Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Социальная поддержка граждан потерявших работу и заработок
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Общая характеристика законодательства о занятости населения 7
1.1. Международно-правовое регулирование занятости и борьба с безработицей 7
1.2. Российское законодательство о занятости населения 14
1.3. Основания и порядок признания гражданина безработным 21
Глава II. Гарантии социальной поддержки безработных граждан 29
2.1. Материальная помощь безработным гражданам 29
2.2. Социальное страхование 34
2.3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 40
2.4. Организация оплачиваемых общественных работ 45
Глава III. Роль соглашений и коллективных договоров в социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок 51
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. На сегодняшний день проблема занятости является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость непрерывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. Поэтому категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественного — экономических формаций.
В деятельности государственных и муниципальных органов власти по ряду причин проблема занятости является одной из ведущих. Органы власти призваны поддерживать порядок и стабильность в обществе. Немаловажную роль здесь играет обеспечение соответствующего уровня занятости, отсутствие высокого уровня безработицы. Также занятость неразрывно связана с производством, распределением, присвоением и потреблением благ. Через занятость обеспечивается определенный уровень доходов населения, спрос и потребление. Обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Обеспечение эффективной занятости и сокращение разрыва в доходах населения — залог политической стабильности в обществе.
Вопросы занятости населения необходимо решать на государственном и региональном уровнях, создавая не только рабочие места, но и достойные заработные платы. Реализация программ модернизации экономики требует эффективного рынка квалифицированного труда. В этом направлении в последние годы реализуются проекты по обновлению требований к квалификациям работников, а также по формированию системы независимой оценки их профессионального уровня. Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования.
От занятости населения зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.
Конституция Российской Федерации (РФ) гарантирует право на труд. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике трансформировал многие социальные и экономические аспекты трудовых отношений. Структурные изменения экономики привели к дисбалансу на рынке труда — безработице в одних сферах экономической деятельности и нехватке рабочей силы в других. В связи с этим обозначилась проблема нерациональной занятости населения, специфика и содержание которой предопределены как объективными экономическими, так субъективными причинами. На состояние занятости населения на региональном уровне оказывает влияние такие факторы, как место и роль участия государства в регулировании трудовых отношений.
Все вышеперечисленное предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы, его цель и задачи.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать особенности социальной поддержки граждан, потерявших работу и заработок, выявить проблемы и сформулировать пути их решения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
— рассмотреть международно-правовое регулирование занятости и борьба с безработицей;
— изучить российское законодательство о занятости населения;
— раскрыть основания и порядок признания гражданина безработным;
— проанализировать материальную помощь безработным гражданам;
— раскрыть социальное страхование;
— охарактеризовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
— обобщить особенности организации оплачиваемых общественных работ;
— провести анализ роли соглашений и коллективных договоров в социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные, экономические и правовые отношения, возникающие в процессе социальной поддержки граждан, потерявших работу и заработок.
Предмет выпускной квалификационной работы – международное и российское законодательство, регулирующее социальную поддержку граждан, потерявших работу и заработок.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, Конституция РФ, ТК РФ , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы социальной поддержки граждан потерявших работу и заработок.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты можно использовать в качестве научно-прикладной основы для повышения эффективности регулирования занятости населения в России. Практическая значимость также определяется возможностью применения основных выводов работы в процессе социальной поддержки граждан потерявших работу и заработок.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть положены в основу соответствующих разделов учебных программ образовательных учреждений, программ спецкурсов и курсов по выбору, для разработки учебников и учебных пособий, а также использоваться в преподавании дисциплин «Правовое регулирование занятости населения», «Трудовое право», «Государственное и муниципальное управление».
Структурно выпускной квалификационной работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу и становятся частью национального законодательства. К правовым актам международного значения относятся: межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции.
