Юриспруденция Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Социальная работа с молодёжью в современной России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 5
1.1. Понятие и сущность социальной работы с молодежью 5
1.2. Технологии социальной работы с молодежью 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 17
2.1. Направления социальной работы с безработной молодежью 17
2.2. Социальная работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении 23
2.3. Перспективы развития социальной работы с молодежью 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Молодость – это период осмысления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностных ориентаций, самоидентификации. На данный период жизни приходится создание семьи, профессиональное становление, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Сегодня в характеристике молодежи часто используются такие черты как: жестокость, безнравственность, утрата всех целей и идеалов. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» отношений вместо законного брака, потреблением наркотиков, культом денег и силы, деформацией духовно-нравственных ценностей, размытостью моральных ограничений на пути к достижению личного успеха, ухудшением состояния физического и психического здоровья молодого поколения.
Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для любого государства и общества, так как понималось как беспокойство и забота о будущем. Не являясь саморазвивающейся системой, жизнь молодого поколения находится в зависимости от существующих социально-экономических и политических условий. Молодой человек в соответствии с этим актуализирует связь прошлого, настоящего и будущего.
Сегодня решение возникающих в молодежной среде социальных проблем может успешно осуществляться в рамках социальной работы, деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека. Она призвана способствовать социальному становлению личности, обретению ею всех видов свобод и полноценного участия в жизни общества.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением социальной работы с молодежью.
Предмет работы – нормы права, регулирующие отдельные аспекты социальной работы с молодежью, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности социальной работы с молодежью в современной России.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие, сущность и технологии социальной работы с молодежью
2. Проанализировать направления социальной работы с безработной молодежью.
3. Изучить особенности социальной работы с молодежью, находящейся в социально-опасном положении.
4. Выявить развития социальной работы с молодежью.
Методологическая основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современную молодежь и ее роль в российском обществе сложились противоположные взгляды: от глубокого пессимизма до абстрактного оптимизма, — такова гамма оценок социальных проблем подрастающего поколения и его роли в жизни общества, даваемая отечественными учеными и практиками. К сожалению, некоторые негативные тенденции в молодежной среде начиная с 90-х годов ХХ в. продолжают нарастать и иногда приобретают угрожающий характер. Этому способствует не улучшающаяся социально-экономическая и духовная обстановка, дальнейшая криминализация и бюрократизация общества, слабость государственной молодежной и шире — социальной — политики.
Обществу и государству настало время обратить пристальное внимание на качество молодежной составляющей человеческого потенциала как важнейшего условия экономического и социального развития. Ювенальная политика должна стать одним из важных средств комплексной социализации подрастающего поколения, фактором эффективной подготовки его к активной самостоятельной жизни, условием сбережения, воспроизводства и использования имеющегося молодежного потенциала.
Особенности молодежной популяции и ее специфические социальные проблемы заставляют по-новому подойти к адаптации имеющихся и к разработке инновационных технологий социальной работы с молодежью, основываясь на богатом отечественном опыте.
Развитие технологического подхода в социальной работе с молодежью происходит с помощью направлений:
1) разработка способов конструирования процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации;
2) выявление технологических характеристик процесса сопровождения молодежи: методов и принципов социальной работы с молодежью, этапов социального сопровождения, разработка рекомендаций для практиков социальной работы с молодежью;
3) предварительное проектирование процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации и воспроизводимость этого проекта.
Общие (универсальные) технологии социальной работы с молодежью можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов жизнедеятельности молодежи, имеющей трудную жизненную ситуацию. Общие технологии социальной работы с молодежью разрабатываются на основании практического опыта учреждений по предоставлению социальной помощи и поддержке молодежи, а также на принципах и теоретико-методологических закономерностях, отрытых социальными науками. Частные технологии социальной работы представляют собой совокупность приемов, форм воздействий государственных и общественных организаций, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты молодежи, для ее успешной социализации в Российском обществе.
Полагаем, что государственная молодежная политика как условие реализации социальной работы позволяет совместить как государственные механизмы защиты интересов данной социально-демографической группы, так и общественной деятельности которая в современных условиях является перспективной и наполнена инновационными подходами в социозащитном направлении.
Проведенное нами исследование о выявлении проблем, с которыми сталкивается выпускник при трудоустройстве, выявило проблему слабой информированности о нормах трудового права и мерах по защите интересов молодых специалистов. Как следствие, в рамках деятельности по сопровождению в трудоустройстве выпускников и при закреплении на рабочем месте основным условием при организации нашей работы со студентами старшего курса становится внедрение форм и методов работы по обучению, информированию, консультированию правовых аспектов трудовой деятельности. Данная работа ведется как дистанционно в рамках прямого обращения с вопросом, проблемой, так и при непосредственном консультировании, создании интернет ресурса в рамках юридической клиники.
Таким образом, нормативно-правовые механизмы содействия трудоустройству молодежи связаны с конкретизацией положений законодательства в разрезе мер социальной защиты и сопровождения молодежи в рамках ее потребностей и возможностей с учетом уровня конкурентоспособности.
Сегодня встает вопрос об увеличении не только количества различных социальных служб для помощи молодым людям, но и их направленности и информации об их работе. Опасность заключается в том, не зная, как дальше быть и что делать, молодой человек может стать «потерянным» для общества.
Работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении в настоящее время необходима, так как значительное количество молодых людей по разным причинам попадает в трудную жизненную ситуацию. Усугубление положения молодых людей может отразиться и на обществе в целом, так как благополучие молодежи является залогом будущего страны.
Подытоживая предположения, выдвинутые нами выше суждения, целесообразно будет заметить, что существующая система социальной работы с молодежью еще нуждается в совершенствовании, что должно быть основополагающей причиной дальнейшего изучения это сферы, с целью улучшения положения молодежи, ведь она, как уже неоднократно упоминалось, является стратегическим запасом страны, основополагающей развития «здорового общества».

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

1.1. Понятие и сущность социальной работы с молодежью

На сегодняшний день в Российской Федерации проживает около 30 миллионов молодежи. Большое количество молодых людей проживает в таких крупных городах, как: Москва, Санкт-Петербург и другие. Молодежью, согласно «Основам государственной молодежной политике до 2025 года» [10], является социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Возрастные границы молодежи от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 лет [33, с. 246].
Социальная работа с молодежью — это 1) профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; 2) процесс создания условий, благоприятствующих достижению целей по оказанию социальной поддержки и помощи молодежи в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах; 3) профессиональная деятельность по оказанию помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
— создание системы социальных услуг для молодежи как государственно-общественной интегрированной системы социально-психологической поддержки личности;
— выявление факторов, определяющих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
— оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— повышение степени независимости клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;
— создание условий, при которых человек, несмотря на физическую травму, психическое расстройство или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и чувство собственного достоинства по отношению к другим;
— достижение такого результата, когда гражданин больше не нуждается в помощи социального работника [16, с. 395].
Обратившись к вопросу о правовых основах социальной работы с молодежью, отметим, что Конституция России [1] определяет виды и основные направления государственной политики, в том числе и молодежной. В компетенцию Российской Федерации входит установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (пункт «е», статья 71). Федеральное законодательство практически не регулирует реализацию государственной молодежной политики. Основного закона в исследуемой области не существует, хотя его проекты неоднократно вносились в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Подзаконные акты в реализации государственной молодежной политики регулировали очень ограниченное количество правовых отношений в определенных областях, в основном меры по поддержке талантливой молодежи или ее военно-патриотическое воспитание [5].
В ноябре 2014 г. Правительство РФ приняло Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [10], которые определяют принципы, приоритетные задачи, механизмы государственной молодежной политики. Однако этот акт носит декларативный характер, провозглашает общие цели и задачи.
Содержание регионального уровня реализации государственной молодежной политики в России составляет система нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и их применение. Система нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации включает конституции (уставы), законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Правоохранительная деятельность на региональном уровне осуществляется законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации [15, с. 218].
В настоящее время реализация государственной молодежной политики приобретает все большее значение, что связано с повышением роли человеческого фактора в решении проблем развития нашей страны. В.Е. Семенов считает, что с точки зрения развития системы государственной молодежной политики совершенствование нормативно-правовой базы имеет фундаментальное значение [39, с. 273]. Е.А. Певцова утверждает, что наиболее значимым является разработка идеи общественной молодежной политики, продвижение концепции прав молодежи [37, с. 24].
Как считает А.В. Кочетков, Серьезные проблемы для развития российского законодательства о молодежной политике возникают в связи с отсутствием в действующей Конституции России термина «молодежь» и словосочетаний, сформированных на его основе. Несмотря на это, отношения в сфере молодежной политики представляют интерес с точки зрения разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в вопросах формирования и реализации единой государственной политики [12].
В связи с вышесказанным представляется целесообразным принять Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», в котором, в частности, проводится разграничение полномочий и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Предлагается объединить эти полномочия в отдельную главу и выделить их следующим образом:
1) определяет и распределяет конкретные полномочия между Правительством Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по делам молодежи;
2) установить наиболее общие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики [41, с. 10];
3) сформировать правовую основу для социальной работы с молодежью, исходя из того, что социальная работа является специфическим видом профессиональной деятельности, направленной на поддержку молодого поколения, а также на повышение качества молодежного населения, осуществляемого государственными, региональными, муниципальные, коммерческие и общественные организации, отдельные граждане. Данный вид деятельности включает в себя комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение развития негативных явлений и тенденций в среде подрастающего поколения, а также на формирование Социально значимые свойства молодого поколения соответствуют стратегическим ориентирам развития общества [30, с. 117].
Характерной особенностью социальной работы с молодежью является вовлечение самих молодых людей в общественную деятельность для преодоления возникших для них кризисных ситуаций и активизации молодого поколения.
Социальная работа с молодежью затрудняет определение объекта ее деятельности. Во-первых, из-за отсутствия точных возрастных ограничений для молодежи (как социально-демографической группы), которые в настоящее время включают в нашей стране период от 11-17 до 35 лет. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года молодежь определяется как социально-демографическая группа, различающаяся по возрастным характеристикам, социальному статусу и характеризующаяся конкретными интересами и ценностями. В эту группу входят лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, до 35 лет и более, с постоянным местом жительства в Российской Федерации или проживающие за рубежом (граждане РФ и соотечественники).
Во-вторых, трудно определить, нуждаются ли все члены молодежного населения в помощи социальных работников или только некоторые — так называемые недееспособные подростки и молодые люди.
Существует мнение, что не нужно защищать «нормальных» молодых людей, они должны идти своим путем и самоутверждаться. Однако для этого должны быть созданы необходимые и достаточные социальные, правовые и экономические условия. Без надлежащей юридической поддержки, социально-экономической защиты, без твердых гарантий качественного образования и воспитания, внимания со стороны взрослых молодому поколению трудно ориентироваться в современном социально-экономическом пространстве и принимать ответственные и адекватные решения.
С точки зрения социальной работы в целом, ее объектом являются все люди, группы и сообщества, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в профессиональной помощи извне для ее успешного разрешения. Молодые люди в силу своей специфики и положения наиболее остро нуждаются в помощи взрослых, поскольку им не хватает необходимых навыков и средств для самостоятельного функционирования (образование, опыт, навыки, материальные ресурсы и т.д.) [31, с. 89].
Несомненно, семья является важнейшим институтом социализации, воспитания и образования молодого поколения, поэтому ее также следует включить в сферу влияния молодежных социальных работников, в задачи которых входит обеспечение семьи подростка необходимой профессиональной помощью и поддержка на пути взросления и становления: укрепление семьи; обучение родителей; образовательная помощь; создание благоприятного психологического климата в доме; помощь кризисным, неблагополучным семьям и поддержка здоровых «нормальных» семей, а также другие виды деятельности, способствующие благоприятному физическому и духовному развитию молодого поколения.
Таким образом, объектом социальной работы с молодежью должны быть, по нашему мнению, следующие категории молодежного населения: подростки (14–17 лет), молодежь (18–30 лет), а также семьи с несовершеннолетними детьми-подростками.
Среди предметов социальной работы с подростками и молодежью следует выделить:
1) те, кто оказывает профессиональную социальную помощь (социальные работники, работники молодежных организаций, а также волонтеры);
2) те, кто обучает этой деятельности, исследователи социальной работы с молодежью;
3) административные и управленческие структуры, формирующие и реализующие социальную (в том числе молодежную) политику в стране на разных уровнях государственной иерархии;
4) и, наконец, сами молодые люди и их объединения.
Необходимо привлекать молодежь в качестве добровольных помощников социальных работников, учителей и педагогов.
Специфическая социальная ситуация, проблема клиента (представителя молодежного населения или его семьи) является предметом социальной работы с молодежью — это та непосредственная область, в которой социальный работник прилагает усилия.
Важнейшим компонентом социальной работы с молодежью является ее содержание, которое определяется основными функциями: информационным, диагностическим, консультационным, прогностическим, организационным, психолого-педагогическим, профилактическим, координационным и управленческим, а также функцией оказания практической помощи [18, с. 9].
Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью различных средств, позволяющих достичь цели этого занятия. К основным инструментам относятся различные методы и технологии: как специфические методы и технологии социальной работы с молодежью, так и те, которые приняты из других смежных сфер деятельности (социология, психология, экономика, право, менеджмент и т.д.), Обусловленные разнообразие функций и междисциплинарности деятельности в сфере социальной работы с молодежью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы