По русскому языку Дипломная работа (колледж/техникум) Гуманитарные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Система работы над изложением как средство развития речи у младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Работа над изложением в начальной школе как средство формирования связной речи младших школьников 6
1.1. Роль изложения в развитии речи обучающихся 6
1.2. Виды изложений и требования к их написанию 14
Глава 2. Практические рекомендации по написанию изложений разных видов 2.1.Путь от простого к сложному – залог эффективной работы по написанию творческих работ 26
2.2. Система работы над изложением в третьем классе 37
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 58

  

Введение:

 

На сегодняшний день начальная школа находится на этапе обновления и модернизации содержания образования. Поэтому в трех системах начального обучения (система Л.В. Занкова, традиционная начальная школа, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова) интенсивно развивается вариативность образовательных программ, а также учебно-методических комплексов (УМК), разрабатываются целостные модели образования, что обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1-4 классы. Каждая модель начального образования построена на единых концептуальных психолого-педагогических основах. Содержание предметов в данных моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат учебников. К целостным моделям относятся следующие УМК: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Школа России», «Гармония», «Перспектива» и др. Авторы многих УМК видят свою цель в том, чтобы обеспечить современное образование младшего школьника, развивать его духовно-нравственные качества, отдавать предпочтение проблемно-поисковому подходу, воспитывать любовь к родному языку.
Развитие речи – это важнейшая задача обучения родному языку. Речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. Умения учеников классифицировать, сравнивать, обобщать, систематизировать формируются в ходе овладения знаниями через речь, а также проявляются в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная речь – образная письменная и устная – это показатель умственного развития учащихся.
Успехи учащихся в развитии речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по абсолютно всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, а также повышают орфографическую грамотность.
Одной из задач обучения связной речи выступает выражение своих мыслей, чувств. Основными видами упражнений для развития связной речи учащихся являются пересказывание, близкие к тексту, выборочные, сжатые, с перестройкой плана, с творческими дополнениями, письменные изложения аналогичных видов; письменные сочинения и устные рассказы по личному опыту учащихся, по наблюдениям за природой, трудом людей и др., по прочитанным книгам, картинам; заметки, письма в газету; радиопередачи и другие.
Речь детей, и устная, и письменная, должна удовлетворять известным требованиям. Речь культурного человека непременно должна быть правильной, ясной, чистой, точной, богатой логичностью и содержательностью. В понятие правильной речи входит правильное ударение в словах, литературное произношение, соблюдение порядка слов. Правильная речь – это такая речь, которая построена по правилам грамматики и произношения. Различают правильность речи грамматическую (к ней относится построение предложений, образование морфологических форм), пунктуационную и орфографическую для письменной речи, а для устной речи — орфоэпическую.
Под точностью речи принято понимать умение пишущего и говорящего не просто передать факты, но также выбирать для этой цели наилучшие языковые средства – то есть такие слова и сочетания слов, которые передают именно те черты, что присущи изображаемому предмету.
Выразительность речи – это способность ярко, сжато, убедительно передать мысли, умение воздействовать на людей интонациями, построением фразы, отбором фактов, выбором слов, общим настроением рассказа. Ясность речи – это ее доступность тем людям, к которым она обращена. Ясность и выразительность речи предполагают также ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов и так называемых слов-паразитов, грубых просторечных выражений и слов, ненужных иностранных слов.
Содержательностью речи называют то, о чем пишет или говорит ученик. Писать или говорить можно только о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ учащегося будет хорош, полезен и интересен другим, когда он построен на наблюдениях, на знании фактов, когда в нем рассказываются невыдуманные, обдуманные переживания.
Логичность и последовательность речи, четкость ее построения, доказательность и обоснованность – это также требования к речи. Логичность и содержательность речи касаются структуры и содержания речи; точность, ясность, правильность, выразительность, чистота относятся к речевому оформлению письменных сочинений и устных сообщений.
Из сказанного выше следует, что работа по развитию речи учащихся начальной школы – это достаточно актуальная проблема.
Одним из видов работы над развитием речи младших школьников выступает написание изложений. Передавая своими словами те или иные небольшие отрывки из художественных произведений, впечатления окружающего мира, учащийся обогащает свою письменную и устную речь, развивает логическое мышление, учится убедительно и содержательно высказывать собственные мысли. Логичная, эмоционально-экспрессивная, отвечающая всем языковым нормам речь – это основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.
Объект исследования: процесс развития речи младших школьников посредством написания изложений.
Предмет исследования: методика работы по развитию речи учащихся начальной школы в процессе написания изложения.
Целью данного исследования является выявление эффективной системы работы, направленной на развитие речи учащихся в процессе написания изложения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речи учащихся будет происходить наиболее эффективно, если организовать систематическую работу по обучению младших школьников написанию изложений.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить роль изложений в развитии речи обучающихся;
2) Рассмотреть виды изложений и требования к их написанию;
3) Разработать практические рекомендации по написанию изложений разных видов.
Теоретическую основу исследования составили исследования по лингвистическим проблемам развития речи (В.В. Виноградов, Д.В. Бондаренко, Л.М. Лосева, Г.В. Золотова и др.), психологическим основам теории речевой деятельности (Д.Н. Богоявленский, В.А. Артемов, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба,), проблемам методики преподавания русского языка (В.В. Бабайцева, Н.Н. Алгазина, Н.Е. Богусловская, А.Д. Дейкина, В.А. Добромыслов, Т.Е. Зепалова, Т.А. Ладыженская, А.Ю. Купалова, М.Р. Львов, Г.А. Фомичева, Т.Г. Рамзаева, Л.А. Хозякова, М.Х. Шхапацева, Л.П. Федоренко, Н.М. Шанский и другие).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ Коломиногривская СОШ среди учащихся третьего класса общей численностью 10 человек.
Практическая значимость исследования: предложенная система работы может быть использована в практике развития речи младших школьников. Разработан конкретный материал, позволяющий повысить эффективность обучения изложению с целью развития речи.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Развитие речи – это одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. Уроки развития речи обладают огромными возможностями формирования личности. Учитель должен четко направить ребенка на творческую деятельность, вовлечь в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и заинтересовать его. Результатом правильной работы учителя выступает в конечном итоге высокий уровень речевой мотивированности детей.
2) Изложение – это передача содержания прочитанного произведения, виденного кинофильма, содержания беседы с товарищем, прочитанного отрывка и т.д. Работая над изложением, дети учатся выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике.
3) В методической литературе повсеместно встречаются различные термины, которые обозначают виды изложений (их насчитывают около 20). Это: подробное изложение; сжатое изложение; выборочное изложение; свободное изложение; изложение с грамматическим заданием; изложение с элементами описания; изложение по данному началу; сокращенное изложение; контрольное изложение; обучающее изложение; изложение по вопросам, что включают слова для ответа; изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа; изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа; изложение с использованием картинного плана; изложение по вопросам со свободной передачей текста; изложение по коллективно составленному плану; изложение по готовому плану; изложение по измененному плану; изложения по самостоятельно составленному плану и другие.
4) В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.
5) В практической части нашего исследования мы дали практические рекомендации по написанию изложений разных видов. Мы отметили, что в начальных классах подготовку к изложению рекомендуется начинать с самых простых текстов под руководством учителя, постепенно усложняя.
6) Также нами было представлено 4 варианта уроков по обучению написания изложений разных видов, которые мы проводили на преддипломной практике в МБОУ Коломиногривская СОШ среди учащихся третьего класса общей численностью 10 человек. В нашем исследовании мы предложили следующую последовательность обучения изложениям:
— изложения по текстам-описаниям;
— изложения по текстам-описаниям при помощи вопросов;
— изложение повествовательного текста, воспринимаемого на слух;
— краткое изложение с элементами описания.
Проведенные нами уроки были направлены на обучение учащихся написанию разных видов изложений, а также на развитие речи младших школьников. На каждом уроке мы вели диалог с учениками: задавали им наводящие вопросы, требующие полного ответа, постоянного обращения к тексту, использования лексики из рассказов. Мы следили за тем, чтобы в работе принимали участие все дети. Если видели, что кто-то из детей отмалчивается, задавали вопрос конкретно ему.
К концу практики мы отметили рост речевой активности учащихся, их работу на занятиях, интерес к процессу обучения.
Целью нашего исследования было выявление эффективной системы работы, направленной на развитие речи учащихся в процессе написания изложения.
Для достижения поставленной цели исследования мы решили следующие задачи:
1) Выявили роль изложений в развитии речи обучающихся;
2) Рассмотрели виды изложений и требования к их написанию;
3) Разработали практические рекомендации по написанию изложений разных видов.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что система работы над изложением является эффективным средством развития речи учащихся.
