Внеурочная деятельность Дипломная работа (колледж/техникум) Гуманитарные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий, направленных на формирование умения учиться у младших школьников с трудностями в обучении.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Пояснительная записка 6
1.1. Теоретические основы изучения неуспеваемости и типология неуспевающих детей 6
1.2. Причины неуспеваемости младшего школьника 12
Выводы по 1 главе 17
2. Практическая часть 19
2.1. Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта 19
2.2. Методические рекомендации и результаты исследования по использованию продукта 28
Вывод по 2 главе 36
Заключение 39
Словарь 42
Список литературы 43
Приложение 1 46
Приложение 2 59
Приложение 3 63

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Слабая успеваемость школьников – одна из актуальных проблем современного образования. Среди множества причин, оказывающих непосредственное влияние на успеваемость учащихся, в первую очередь выделяют несовершенные педагогические методы работы, возрастные особенности и психологические особенности ребенка, его готовность к школе.
Огромное количество детей только начиная свое обучение попадают в категорию неуспевающих и на протяжение практически всего времени обучения несут ярлык «отстающих». Вопрос неуспеваемости школьников неоднократно исследовался многими авторами. В ряде случаев неуспеваемость является следствием невнимания со стороны взрослых, педагогов и родителей.
Последствия неуспеваемости оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка, в том числе:
— понижают самооценку учащегося;
— смиряют ребенка с неудачами;
— делают учащегося безразличным, а иногда и негативным по отношению к учебе.
На сегодняшний день проблема школьной неуспеваемости является центральной в педагогике и педагогической психологии. Научно доказано, что школьная неуспеваемость может быть результатом причин непсихологического характера: педагогическая запущенность, плохие семейно-бытовые условия, низкий уровень образованности родителей и окружающих, а также психологического характера: индивидуальные психические особенности ребенка, несформированность анализа и синтеза, недостатки в познавательной и потребностно-мотивационных сферах. Именно из-за огромного количества различных причин неуспеваемости, затрудняется работа педагога, направленная на их выявление. Поэтому чаще всего учитель выбирает классический способ работы со слабоуспевающими детьми. Дополнительные занятия основываются на повторении пройденного учебного материала и в большинстве случаев проводятся не в индивидуальном порядке, а сразу с несколькими отстающими учащимися. Зачастую, такая педагогическая работа не приносит желаемого результата.
Чтобы увеличить эффективность работы с отстающими детьми необходимо в первую очередь найти конкретные психологические причины, которые мешают усвоению знаний школьником.
Вопрос школьной неуспеваемости был рассмотрен многими педагогами и психологами (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). К основным причинам школьной неуспеваемости были отнесены: неподготовленность ребенка к школьному обучению, выступающая чаще всего в виде социальной и педагогической запущенности; ослабленность ребенка из-за длительных заболеваний в дошкольный период; речевые дефекты, патология со стороны слуха или зрения; умственная отсталость; негативные отношения с одноклассниками, а также учителями.
В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому существует необходимость комплексного воздействия на младших школьников с трудностями в обучении, на формирование у этой категории детей — умений учиться. В этом процессе неоценимую помощь может оказать специально разработанная серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий. В данной работе предпринята попытка разработать серию коррекционно-развивающих внеурочных занятий, направленную на формирование умений учится младших школьников с трудностями в обучении.
На основании вышесказанного обозначим проблему исследования: каково влияние серии коррекционно-развивающих внеурочных занятий, направленную на формирование умений учится младших школьников с трудностями в обучении?
Цель исследования — разработать и апробировать эффективность серии коррекционно-развивающих внеурочных занятий, направленных на формирование умений учится младших школьников с трудностями в обучении.
Задачи исследования:
1. изучить особенности младших школьников с трудностями в обучении,
2. разработать и апробировать серию коррекционно-развивающих внеурочных занятий, направленных на формирование умений учится младших школьников с трудностями в обучении,
3. путем проведения диагностики оценить эффективность разработанной серии коррекционно-развивающих внеурочных занятий.
Методы исследования: теоретические методы (анализ и систематизация научной литературы по теме исследования), практические методы (наблюдение, тестирование, диагностика), количественные и качественные методы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в первой главе было рассмотрено понятие «неуспеваемости», а также ее трактовка различными исследователями (П.ПБлонский, И.В.Дубровина, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт).
Неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащегося школьника установленным требованиям школы относительно усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития воспитанности и творческой деятельности. На сегодняшний день низкая успеваемость школьников является первостепенной проблемой современного образования. Негативное влияние, которое оказывает неуспеваемость на последующее формирование личности ребенка, может проявиться в понижении самооценки, смирение учащегося с грядущими неудачами, а также полном и порой негативным отношением к учебе и саморазвитию.
В большинстве случаев в основе неуспеваемости находится комплекс причин. К первостепенным причинам можно отнести слабость методов преподавания, отсутствие положительного опыта контакта с педагогом, боязнь стать лучше своих одноклассников, одаренность в какой-то отдельной области, плохо развитые мыслительные процессы, отсутствие мотивации, проблемы в семье или же психофизиологические патологии.
Благодаря анализу разнообразных педагогических работ мы выявили некоторые основные положения. В первую очередь с отстающими школьниками проводятся воспитательные и развивающие педагогические работы. Педагог должен акцентировать свое внимание не только на восполнение пробелов в знаниях учащихся, но развивать их познавательную самостоятельность. Также одновременно осуществляется ликвидация причин неуспеваемости, а именно устранение обстоятельств, негативно влияющих на обучение ребенка. Проводятся мероприятия, улучшающие учебно-воспитательный процесс, а также создаются благоприятные условия для неуспевающих школьников. Кроме того, разрабатываются отдельные меры, которые относятся ко всем учащимся, к примеру, мероприятия, усиливающие мотивационную и познавательную сторону учащихся. Эффективными считаются и пути перевоспитания самого отношения к учебе в психолого-педагогической деятельности: ставить перед учащимися только выполнимые задачи. Даже от самого небольшого успеха может быть положено начало к положительному отношению к обучению. Очень важно вовремя выявить причины неуспеваемости, но еще важнее предупредить их появление.
Во второй главе была разработана серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий, направленная на формирование умений учится младших школьников с неуспеваемостью. Предложенная нами серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий а направлена на развитие познавательной сферы школьников. Мы выбрали именно это направление психологического развития, поскольку, с нашей точки зрения, именно когнитивное развитие обеспечивает основу для успешного обучения.
Определяя содержание внеклассных занятий, мы опираемся в первую очередь на: анализ психологических причин трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники при освоении учебного материала по основным школьным дисциплинам — русскому языку, чтению, математике; необходимость целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста; необходимость формирования психологической готовности учащихся к переходу на следующую ступень обучения.
Материал рассчитан на 10 занятий по 40-45 минут. По структуре каждый делится на вводную часть, основную и заключительную.
Целью серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий является устранение причин, по которым учащиеся испытывают трудности в обучении, путем развития общих способностей к обучению и исправления индивидуальных недостатков в развитии.
Чтобы оценить эффективность разработанной серии коррекционно-развивающих внеурочных занятий, было проведено исследование познавательной сферы среди 20 младших школьников.
В соответствии с этапами серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. По результатам констатирующего этапа, было выявлено, что все познавательные процессы младших школьников находятся на низком уровне. После апробирования серии коррекционно-развивающих внеурочных занятий, было повторно проведено исследование по тем же методикам. Было выявлено, что все познавательные процессы младших школьников стали находится на среднем и высоком уровне. Тестирование серии коррекционно-развивающих внеурочных занятий для учащихся начальных классов выявило ее достаточную эффективность и, что не менее важно, актуальность для педагогической практики. Об этом свидетельствуют не только положительные результаты психодиагностического обследования школьников в течение экспериментального периода, но и интерес, с которым эта серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий была встречена учителями и которая продолжает проявляться в настоящее время.
Становится все более очевидным, что необходима специальная систематическая и целенаправленная работа по психологическому развитию учащихся в школе, особенно в рамках традиционного образования. Но имеющиеся у нас данные показывают, что серия коррекционно-развивающих внеурочных занятий оказывает серьезную поддержку школьникам, обучающимся по разным учебным программам. Мы надеемся, что широкое внедрение этой серии коррекционно-развивающих внеурочных занятий развития в практику начальной школы обеспечит не только повышение уровня психологического развития учащихся в целом, но и заложит в них когнитивно-личностную основу образования, необходимую как для успешного овладения знаний на данном этапе и для их саморазвития в будущем.
Исходя из этого, задачи, поставленные в начале работы, были решены, а цель исследования была полностью достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Пояснительная записка

1.1. Теоретические основы изучения неуспеваемости и типология неуспевающих детей

Отставание в учении, при котором за отведенное количество времени ученик не способен овладеть установленным государственной общеобразовательной программой уровнем знаний называется неуспеваемостью. Так как обучение в школе носит систематический характер, неуспеваемость в свою очередь может вызвать комплекс сопутствующих проблем, проявиться которые могут как в индивидуальном, так и в групповом характере. Обучение в начальной школе — это первая ступень общего образования.
Начальное образование на территории Российской Федерации является общедоступным и обязательным. В приоритете начального образования находится развитие общеучебных умений и навыков. Именно эти навыки и умения в большей степени определяют успешность всего последующего обучения ребенка. Приобретение опыта в учебно-познавательной, практической, а также социальной деятельности способствуют развитию личности и способностей учащегося. Именно поэтому первое место в учебном процессе выделено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, непосредственному применению приобретенных умений и навыков в жизни. [1]
Неуспеваемость тесно связана с индивидуальными показателями ребенка, наследственными факторами, а также с психофизическими и социальными условиями развития личности. Именно поэтому необходима четкая систематизация всевозможных подходов к вопросу появления неуспеваемости, к выявлению вызывающих её причин.
По определению Российской педагогической энциклопедии, неуспеваемость – это более низкий, относительно предусмотренной учебной программой, уровень усвоенных знаний учащимися.
По мнению З.И. Калмыковой, неуспеваемость — это несоответствие подготовки учащихся установленным требованиям школы относительно усвоения знаний, формирования умений и навыков, а также творческой деятельности, воспитанности познавательных отношений, зафиксированных попрошествии определенного отрезка обучения. [17]
П.П. Блонский трактует неуспеваемость, как ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим нормам образовательного учреждения. [5]
Из вышесказанного следует, что неуспеваемость выражается в слабом умении чтения, письма и счета, недочетом в интеллектуальном умении анализа, синтеза и т.д. Неуспеваемость, носящая систематический характер, практически всегда ведет к педагогической запущенности. Педагогическая запущенность — это комплекс негативных качеств личности, не удовлетворяющих устоявшимся требованиям школы и общества. Данное явление считается крайне опасным как с моральной, так и с социально-экономической точки зрения. Педагогически запущенные дети чаще всего отказываются от обучения, бросая школу и пополняя группы риска. Неуспеваемость — распространенное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее исследовании. Лучшей профилактикой неуспеваемости является своевременное обнаружение и оперативное устранение всех причин ее вызывающих.
По мнению Е.Е. Кравцовой, неуспеваемость носит условный характер, содержание которой зависит от установленных правил перевода учащегося в следующий класс. Поэтому ученый выделяет два вида неуспеваемости. В следующий класс переводят только тех учащихся, кто соответствует баллу «З». В этом случае неуспеваемость выражается баллами «2» и «1». Такая неуспеваемость получила название абсолютной. Другими словами, абсолютная неуспеваемость характеризуется минимальным количеством требований. Однако, исследователь выдвинул и второе понятие, соотнесенное не только с минимум требований, но и индивидуальными возможностями школьников. Такая неуспеваемость называется относительной. Относительная неуспеваемость проявляется в недостатке познавательной нагрузки школьников, которые способны превысить обязательные требования. [19]
Разделение неуспеваемости на виды можно наблюдать и в трудах А.М Гельмонта. Ученый выделил 3 вида неуспеваемости, опираясь в первую очередь на количество учебных предметов и устойчивости отставания:
— глубокое отставание, проявляется по многим или же всем предметам на протяжении длительного времени;
— частичное и стойкое отставание, наблюдается неуспеваемость по одному, двум или трем максимально сложным предметам (чаще всего это математика, иностранный и русский языки);
— эпизодическое отставание, проявляется в неуспеваемости то по одному, то по другому предмету. [7]
Максимально полную психологическую типологию неуспевающих детей можно найти в работах В.С. Цетлин. За основу типологии был взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. [28]
По мнению директора Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, школьные трудности возникают по вине самих взрослых, которые проводят работу с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей [2].
Опираясь на результаты современных исследователей Института возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы