Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Социальная защита вынужденных переселенцев и беженцев на территории Красноярского края
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I Становление и развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России 7
§ 1. Понятие и признаки беженцев и вынужденных переселенцев 7
§ 2. Этапы развития социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России 14
Глава II Беженцы и вынужденные переселенцы, как субъекты социально-правовой защиты 20
§ 1.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 20
§ 2. Виды социальной помощи 30
Глава III Организационно-правовая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по осуществлению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев на примере Красноярского края 41
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Введение:
Современное общество, столкнулось с проблемой, которое создает международная миграция. По разным причинам многомиллионные потоки людей, которые пересекают национальные границы, легально или нелегально, образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества и группировки. Из стран с низким уровнем жизни зачастую происходит перемещение населения в государства, более развитые экономически. Категория беженцев в международной миграции ежегодно составляет более 20 млн. человек. Еще не так давно беженцы не были известны государственно-правовой лексике нашей страны, но это не означало, что в реальной жизни не существовало ни беженцев, ни переселенцев. Отечественная история помнит огромное количество трагедий, когда большие массы людей уезжали со своих обжитых мест, покидали родной край, бросали нажитое ими имущество и искали убежище в другой стране от жестоких преследований по расовому, национальному, этническому, религиозному или социально-экономическому признакам .
Ежегодно сотни тысяч людей покидают свои дома для того, чтобы спасти себя и свои семьи от проблем, связанных с вооруженными конфликтами, религиозными гонениями, стихийными бедствиями, различными актами дискриминации.
По мнению бывшего Генерального секретаря ООН Бутрос-Гали, невозможно провести четкую границу между конфликтами, войнами и стихийными бедствиями по тому влиянию, которое они оказывают на гражданское население. Практически невозможно найти страну, которую она не коснулась бы прямо или косвенно проблема миграции населения. За последние всего лишь несколько десятилетий проблема беженцев – их численность, география, а также причины, по которым они покинули родные места, – значительно изменились.
В 2014 г. количество беженцев в мире достигло 59,5 млн. человек, как в 2013 г. их было 51,2 млн. человек, а десять лет назад – 37,5 млн. человек. Если в прошлом столетии большинство беженцев были европейцами, то на данный момент — это жители Ближнего и Среднего Востока, а также Африки. Если раньше главным образом наблюдалось бегство отдельных лиц, то сейчас потоки беженцев, принимают форму массового ухода, при этом около 80% беженцев – женщины и дети. В основе такого социального явления, как беженцы и вынужденные переселенцы, лежат, политические и этнические причины, а также вооруженные конфликты, которые в своем большинстве происходят в развивающихся странах. При этом практически все они вспыхивают не между разными странами, как раньше было, а происходят непосредственно внутри самой страны. Зачастую военные действия идут непосредственно рядом с мирными населенными пунктами, которые не имеют никакого отношения к враждующим сторонам – именно это наблюдается в Африке.
За последние пять лет произошло 15 конфликтов: один в Европе — украинский, восемь в Африке, три на Ближнем Востоке и три в Азии так показывают данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев . Только немногие из них были урегулированы, но остающиеся конфликты продолжают вызывать глобальные перемещение населения. С конца 2011 г. стал наблюдаться резкий рост количества беженцев после начала конфликта в Сирии – около 4 млн. человек. Афганский конфликт вызвал 2,59 млн. беженцев, сомалийский –1,11 млн. Ежедневно в 2014 г. в среднем 40 тыс. человек вынужденно покидали свои родные места, становясь беженцами просителями убежища или внутренне перемещенными лицами. По данным ООН, количество беженцев увеличилось на 51% (с 4,4 до 6,7 млн. человек) в результате конфликта на Украине и не перестающего потока мигрантов из Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Международно-правовой статус беженцев определяют Конвенция о статусе беженцев, которая была принята ООН в 1951г. и Протокол, касающийся статуса беженцев 1967г. Эти документы регламентируют минимальные стандарты для нормального существования беженцев. В 1992 году Российская Федерация присоединилась к данной конвенции. В 1993 году Россия приняла законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» .
Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца. В этих законах устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии, защиты прав и интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ. Актуальность курсовой работы заключается в том, что и Российская Федерация столкнулась с проблемой беженцев и вынужденных переселенцев.
Цель исследования: изучить социальную защиту вынужденных переселенцев и беженцев на территории Красноярского края.
Объект исследования: общественные отношения по обеспечению социальной защиты вынужденных переселенцев и беженцев.
Предмет исследования: механизм правового регулирования социальной защиты вынужденных переселенцев и беженцев на территории Красноярского края.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки беженцев и вынужденных переселенцев;
2. Рассмотреть этапы развития социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России;
3. Выяснить правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев;
4. Рассмотреть виды социальной помощи;
5. Проанализировать организационно-правовую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по осуществлению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев на примере Красноярского края.
Интерес к правовому положению беженцев и вынужденных переселенцев возник в ходе резкого обострения межнациональных отношений и этнических конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего Советского Союза. Вопросы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев в большей или меньшей степени освещались в работах отечественных ученых преимущественно в последние годы. Проблеме правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России посвящены работы таких исследователей как Л. В. Андриченко, Е. В. Белоусова, Н. А. Воронина, С. А. Ганушкина, В. И. Евтушенко, Г. И Литвинова, Н. А. Михалева, Е. Ю. Никитин. Вопросы, связанные с социальной защитой беженцев и вынужденных переселенцев освещены в работах В. А. Иваненко, и др.
Нормативную базу исследования составили: официальные документы Организации Объединенных Наций (УВКБ ООН), Международной организации труда, Международной организации по миграции, международные правовые акты в сфере миграции населения, прав человека, федеральные и региональные законы Российской Федерации, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
К сожалению, в современной России семьи беженцев и вынужденных переселенцев составляют большую группу. Новая волна миграции вызвана политическим кризисом на Украине, начавшимся в 2013 году и вылившимся в гражданскую войну на Донбассе, которая продолжается, по сей день.
Как правило, в Красноярском крае, прибывшие с Украины получали статус временного убежища, который давал право проживания и работы на территории России в течение одного года. Получив его, родители могли устроить детей в школу или детский сад, студенты – поступать в вузы.
Обустройство вынужденных переселенцев и беженцев требует огромных материальных затрат. В сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения значительной части российских граждан, уже живущих на этой территории, вынужденная миграция может еще более усугубить и без того напряженную ситуацию на рынке труда, жилья, обострить межнациональные конфликты. С другой стороны, прирост трудоспособного населения мог бы создать благоприятные возможности для улучшения демографической ситуации, что возможно только при условии реализации эффективной государственной политики в части подготовки на всех уровнях к приему, размещению и обустройству мигрантов.
Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики. Законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите данной категории семей, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Защита беженцев и вынужденных переселенцев и оказание им материальной помощи – это взаимосвязанные действия. Наиболее эффективную юридическую помощь государство может предоставить лишь в условиях, когда удовлетворены основные потребности человека в жилье, продуктах питания, воде, санитарном и медицинском обслуживании.
В России в настоящее время принимаются меры по оказанию конкретной помощи бездомным семьям беженцев и вынужденных переселенцев уже сейчас. В их числе – открытие домов ночного пребывания, приютов, домов-интернатов, временное расселение такой категории как беженцы в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций. Важным вопросом социальной работы с семьями данного типа является организация и сопровождение групп самопомощи для них.
Тем не менее, есть и проблемы в социальной работе с ними. Отсутствует достаточное количество средств и возможностей для оказания необходимой материальной и моральной помощи. Остро стоит вопрос об организации социальных служб и разработке методов, направленных как на профилактику дезадаптации самих переселенцев, так и на предотвращение роста социальной напряженности в зонах компактного расселения семьями беженцев и вынужденных переселенцев.
Одной из важных задач Российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые перемещаются по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Данные процессы связаны с правом на свободу передвижения, которое входит в состав основных прав человека и гражданина, признается законодательством всех стран мира и относится к числу прирожденных, естественных прав.
В целях осуществления эффективной правовой и социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев для государства видится необходимым не только издавать законы, но и контролировать их исполнение всеми органами власти, постоянно проверять действенность и эффективность уже принятых нормативных актов. Защита должна быть целевой и адресно направленной. Только в этом случае можно говорить о ее состоятельности. Таким образом, социальные гарантии: на законном основании они получают медицинский полис, как и обычные россияне, могут обращаться в поликлинику, получают гарантии на образование, имеют право трудоустраиваться без дополнительных документов. В целом этот статус легализует нахождение человека в России. К тому же выдается бесплатно, пошлина за него не взимается.
Международный Красный крест совместно с Российским отделением принимают решение о необходимости поддержки граждан Украины, вынужденно покинувших свою страну. А так как наш район практически находится в центре северной зоны края, то его выбрали своего рода перевалочной базой. И уже в конце 2014 года проводилась совместная работа муниципалитета и краевого отделения Красного Креста по приему продуктовых наборов, гигиенических средств для беженцев из Украины. Получали их слабо защищенные категории граждан: одинокие матери и отцы, многодетные семьи, престарелые, инвалиды, кормящие матери, а их было около 70 % от общего числа прибывших.
На первых парах деятельностью по выдаче гуманитарной помощи, распределению груза для муниципальных образований Краснодарского края занимались сотрудники администрации района. Затем Краснодарским краевым отделением Красного Креста принято решение о создании на территории нашего района местного отделения. Гуманитарная помощь, которая выдается в течение 2015 – 2019 годов, доставляется в Крыловской, Кущевский, Ленинградский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Щербиновский, Каневской и Ейский районы. Это было хорошим подспорьем для бюджетов муниципалитетов. Староминское отделение Красного Креста создано в 2016 году, на конференции его руководителем избран Алексей Петрович Евтенко. В настоящее время деятельность Красного Креста не ограничивается только помощью гражданам Украины. Краевым отделением запущен процесс укомплектования склада Староминского района необходимыми средствами помощи граждан, пострадавших от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В 2017 году нам были переданы наборы постельных принадлежностей, в 2019 планируется пополнение склада специальными пологами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление и развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России
1.1. Понятие и признаки беженцев и вынужденных переселенцев
Миграционные процессы становятся все более масштабными и являются причиной социально-экономической, политической, духовной напряженности. Проблема беженцев встречается не только на уровне определенного государства, но и охватывает весь мир в целом. Международное сотрудничество в данной области – это, прежде всего, слаженная работа и взаимодействие разнообразных общественных организаций, религиозных фондов и иных неправительственных международных образований . Такая деятельность затрагивает интересы огромного количества людей и должна иметь необходимое организационно-правовое обеспечение.
Согласно определению Международной организации по миграции, всё виды передвижений граждан внутри страны и за её пределы охватываются таким термином, как «миграция».
Миграция – это процесс передвижения через международную границу либо в пределах страны. Миграция охватывает любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин.
На правовом уровне оно не закреплено, как и понятие «мигрант», поэтому нормативно-правовые акты государственного и международного уровней часто опускают термин, подразумевая лиц, пересекающих административные границы внутри одного или между несколькими государствами.
В некоторых случаях понятие «мигрант» вмещает в себя понятия «переселенец», «беженец». Различия мигранта и переселенца состоят в обширности понятий, правовом статусе и вытекающих из него возможностях. Это же касается и «беженцев».
Понятие «вынужденные переселенцы» появилось не так давно. Согласно академическим словарям, термин этот нигде, кроме России, не используется. В 90-х годах количество вынужденных переселенцев было очень велико – в Россию переезжали граждане бывших республик Советского Союза, которым пришлось покидать свое прежнее место жительства из-за притеснений на национальной и религиозной почве. Все это побудило российские власти принять в 1993 году Закон «О вынужденных переселенцах» (№ 4530-I), который и определил статус таких людей . Этот нормативный акт действует и сегодня, хотя в 2015 году в него были внесены некоторые изменения (ФЗ N 467 от 30 декабря 2015 г.).
К числу таких переселенцев законодательство относит:
-граждан РФ, которых вынудили покинуть место проживания в другом государстве и прибыть в Россию;
-людей с российским гражданством, вследствие вынуждения передислоцировавшихся из одного субъекта Российской Федерации в другой;
-граждан бывшего Советского Союза, не по своей воле покинувших свою страну и получивших сначала статус беженца, а потом паспорт РФ.
Покинуть место, где люди прожили много лет, их могут заставить различные обстоятельства. Сегодня под определение «вынужденный переселенец» подходят жители Украины, которые, начиная с 2014 года и по сегодняшний день, переезжают из своей страны в Российскую Федерацию. Здесь они сначала получают официальный статус беженцев, а затем российские документы на гражданство. Такие лица испытывают обоснованное опасение за свою жизнь и за членов семьи.
Обстоятельства, вынудившие человека покинуть постоянное место жительства, определяют понятие «вынужденный переселенец» и формируют группу таких граждан .
Речь идет о преследовании:
-по вероисповеданию;
-по языку общения;
-по расовой и национальной принадлежности;
-по политическим убеждениям.
Вторая категория – жители России, покидающие место пребывания в силу разрушения инфраструктуры. Здесь может идти речь о тех, кто проживал в небольших поселках и деревнях, которые было решено официально закрыть. В таких населенных пунктах жить становится невозможно, поскольку там исчезают все социальные объекты.
Можно отнести к категории переселенцев и тех, кто пострадал в результате каких-либо климатических катастроф – лесных пожаров, наводнений. Однако в таких ситуациях можно говорить не о массовом переселении, а о единичных случаях.
На сегодняшний день существует три варианта поддержки рассматриваемой категории людей, которую оказывает государство. Все эти меры указаны в законе № 4530-I . Сюда входят:
— единовременные выплаты денежных средств;
— обеспечение жильем;
— возмещение стоимости транспортировки багажа и проезда;
— услуги медиков на бесплатной основе.
Кроме того, многие вынужденные переселенцы имеют право на временное проживание в специальных центрах. Здесь они бесплатно пользуются коммунальными услугами и получают питание (также бесплатно).
Нужно учитывать, что статус переселенца не может быть постоянным, он присваивается на период до 5 лет. Для того чтобы государство могло назначить выплаты, человек обязан заявить об этом в миграционные структуры, обратившись с заявлением.
На государственном уровне в Законе «О беженцах» Российской Федерации закреплено, что статус беженца может получить лицо, не имеющее гражданства РФ, покидающее страну проживания ввиду угрозы насилия.
На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно. На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении. Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.
Согласно ст. 1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой .
Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.
Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации, фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.
Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ «О беженцах», наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.
Согласно ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое место жительства вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний . При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.
Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.
Главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.
В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.