Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Самостоятельная работа учащихся на уроке как средство формирования познавательных УУД у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Самостоятельная работа: сущность, особенности организации, виды 6
1.2. Особенности организации самостоятельной работы на уроках в начальных классах 11
1.3 Формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 15
1.4 Использование самостоятельной работы для формирования познавательных УУД младших школьников 18
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика уровня развития познавательных УУД у младших школьников 25
2.2 Методическое рекомендации по использованию самостоятельной работы на уроке для формирования познавательных УУД у младших школьников 31
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….42
Введение:
Актуальность исследования. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с этим педагогическим сообществом осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности для развития самостоятельности обучающихся в учении. Проблема организации самостоятельной работы младших школьников является одной из наиболее актуальных, поскольку она во многом определяет успешность достижения младшими школьниками результатов обучения.
Достижения нужного обществу уровня образованности и развития личности невозможно без систематической самостоятельной работы, готовность к которой закладывается в школьном возрасте. В связи с этим большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. ФГОС НОО определяет самостоятельную работу учащихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса.
Вопросы совершенствования организационных форм и методов самостоятельной работы нашли свое отражение в работах Я.А. Коменского, И. Песталоцци и др. Вопросы совершенствования организационных форм и методов обучения рассматривались в трудах Б.П. Есипова, И.И. Малкина, Б.Т. Лихачева, П.И. Пидкасистого, П.Я. Голанта, И.А. Зимней, Р.М. Микельсона, Х. Хекхаузентома и др.
В педагогике и психологии накоплено достаточное количество материала, который характеризуется многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий. Нужно отметить, что, наличие научных работ и признание необходимости формирования познавательных универсальных учебных действий, не отразилось на создании практических наработок и дальнейшем использовании их в практике уроков.
Теоретическую основу исследования составили теории личности как субъекта учебной деятельности (П.И. Пидкасистый, П.Я. Голант, Р.М. Микельсон, Х. Хекхаузен и др.); концептуальные подходы к развитию познавательной активности и самостоятельности (Б.П. Есипов, И.И. Малкин, Б.Т. Лихачев и др.); идеи об особенностях становления личности в младшем школьном возрасте (И.А. Зимняя).
Объект исследования – содержание и организация обучения в начальных классах.
Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся на уроке как средство формирования познавательных УУД у младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования самостоятельной работы на уроке в процессе развития познавательных способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что самостоятельная работа на уроках будет способствовать эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий при следующих условиях, если:
а) будут разработаны и использованы на уроках специальные дидактические материалы, а именно самостоятельные работы, включающие задания, упражнения и задачи на формирование познавательных универсальных учебных действий;
б) учебная деятельность будет построена на основе постепенного продвижения младших школьников от действий в сотрудничестве с учителем к самостоятельным, от подражательных к творческим.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности.
2. Рассмотреть особенности формирования познавательных УУД младших школьников.
3. Изучить особенности использования самостоятельной работы на уроке для развития познавательных УУД младших школьников.
4. Провести диагностику уровня развития познавательных УУД у младших школьников, проанализировать результаты.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы, беседа, обобщение, сравнение.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В первой главе рассмотрели теоретические основы использования самостоятельной работы учащихся на уроке как средство формирования познавательных УУД у младших школьников.
Проанализировав понятие «самостоятельная работа», выявили, что самостоятельная работа – это осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя форма организации учебной деятельности учащихся с разной степенью собственного управления учебными действиями, в процессе которой учащиеся выполняют задания различного вида с целью развития знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа предполагает определенную познавательную самостоятельность учащегося и развивает ее до такого высокого уровня, который необходим для самообразования. Таким образом, самостоятельная работа готовит учащихся к самообразованию.
Пришли к выводу, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД способствуют организации учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Младший школьный возраст, в силу возрастных особенностей развития психических процессов, является наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. Правильно организованная самостоятельная работа способствует выработке у школьников самостоятельного мышления, сознательного, творческого отношения к труду, навыков и умений самостоятельной деятельности, воспитанию самостоятельности как ценнейшего качества личности. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически.
Во второй главе проанализировали провели диагностику уровня развития познавательных УУД у младших школьников. По результатам методики «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой видим, что средний уровень способности к классификации и анализу у 54% учащихся. Высокий уровень был установлен у 25% учащихся, а низкий – у 21% детей.
Вывод, который можно сделать на основании результатов методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах В.М. Русалова — у 43% детей был выявлен средний уровень развития интеллектуальных процессов. У 36% детей обнаружен низкий уровень развития интеллектуальных процессов. У 14% и 7% — высокий и очень высокий уровни интеллектуальных процессов.
Результаты исследования в ходе проведения методики «Последовательность событий» А.Н.Берштейна показали степень развитости у ребенка логического мышления и интеллектуальных процессов: 36% — высокий уровень, средний – 43%, низкий – 21%.
Как следует из данных методики «Сравнение понятий» В.М.Бехтерева, в классе преобладает средний уровень (57%) развития способности к логическому мышлению и обобщению. Операцией сравнения владеют 15% учащихся, которые показали высокий уровень. Низкий уровень установлен у 28% учащихся.
Из данных, представленных на рисунках следует, что ученики показали в целом средний уровень сформированности познавательных УУД .
Для более эффективной организации самостоятельной работы младших школьников на уроках предлагаем рекомендации по дальнейшему улучшению организации самостоятельной работы младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Самостоятельная работа: сущность, особенности организации, виды
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует большей самостоятельности от учеников, а это необходимо для становления самостоятельной личности. Эти требования нужны для того, чтобы ученики могли самостоятельно ставить перед собой цель, выбирать средства и методы, которые помогут подойти к этой цели, а также, корректировать и регулировать этот путь.
Организация самостоятельной работы является одна из главных проблем обучения в начальных классах, так как в этот период происходит активное усвоение материала и овладение определенными навыками и умениями. Поэтому, организация самостоятельной работы очень сложная и ответственная работа для всех учителей.
Термин «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе трактуется не однозначно. Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева считают, что самостоятельная работа – это средство организации ученика, проявляющее себя в умении определять перспективные цели учебно-познавательной деятельности, определять средства и способы их достижения, оценивать и корректировать процесс и результат учения и познания без непосредственного участия в этом процессе преподавателя [4].
Б.И. Коротяев и П.И. Пидкасистый считают, что самостоятельная работа – это дидактическое средство обучения, с помощью которого осуществляется процесс обучения учениками по заданию преподавателя, но выполняемый самостоятельно, который служит усвоению, закреплению, совершенствованию знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста [12].
По словам Г.М. Коджаспирова, самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная в совокупности осуществляемых действий, корригируемая по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, самодисциплины, личной ответственности и которая доставляет удовлетворение в самосовершенствовании и самопознании [9]. Г.М. Коджаспирова отмечает, что самостоятельная работа учащегося – это результат правильно организованной учебной деятельности на занятии, что мотивирует самостоятельно улучшать свои знания в свободное время [9].
Н.В. Максимова утверждает, что учитель не дает весь материал сам, а лишь введение и останавливается только на основных вопросах, учащиеся должны самостоятельно изучить тему и весь второстепенный материал. Она указывает, что основное, главное предназначение учителя – побуждать учащихся логически мыслить, учить их анализу [12].
М.В. Николаева определяет данный вид работы как выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя [14]. Как правило, такой вид работы использовался при выполнении домашнего задания. Многие критиковали автора, так как он недооценивал истинный смысл самостоятельной работы, который выражался в самостоятельности мыслей и выводов.
А.М. Столяренко утверждает, что самостоятельная работа — это такой вид деятельности, когда учащемуся даются учебные задания и руководство для их выполнения; работа проводится под руководством учителя, но без его участия, и её выполнение требует от учащихся умственного напряжения [19]. К признакам самостоятельной работы она относит структуру и содержание изучаемого материала, так как содержание материала влияет на методы работы с этим материалом.
Р.Р. Туробова заостряет внимание на том, что в определении самостоятельной работы не учитывается творчество учащихся. Этот пункт не принимается во внимание в учебной практике, что ведет к монотонной и скучной деятельности учащегося. Р.Р. Туробова полагает, что самостоятельная работа – это средство, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче [21]. Мы согласны с мнением Р.Р. Турбовой, что именно самостоятельная работа вырабатывает у учащихся психологическую установку на постоянное расширение знаний и умение разбираться в огромном количестве различной информации при решении разных задач.
Поскольку нет единой точки зрения на толкование понятия «самостоятельная работа», то и нет единой точки зрения на её классификацию. И.И. Малкин выделяет следующие виды самостоятельных работ:
1. Работы репродуктивного типа:
а) воспроизводящие, которые нужны для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (например, признаков, фактов и определения понятий);
б) тренировочные, состоящие из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила;
в) обзорные: направленные на повторение изученного материала;
г) проверочные с помощью которых осуществляется контроль и проверку полученных и усвоенных знаний.
2. Работы познавательно-поискового типа:
а) подготовительные, направленные на актуализацию опорных знаний;
б) констатирующие, связанные с описанием фактов или явлений;
в) экспериментально-поисковые, которые основаны на исследовательских методах учебных заданий;
г) логически-поисковые, использующиеся задания для обобщения изученного материала по основным, проблемным вопросам.