По нашему мнению, для достижения высокой трудовой мобильности российских граждан необходимо реализовать комплекс мер, причем не только государству, но и предпринимателям и профсоюзам как участникам социального партнерства. Активизация межрегионального трудового обмена решает важные экономические и социальные задачи, среди которых: формирование общероссийского рынка труда, снижение уровня безработицы, преодоление ограничений в выборе гражданами сферы занятости, замещение иностранной рабочей силы отечественными трудовыми ресурсами. Можно предположить, что изменения, внесенные в последнее время в законодательство о трудоустройстве и занятости, направленные на повышение мобильности рабочей силы, будут способствовать решению этих проблем.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина в случае невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления им следующих документов.
По нашему мнению, четко регламентированные порядок и условия признания гражданина безработным до сих пор являются предметом споров. И хотя анализ судебной практики показал, что большинство решений выносится в пользу государственных органов в лице центров занятости, можно рассчитывать на принятие решений и в пользу граждан, в том числе потому, что и сами судебные органы могут допускать ошибки в применении норм материального права.
Материальная помощь безработным гражданам производится в виде: пособия по безработице; стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице; материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
Социальное страхование является важной составной частью политики России. Бюджет государственных страховых фондов РФ с каждым годом увеличивается.
Ключевые проблемы социального страхования в России могут быть решены с помощью постепенного законодательного изменения системы в целом. С этой целью необходима разработка долгосрочной стратегии социальной политики государства и, в частности, планирование развития системы социального страхования, ориентированного на достижение максимальной экономической и социальной эффективности.
На профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направляются граждане, признанные безработными в установленном порядке.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан проводится по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам в соответствии с Перечнем приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, который ежегодно утверждается органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере содействия занятости населения.
Среди программ временной занятости наиболее востребованными как гражданами, так и работодателями являются общественные работы. Общественные работы – одна из активных форм занятости населения, временная трудовая деятельность, имеющая общественно полезную направленность. Общественные работы организуются в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Эти работы, не требующие от работника особой квалификации, организуются центром занятости населения за счет средств областного бюджета и работодателями с привлечением собственных средств.
Коллективный договор занимает высокое место в системе регулирования трудовых отношений: является прототипом для создания локальных нормативных актов; локальный нормативный акт прекращает действие, если коллективный договор устанавливает более высокий уровень гарантий работникам; если нормы локальных нормативных актов ухудшают положение работников по сравнению с коллективным договором, применяется коллективный договор.
На наш взгляд, необходимо разработать общие положения о договорах в сфере труда. Это позволило бы систематизировать многообразные соглашения (двусторонние и многосторонние, индивидуальные и коллективные, являющиеся актами применения права и источниками права), раскрыть их содержание и соотношение.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Общая характеристика законодательства о занятости населения
1.1. Международно-правовое регулирование занятости и борьба с безработицей
Содержание права на труд, вытекающее из положений ст. 37 Конституции РФ, в полной мере согласуется с международными актами, в которых раскрывается содержание права на труд. В них право на труд не связывается с получением гарантированной работы, но закрепляется право на предоставление каждому возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Следовательно, право на труд предполагает право на обеспечение возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию. Наряду с этим подчеркивается и необходимость содействия поиску работы, создания условий для повышения уровня занятости.
Так, в ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.
Меры, которые должны быть приняты в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.
Как видно из приведенного положения, основными элементами, составляющими содержание права на труд, являются: свобода труда и право на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, обеспеченные определенными государственными мерами, включая пути и методы достижения полной производительной занятости.
В статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах речь идет о праве каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. также предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23).
Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.), провозглашая право на труд, предусматривает соответствующие обязательства сторон, направленные на его реализацию. В частности, в ней говорится, что для обеспечения эффективной реализации этого права стороны обязуются:
1. признать одной из своих первоочередных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости в целях достижения полной занятости;
2. обеспечить эффективную защиту права работников зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом;
3. создать или развивать для всех работников бесплатные службы по трудоустройству;
4. обеспечивать или содействовать развитию соответствующей профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки.
В начале XXI в. Международная организация труда (МОТ) сформулировала понятие достойной работы (decent work) , в котором нашли отражение принципы защиты занятости и безопасности личности в ходе трудовой жизни. Согласно определению МОТ, достойная работа — это продуктивная трудовая деятельность, приносящая справедливый доход, защищенную занятость и социальную защиту семьям работников, перспективы развития, социальную интеграцию, свободу выражать свою озабоченность условиями труда, принимать участие в принятии и реализации жизненно важных для индивида решений и обеспечивающая равные возможности для мужчин и женщин.
Концепция достойной работы предполагает формирование среды, обеспечивающей экономическую безопасность занятых. Базовыми составляющими достойной работы являются гарантии базового дохода и механизмы осуществления представительства работников. В отсутствии эффективных гарантий дохода индивид лишен настоящей свободы, позволяющей ему осуществлять значимый для развития собственной карьеры выбор и социальные функции. Отсутствие возможности реализовывать коллективное и индивидуальное представительство и возможности влиять на принятие тех или иных решений, касающихся занятости, усугубляет положение наиболее уязвимых участников трудовой деятельности.
Формированию условий для достойной работы на макроуровне способствует создание соответствующей законодательной и нормативной базы, институтов, гарантирующих трудовую жизнь в условиях экономической безопасности и расширение возможностей для личностного развития. На мезоуровне, т.е. на уровне рабочего места, достойная работа предполагает безопасность работника в ходе трудового процесса.
Непосредственно для конкретного работника достойная работа подразумевает наличие возможности для развития трудовых навыков. Принципы концепции достойной работы реализуются, когда работник имеет гарантии получения дохода и также представительства своих интересов и соблюдения стандартов охраны труда. По мнению экспертов МОТ, комбинация этих составляющих создает благоприятные условия для формирования адекватной среды для достойной работы.
Проблема неравенства возможностей работников в доступе к достойной работе на рынке труда определяет особенности подхода МОТ к борьбе с неравенством. Неравенство возможностей приводит к неравенству заработной платы и других получаемых работниками привилегий. Оно проявляется в труде разнообразных категорий: мужчин и женщин, труде в легальном и теневом (неформальном) секторе, в городе и деревне, защищенном законодательством и не защищенном и т.д.
В докладе МОТ отмечается, что в последнее время в мире растет неравенство в сфере оплаты труда, что продуцирует рост неравенства доходов домашних хозяйств. Например, в Европе 10% наиболее высокооплачиваемых работников получают 25,5% совокупного фонда оплаты труда. В развивающихся странах разрыв еще значительнее: так, на заработную плату высокооплачиваемых работников в Бразилии приходится 35%, Индии — 42,7, ЮАР — 49,2% от фонда заработной платы .
МОТ призывает координировать политику в сфере оплаты труда на международном уровне, в связи с чем вопросы политики оплаты труда теперь включены в повестку встреч «большой двадцатки» (G20). Кроме того, МОТ призывает правительства стран мира проводить долгосрочную макроэкономическую политику, направленную на стимулирование роста оплаты труда и производительности труда, в том числе за счет введения институтов минимальной оплаты труда и коллективных переговоров. Для защиты низкооплачиваемых трудящихся многие страны уже ввели институт минимальной заработной платы, что, способствует росту и поддержанию доходов таких работников, большую часть которых составляют женщины.
Среди других мер МОТ рекомендует применение инструментов налогово-бюджетной политики: дифференцированное и прогрессивное налогообложение может приводить к ограничению роста заработной платы высшего менеджмента, так как при прогрессивной шкале подоходного налога у высокооплачиваемых работников остается меньше стимулов требовать более высокой оплаты.
Коллективные переговоры могут стать механизмом сокращения неравенства в оплате труда. Эксперты МОТ предлагают проводить такие переговоры на национальном и отраслевом уровнях с участием большого количества работодателей. При этом на уровне государства рекомендуется законодательно закреплять вырабатываемые в ходе переговоров коллективные договора, чтобы они применялись для всех работников конкретных отраслей. МОТ сформулировала и приняла международные трудовые нормы в отношении коллективных переговоров и минимальной заработной платы, которые дополняют друг друга в рамках политики сокращения неравенства на рынке труда.
Эксперты МОТ указывают на важную роль предприятий в снижении неравенства в оплате труда или сдерживания его роста посредством саморегулирования. МОТ рекомендует предприятиям участвовать в социальном диалоге (коллективных переговорах) и поддерживать трудовые отношения в соответствии со стандартами МОТ, а именно, информировать и консультировать работников в сфере норм труда, стимулировать участие работников в принятии решений. Продвижение концепции достойной работы предполагает постоянное совершенствование управленческих навыков сотрудников кадровых департаментов предприятий, повышение качества трудовых процессов и трудовой среды непосредственно на рабочем месте .
МОТ рекомендует активно реализовывать комплекс мер, которые способны повышать степень защиты занятости. Среди них: доступность качественного образования, программ повышения квалификации и переквалификации, введение систем более персонифицированного подбора вакансий в соответствии с параметрами соискателей. Кроме того, необходимо решить проблему более низкой оплаты работников при нестандартных формах занятости, временных работах и т.п., в частности, путем распространения на них трудовых стандартов, применяемых для постоянных работников.
В 2016 г. на ежегодном форуме молодежи, проводимом под эгидой ООН, генеральный директор МОТ Г. Райдер (G. Ryder) объявил о запуске Глобальной инициативы по созданию достойной занятости для молодежи (Global initiative on decent jobs for youth), рассчитанной на период до 2030 г. Инициатива осуществляется в тесном сотрудничестве с правительствами разных стран, ООН, предприятиями, академическими институтами, молодежными организациями и ее целью является создание новых возможностей для развития качественной занятости в глобальной экономике. Инициатива предполагает помощь молодым людям в развитии навыков, необходимых в условиях современного рынка труда. В ее рамках будет осуществляться координация политики стран мира в сфере занятости с целью создания условий для роста числа рабочих мест, социальной инклюзии и защиты трудовых прав молодежи. Акцент будет сделан на создании «зеленых» рабочих мест для молодых людей, поддержании на высоком уровне качества передачи профессионального опыта, развитии цифровых навыков, создании технологических хабов, поддержки молодежи, занятой в сельском хозяйстве, создании условий для перевода неформальной занятости в формальную, продвижении инициатив молодых предпринимателей.
В современной экономике самыми актуальными становятся навыки в области цифровых технологий. Уже сейчас в развивающихся странах 1/3 городских работников используют цифровые технологии в работе, а в ЕС около 90% рабочих мест требует от работников того или иного уровня владения цифровыми навыками. По этой причине в рамках Глобальной инициативы по созданию достойной занятости для молодежи особое значение придается развитию цифровой грамотности. В частности, планируется осуществлять программы повышения уровня владения цифровыми навыками среди преподавателей школ и вузов, пересматривать и обновлять школьные и вузовские программы. Наличие у молодых людей навыков работы с цифровыми технологиями значительно расширит для них возможности занятости в условиях цифровой экономики, а также будет способствовать росту инноваций, производительности и конкурентоспособности на мировых рынках .
В Рекомендации Международной организации труда № 169 «О политике в области занятости» 1984 г. отмечается, что предусмотренное Конвенцией о политике в области занятости 1964 г. и Рекомендацией о политике в области занятости 1964 г. содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости следует считать средством обеспечения на практике осуществления права на труд.
Всестороннее признание государствами-членами права на труд следует связывать с осуществлением экономической и социальной политики, цель которой — содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Сказанное позволяет сделать вывод, что, провозглашая право на труд, международные акты связывают это понятие с обязанностью государства содействовать гражданам в реализации этого права путем проведения государственной политики, направленной на содействие занятости и трудоустройству. Достижение полной занятости, обеспечение каждого работой рассматривается в качестве социальной цели .
