Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Социальная государственная помощь матерям-одиночкам в городе Москве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной государственной помощи матерям одиночкам в г. Москве 5
1.1. Понятие социальной государственной помощи матерям-одиночкам 5
1.2. Виды и формы социальной государственной помощи матерям-одиночкам 11
1.3. Правовые основы социальной государственной помощи матерям-одиночкам на федеральном и региональном уровнях 15
Глава 2 Анализ эффективности социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве 27
2.1. Организация осуществления социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве 27
2.1.1. Система органов и учреждений, осуществляющих социальную государственную помощь матерям-одиночкам в городе Москве 27
2.1.2. Условия получения социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве 30
2.2. Анализ практики осуществления социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве 34
2.2.1. Динамика получения социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве 34
2.2.2. Проблемы правоприменительной практики в сфере осуществления социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве 36
2.3. Направления совершенствования системы социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве 43
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложение 1 58
Приложение 2 60
Введение:
Актуальность темы исследования. Несмотря на социальную политику, направленную на поддержание и защиту материнства, в условиях гендерного развития современные женщины утверждают свои профессиональные позиции в обществе, что приводит к ослаблению материнской сферы.
В связи с этим общество начинает диктовать свои правила поведения, женщина забывает о своих традиционных ценностях семьи и материнства. Происходит переоценка ценностей и приоритетов, наибольшую важность приобретает профессиональная сфера, саморазвитие, создание карьеры.
Именно в таких условиях все чаще нам приходится слышать термин «мать-одиночка», но не всегда мы задумываемся, что на практике может означать этот статус.
По статистике 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек. Статистика других стран немногим отличается от нашей: в США – 33% матерей всех новорожденных – незамужние женщины, в Исландии – 64% (это самый высокий показатель в Европе), в Швеции – 54%, в Великобритании – 38%, в Финляндии – 37%. По данным Министерства труда и социального развития РФ, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи – это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми .
В нашей стране принято считать, что женщина, воспитывающая детей одна, является матерью-одиночкой, т. е. одинокой матерью может считаться женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца.
Матерью-одиночкой признается женщина, родившая ребенка вне брака, в том случае, если нет совместного заявления родителей ребенка об установлении отцовства, а в графе «отец» в свидетельстве о рождении стоит прочерк, либо сведения записаны со слов матери. Судя по данному определению, можно сделать вывод, что под определение матери-одиночки попадает любая женщина, которая фактически родила ребенка, находясь с биологическим отцом в гражданском браке, но по ряду каких-то причин в свидетельстве о рождении графа «отец» осталась пустой.
Кроме того, матерью-одиночкой может быть признана женщина, родившая ребенка в браке или в течение 300 дней после расторжения брака, супруг (бывший или нынешний) которой был записан в качестве отца ребенка, но впоследствии отцовство было оспорено. Одним словом, для признания женщины матерью-одиночкой нужно иметь решение суда о том, что супруг (бывший супруг) не является отцом малыша.
Федеральным законодательством и законами субъектов РФ устанавливаются определённые привилегии для одиноких родителей.
Вместе с тем, в Российской Федерации отдельной программы по социальной защите и поддержки матерей-одиночек не существует, гарантии прописаны в Трудовом кодексе РФ, Федеральном законе от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».
Целью настоящей работы является исследование особенностей социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие социальной государственной помощи матерям-одиночкам;
— рассмотреть виды и формы социальной государственной помощи матерям-одиночкам;
— исследовать правовые основы социальной государственной помощи матерям-одиночкам на федеральном и региональном уровнях;
— охарактеризовать систему органов и учреждений, осуществляющих социальную государственную помощь матерям-одиночкам в городе Москве;
— проанализировать условия получения социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве;
— рассмотреть динамику получения социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве;
— выявить проблемы правоприменительной практики в сфере осуществления социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве;
— определить направления совершенствования системы социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере осуществления социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве.
Предмет исследования – система социальной государственной помощи матерям-одиночкам в городе Москве.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Таким образом, матери-одиночке полагается широкий спектр материальной поддержки и различных льгот в натуральной форме. В их числе трудовые льготы, льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг, налоговые льготы, оказание содействия в приобретении жилья. Если женщина будет в официальном порядке признана малоимущей, а ее доходы не превысят прожиточный минимум, то она вправе рассчитывать на оформление дополнительной материальной помощи и компенсаций.
Вместе с тем, на сегодняшний день в области социальной защиты материнства и детства в Российской Федерации по-прежнему нет четкого определения понятия «одинокая мать» или «мать – одиночка» в нормативно правовых актах. Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в Семейном кодексе, ни в иных федеральных законах.
В 2014 году в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 №1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» было дано официальное разъяснение по вопросу – кого суды должны признавать одинокими матерями. Итак, согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 №1 при разрешении споров о незаконности увольнения без учета гарантии, предусмотренной ч.4 ст. 261 Трудового кодекса, судам следует исходить из того, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях. Следовательно, только в перечисленных случаях женщина получает правовой статус одинокой матери и может рассчитывать на защиту ее интересов со стороны государства.
Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день определения понятий «одинокая мать» и «мать-одиночка» не закреплены ни в одном нормативно правовом акте Российской Федерации, что создает ряд проблем, связанных с наделением женщин правовым статусом одинокой матери.
На наш взгляд, необходимо разработать и принять Социальный кодекс Российской Федерации, который будет содержать самое главное положение — кто такая «мать-одиночка» (одинокая мать).
Социальный кодекс Российской Федерации должен упростить работу как государственным и муниципальным чиновникам, так и самим одиноким матерям по поиску нужной правовой информации о мерах государственной социальной поддержки и защиты таких женщин, гарантированной Конституцией Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы социальной государственной помощи матерям одиночкам в г. Москве
1.1. Понятие социальной государственной помощи матерям-одиночкам
В научной литературе нет общепринятого понимания социальной защиты и ее базовых форм. Одним из первых понятие «социальная защита» упоминается в документах Международной организации труда, где положен в основу всех ее концепций по вопросом социальной политики. Позднее данное определение отобразилось в работах Европейского Союза. Таким образом, понятие «социальная защита» вклинился в документах различных организаций и получил широкое распространение.
Определение «социальной защиты» нашло отражение не только в законодательных и правоприменительных актах, но и суждениях ученых. Так, Н.С. Бондарь отмечает, что социальные права «… имеют общественную направленность, выступают инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости, требуют детальной конкретизации в текущем законодательстве» .
А. Шайо в определение социальных прав включает «все социальные услуги, предоставленные государством гражданам в соответствии с их социальным статусом» .
Социальная защита населения как механизм социальной политики государства включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Социальное обеспечение предполагает под собой «систему созданную государством законодательных, экономических, правовых и организационных норм, нацеленных на компенсацию или снижение изменений социального или материального положения граждан, либо как прописано в законодательстве Российской Федерации иных категорий населения, вследствие наступления различных обстоятельств, признанных государством социально значимыми, либо как их еще можно обозначить социальные риски» .
Социальное страхование представляет собой «государственную систему социальной защиты населения, особенностью которой является страхование трудоспособного населения от возможных изменений социального или материального характера, также сюда можно причислить иные обстоятельства, не зависящие от работников» .
Государственная социальная помощь, как указано в Федеральном законе Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.
Раскрывая рассматриваемую нами тему, укажем на способы предоставления государственной социальной защиты именно малообеспеченным слоям населения страны в целом. Данные механизмы включают в себя социальную помощь и социальную поддержку.
Социальная помощь представляет собой периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации .
В свою очередь социальная поддержка — одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие ее снижению .
В настоящее время социальное обеспечение прекратило распространяться как проявление добродетели или милости более обеспеченных пластов общества по отношению к менее обеспеченным единицам населения. Оно не может рассматриваться в виде какой-либо привилегии конкретных слоев общества по отношению к другими. Социальная защита, выступающая как особый социальный институт государства, есть показатель общественной убежденности достойного становления любого члена общества и стабилизация основополагающих ресурсов в жизнедеятельности при возможном приближении социальных рисков во всех регионах РФ .
В современных условиях существенно актуализируются вопросы социальной защиты населения, рассматриваемой как неотъемлемая составная часть социальной политики .
Одной из важных частей демократического строя является социальная поддержка незащищенных слоев населения. В каждом населенном пункте существуют специальные центры, где людям помогают различными способами облегчить существование и приспособиться к неблагоприятным условиям жизни в стране. Рассмотрим, какие меры для этого используются в настоящее время.
Матери-одиночки относятся к социально-уязвимым категориям граждан и для них предусмотрена государственная поддержка. На них полностью лежит забота о ребенке, что требует немалых материальных затрат. Часть из них можно компенсировать, оформив одно из полагающихся пособий.
Статус матери-одиночки предполагает, что у женщины не только нет мужа, но и отец ребенка не установлен должным образом и переложить на него обязательства по алиментам нельзя. В свидетельстве о рождении ребенка при этом должен стоять прочерк. Если же отец ребенка указан в свидетельстве, но уклоняется от уплаты алиментов, то женщина не вправе рассчитывать на получение статуса матери-одиночки. Женщина, которая родила и воспитывает детей вне брака, вправе получить статус матери-одиночки в следующих случаях: если нет судебного решения об установлении отцовства; если нет совместного заявления от родителей в органы ЗАГСа об отцовстве; если женщина усыновила ребенка вне брака; если отцовство было оспорено в судебном порядке, и есть постановление суда о том, что бывший муж не является отцом ребенка.
Поддержка матерей-одиночек производится как в материальной форме, так и в виде льгот. Все направления государственной поддержки можно разделить на те, которые предоставляются им в эксклюзивном порядке, и те, которые можно оформить на общих основаниях, как и в полных семьях.
Социальная поддержка как форма социальной защиты предполагает предоставление социально — значимых благ отдельным гражданам и категориям населения на основе проверки нуждаемости. Как правило, это малоимущие граждане, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума), установленной в данном обществе. Кроме того, современное социальное государство также гарантирует поддержку в виде социальной помощи лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации, при условии проверки соответствия их доходов минимальным жизненным стандартам .
Специфической формой социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан без проверки нуждаемости, выступают социальные льготы, распространяющиеся, как правило, на определённые социально-демографические группы (ветераны войны и труда, пенсионеры, инвалиды и т.д.) .
В настоящее время немалая часть населения нашей страны находится на грани бедности. Этот факт проявляется в социальном расслоении современного общества, когда разница между доходами бедных и богатых людей становится критически высокой. Значительные масштабы бедности, заметные особенно в развивающихся странах, представляют серьёзную угрозу и национальному, и мировому устойчивому развитию.
Представляется, что исследование проблем государственного управления в сфере социальной защиты является особенно актуальными значимым как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Бедность создает ограничения и для развития экономики страны, и для развития общества в целом. Значительное количество бедных людей, которые лишились возможности вести достойную жизнь, остаются вне экономической и социальной жизни всего государства, что приводит к социально – экономической дезинтеграции людей. Процесс дезинтеграции неминуемо приводит к распаду всего общественного строя, происходит разделение единства элементов общества .
На данный момент решение проблемы бедности связано с поддержкой на уровне прожиточного минимума людей, не сумевших себя обеспечить, а также уменьшением числа индивидов, которые живут за гранью бедности, так как рост числа бедняков может привести к социальным взрывам и нестабильности жизни общества.
В странах с традиционной рыночной экономикой предоставление социальных льгот малоимущим имеет немаловажное значение, в то время как в России предоставление социальных льгот бедному населению не относят к приоритетным задачам.
Итак, проанализировав различные точки зрения, можно сказать, что социальные права связаны с обеспечением справедливого качества жизни, защитой человеческого достоинства, заключающихся в возможности каждого человека и гражданина стать получателем социальных услуг, социальной помощи и доступа к необходимым жизненным благам.
Наше государство оказывает всестороннюю поддержку семьям, которые оказались в трудном материальном положении. Также государственные органы регулярно увеличивают часть бюджета страны, которая уходит в фонд материального обеспечения граждан, они ежегодно вводят новые варианты льгот и новые формы социальной поддержки.