Цель и задачи исследования выполнены, гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Работа над изложением в начальной школе как средство формирования связной речи младших школьников
1.1. Роль изложения в развитии речи обучающихся
Развитие речи – это одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. В целом развитие речи – и есть работа над речевой культурой учащихся в ее письменной и устной форме. Вместе с развитием речи развивается также мышление учащихся. На сегодняшний день школа ставит перед собой цель повысить уровень нравственного воспитания учащихся, подготовить их к активному участию в жизнедеятельности, что обязательно предполагает владение языком как средством общения, развитие у школьников коммуникативных навыков и умений. Уроки развития речи обладают огромными возможностями формирования личности. Учитель должен четко направить ребенка на творческую деятельность, вовлечь в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и заинтересовать его. Результатом правильной работы учителя выступает в конечном итоге высокий уровень речевой мотивированности детей [16, с. 18].
На сегодняшний день в практике методики преподавания русского языка известно серьезное значение упражнений в связной устной речи для непосредственного овладения навыками письменной речи, а также роль устных высказываний на этапе подготовки к письменным сочинениям и изложениям.
Методика работы над речью характеризуется особенностью письменной и устной речи (пересказ, сочинение, изложение, ответ…), типами сообщения (повествование, описание, рассуждение).
Языковые особенности письменной и устной речи объясняются различиями, что существуют между ними. Л.С. Выготский [4, с. 61] определяет письменную речь как речь-монолог: «Эта речь – монолог, разговор с воображаемым собеседником, с белым листком бумаги, в то время, как любая ситуация устной речи сама по себе, без каких-либо усилий со стороны ребенка, является ситуацией разговорной».
Наиболее трудной представляется письменная форма монологической речи. Она самая нормативная и развернутая. Построение абсолютно каждой фразы в письменной речи – это предмет специального обдумывания, а на начальной стадии овладения письменной речью осознается также и процесс написания каждого слова. Само обучение письменной речи как более нормативной, нежели устной, связано с высокими требованиями, которые предъявляются к ней: четкость, обоснованность мысли, выражение отношения к объекту, выражение отношения к предмету мысли, точность в употреблении конструкций, слов, выразительных средств языка.
Особенно важную роль в развитии письменной речи играют изложения. Сам термин изложение имеет и узкое, и широкое значение. В узком смысле слова это один из приемов развития связной письменной речи учащихся, умения логически и грамматически правильно, без искажения передавать чужую речь, понимать своеобразие письма, а также излагать его содержание. В широком понимании изложение – это передача содержания прочитанного произведения, виденного кинофильма, содержания беседы с товарищем, прочитанного отрывка и т.д. [38, с. 68].
В основе любого изложения обычно лежит подражание образцу. Поэтому изложения играют важную роль в воспитании, обучении, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для детей возможность самостоятельных проявлений, активизирует творческое мышление. Также углубленная работа над текстом, которая предшествует изложению, повышает читательскую культуру, развивает наблюдательность, мышление учащихся.
Изложение требует от школьника самостоятельности, увлеченности, активности, внесения чего-то своего в текст. Оно способствует становлению личности учащихся.
В работе, направленной на развитие связной письменной и устной речи приходится иметь дело с абсолютно всеми сторонами языка, потому что любой монолог является единым целым, подчиненным определенному замыслу, правильному выбору языковых средств и логической последовательности [27, с. 132].
Выбор слов, предложений и оборотов речи, обдумывание композиции рассказа, проверка орфографии, установление логических связей – весь этот сложный комплекс действий требует от учащегося высокого напряжения его творческих сил.
Работая над изложением, дети учатся выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике. Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на чувства и ум учащихся, формируют их нравственные и эстетические представления, воспитывают культуру умственного труда. Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагаемых произведений или отрывков из них, композицию, словарь [2].
В начальных классах общеобразовательной школы изложение используют как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, оно способствует формированию и закреплению у детей навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд письменных и устных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.
Таким образом, изложение выполняет следующие функции в развитии речи детей:
• учит детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;
• развивает логическое мышление;
• обогащает речь, активизирует словарь;
• формирует умение правильно составлять предложения.
Итак, очевидно, что при обучении русскому языку написание изложения занимает особое место. Обучение фонетике, словообразованию, фразеологии и лексике, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации во взаимосвязи с развитием речи на уроках русского языка создают огромные предпосылки для обогащения речи учащихся [9, с. 11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы