель соответствует определенная степень антропогенного
воздействия на территорию.
В порядке возрастания
естественной и антропогенной нагрузок на территорию выделяют следующие группы
видов использования земель:
— неиспользуемые
земельные и лесные ресурсы или используемые преимущественно в естественном виде
как природоохранные, охотничье промысловые, природно-рекреационные ресурсы;
— земли
сельскохозяйственного назначения земли со сравнительно малой степенью преобразования
природной среды, в том числе сельскохозяйственные угодья — сенокосы, пастбища,
залежи, многолетние насаждения,
— земли сельскохозяйственного
назначения со значительной степенью преобразования природной среды, в том числе
пахотные угодья;
— земли поселений,
транспорта, промышленности и другие
нарушенные земли.
К числу естественных
факторов относят эрозионные, карстовые, оползневые процессы, периодически
повторяющиеся засухи, суховеи, ливневые дожди, поздневесенние и ранневесенние
заморозки. Одним из наиболее характерных негативных последствий антропогенных
нагрузок является эрозия почв. С другой стороны, эродированность территории
характеризует устойчивость или неустойчивость ландшафта. Процесс эрозии
развивается на тех территориях, где величина антропогенной нагрузки превышает
потенциал устойчивости ландшафтов. Используя величину эрозии в виде индикатора
нагрузки, можно не только получить сравнительную характеристику различных
землепользований, а также определить степень остроты экологической ситуации
данных территорий. Поэтому предлагается
проводить ранжирование видов использования земель с учетом объема эродированной
территорией и использовать при этом
систему балльных оценок.
Следует проводить
ранжирование видов использования земель по степени антропогенных нагрузок в баллах:
— неиспользуемые
земельные и лесные ресурсы или используемые преимущественно в естественном виде
как природоохранные, охотничье промысловые, природно-рекреационные ресурсы —
присваивается до трех баллов;
— земли сельскохозяйственного
назначения земли со сравнительно малой степенью преобразования природной среды,
в том числе сельскохозяйственные угодья — сенокосы, пастбища, залежи,
многолетние насаждения — присваивается от 4 до 8 баллов;
— земли
сельскохозяйственного назначения со
значительной степенью преобразования природной среды, в том числе пахотные
угодья – присваивается от 9 до 12 баллов;
— земли поселений,
транспорта, промышленности и другие
нарушенные земли – присваивается от 13 до 15 баллов.
Оценка каждого вида
использования земель производится в пределах некоторого интервала баллов.
При отнесении видов
землепользования в конкретной административной единице к той или иной величине
балльной оценки в пределах интервала предлагается использовать ряд
дополнительных показателей, характеризующих сами нагрузки. Среди них мы
предлагаем использовать факторы, оказывающие воздействие только в определенных
видах использования земель. Таким образом, выявлены следующие факторы
увеличения степени антропогенной нагрузки на различные виды использования
земель. Так, для неиспользуемых земельных и лесных ресурсов или угодий. Которые
используются преимущественно в естественном виде как природоохранные,
охотничье-промысловые, природно-рекреационные ресурсы фактор увеличения степени антропогенной
нагрузки это площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении и соотношение
лесных полоc в общей площади лесов.
Для земель
сельскохозяйственного назначения, то есть земли со сравнительно малой степенью
преобразования природной среды, в том числе сельскохозяйственные угодья
(сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения) фактор увеличения степени
антропогенной нагрузки это количество скота приходящегося на 1 га в условных
головах.
Для земель сельскохозяйственного
назначения со значительной степенью преобразования природной среды, в том числе
пахотные угодья фактор увеличения степени антропогенной нагрузки это количество
машинно-тракторных единиц на 1 га и плотность сельского населения на км2.
Для земель поселений,
транспорта, промышленности и других
нарушенных земель фактор увеличения степени антропогенной нагрузки это плотность городского населения на один км.2
Таким образом,
представляет интерес оценка антропогенной нагрузки по отдельным видам использования
земель, так как в них проявляются определенные факторы воздействий на
территорию, а сопоставление антропогенных нагрузок по отдельным видам земель
позволяет ранжировать различные факторы нагрузок по величине воздействия на
природный ландшафт.
Фрагмент текста работы:
1. Земля как объект
земельных и гражданских правоотношений
1.1. Понятие земли как объекта земельных и
гражданских правоотношений
Несмотря на неоднократное
употребление в различных актах законодательства слова «земля», его легального
определения в законах нет, как нет и единого общепризнанного определения
данного понятия и на уровне правовой науки.
Искомое определение можно
найти, например, в п. 1 ГОСТа 26640-85 «Земли. Термины и определения», согласно
которому земля это «важнейшая часть окружающей природной среды,
характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом,
растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в
сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения
предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства».
Но как верно отмечает
Е.И. Давыдова, в таком значении возможность признания земли объектом
гражданско-правовых отношений вызывает большие сомнения[1]. А ведь кроме понятия
«земля» в законодательстве упоминается также и немного другое понятие —
«земли».
Как верно заметили В.М.
Кроз и О.Н. Колесова в ст. 7 ЗК РФ определяется состав земель, а не состав
земли, равно как и на категории по целевому назначению, согласно ст. 1 ЗК РФ
подразделяются именно земли, а не земля[2].
Более того и
экономико-юридический словарь содержит в себе именно понятие «земли», а не
«земля». Так, согласно данному словарю земли — это ресурс, используемый для
производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов,
железных дорог, один из основных компонентов производства[3].
Важные с правовой точки
зрения представления о земле, исходя из которых, должно осуществляться правовое
регулирование отношений по её использованию и охране, обозначены в ст. 1 ЗК РФ.
Так представления о ней складываются как о природном объекте и ресурсе, но в то
же самое время, и как о недвижимом имуществе, объекте права собственности и
иных прав на землю.
Хотя уже в ст. 3 ЗК РФ
говорится о том, что гражданским законодательством (если, конечно иное не
установлено природоресурсными актами) регулируются отношения по владению,
пользованию и распоряжению не землёй (и даже не землями), а именно конкретными
земельными участками. Что подтверждает часто повторяемую в литературе мысль о
том, что в качестве непосредственного объекта правоотношения выступает всё же
не земля в целом, а определённые её части, имеющие установленные границы, т.е.
земельные участки.
В отличие от понятия
«земля», легальное определение понятия «земельный участок» закрепляется в п. 3
ст. 6 ЗК РФ. Под ним понимается недвижимая вещь, которая представляет собой
часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в
качестве индивидуально-определённой вещи. Надо сказать, что в ЗК РФ это
определение не раз подвергалось изменениям. Нынешний вариант дефиниции был
определён ещё в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, и характеризуется
следующими признаками:
1. Земельный участок является частью земной поверхности (или как
говорилось в более ранних вариантах определения «частью поверхности земли»).
Надо сказать, что ни один объект недвижимости больше не обладает таким
признаком.
При этом, как отмечают
В.М. Кроз и О.Н. Колесова, данный признак остаётся неизменным, т.е.
ретранслируется из определения в определение.
Тем самым сохраняется
неразрывность связи между понятиями «земля» и «земельный участок».
2. Земельный участок относится к недвижимому имуществу (и,
следовательно, все вещные права в отношении этого объекта, согласно
гражданскому законодательству, должны подлежать государственной регистрации).
3. Земельный участок является индивидуально-определённой вещью. Этот
признак напрямую связан с необходимостью осуществления государственного
кадастрового учёта недвижимого имущества, так как, согласно ст. 8 Федерального
закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения, позволяющие
определять объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи,
относятся к основным сведениям, вносимым в кадастр недвижимости.
Следует также отметить,
что из нынешнего понятия земельного участка исчезло указание на необходимость
наличия устанавливаемых в особом порядке границ, что вероятно связанно с тем,
что индивидуализировать земельный участок могут (или должны) теперь не только
границы[4].
Более того, как отмечает
Н.Ю. Чаплин, современный подход законодателя, применительно к определению
земельного участка, заключается в его понимании как «объекта права
собственности», в отличие от существовавшего ранее его понимания как «объекта
земельных правоотношений». Соответственно земельное законодательство, теперь
также как и гражданское квалифицирует земельные участки как
индивидуально-определённые объекты недвижимости[5].
[1] Давыдова Е.И.
Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля и земельный участок
// Молодой учёный. 2012. № 12 (47). С. 371-374.
[2] Кроз В.М.,
Колесова О.Н. «Земля» и «земельный участок» как объекты правоотношений //
Вестник экономки и права. 2015. № 1. С. 31-36.
[3] Кроз В.М.,
Колесова О.Н. «Земля» и «земельный участок» как объекты правоотношений //
Вестник экономки и права. 2015. № 1. С. 31-36.
[4] Кроз В.М.,
Колесова О.Н. «Земля» и «земельный участок» как объекты правоотношений //
Вестник экономки и права. 2015. № 1. С. 31-36.
[5] Чаплин Н.Ю.
Понятие и особенности земельного участка как объекта гражданских прав // Журнал
российского права. 2018. № 8. С. 155-161.