Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Социальное обслуживание граждан в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации 6
1.1 Понятие социального обслуживания граждан 6
1.2 Функции и принципы социального обслуживания граждан 11
1.3 Порядок и условия оказания социальных услуг 17
ГЛАВА 2. Содержание социального обслуживания граждан в Российской Федерации 25
2.1 Правовое регулирование видов социального обслуживания граждан в Российской Федерации 25
2.2 Проблемы осуществления прав на социальное обслуживание граждан в Российской Федерации 32
2.3 Пути совершенствования социального обслуживания граждан в Российской Федерации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
Введение:
В наше время социальное обслуживание является одним из важнейших элементом социальной защиты населения России, потребность в этом обслуживании наблюдается у пожилых, инвалидов и других граждан, то есть у нетрудоспособного населения. В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 % до 27 % и составит 39,9 млн. человек. В связи с этим вопросы социаль- ного обслуживания граждан занимают одно из важных мест в систе- ме социальной защиты .
Социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю , понятие социального обслуживания достаточно востре- бовано, употребляется многими, понятие социального обслуживания образовалось под натиском определенных ситуаций, произошедших в обществе, следовательно, оно сформировалось вследствие того, что люди в нем нуждались. Стратегической основой социально-экономического развития России выступает формирование обеспечения условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения. Инструментом социального развития выступает социальная политика, в структуре которой одну из важнейших ролей играет система социального обслуживания.
С учётом выделенных особенностей, возникает необходимость совершенствования социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является подсистема социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе – правоотношения, возникающие в ходе формирования системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является определение путей совершенствования социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем исследования и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие социального обслуживания граждан;
— изучить функции и принципы социального обслуживания граждан;
— рассмотреть порядок и условия оказания социальных услуг;
— проанализировать правовое регулирование видов социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
— выявить проблемы осуществления прав на социальное обслуживание граждан в Российской Федерации;
— определить пути совершенствования социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частнонаучные методы: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Теоретическую и информационную базу выпускной квалификационной работы составили труды современных отечественных исследователей: Аверина А.Н., Алексеева Ю.П., Апостоловой А.М., Берестовой Л.И., Бобкова В.Н, Волгина Н.А., Денисовой И.П., Клиновенко Л. Р., Кузнецовой О.В., Соболевой И.В. Холостовой Е.Н., и др.
Нормативная база выпускной квалификационной работы – Конституция
РФ , ГК РФ , СК РФ , ТК РФ , федеральные законы, судебная практика и иные нормативно-правовые акты.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обоснована спецификой современного этапа развития социального обслуживания граждан в Российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых путей совершенствования социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретико-правовые основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ содержания социального обслуживания граждан в Российской Федерации
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации, абилитации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Все те условия, которые тем или иным образом связаны с жизнью населения: это и медицина, и здравоохранение, и обеспечение дохода, образование, наем жилья, и много другое — являются предметами социальной службы.
Функции сферы социального обслуживания: системные функции гуманности; коррекция работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе, т.е. корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма» — таких институтов общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д.; стимулирование развития общества способствует росту «уровня нормального потребления», особенно у социально неблагополучных групп населения, уровень потребления которых снижается в результате безработицы или таких болезней, как наркомания, алкоголизм и др.
Главными принципами социального обслуживания являются адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.
Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и за плату. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, превышает предельную величину среднедушевого дохода.
Проведенный анализ ряда положений Закона 2013 г. позволяет сделать вывод, что содержащиеся в нем нормы обеспечивают поступательное развитие системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Вместе с тем в ряде регионов у практических работников по-прежнему возникают вопросы, связанные с реализацией положений указанного Закона, касающихся, в частности, осуществления социального сопровождения получателей социальных услуг, разграничения социальной помощи и срочных социальных услуг и т.д. Поэтому Минтруду России предстоит продолжить методическую и нормативную работу по надлежащему применению социальных инструментов для решения задач, стоящих перед социальной политикой.
Рассмотрев перечисленные во второй главе работы проблемы, можно сделать вывод о том, что все они возникли из-за несовершенства отечественного законодательства. Как мы видим, все проблемы решаемы, однако некоторые из них требуют более усиленного внимания со стороны органов государственной власти, а другие, напротив, имеют простые пути решения.
Социальная защита — это не только обеспечение гарантированных государством социальных выплат, а скорее — это развитые системы социальных услуг, которые предоставляются с учетом особенностей положения разных слоев населения. Такой общественный контроль настоятельно требует новейших подходов к работе в сфере социального обслуживания граждан, соотношения данной работы с требованиями государственных социальных стандартов, а также расширения в области платных услуг.
Мы можем отметить, что в сфере социального обслуживания реализуются модернизационные мероприятия, которые позволили расширить охват населения услугами центров социального обслуживания. Внедряются новые методы и технологии социального обслуживания, проводится модернизация социальных центров, укрепляется материально-техническая база учреждений. Вместе с тем, можно отметить ряд нерешенных вопросов: сохранение очередности на получение услуг, устаревшая инфраструктура, недостаточное число технологий, компенсирующих стационарное обслуживание формирование «доступной среды», развитие механизма государственно-частного партнерства, повышение квалификации кадров учреждений социального обслуживания и пр. При этом необходимо отметить, что все эти проблемы находятся под контролем, прорабатываются, и как мы видим, по ним предложены пути решения.
Сегодня инновационная деятельность в системе социального обслуживания населения – это не столько дань моде, а скорее проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они не происходили. Успешное использование инновационных технологий, методов работы являются фундаментом, на котором Учреждение может строить будущее в условиях формирования рынка социальных услуг и постоянных изменений внешней среды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации
1.1 Понятие социального обслуживания граждан
Каждое современное государство старается поставить для себя приоритет принципа гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих свободное развитие человека и его достойную жизнь, что гарантируется Конституцией РФ в статье 7. Любое общество неоднородно и делится на разные общности и группы. Социальная политика государства направлена на стабилизацию, объединение, а также согласование отношений и интересов между разными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обслуживания и социального обеспечения.
Статьей 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.01.2013 N 442-ФЗ определено понятие социальное обслуживание как элемент системы социального обеспечения, способствующий помощи и поддержки нуждающихся категорий населения. Социальное обслуживание граждан — деятельность по оказанию социальных услуг всем слоям населения. В свою очередь, говоря о термине «социальная услуга», согласимся с позицией М.Г. Блиновой, которая утверждает, что, социальная услуга — действие в области социального обслуживания по оказанию периодической, постоянной или разовой помощи, так же, срочной помощи гражданину с целью расширения его возможностей самому обеспечивать свои жизненные надобности, а также улучшения условий его жизнедеятельности .
Социальное обслуживание базируется на таких признаках, как: 1) адресность предоставления социальных услуг 2) свободный и равный доступ граждан к социальному обслуживанию, не обращая внимания на расу, возраст, национальность, пол, отношение к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям, места жительства; 3) сохранение гражданина в наиболее благоприятной для него среде; 4) приближенность, большое количество поставщиков, предоставляющих социальные услуги для обеспечения нужд граждан в социальном обслуживании; 5) конфиденциальность; 6) добровольность
В научной литературе понятие «социальное обслуживание» используется сравнительно редко. Даже в научной и учебной литературе по социальной политике и социальной работе не всегда можно найти объяснение СО. Чаще анализируются такие понятия, как «социальная политика», «социальная защита». По мнению ряда ученых, СО выступает в качестве одного из направлений социальной защиты, социальной работы, организационной формы этих видов социальной деятельности, в качестве системы определённых способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества.
Р. Баркер в «Словаре социальной работы» определяет СО как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)» . При этом он приравнивает социальное обслуживание и социальное обеспечение: «Считается, что потребность в социальном обеспечении испытывают все люди, по крайней мере, иногда, и многие из этих услуг могут быть предоставлены добровольцами, непрофессионалами». Скорее всего, «социальное обслуживание» шире понятия «социальное обеспечение», и в этом его социальная особенность. Социальное обслуживание включается как направление деятельности и в другие сферы социальной деятельности, в другие социальные отрасли: здравоохранение, образовательные учреждения, учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Проанализировав разного рода литературу и информацию из других источников, можно сказать о том, что понятие социального обслуживания можно трактовать в двух смыслах: узком и широком. В том случае, если употреблять понятие социального обслуживания населения в узком смысле, то будет верным использовать такую трактовку понятия: предоставление гражданам различных социальных бытовых услуг: осуществление помощи в ведении хозяйства; помещение граждан в учреждение социальной защиты на некоторый период времени; предоставление бесплатного питания; предоставление медицинской помощи и другое. Рассматривая социальное обслуживание в широком смысле, можно сформировать такое определение: социальное обслуживание — вид обслуживания, содержащий в себе все виды социального обеспечения, кроме выплат в денежном эквиваленте. Тех лиц, которые имеют право на социальное обслуживание на дому, определяют различные нормативно-правовые акты.
Структура системы социального обслуживания представлена на рис.1.1.
Конкретизируя сущность СО и обобщая накопленный опыт, ученые сделали вывод о том, что социальное обслуживание различных категорий населения — составная часть современной социальной политики , «принципиально новое направление социальной защиты населения». В то же время СО может осуществляться и вне социальной защиты: оно шире по сфере деятельности. Скорее всего, следует говорить, что социальная защита — одно из проявлений, составных частей СО .
Ежегодно изменяется законодательство, контингент обслуживаемых, виды учреждений, инфраструктура учреждений, механизм предоставления, объем и качество, порядок и условия оказания гарантированных государством социальных услуг, исходя из современных подходов и уровня трансформации социально-демографических групп населения с учетом индивидуальных особенностей и адресности.
СО относится к формализованным институтам, созданным специально государством и специально предназначенным для осуществления различных видов помощи как самостоятельно, так и наряду с другими структурами гражданского общества. Формирование и развитие СО — одна из основных характеристик обеспечения социальных гарантий и выполнения социальных обязательств государства, преодоления бедности, острых социальных проблем и повышения качества жизни граждан, один их основных составных элементов социального государства, государства развития .