В таком понимании право на труд совпадает с содержанием права на труд, заложенным в ст. 37 Конституции РФ.
Делая выводы отметим, что международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу и становятся частью национального законодательства. К правовым актам международного значения относятся: межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции.
Из действующих на сегодняшний день в РФ международных нормативных актов в области занятости можно выделить две основные группы:
1) документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми в регулировании занятости, из которых для РФ являются: Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года; международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций от 16 декабря 1966 года; международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200А (ХХ1) Г енеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций от 16 декабря 1966 года.
2) документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для РФ имеют: конвенция МОТ № 122 о политике в области занятости, принята Генеральной конференцией МОТ на ее 48-ой сессии, 9 июля 1964 года; декларация относительно целей и задач МОТ, принята Генеральной конференцией МОТ на ее 26-ой сессии, 10 мая 1944 года; декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принята Генеральной конференцией МОТ на ее 86-й сессии 19 июня 1998 года и прочие.
Часть указанных документов раифицирована государством еще в период существования СССР, но это не уменьшает их значения в правоприменительной практике, т.к. современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним.
1.2. Российское законодательство о занятости населения
В законодательстве Российской Федерации закреплены основные положения государственной политики в сфере занятости населения. Они представляют собой систему нормативно-правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд (рисунок 1.1).
Согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы.
Правовые основы регулирования занятости населения базируются на Конституции РФ. Основной законодательства о занятости населения является Конституция РФ, которая определяет главные направления правового регулирования занятости населения. Это означает, что правовые нормы законодательства о занятости должны учитывать принципы, установленные Конституцией РФ, основные права и свободы человека и гражданина, гарантированные. Ключевыми для сферы занятости являются положения, установленные в ст.37 Конституции, декларирующей свободу труда и запрещение принудительного труда .
Рис. 1.1. Классификация российского законодательства о занятости населения
Одни авторы исходят из того, что действующая ныне Конституция РФ не закрепляет право на труд как таковое и рассматривают его лишь как элемент (составную часть) свободы труда. Другие полагают, что нынешняя формулировка ст. 37 Конституции позволяет рассматривать право на труд лишь в узком его значении, т. е. как право на охрану труда. По мнению третьих, с исчезновением категории «всеобщность труда» и обязанности трудиться равное право на труд предстает в существенно измененном виде, поскольку оно не гарантируется .
Не отрицая наличие в Конституции РФ права на труд, некоторые представители науки трудового права полагают, что право на труд включено в понимание конституционно установленной свободы труда или что право на труд эквивалентно свободе труда — это равнозначные понятия и нет никаких оснований в их противопоставлении.
Такое различие в подходах к пониманию положений действующей Конституции о праве на труд обусловливает необходимость остановиться на анализе высказанных позиций, в том числе с точки зрения правовой природы права на труд, его содержания и представления о нем в значении, придаваемом действующей Конституцией РФ. Необходимо также определить, насколько понятие данного права, сформулированное в Конституции РФ, соответствует пониманию и содержанию этого права, определенного международными правовыми актами.
На сегодняшний день, как считают В.И. Анишина и Ю.Г. Попонов, позиция государства к принципу права на труд в его прежнем смысле однозначно не выражена. Это дает определенные основания сомневаться в сохранении конституционного права граждан на труд, понимаемого как гарантированное государством право на трудоустройство, и рассматривать свободу труда как отсутствие обязательств государства, а соответственно, и работодателя по обеспечению права каждого на труд .
Применительно к действующей Конституции и исходя из ее текста можно выделить следующие закрепленные в ней права. Это — право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы и свободу труда (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию). Все эти права в совокупности и составляют содержание права на труд, что позволяет говорить о закреплении в действующей Конституции права на труд как такового .
Законодательство о занятости включает Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-