Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Социально-психологические проблемы детей-инвалидов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Дети – инвалиды как объект социальной работы в современных условиях 6
1.1 Психологическая характеристика детей – инвалидов и особенности семей, воспитывающих детей инвалидов 6
1.2 Система социальной реабилитации детей – инвалидов 15
1.3 Содержание психологической помощи семьям, имеющим детей — инвалидов 25
Глава 2. Основные социально — психологические проблемы адаптации детей — инвалидов 33
2.1 Правовые проблемы социальной адаптации детей — инвалидов 33
2.2 Проблемы государственной поддержки детей – инвалидов 47
2.3 Перспективы развития технологий социальной работы с детьми — инвалидами 55
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения 72
Введение:
Согласно данным ООН, каждый десятый человек на Земле имеет инвалидность. Под инвалидностью понимается состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в возможностях жизнедеятельности человека, обусловленные физическими, психологическими, культурными, законодательными и иными барьерами, препятствующими интеграции человека с инвалидностью в социум.
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Дети — инвалиды – это инвалиды в возрасте от рождения до 18 лет.
Ведущее значение среди причин детской инвалидности имеет врожденная и наследственная патология, хромосомные болезни, болезни внутриутробного и перинатального периодов, у детей старших возрастных групп возрастает роль травматизма и приобретенной патологии.
Рождение ребёнка — инвалида усложняет нормальное функционирование семьи. Семья сталкивается с проблемами материального характера, с жилищной проблемой, происходит утрата социальных связей и социального статуса. Семье часто бывает трудно получить необходимую информацию, сориентироваться в законодательстве, выбрать подходящую оздоровительную и образовательную программу, своевременно пройти обследование, защитить интересы ребёнка. Совокупность перечисленных проблем делает семью с ребёнком — инвалидом уязвимой к воздействиям различных негативных факторов и обуславливает необходимость её социальной поддержки.
Социальная поддержка семьи с детьми — инвалидами осуществляется посредством выплаты пособий, предоставления льгот и оказания социальных услуг. Пособие представляет собой денежную выплату, которая выплачивается ежемесячно, периодически или единовременно и замещает потерянный гражданином заработок или дополняет его при повышенных расходах.
Семья, воспитывающая ребёнка — инвалида, имеет право на получение следующих льгот: жилищных, трудовых, образовательных, транспортных, налоговых. Семьям, имеющим детей — инвалидов, предоставляется скидка в размере 50 % на оплату коммунальных услуг и оплату жилого помещения.
Кроме того, семьи с детьми — инвалидами имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и т.д.
Семья с ребёнком — инвалидом имеет право на получение следующих услуг: социально — бытовых, социально — педагогических и социально — психологических.
Социально — бытовые услуги направлены на содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния. Социально — психологические услуги предоставляются в целях снятия снятию психотравмирующих ситуаций в семье. Кроме того, они включают психологическое консультирование по вопросам воспитания ребёнка.
Таким образом, по отношению к семье, воспитывающей ребёнка — инвалида, применяются меры социальной поддержки, включающие в себя: пособия, льготы, услуги и предоставление которых направлено на поддержание экономического состояния семьи, разрешения проблем психологического, педагогического и информационного характера, восстановления социального статуса родителей и преодоления социальной изоляции.
Значительный вклад в исследование проблем социальной защиты детей — инвалидов внесли такие ученые, как Олейник Е.В., Галкина В.А., Власенко Ю.В., Ратахин Н.В., Лебедева А.В. и др.
Объект исследования – дети – инвалиды как объект социальной защиты.
Предмет исследования – система социальной защиты детей – инвалидов в Российской Федерации.
Цель работы – исследование социально — психологических проблем детей – инвалидов в современном мире, для этого необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть психологическую характеристику детей инвалидов и особенности семей, воспитывающих детей – инвалидов;
— изучить систему социальной реабилитации детей – инвалидов;
— рассмотреть содержание психологической помощи семьям, имеющим детей – инвалидов;
— проанализировать правовые проблемы социальной адаптации детей инвалидов;
— выявить проблемы государственной поддержки детей – инвалидов;
— рассмотреть и проанализировать перспективы развития технологий социальной работы с детьми – инвалидами.
Методы исследования — общенаучный, анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников, сравнение, обобщение.
В работе были проанализированы нормативно — правовые акты Российской Федерации, учебная и периодическая литература по теме исследования.
В первой главе была рассмотрена психологическая характеристика детей инвалидов, а также система социальной и психологической помощи семьям, имеющим детей инвалидов. Во второй главе были проанализированы нормативно – правовые акты по теме исследования, выявлены проблемы социального обеспечения со стороны государства, а также рассмотрены перспективы развития технологий социальной работы с детьми – инвалидами.
Объем работы составляет 65 страниц. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
К инвалиду относится гражданин, имеющий стойкое нарушение здоровья в следствии основного заболевания, болезни или увечья, вызванного негативным влиянием профессиональных факторов, травмой. В результате чего возникает ограничение жизнедеятельности, необходимость социальной защиты.
Ограниченная жизнедеятельность определяется в частичной или полной утрате самостоятельного передвижения, обслуживания, контролирования поведения, обучения, ведения трудовой деятельности. Данные критерии определяются в ходе медицинской комиссии, которая присваивает степень нарушения и возможность реабилитации.
В процессе семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии возникают множество трудностей, определенная часть которых спровоцировано самими специалистами, работающими в данный момент с родителями. Очень часто информация о состоянии здоровья ребенка подается весьма некорректно – внезапно и в полном объеме. Родители оказываются не подготовленными к такого рода сообщению и в силу этого не способными адекватно ее воспринять. Специалист в этой ситуации стремится дать как можно более полную картину всех сторон заболевания ребенка, тем самым по мимо своей воли, рисует в сознании родителей резко отрицательный, пугающий образ их ребенка.
Реабилитация детей-инвалидов необходима для адаптации больного ребенка к современным реалиям жизни. Мероприятия предполагают не только преодоление ограничений в физическом плане, но и помощь в социальной приспособленности.
Основные проблемы людей с детей — инвалидов в России связаны с многочисленными социальными барьерами, не дающими им включиться в жизнь современного общества. К сожалению, такая ситуация следствие неправильной политики социализации, направленной только на «здоровых» граждан, и по большей мере выражающей лишь их интересы.
При этом сама структура быта, производства, социальных услуг, а также культуры и досуга практически не приспособлена к нуждам недееспособных людей. Об этом говорят частые скандалы с авиакомпаниями, суть которых в отказе пускать на борт самолета инвалидов-колясочников.
Огромное неудобство для них также связано с отсутствием возможности пользоваться общественным транспортом и иными средствами передвижения. Элементарно, ведь даже подъезды многих домов, к примеру, в Москве не оборудованы спецподъемниками, а иногда попросту закрыты на замок и неизвестно у кого находится ключ.
В отличие от столицы, в небольших городах дело обстоит еще хуже – если инвалид проживает не на первом этаже в доме без лифта, то он автоматически лишается возможности попадать на улицу без посторонней помощи. В результате чего получается, что такие люди становятся социально-демократической категорией с существенным ограничением передвижения, что противоречит Конституции.
Отсутствие необходимой мобильности приводит большинство инвалидов к трудностям с получением образования, адаптации на производстве, и как следствие, снижению уровня доходов. Статистика гласит, что полноценно работать и получать доход, достаточный для удовлетворения своих потребностей, на текущий момент может совсем небольшое количество граждан с ограниченными возможностями.
Для полноценного функционирования системы социальной адаптации детей-инвалидов, необходимы слаженные усилия государства и общества. Зачастую государство не может или не хочет замечать проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, для этого нужна целенаправленная работа, не только в области льгот и материального обеспечения, но и в сфере внедрения лиц с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь общества.
Государственная политика Российской Федерации является социально-ориентированной как в целом, так и по отношению к инвалидам. Это говорит о том, что сам правовой механизм находится в постоянном развитии и совершенствовании. И в этих условиях встает вопрос повышения правовой грамотности граждан, в чьих семьях есть дети-инвалиды. Ведь зачастую граждане не знают, что им положено по закону. Правовая неграмотность и отсутствие доступной и понятной информации о правах детей-инвалидов дает повод отдельным «звеньям« механизма бездействовать. А в конечном итоге дети не получают необходимой помощи.
На сегодняшний день государство разработало множество программ, направленных на решение многих проблем людей с инвалидностью. Но вследствие недостаточного финансирования, неготовности общества маломобильные люди продолжают испытывать многие трудности.
Значение развития технологий социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов в России в том, что многие из них являются жизненно необходимыми, ведь именно социальный работник «связывает», восстанавливает многие деформированные, разрушенные отношения таких семей.
Именно технологии позволяют устранить социальные, административно-управленческие, морально-психологические барьеры между семьями с детьми-инвалидами и различного рода учреждениями, социальными институтами и специалистами, оказывающими помощь, что подтвердили результаты как теоретического, так и прикладного социологического исследования. Перспективным является активизация развития использования технологии социального посредничества в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов, по всем ее направлениям
Подводя итог, необходимо сформулировать ряд мер, направленных на усовершенствование механизма реализации и защиты прав детей-инвалидов в Российской Федерации:
– провести правовую экспертизу имеющихся законов, подзаконных актов, гарантирующих права детей-инвалидов на предмет их соответствия, устранить выявленные противоречия;
– усилить государственный контроль над деятельностью органов исполнительной власти и учреждений, отвечающих за реализацию прав детей-инвалидов, а также усилить ответственность должностных лиц за нарушение этих прав;
– обеспечить доступность системы учреждений образования, социальной и медицинской реабилитации, создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях разных типов;
– в бюджетной политике ежегодно предусматривать меры и выделять финансовые средства, необходимые для реализации прав детей-инвалидов на обеспечение жильем, средствами технической реабилитации, санаторно-курортным лечением, лекарствами, расходными материалами, а также всем спектром необходимых социальных, медицинских, образовательных услуг в полном объеме с учетом реально обоснованных потребностей;
– усилить финансовую поддержку семей детей-инвалидов с целью обеспечить в полной мере их право жить и воспитываться в родных семьях, а не в интернатах. Внесение каких-либо изменений в нормы социальной защиты детей-инвалидов обязательно должны получить одобрение у тех, кого эти изменения коснутся в первую очередь. Должна быть налажена система обратной связи с общественностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Дети – инвалиды как объект социальной работы в современных условиях
1.1 Психологическая характеристика детей – инвалидов и особенности семей, воспитывающих детей инвалидов
Инвалид это гражданин, имеющий стойкое нарушение здоровья, в следствии основного заболевания, болезни или увечья, вызванного негативным влиянием профессиональных факторов, травмой. В результате чего возникает ограничение жизнедеятельности, необходимость социальной защиты.
Ограниченная жизнедеятельность определяется в частичной или полной утрате самостоятельного передвижения, обслуживания, контролирования поведения, обучения, ведения трудовой деятельности. Данные критерии определяются в ходе медицинской комиссии, которая присваивает степень нарушения и возможность реабилитации.
К инвалидам относятся следующие категории:
глухие;
слепые;
имеющие нарушенную координацию движения;
имеющие дефекты конечностей;
частично или полностью парализованные;
имеющие внешние отличия от окружающих;
страдающие внутренними заболеваниями, которые мешают вести обычную жизнедеятельность.
В недавнем времени рассматривалась инвалидность, как социальная проблема. Тем не менее, большинству из них не требуется изоляция от общества. Они способны при незначительной помощи окружения вести самостоятельную жизнь, трудиться на местах, приспособленных под индивидуальные особенности, иметь семьи и содержать их. На протяжении длительного времени обществом стало меняться отношение к людям с инвалидностью, изменился социальный портрет инвалида.
Это связано с культурными традициями, социально-экономическим состоянием страны, менталитетом. Переродились общественные стереотипы, сформированные годами. В последнее время, благодаря государственным программам, начали решаться многие проблемы инвалидов. Тем не менее, некоторые из них остаются полностью не разрешенными, маломобильные инвалиды продолжают испытывать ряд затруднений.
В последние годы всё больше инвалидов в раннем возрасте встречается на улицах. Это связано с тем, что раньше в России большинство родителей отдавали детей в интернаты. Сейчас мамы и папы всё чаще сами ухаживают за своим ребёнком.
Детская инвалидность растёт довольно большими темпами. В 2017 году количество таких инвалидов в России составляло около 617 тыс., а уже в 2018 году эта цифра возросла на 34 тыс. человек. Ещё девять лет назад их число было 541 тыс. (Приложение 1)
Чаще всего в этом возрасте встречается ментальная инвалидность. К ней относятся дети с нарушениями в психическом развитии (аутисты, шизофреники, эпилептики и другие). Численность детей-инвалидов увеличивается в связи с более высокой рождаемостью по сравнению с предыдущими годами.
То есть инвалидизация не растёт, а сохраняется на том же уровне, процент рождающихся малышей с какими-либо отклонениями не растёт. Следует также учитывать, что современная медицина способна сейчас спасать и сильно недоношенных новорождённых.
В стране не существует общей базы по учёту детей с ДЦП. Поэтому оценить их количество довольно сложно. Однако имеются некоторые данные ещё с 2010 года по Москве, согласно которым их численность составляет около четырёх с половиной тысяч детей (данные только по городу).
В последние годы в России приспособлено множество школ для нужд инвалидов. Однако не все родители соглашаются с учёбой своего здорового ребёнка в одном классе или даже во всём учреждении с инвалидом. В 2018 году проводился опрос. По его результатам около 17 процентов родителей не согласны с обучением их чада совместно с ребёнком-инвалидом. Приблизительно одна десятая часть взрослых не смогли однозначно ответить на этот вопрос.
На сегодняшний день социально образовательный заказ, исходящий от органов государственной власти нашей страны предполагает овладение студентами-инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья профессиональными и трудовыми компетенциями, которые идут в ногу со временем. В ближайшей перспективе ожидается внедрение адаптированных образовательных программ в вузах практически по всем направлениями подготовки. Таким образом, доступность высшего образования для инвалидов значительно повысится, что приведет к увеличению их количества в образовательной организации высшего образования.
Однако надо признать, что студенты колледжей и университетов сталкиваются при обучении в соответствующей образовательной организации с рядом проблем: адаптация в новом коллективе, получение знаний в доступной форме, неготовность педагогического состава к работе в условиях образовательной инклюзии и др. И здесь на первый план выходит не только помощь специалистов, но и поддержка семьи.
Несмотря на возраст студентов-инвалидов (многие поступают на обучение, будучи совершеннолетними), им по-прежнему необходима, в первую очередь, помощь родителей. Для определения стратегий работы с семьей и выявления ее воспитывающего ресурса при обучении ребенка-инвалида необходимо рассмотреть особенности семейного воспитания и психологические портреты родителей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями. В свете изложенного, можно сделать вывод о том, что рассматриваемая проблема не теряет своей актуальности по сей день и является одной из наиболее значимых для решения вопроса адаптации инвалида в вузе, а затем и на рабочем месте.
XXI век – век технологий, что предъявляет к современной молодежи ряд требований: владение современными компьютерными и интерактивными технологиями, быстрая адаптируемость к окружающей обстановке, развитые коммуникативные навыки, стрессоустойчивость и др. Интеграция студента-инвалида в образовательной организации высшего образования предусматривает овладение профессорско-преподавательским составом знаниями об особенностях психического и психологического развития личности молодого человека с инвалидностью, создание системы работы в данном направлении, моделирования инклюзивной образовательной среды, способствующей развитию социально-значимых компетенций всех субъектов образовательного процесса.
Это объясняется тем, что различные соматические заболевания, дефекты физического или психического характера выступают в качестве функционального ограничения возможностей взаимодействия студента со средой, которая его окружает. Важно обратить внимание, что физический дефект способствует развитию вторичных отклонений – личностных. Такие изменения зачастую являются препятствием в обучении и социализации студента-инвалида. Если рассмотреть реакцию студента на свой дефект в эмоциональном плане, то она обнаруживает тесную взаимосвязь с уровнями тревожности личности. Это приводит к формированию деструктивных форм защитных механизмов.
Одними из распространенных защитных механизмов среди студентов-инвалидов являются: рационализация, отрицание реальности, реактивные образования, регрессия. Отметим, что студенты-инвалиды нуждаются в психологической поддержке не только со стороны специалистов, но и со стороны родителей, семьи. Особенно ярко такой вопрос встает при выборе будущей профессии / направления подготовки. Далее мы перейдем к непосредственному рассмотрению проблем семьи студента инвалида. Для семьи важна природа и тяжесть дефекта, а также восприятие родителей, причем, те стадии, которые проходит семья ребенка-инвалида могут быть довольно уникальными, существуют даже семьи, где невозможно применить теорию семьи. Это связано с тем, что особый ребенок нарушает стандартный ход жизни семьи.
Стоит отметить, что при столкновении с дефектом у одного из членов семьи имеет значение его тип (вид нарушения) и время, когда он стал явно проявляться. Это, безусловно, отражается на внутрисемейных отношениях, успешности коррекционной работы и т.д.
Например, заболевания, связанные с генетическими причинами (синдром Дауна) или родовые травмы предполагают искаженное развитие от момента рождения. Очевидно, что родители сразу узнают о дефекте своего ребенка и все стадии восприятия дефекта (о них мы напишем далее) проходят с более раннего момента. В таком случае помощь семье может быть оказана незамедлительно.
В настоящее время при роддомах открываются центры ранней помощи, где семья может получать поддержку и коррекционную помощь для ребенка. Если говорить о других дефектах, например: нарушение слуха, речи, как правило, становятся заметными спустя некоторое время. Возможно, даже к 3 годам (если говорить о речевом развитии). Следовательно, стресс, который испытывает семья, может возыметь слишком непредсказуемый и тяжелый характер, так как до определенного возраста родители могли «закрывать глаза» на дефект, надеяться, что со временем он сам пройдет.
И когда наступает момент осознания проблемы, ее необратимости и неизбежности, семья нередко отторгает проблему (в нашем случае – ребенка), ошибочно считая, что самоустранение от проблемы сведет ее к минимуму. Такой самообман позволяет только на время облегчить страдания членов семьи. Схожая картина наблюдается при травмах, полученных во взрослом возрасте, оказывающих влияние на последующую жизнь, например, перенесенный инсульт или тяжелая черепно-мозговая травма. Важно сказать, что обнаружение хронической проблемы (дефекта) вызывает серьезный семейный кризис. Как правило, это сопровождается следующими реакциями: потрясение, разочарование, депрессия и тревожность. Психологи отмечают, что семья воспринимает новость о дефекте как «потерю нормального ребенка» и испытывает чувства, схожие со скорбью в случае смерти близкого человека. В этот период семья активно взаимодействует с медицинскими работниками, они пытаются «вылечить» члена своей семьи даже в тех случаях, где дефект носит статус не болезни, а состояния.
Особенностью данной стадии является то, что семья вынуждена сообщить окружающим о дефекте или болезни, что сопровождается страхом непонимания и даже стыдом. Самым большим риском становится восприятие дефекта другими членами семьи (бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.д.). В случае, если родители не получают от других родственников поддержку, это приводит к еще большей депрессии и замкнутости. Стоит сказать, что возникновение дефекта у члена семьи – всегда неожиданность. Это усугубляется потенциальными ожиданиями семьи от своего ребенка: многие родители склонны планировать заранее жизнь своих детей, а когда приходит осознание того, что «все будет не так», возникает состояние стресса. Истории известно большое количество случаев, когда семьи распадаются после известия о дефекте.
Следующий фактор, на который мы обратим внимание – это протекание болезни (дефекта). Можно выделить три варианта развития событий:
прогрессирующий дефект (т.е. со временем состояние усугубляется даже при поддерживающих мероприятиях);
стабильное состояние
эпизодические проявления (приступы, в данном случае семья находится в постоянном напряжении, так как не ясно, что и когда может спровоцировать приступ).
Постоянное ожидание приступа может провоцировать ссоры внутри семьи, касательно обращения с инвалидом. Кроме вышеупомянутых факторов необходимо учитывать исход болезни, который оказывает не меньшее влияние на семью. Так, существует несколько вариантов:
фатальный исход (неминуемая смерть)
хронический, не несущий смертельной опасности.
В данном случае уместно говорить о степени готовности семьи к потере своего члена, что, безусловно, ввергает такие семьи в состояние глубокого стресса и депрессии, иногда сопровождающийся агрессией по отношению к окружающим.
Таким образом, можно кратко определить стадии восприятия дефекта семьей:
первая стадия – «шок», семья чувствует себя растерянно, беспомощно, появляется чувство неполноценности;
вторая стадия – «неадекватное отношение к дефекту», характеризуется негативным отношением к диагнозу, отрицанием;
третья стадия – «частичное осознание дефекта ребенка», появляется чувство «хронической печали»;
четвертая стадия – характеризуется началом социально-психологической адаптации всех членов семьи, происходит принятие дефекта, установление адекватных отношений со специалистами.
Далее кратко рассмотрим психологические портреты родителей, в чьих семьях есть дети-инвалиды.
1. Авторитарный тип. Данный тип родителей придерживается активной жизненной позиции. Такие родители в случае обнаружения дефекта у ребенка способны на крайности: либо оставляют в роддоме, либо активно ищут все самое лучшее для ребенка-инвалида. Позиция родителей этого типа характеризуется вытеснением отрицательных эмоций и переживаний. Такие родители активно пытаются преодолеть сложившуюся ситуацию. Они ищут все самое лучшее для своего ребенка: специалистов, образовательную организацию, медикаменты и т.д. Родители чрезмерно преследуют цель «оздоровления» своего ребенка. Они создают общественные организации, участвуют в различных движениях, могут создать фонды и т.д.
Для данной категории родителей свойственна излишняя агрессия, они испытывают сложности в контроле за своими эмоциями, склонны противопоставлять себя окружающему миру. В отношении ребенка также авторитарны, склонны предъявлять жесткие требования, иногда бывают холодны с ребенком. Встречаются довольно жесткие формы наказания (избиение, подавление личности). Стоит сказать, что среди авторитарных родителей встречаются и такие, которые стараются не замечать отклонений ребенка.
2. Невротический тип. Данный тип характеризуется безынициативной позицией (считают, что ничего не переделаешь, пусть будет, как будет). Они не стремятся принять сложившуюся ситуацию, тем более, преодолеть ее. Родители невротического типа пытаются найти оправдания собственному бездействию и объясняют это недостаточной информированностью о проблеме и т.д.
Отличительной особенностью родителей этого типа является отсутствие осознания связи родительского поведения и усугубления дефекта ребенка. Как правило, дети у них непослушные, так как не желают иметь отношение к проблемам. Родители склонны идти «на поводу» у таких детей, между тем, именно они играют большую роль в формировании волевой саморегуляциии развитии самоконтроля растущей личности.
В такой семье родители часто находятся в состоянии тревоги и стресса, боятся, что их ребенку все может навредить. Однако встречаются и противоположные случаи, когда проблемы детей необоснованно преувеличиваются.
3. Психосоматический тип. Данная категория родителей является наиболее распространенной. Они сочетают в себе характеристики предыдущих двух типов. Как правило, поведение таких родителей корректное и сдержанное, они склонны скрывать дефект ребенка от окружающих. Они могут пожертвовать всем, в том числе и собственным здоровьем ради ребенка.
Среди этой категории родителей встречаются случаи получения специального образования с целью наиболее успешных занятий с собственным ребенком. Также они могут устроиться на работу в специальное (коррекционное) учреждение и помогать другим семьям.
Таким образом, проанализировав различные типы родительского отношения к ребенку-инвалиду, проблемы, с которыми сталкивается семья в ходе воспитания такого ребенка, можно сделать вывод о том, что именно воспитывающий потенциал семьи, грамотное поведения родителей в данной ситуации являются немаловажными факторами в обеспечении успеха социальной адаптации детей-инвалидов. Безусловно, науке известны и другие аспекты озвученной проблемы, хотелось остановить внимание на тех, которые, на наш взгляд, сильнее всего отражаются на семье ребенка – инвалида.