Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности 7
1.1. Младший дошкольный возраст как важнейший этап развития ребенка 7
1.2. Сенсорное развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте 11
1.3 Значение игры в жизни ребенка дошкольника 15
Выводы по главе 1 27
Глава. Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 30
2.1. Констатирующий этап эксперимента 30
2.2. Методические рекомендации педагогам и родителям 41
Заключение 47
Список использованной литературы: 49
Приложение 1. 51
Введение:
Актуальность выбранной темы исследования
Начиная работать с детьми младшего дошкольного возраста, невольно задаешься вопросами: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как лучше это сделать?».
Изучив и проанализировав ряд методической литературы, в которой описываются возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Именно в этом возрасте, если создавать соответствующие условия, у ребенка развиваются различные способности: складываться черты характера, совершенствуются движения, речь, начинают формироваться нравственные качества.
Ребенок в этом возрасте сталкивается с многообразием красок, форм, и других свойств предметов, что является областью сенсорного воспитания. У детей, которые приходят в детский сад, сенсорные понятия практически не сформированы. Это мы можем увидеть в ходе наблюдения за детьми. Таким образом, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка необходимо, так как без него не возможно успешное осуществление разных видов деятельности, формирование различных способностей, готовность ребенка к школьному обучению.
Мы можем сделать вывод, что важно, чтобы сенсорное воспитание систематически и планомерно включалось во все моменты жизни малыша, особенно в процессы познания окружающей жизни: обследования предметов, их свойств и качеств. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, даже без целенаправленного развития. Но когда усвоение происходит стихийно, то есть без руководства взрослых, оно часто оказывается неполноценным, поверхностным. Тогда на помощь и приходит сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Исследованиями в области сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые. На наш взгляд наиболее важными из работ отечественных педагогов в этом направлении, являются работы таких ученых как: Н.А. Ветлугина, А.Г. Рузская, В.П. Зинченко, А.П. Усова, Е.И. Тихеева А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, и многие другие, а из зарубежных, взгляды таких педагогов как: Ф. Фребель, Я.А. Коменский, О. Декроли, М. Монтессори.
Однако, с учетом того, что в настоящее время происходит обновление дошкольного образования, на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития младших дошкольников. Это значит, что тема нашего исследования на сегодняшний день актуальна.
Значение сенсорного развития ребенка в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.
Мы можем отметить, что сенсорное развитие в этом возрасте осуществляется в трех направлениях: овладение сенсорными эталонами; развитие органов чувств; усвоение перцептивных действий.
По мере того, как накапливается чувственный опыт, круг сенсорных представлений ребёнка становится значительно шире. Такой опыт дети используют в повседневной жизни и легко переносят его на другие предметы и явления. Сенсорное развитие может происходить в различных видах деятельности:
• в изобразительной деятельности: цвет и оттенки;
• в конструктивной: свойства поверхности, форма, величина, пространственные отношения;
• в музыкальной деятельности: ритм, темп, характер музыки;
• на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
• в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т.д.
Исходя из выше сказанного, для работы с детьми младшего дошкольного возраста, были поставлены следующие задачи:
• развивать восприятие детей в различных видах деятельности, создавать условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности.
• закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов;
• группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
• обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
• совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
• развивать образные представления.
Но здесь возник вопрос: «Как решать эти задачи?», «Какие выбрать методы и приемы?». Проанализировав опыт работы различных педагогов, сделали вывод, что наиболее действенными в младшем дошкольном возрасте являются игровые методы и приемы. Так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности. Игра направлена на познание и освоение окружающей его жизни. Особенную роль в умственном воспитании детей отводят дидактическим играм. Дидактические игры имеют четкие правила и готовое содержание. Такие игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Все это определило тему нашей дипломной работы:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние игры на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования — процесс развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет — игра как средство развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет проходить намного эффективнее, если в работе систематически использовать игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить начальный уровень сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
4. Определить сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы.
5. Провести экспериментальное исследование по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
6.Проанализировать эффективность работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
7. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-Теоретические. Анализ литературы по данной теме, обобщение.
-Эмпирические. Диагностика, тестирование.
-Математические. Анализ данных исследования.
-Интерпретационные. Интерпретация данных исследования.
Теоретическое обоснование и проведение констатирующего этапа эксперимента по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр являются практической значимостью исследования. Эксперимент проводился на базе частного детского сада «Школа радости» города Люберцы Московской области в младшей группе. В нем участвовало 12 детей в возрасте от 3-х до 4-х лет.
Заключение:
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное сенсорное развитие. А это значит, что в воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры и упражнения для сенсорного развития ребенка. Задачей таких игр является ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов. Благодаря таким играм происходит накопление представлений о цвете, форме, величине предметов.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы пришли к таким выводам:
— Мы определили что такое «сенсорное развитие» ребенка младшего дошкольного возраста, что под данным понятием подразумевается формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как цвет, форма, величина, расположение в пространстве и развитие его восприятия. Так же мы установили, что задачи по сенсорному развитию включены в общую систему воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста и неразрывно связано с умственным, физическим, трудовым, эстетическим воспитанием, и осуществляется оно во время организованной деятельности по пяти образовательным областям, которые выделены в ФГОС ДО.
— Мы проанализировали психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определили этапы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, на каждом этапе решаются свои задачи:
1. На первом этапе дети учатся сравнивать и сопоставлять признаки предметов;
2. На втором этапе учим детей находить одинаковые или похожие предметы по цвету, форме, величине и обучаем соотносить их с сенсорными эталонами;
3. На третьем этапе учим выбирать предметы определенного цвета, формы, величины опираясь на словесную инструкцию взрослого, так же учим называть цвета;
4. На четвертом этапе обучаем обобщать и классифицировать предметы по признаку;
5. И на заключительном этапе уже учим передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (солнышко желтое и т.д.).
Мы рассмотрели средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. К основным методам отнесли обследование предметов, а в качестве основной формы обучения выделили дидактическую игру. Еще мы выделили условия, которые обеспечивают эффективность проведения дидактических игр и помогают формировать представления о сенсорных эталонах. К таким условиям мы отнесли: последовательное и систематичное их проведение с постепенным переходом от простого задания к сложному, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Результаты констатирующего эксперимента, по выявлению уровня развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста, подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. На основании проведенной работы мы сделали вывод, что именно младший дошкольный возраст чрезвычайно важен для сенсорного развития ребенка. Необходимо вести систематическую работу по развитию у детей сенсорных способностей, как педагогам, так и родителям, используя различные методы и приемы. Так же мы пришли к выводу, что дидактическая игра является основным методом сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте.
2. Дидактические игры и пособия способствовали накоплению у детей сенсорного опыта, что позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
3. В процессе теоретического и практического обоснования нашего исследования мы смогли доказать, что именно игра является основным методом и средством сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, тема нашего исследования актуальна на сегодняшний день и значима. Поставленные цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
1.1. Младший дошкольный возраст как важнейший этап развития ребенка
Отечественные педагоги и психологи считают, что ребенку для полноценного развития необходимо влияние взрослого. Особую роль в психическом развитии ребенка играет активность самого ребенка. Необходимо, чтобы он сам совершал определенные формы активности, а взрослый всего лишь ему помогал. Недостаточно только того, чтобы у малыша была нормальная наследственность, пластичный мозг, чтобы он воспитывался в культурной среде. Одной из главных задач в становлении детской психики является освоение этих форм активности, которые образуются в сложные системы деятельности.
В дошкольном возрасте в личности ребенка происходят существенные изменения, именно поэтому возникает необходимость выделить определенные закономерности и этапы развития ребенка.
В науке периодизацией дошкольного возраста занимались такие известные ученые, как: Я.А. Коменский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, Аристотель, К. Штрац, Ж.Ж. Руссо, Л.С. Выготский и др.
К периодизации дошкольного возраста на сегодняшний день существует несколько подходов, в основу которых были положены разные подходы и разные основания для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К. Штратц), темп психического развития (А. Гезелл) и др.
П. П. Блонский в основу своей периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что смена зубов — не только характеризует физи-ческий рост и укрепление организма, но и непосредственно связана с умственным развитием человека, с процессом его социализации.
По нашему мнению наиболее основательным и правомерным мож¬но считать подход, предложенный Л.С. Выготским, который разработал теорию на основании возраста и кризисов в раз¬витии ребенка. Таким образом, выстроилась возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
Д.Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория опира¬ется на теорию Выготского и дополняет ее. По его мнению, появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности сменя¬ют друг друга, что обеспечивает полноценное развитие малыша.
На основе возрастной периодизации была построена и педагогическая периодизация, на основе которой строится структура образовательных учреждений: ясли, детский сад, шко¬ла.
При анализе различных программ дошкольного образования, мы можем увидеть более детальное разделение на возрастные группы:
От месяцев до 1 года — младенческая группа
1 — года — Первая группа раннего возраста;
2 — 3 года — Вторая группа раннего возраста;
3 — 4 года — Младшая группа;
4 — 5 лет — Средняя группа;
5 — 6 лет — Старшая группа;
6 — 7 лет — Подготовительная группа.
Каждый этап мы можем охарактеризовать в зависимости от приобретенных навыков, новых знаний и умений, в зависимости от тех или иных воздействий. Так же формируются индивидуальные черты личности. [3]
В дошкольных учреждениях образовательный процесс основывается на учете возрастных особенностей, возможностей и способностей детей. В соответствии, с чем выдвигаются задачи и выбираются методы, средства и формы педагогического влияния на ребенка. Таким образом, каждая возрастной период становиться благоприятным для всестороннего развития личности дошкольника. Многие из ученых считают, что именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Так же в этом возрасте происходит интенсивное физического и психического развитие детей. Как раз в этом возрасте повышается активность ребенка, движения становятся более разнообразными и координированными.
Еще происходят существенные изменения в самой деятельности ребенка: ее характере и содержании, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Самым главным в этом возрасте считается то, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В продуктивных видах деятельности, а также в повседневном поведении, дети действуют в соответствии с поставленной целью, хотя ребенок может быстро отвлекаться и оставляет одно дело и начинает заниматься другим. Это происходит из–за неустойчивости внимания.
Дети младшего дошкольного возраста очень нуждаются в общении со взрослыми и сверстниками. Особую роль играет взаимодействие с взрослым, в результате которого ребенок приобретает психологический комфорт и чувствует себя защищенным. В процессе такого общения малыш получает интересующую его информацию, в результате чего он удовлетворяет свои познавательные потребности, появляется интерес к окружающему миру. Дети в таком возрасте берут пример поведения именно со взрослого.
А еще в младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к сверстникам, к общению сними. Такой интерес проявляется совместной игре. Дети находят себе друзей по интересам и играют в игры, где учатся брать на себя определенные роли и подчинять им свое поведение. Таким образом, совместные игры начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Совместная игра открывает перед воспитателями новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости. Игра и продуктивных виды деятельности знакомят ребенка со свойствами предметов, развивают его восприятие, мышление, воображение.
Ребенок, в возрасте трех лет может уже различать свойства предметов, усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.
Преобладающей формой мышления становится наглядно – образное мышление. Ребенок учится объединять предметы по внешнему сходству, учится объединять предметы в группы. Дети становятся очень любознательными. В связи с этим увеличивается и словарный запас детей, у них появляется способность к развернутым высказываниям. Речь детей развивается активнее.
Из-за достижений в психическом развитии ребенка младшего дошкольного возраста, меняется и характер обучения. Здесь происходит переход от подражания взрослым, к формам, где взрослый организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Самым главным новообразованием данного возраста является желание ребенка делать все самостоятельно. Этот период носит название «Кризис трех лет». Именно сейчас в речи ребенка все чаще появляется: «Я сам!».
Но ребенок может немного завышать свои способности и возможности, хотя многое уже он может делать самостоятельно. Появляется стремление ребенка быть таким, как взрослые, которое может найти отражение в игре. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Память у ребенка 3 – 4 лет непроизвольная, образная. Узнавание доминирует над запоминанием. Лучше всего запоминаются те моменты, в которые непосредственно включена деятельность ребенка или то, что вызвало наиболее яркие и эмоциональные впечатления. Но зато, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Все же младший дошкольник не может удержать внимание на каком-то одном предмете длительное время, и быстро переключается с одной деятельности на другую. [1]
Проанализировав ряд программ по дошкольному обучению и воспитанию, а так же методическую литературу, и, изучив особенности данного возраста, мы можем сделать вывод, что: к 4 годам дети могут воспринимать до 7 и более цветов, до 5 и более форм предметов, умеют ориентироваться в пространстве, способны различать предметы по величине. Так же у детей развивается внимание и память. Они могут запомнить по просьбе взрослого 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также небольшие отрывки из любимых произведений. А еще дети уже могут использовать цвет. Ребенок уже способен под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Из мыслительных операций наиболее актуальными считаются:
• называние цвета, величины, формы, месторасположения предмета в пространстве;
• группировка предметов одного цвета, формы, размера;
• сравнение по цвету, форме, размеру, весу;
• группировка предметов по времени;
• выделение основных свойств предметов;
• координация движений рук и зрения;
• формирование числовых представлений.
Однозначно, такие изменения в психике ребенка младшего дошкольного возраста не могут происходить без непосредственного участия педагогов и родителей. Особенно необходим определенный подход к воспитанию и обучению. Взрослые, знакомя малыша с окружающим, помогают ему осваивать новые знания и умения, помогают организовать его деятельность, помогают обогатить опыт ребёнка. Таким образом, они развивают психику малыша, формируют его личность, развивают определённые психологические черты. [19]