Социальная работа Дипломная работа (колледж/техникум) Гуманитарные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Социальная адаптация пожилых в условиях ГАУ «Режевского дома-интерната»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблем социальной адаптации лиц пожилого возраста 7
1.1. Пожилые люди как часть общества 7
1.2. Процесс социальной адаптации пожилого человека в современном обществе 14
1.3. Три этапа адаптации пожилых людей в домах – интернатах 30
Выводы к первой главе 35

Глава 2. Анализ деятельности ГАУ «Режевского дома-интерната» относительно социальной адаптации лиц пожилого возраста 37
2.1. Основные направления деятельности ГАУ «Режевского дома-интерната» 37
2.2. Анализ социальной адаптированности клиентов-лиц пожилого возраста в ГАУ «Режевского дома-интерната» 45
Выводы ко второй главе 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников 67

Глоссарий 71
Аннотация 73
Приложение 1 75
Приложение 2 79

  

Введение:

 

Актуальность исследования вопроса о социальной адаптации лиц пожилого возраста в стационарном отделении комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) заключается в значительном количестве граждан пожилого возраста не только в отдельной стране, но и в мире в целом. Так как численность пожилых людей велика, то это заставляет обратить внимание на проблемы, возникающие в данной возрастной группе: проблемы со здоровьем, с возможностью ухаживать за собой, а так же проблемы психологического и социального характера. Для преодоления ряда проблем создаются специализированные дома-интернаты, нахождение в которых для пожилых людей является изначально сильным стрессом.
Проблемой адаптации лиц пожилого возраста занимались такие отечественные учёные, как: Холостова Е.И, Баскакова М.Е., Дементьева Н.Ф., Войтенко В.П. Полюхов, А.М., Зинченко В.П., Кузнецов П.С. и другие. Показателем, который отражает динамику процесса адаптации среди граждан-получателей социальных услуг, может являться социальная адаптация.
Степень изученности вопроса социальной адаптации пожилых людей, которые находятся в условиях стационара можно считать изученной, так как специалисты смогли выявить множество факторов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на данный процесс. Создано множество методик и программ, где принимают участие специалисты различной направленности: психологи, медики, социальные работники.
Проблема данного исследования заключается в том, что пожилым людям сложно адаптироваться к новым условиям, а пребывание в стационаре изначально является для них стрессом.
В настоящее время обоснована необходимость разработки методов и подходов для оптимальной социальной адаптации пожилых людей в условиях стационара, теоретических и практических обоснований для этого достаточно, но возникает противоречие между объективными потребностями и материальной возможностью государства.
Объект исследования — социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами в условиях стационара.
Предмет исследования — социальная адаптация и реабилитация инвалидов и лиц пожилого возраста в условиях стационара.
Цель исследовательской работы – анализ социальной адаптации у людей пожилого возраста в Режевском доме-интернате.
Гипотеза: если знать актуальные проблемы адаптации пожилых людей в обществе, учитывать возрастные особенности на психическом и физиологическом уровне, а так же учитывать факторы, влияющие на социальную адаптацию пожилых людей, то можно создать оптимальную программу для реализации «безболезненной» адаптации в условиях стационара. Создание доброжелательной атмосферы и неформального общения со стороны сотрудников учреждения в условиях стационара способствует высокому уровню адаптации клиентов.
Задачи:
1. Изучить специализированную литературу;
2. Рассмотреть теоретические аспекты проблем социальной адаптации лиц пожилого возраста в современном обществе;
3. Изучить роль пожилых людей как часть общества;
4. Изучить процесс социальной адаптации пожилого человека в современном обществе;
5. Изучить теоретические основы реабилитации пожилых людей в стационарном учреждении;
6. Ознакомиться с тремя этапами адаптации пожилых людей в домах — интернатах;
7. Исследовать опыт организации социальной реабилитации пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере ГАУ «Режевского ДИ»);
8. Реализовать анализ деятельности ГАУ «Режевского дома-интерната» относительно социальной адаптации лиц пожилого возраста;
9. Изучить основные направления деятельности ГАУ «Режевского дома-интерната»;
10. Провести анализ социальной адаптации клиентов-лиц пожилого возраста в ГАУ «Режевского дома-интерната».
Всё вышесказанное, определило тему работы «Социальная адаптация пожилых в условиях ГАУ Режевского дома-интерната».
Методы исследования, использованные в работе:
1. Теоретические:
▪ анализ научной и специальной литературы;
▪ сравнение.
2. Эмпирические методы исследования:
▪ наблюдение;
▪ анкетирование;
▪ математическая обработка результатов исследования;
▪ графическая обработка результатов исследования.
3. Интерпретационные — количественный и качественный анализ эмпирических данных, с использованием методов логического анализа и синтеза, а так же с помощью математической статистики.
База исследования — ГАУ СОН СО «Режевской дом-интернат для престарелых и инвалидов» города Режа.
Этапы исследования:
1 этап констатирующий — определяет проблемы исследования, формируют научный аппарат;
2 этап опытно-экспериментальный, который заключается в применении опроса по выявлению социальной адаптации у лиц пожилого возраста в условиях стационара;
3 этап заключительный, где осуществляется анализ полученных результатов опытно-экспериментального этапа, описываются выводы.
Теоретическая значимость работы заключается в достаточно полном предоставлении информации о проблемах адаптации пожилых людей в обществе. Так же о процессе адаптации пожилых людей в условиях стационаров, указаны факторы, влияющие на адаптацию, а так же подробно рассмотрены вопросы правового характера и вопросы адаптации в целом, что позволяет использовать его для ознакомления с данными вопросами.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал можно использовать для практического опроса пожилых людей с целью выявления их социальной адаптации, а так же перенять некоторые рабочие моменты учреждения, где проходила исследовательская часть.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящей из 47 источников; глоссария, аннотации и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования была достигнута поставленная цель работы, которая заключалась в проведении анализа социальной адаптации у людей пожилого возраста в условиях стационара на примере Режевском дома-интерната.
Для достижения цели, были решены поставленные задачи:
1. В процессе работы была изучена специализированная литература, помогающая раскрыть изучаемую тему;
2. Рассмотрены теоретические аспекты проблем социальной адаптации лиц пожилого возраста в современном обществе;
3. Изучена роль пожилых людей как части общества;
4. Изучен процесс социальной адаптации пожилого человека в современном обществе;
5. Изучены теоретические основы реабилитации пожилых людей в стационарном учреждении;
6. Ознакомились с тремя этапами адаптации пожилых людей в домах — интернатах;
7. Исследовали опыт организации социальной реабилитации пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере ГАУ «Режевского ДИ»);
8. Проведён анализ деятельности ГАУ «Режевского дома-интерната» относительно социальной адаптации лиц пожилого возраста;
9. Изучены основные направления деятельности ГАУ «Режевского дома-интерната»;
10. Проведён анализ социальной адаптации клиентов-лиц пожилого возраста в ГАУ «Режевского дома-интерната».
В процессе изучения основ и принципов реализации социального обслуживания населения, а так же в процессе проведения исследования в доме-интернате, была доказана гипотеза. Если знать актуальные проблемы адаптации пожилых людей в обществе, учитывать возрастные особенности на психическом и физиологическом уровне, а так же учитывать факторы, влияющие на социальную адаптацию пожилых людей, то можно создать оптимальную программу для реализации «безболезненной» адаптации в условиях стационара. Создание доброжелательной атмосферы и неформального общения со стороны сотрудников учреждения в условиях стационара способствует высокому уровню адаптации клиентов.
Так же можно сделать обобщающие выводы по всей работе.
Для всех учреждений социальной сферы обслуживания необходимо максимально снизить изоляцию своих клиентов от общества. Социальная адаптация — это процесс, который обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде с помощью навыка анализировать реальные социальные ситуации, осознавать свои возможности в сложившейся социальной обстановке, уметь контролировать своё поведение в соответствии с основными целями деятельности.
Стационарное отделение КЦСОН является средой, где многие пожилые люди живут долгие годы. В структуру и деятельность учреждения входит множество факторов, которые способствуют комфорту жизни клиентов, ведь социальное учреждение должно стать для клиентов именно домом. Учитывается вместимость, расположение, планировка, организация досуга и занятости клиентов, социально-медицинская помощь, уровень общения, проживающих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека. Учитывая всё это, необходимо изучать проблемы адаптации пожилых лиц, которые проживают в учреждении, находить методы их решения, чтобы обеспечить пожилым людям возможность достойно социально функционировать.
Уровень адаптации указывает на способность человека к активному приспособлению, относительно лиц пожилого возраста, им приходится привыкать к новым условиям жизни с сохранением активности без ущерба социальному, духовному и физическому здоровью. В условиях КЦСОН уровень адаптации дополнительно определяет эффективность в соответствии с принципом гуманности в социальной сфере.
В результате выполненной работы можно заключить, что:
• Все опрошенные имеют преимущественно положительную тенденцию социальной адаптации;
• Большинство опрошенных людей имеют высокий уровень адаптации;
• Динамика социальной адаптации у всех опрошенных высокая устойчивая.
Полученные в процессе исследования данные важны, так как уровень социальной адаптации отражает возможность достойного социального функционирования в среде. Наличие отрицательной тенденции указывает на необходимость социальной работы по повышению уровня адаптации и регуляции факторов, влияющих на адаптацию, чтобы улучшить тенденции.
Для регулярного улучшения тенденции социальной адаптации необходимо изначально обращаться к факторам безопасности и физиологическим факторам. К имеющейся практике медико-психологической диагностики следует проводить социальную диагностику для вновь прибывших и тех, кто длительное время пребывает в учреждении социального обслуживания.
Основываясь на социальные диагнозы можно реализовать работу комплексного характера, позволяющую регулировать большинство факторов. Для этого необходимо регулярно повышать квалификацию персонала, и создать чёткий план работы по выявлению общих потребностей, чтобы изначально удовлетворить подавляющие потребности клиентов. Для этого необходимо повышать уровень комфорта в КЦСОН в плане обстановки, организации досуга интересного для большинства. Всё это способствует не только оптимальной адаптации клиентов, но и комфортному взаимодействию клиентов и сотрудников, что также важно в процессе социальной работы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблем социальной адаптации лиц пожилого возраста
1.1. Пожилые люди как часть общества
Современный мир столкнулся с тем, что рост абсолютного числа и отдельной доли населения пожилых людей растёт. Фактически реализуется неотвратимо и быстро процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли лиц пожилого возраста.
Подтверждением увеличения числа пожилых людей можно считать данные ООН за 1950 год, когда в мире проживало около 200 млн. людей в возрасте 60 лет. К 1975 году число выросло до 550 млн. По прогнозам специалистов к 2025 году численность людей старше 60 лет может достигнуть 1млрд. 100 млн. человек. Если сравнить данные 1950 года, то к 2025 году численность лиц пожилого возраста возрастёт более чем в 5 раз. Стоит учесть, что население планеты увеличится лишь в 3 раза.
Основной причиной постарения населения является снижение уровня рождаемости. Ещё одна причина — увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп. Этому способствовал прогресс медицинского обслуживания населения, повышение уровня жизни населения. Если в среднем сравнивать продолжительность жизни в странах организации экономического сотрудничества, то за 30 лет у мужчин продолжительность жизни увеличилась на 6 лет, а у женщин — на 6,5 лет. В России за последние 10 лет отмечено снижение средней предположительной жизни населения.
Термин «старость» определяет один из самых тяжёлых периодов жизни человека, при этом демографическое постарение требует от общества значительных финансовых затрат и иных материальных ресурсов, которые необходимы для обслуживания лиц пожилого возраста. Общество принимает решение проблем, которые связаны с комплексом защиты и социального обеспечения лиц пожилого и старого возраста [24].
Социально-демографическую категорию пожилых людей и анализ их проблем теоретики и практики социальной работы рассматривают с различных точек зрения: хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, которые можно объяснить тем, что группа пожилых людей включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить пожилую часть населения на «молодых» и «пожилых» или «глубоких» стариков. Такое разделение является преемственным во Франции понятием «третьего» и «четвертого» возраста. Возрастом для перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается рубеж в 75-80 лет. «Молодые» старики испытывают иные трудности, чем «пожилые» старики, например: трудовая занятость, главенство в семье или распределение домашних обязанностей [34, с.153-234].
Учитывая классификацию ВОЗ, у пожилых людей возраст от 60 до 74 лет, старые люди в возрасте 75-89 лет, долгожители — это люди возрастом 90 лет и старше.
Если рассматривать данные ООН и Международной организации труда (МОТ), то пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Эти данные применяются на практике, но пенсионным возрастом в большинстве развитых стран считается 65 лет, в России — 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
К пожилым лицам относят разных людей, от относительно здоровых и крепких людей до глубоких стариков, у которых имеются различные недуги. Так же людей из разных социальных слоёв, которые имеют различные уровни образования, квалификации и различные интересы. Большинство из пожилых людей не работают, а получают пенсионные выплаты по старости.
Социальные условия жизни лиц пожилого возраста определяют с учётом состояния здоровья. Для выявления показателя состояния здоровья часто используют показатели самооценки. Так как процесс старения у отдельных групп и личностей происходит различно, то самооценки тоже сильно различаются [36, с.70-78].
Другим показателем состояния здоровья пожилых людей является активная жизнедеятельность, которая может снижаться из-за хронических заболеваний, ухудшения слуха, зрения или наличия ортопедических проблем. Данные ВОЗ показывают, что уровень заболеваемости пожилых людей практически в 6 раз выше, чем у более молодых.
Проблему материального положения можно считать единственной, которая приравнивается к проблеме со здоровьем. Пожилых людей значительно тревожит своё материальное положение, уровень инфляции, высокая стоимость медицинского обслуживания. А.Г. Симакова в своих исследованиях выделил, что психика пожилых людей, проживающих дома и в домах — интернатах, значительно отличается.
Теории старения, представленные современному обществу, активно влияют на организацию социальной работы с пожилыми людьми, так как теории обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, которые способствуют проанализировать возможные варианты развития установленных проблем. Теории старения необходимы социальным работникам, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий и определить их последовательность.
Если рассматривать потенциал ресурсов лиц пожилого возраста в России как основу новых социальных норм, то стоит отметить изменчивые закономерности общественной обыденности. Данная концепция достаточно проста в своём понимании, так как окружающий нас мир регулярно меняется, набирая обороты в своём развитии. Регулярно образуются новые социальные нормы и общественные практики. От реакции общества на новые вызовы, от нахождения новых адекватных решений имеющихся проблем, зависит развитие или упадок социума. Специалисты считают, что временной промежуток с середины XVIII века до конца XXI века можно считать эпохой демографической революции, главной чертой которой был процесс преобладания пожилого населения над молодым населением [11, c.75].
Демографическое старение является важной чертой современного мира в целом, так как возрастная структура населения — это одна из главных характеристик каждой страны.
Современные планы социальной работы с лицами престарелого возраста строятся, основываясь на План действий по проблеме престарелых, который разработали специалисты ООН более 15 лет назад. В предисловии к этому Плану представители большинства стан мира соглашаются с тем, что качество жизни так же важно, как и её продолжительность, поэтому пожилым людям по возможности необходимо жить в своих семьях плодотворной, здоровой жизнью, которая приносит удовлетворение. При соблюдении данного условия, пожилые люди считаются органичной частью всего общества.
В современном обществе России принят ряд Федеральных социальных программ, где авторы не уделяют достаточно внимания теоретической части программ. Такое положение приводит к тому, что, многие социальные программы содержат декларативность, несистематичность и внутренние противоречия [4, c. 61-75] .
В России началом превышения пожилого населения над молодым населением относят к реформам с середины 80-х годов, когда стал формироваться феномен женского неблагополучия и смертности. Данный феномен объясняется наличием неблагоприятных тенденций, которые захватывали чаще молодые возрастные группы за счёт опережающего роста смертности от экзогенных причин. Данные тенденции указывают на возможное сокращение продолжительности жизни мужчин и женщин за счёт высокой смертности в женских когортах. Эти обстоятельства можно считать характерной чертой процесса старения населения России [11].
Из-за повышенной численности пожилого населения по всему миру, проблема создания и изучения программ для пожилых людей в домах-интернатах стало весьма актуальным. Содержательной части домов-интернатов для пожилых людей стали посвящаться серии исследований, как отечественных учёных, так и зарубежных. Например, в США с 70-х годов действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения». Практическая работа подтверждает актуальность установки ООН относительно того, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», так как в домах-интернатах лица пожилого возраста попадает в сложную жизненную и психическую ситуацию. Во-первых, резкая смена окружающей обстановки. Во-вторых, переход к коллективной жизни. В-третьих, необходимость соблюдать установленный порядок. В-четвёртых, появляется боязнь потерять свою независимость. Всё это ухудшает неустойчивость нервного и психического состояния, становится причиной подавленного настроения, неуверенности в себе и своих действиях, что негативно сказываются на состоянии здоровья [12, c.46-50].
Приоритетной задачей в социальной работе с людьми пожилого возраста является организация среды обитания для пожилых людей, которая должна обеспечивать пожилому человеку право выбора способов взаимодействия с созданной средой. Именно свобода выбора способствует формированию ощущения защищённости, уверенности в будущем и ответственности за свою и чужую жизнь. Фактически, пожилой человек, будучи клиентом социальной службы, остаётся лицом, которое вправе принимать решения [13, c.169 – 215].
Социальная работа по работе с лицами пожилого возраста оформляется в соответствии с принципами ООН в отношении лиц пожилого возраста от 2001 года. Данные принципы построены, с целью обеспечить лиц пожилого возраста полноценной жизнью. Для реализации данных принципов правительствам всех стран рекомендуется предпринять ряд мер в области социальной поддержки лиц пожилого возраста:
1. разрабатывать национальную политику по отношению к лицам пожилого возраста, укрепляя взаимосвязь между поколениями;
2. поддерживать и поощрять развитие благотворительных организаций;
3. обеспечить правовую защиту лиц пожилого возраста от экономических потрясений;
4. обеспечить повышение качества жизни в специализированных учреждениях для лиц пожилого возраста;
5. обеспечивать пожилых людей социальными услугами независимо от места их проживания (на родине или в другой стране).
Указанные принципы должны обеспечить пожилых людей:
1. Независимостью;
2. Участием;
3. Уходом;
4. Реализацией внутреннего потенциала;
5. Достоинством.
Можно выделить два основных принципа социальной политики [13]:
• Обоснованность. Социальная политика обязана просчитываться по необходимым ресурсам;
• Реалистичность. Социальная политика должна быть ориентирована на практическое решение значимых социальных проблем в конкретный промежуток времени.
Относительно реализации социальной политики используют два принципа:
• Конкретизация, которая проявляется в прогнозировании социальных процессов, их составлении, а так же составлении социальных и экономических программ, моделировании социальных и экономических процессов;
• Результативность.
До 2015 года было запланировано всестороннее улучшение механизма по реализации направлений государственной политики по отношению лиц пожилого возраста как особой социально-демографической группы [13, c.169 – 215]. Рассматривались следующие механизмы:
1. Обоснование принимаемых решений, федеральных и религиозных целевых программ, которые направлены на поддержку людей пожилого возраста. Экспертиза законодательных проектов и проектов нормативно-правовых актов на уровне Федерации и регионов на наличие их возможного влияния и возможных последствий для граждан пожилого возраста;
2. Обеспечение лиц пожилого возраста доступностью всех форм медицинской помощи при наличии соответствующих показаний. Формирование в РФ разветвлённой системы гериатрической помощи населению, которая состоит из специализированных кабинетов и учреждений, располагающих соответствующим кадровым потенциалом. Создание системы паллиативной помощи, к которой относят хосписы, и улучшение системы геронтопсихиатрической помощи;
3. Постепенное повышение реального содержания пенсий с учётом роста потребительских цен и динамики средней месячной заработной платы в стране;
4. Развитие сети учреждений, которые оказывают социальную помощь и предоставляют социальные услуги лицам пожилого возраста в оптимальной для них обстановке, в приоритете помощи на дому. Введение новых моделей социального обслуживания;
5. Повышение снабжения лиц пожилого возраста геродиетическими продуктами, которые имеют лечебное и профилактическое значение;
6. Предоставление лицам пожилого возраста возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики;
7. Поддержание социальной и культурной активности лиц пожилого возраста [13, c.169 – 215].
В статье 7 Конституции РФ указано, что Российская Федерация — это социальное государство, где политика направлена на формирование условий, которые обеспечат достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 17 «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с действующей Конституцией РФ» [16].
Разрабатывая и принимая законодательные акты, относительно социальной политики Российское государство согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, Заключительным актом Хельсинского совещания от 1975 года и итогового документа Венской встречи от 1989 года и другими соответствующими договорами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы