Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему «Русское народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

7

ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты изучения роли русского народного творчества в воспитании детей дошкольного
возраста……………………..

 

10

1.1. Психолого-педагогические
особенности детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………

 

10

1.2. Русское народное
творчество как средство воспитания дошкольников

16

1.3. Условия эффективного
приобщения детей к истокам устного народного творчества………………………………………………………….

 

20

ГЛАВА 2.
Опытно-экспериментальная работа по использованию русского народного
творчества в воспитании дошкольников в МБДОУ «Детский сад №22 «Родничок»……………………………………………….

 

 

25

2.1. Процедура и методика
исследования………………………………….

25

2.2. Результаты
диагностики дошкольников………………………………

28

2.3. Программа по
использованию русского народного творчества в воспитании дошкольников……………………………………………………

 

33

2.4. Результаты динамики
диагностических результатов у дошкольников.

35

Заключение……………………………………………………………………..

39

Список используемой
литературы……………………………………………

42

Приложения……………………………………………………………………

46

 



 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сложно переоценить тот потенциал, что несет в
себе русское народное творчество в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Метафорический язык, народная мудрость, простота и доступность морали – это
далеко неполный перечень достоинств, которым обладает русское народное
творчество. В связи с этим, я думаю, что именно на материале русских народных
сказок как примера русского народного творчества можно способствовать
воспитанию у дошкольников самых разнообразных сфер, в частности связной речи.

Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано
первой ступенью непрерывного образования, в ходе которого необходимо создать
условия для полноценного речевого развития ребенка. Введенный в действие в 2014
г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО) одной из целей образования указывает развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи.

Вместе
с тем необходимо отметить, что развитие речи современных дошкольников не всегда
соответствует тем требованиям, что предъявляются к этому параметру в
нормативно-правовых документах, регламентирующих дошкольное образование. Именно
поэтому развитие речи и навыков речевого общения выступает одной из ведущих
задач воспитания и обучения детей-дошкольников.

Тема
моей выпускной квалификационной работы: «
Русское народное творчество в воспитании детей
дошкольного возраста»
.

Объект исследования: воспитательный потенциал русского народного
творчества.

Предмет исследования: методика работы по приобщению
дошкольников к истокам устного народного творчества.

 

Цель исследования: изучить процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников
к истокам русского народного творчества.

Задачи исследования:

1.               
Описать психолого-педагогические особенности детей в дошкольном
возрасте.

2.               
Охарактеризовать русское народное творчество как средство воспитания
дошкольников.

3.               
Уточнить условия
эффективного приобщения детей к истокам устного народного творчества.

4.               
Выполнить
диагностику развития связной речи у дошкольников средней группы.

5.               
Составить
и реализовать комплекс мероприятий по использованию русского народного
творчества в воспитании дошкольников.

6.               
Обобщить
результаты динамики диагностических результатов у дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование русского
народного творчества будет способствовать развитию связной речи у детей
среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

— при
учете начального уровня развития связной речи детей;

— при
использовании материала народных сказок;

-при
использовании сюжетного проигрывания диалогов героев народных сказок.

Методы исследования:


общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;


эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.

Теоретическая значимость заключается в
систематизации и обобщении материала по проблеме исследования, а также во
введении в научный оборот эмпирических данных, полученных в ходе
самостоятельного исследования.

Практическая
значимость
исследования заключается в возможности использования
полученных в ходе исследования результатов различными категориями лиц:
логопедами и педагогами-воспитателями, родителями, имеющими детей с речевыми
расстройствами, студентами, обучающимися по логопедическому направлению,
учеными, занятыми схожей научной проблематикой.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Русское народное творчество обладает
огромным воспитательным потенциалом. Оно способно оказать влияние на самые
различные сферы детского развития: познавательные способности, личностные
характеристики и пр. В проведенном исследовании я сосредоточила свое внимание
на том, как русское народное творчество на примере сказок может помочь в
развитии связной речи детей. Сказка выступает одним из первых произведений
литературы, с которыми знакомится ребенок. Удивительный и волшебный мир сказки
захватывает все внимание дошкольника. Сюжет сказки необычен, изображенный в нем
мир так не похож на окружающую жизнь, герои постоянно оказываются вовлеченными
в интересные истории. Помимо непосредственно возникающего интереса к сюжету,
ребенка привлекает и форма сказки: язык в ней необычен, красочен, полон,
напевен и ярок. Ребенок не сможет оказаться равнодушным после встречи со
сказкой и сказочными героями. Стимулирующее влияние на умственное и речевое
развитие ребенка оказывают и встреча с главными героями, и желание помочь тем
героям, что оказались в беде, и стремление к справедливости, наступающей в
конце сюжета. 

По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы мне удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило
изучить
процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к истокам
русского народного творчества.

Для достижения поставленной цели мною были
решены следующие задачи:

— были описаны психолого-педагогические особенности детей в дошкольном
возрасте;

— было
охарактеризовано русское народное творчество как средство воспитания
дошкольников;

— были
уточнены
условия
эффективного приобщения детей к истокам устного народного творчества;

— была
выполнена диагностика развития связной речи у дошкольников средней группы;

— был
составлен и реализован комплекс мероприятий по использованию русского народного
творчества в воспитании дошкольников;

— были
обобщены результаты динамики диагностических результатов у дошкольников.

На
констатирующем этапе исследования при помощи методики В.П. Глухова было
установлено, что речевая деятельность детей среднего дошкольного возраста
находится преимущественно на уровне развития ниже среднего, отличается рядом
недостатков и несовершенств.

На
формирующем этапе исследования была разработана и внедрена программа по
использованию русской народной сказки с целью развития связной речи детей.

После
проведения формирующего этапа эксперимента удалось установить, что количество
детей, характеризующихся средним уровнем развития связной речи, возросло с 32%
выборки до 69% выборки. При этом детей, обладающих лишь низким и ниже среднего
уровнем развития связной речи, на контрольном этапе исследования зафиксировано
не было, хотя на констатирующем этапе исследования они составляли большинство (69%
выборки). Также важно отметить, что реализация
системы коррекционно-развивающей работы по формированию
речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством русских
народных сказок, осуществленная в рамках формирующего этапа работы, обеспечила 32%
выборки формирование уровня развития связной речи выше среднего уровня.

Полученные
результаты подтверждают выдвинутую гипотезу исследования о том, что
использование
русского народного творчества будет способствовать развитию связной речи у
детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

— при учете начального уровня развития
связной речи детей;

— при использовании материала народных
сказок;

— при использовании сюжетного
проигрывания диалогов героев народных сказок.

Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение работы отметим, что
выполненное исследование имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогические особенности
детей в дошкольном возрасте

Согласно классической возрастной периодизации к
дошкольному детству относят период от 3 до 6-7 лет. Окончанием дошкольного
детства принято считать переход к школьной системе образования. Дошкольный
возраст подразделяется на три подпериода: от 3 до 4 лет (младший дошкольный
возраст), от 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст) и от 5 до 7 лет (старший
дошкольный возраст).

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном
возрасте характеризуется началом посещения детских образовательных учреждений.
В связи с чем, ребенок осознает, что он не центр своей семьи и мира в целом, но
его часть. Интенсивный процесс идентификации себя с окружающими людьми, героями
сказок и других литературных произведений обуславливает первичное осознание
ребенком себя как индивидуальности
 [3].

Ведущей деятельностью дошкольника выступает
интенсивная игровая деятельность. Процесс игры обеспечивает дошкольника
возможностью выйти за пределы малого мира своей семьи и группы детского сада в
мир взрослых людей и незнакомых видов деятельности. Игровая деятельность на
протяжении дошкольного детства проходит длительный эволюционный путь. Если в
наследство от раннего возраста младшему дошкольнику достается
предметно-манипулятивная игра, то к старшему дошкольному возрасту ребенок уже
уверенно осваивает сюжетно-ролевые игры с правилами и символические игры.

Дети младшего дошкольного возраста, как правило,
играют в одиночку, либо в небольших группах (чаще парах). Преобладающее
направление их игр – это предметные и конструкторские игры, реже – примитивные
сюжетно-ролевые игры, имитирующие действия значимых взрослых. В среднем
дошкольном возрасте игры становятся, преимущественно, коллективными. Основной
целью игр начинает выступать имитация не действий взрослых, но отношений между
людьми. Детей начинают интересовать роли, исполняемые взрослыми, поэтому игры
наполняются именно ролевым содержанием. В играх возникают правила, которым
дети, по возможности, стараются следовать. Тематически игры достаточно
разнообразны: есть и семейная тема (дочки-матери, семья), и сказочные вариации
(начиная от традиционных сказочных персонажей, заканчивая героями современных
мультипликационных фильмов, популярных среди ребят)
 [26]. Старший дошкольный возраст ознаменует
значительное усложнение сюжетно-ролевых игр, достигаемый за счет роста
участников игр и, соответственно, ролей. Старшему дошкольнику становится
доступно использование предметов-заместителей, поэтому он больше не нуждается в
строгом соответствии игровой атрибутики выбранному сюжету, но может обходиться
практически любыми предметами, которые он представляет себе теми игровыми
предметами, что ему необходимы по сюжету. Игра, в которой часть игровых
атрибутов замещено символами называется символической. В игровой деятельности
старших дошкольников начинают проявляться их лидерские и организаторские
склонности. Конструкторская игра в старшем дошкольном возрасте начинает
напоминать зачатки трудовой деятельности, поскольку дети стремятся к созданию
неких реально используемых предметов. Игра старших дошкольников может сочетаться
и с другими продуктивными видами деятельности, например, с изобразительной
деятельностью. Совместная игра выполняет очень важную роль для развития
личности ребенка: учит его совместным действиям со сверстниками, помогает
определиться со своим лидерским потенциалом, стимулирует развитие
познавательных процессов. К 7 годам внутри игровой деятельности формируются
зачатки учебной деятельности, обеспечивая готовность ребенка к поступлению в
школу.

Дошкольный возраст – время формирования новых мотивов,
среди которых наибольшую роль играют познавательные и соревновательные мотивы.
Начиная с младшего дошкольного возраста, ребенка начинают активно волновать
причины возникновения тех или иных явлений, последовательность незнакомых
действий, причины, побуждающие поступки окружающих людей и пр. И если сначала
все эти вопросы задаются ребенком скорее для получения внимания от взрослого,
то с течением времени именно познавательная мотивация, т.е. желание узнать
новую для себя информацию, толкает детей на задавание вопросов.

Дошкольник, еще не имеющих навыков адекватной
самооценки своих действий, постоянно нуждается в подкреплении верности своих
поступков от значимого взрослого. В том случае, если поступки ребенка из раза в
раз встречают критику взрослого, либо вообще не получают оценки, у ребенка
может начать формироваться комплекс неполноценности и развиться сниженная
самооценка. Отсутствие интереса к действиям ребенка со стороны взрослого
приводит к формированию эмоциональной депривации. Вместе с тем, и чрезмерная забота
способна негативно сказаться на личности ребенка, сформировав у него
самоуверенность и эгоцентризм
 [15].

Дошкольное детство – период формирования и развития
личности ребенка. Общение с взрослыми и сверстниками позволяет ребенку находить
свое место в структуре взаимоотношений. Дошкольный возраст обеспечивает ребенка
новыми достижениями, уточненными представлениями о себе и своих реальных
возможностях. Накопление знаний о самом себе, получаемых как путем опытных
действий, так и от окружающих способствует складыванию первичной самооценки.

Познавательная сфера также переживает глубокую
трансформацию в дошкольном периоде развития.

Мышление ребенка проходит путь от
наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте, через
наглядно-образное мышление в среднем и старшем дошкольном возрасте, к
словесному мышлению в предшкольном возрасте. Несмотря на такую динамику,
обобщая вид мышления для всего дошкольного периода детства, наиболее
характерным видом все же выступает наглядно-образное мышление, которое
соответствует мышлению в представлениях (т.е. репрезентативному мышлению по Ж.
Пиаже
 [21]).

Дошкольный возраст выступает этапом качественного
развития речи. Так, в раннем возрасте, взаимодействуя, по большей части, с
мамой и членами семьи, ребенок не имел значительного мотива к развитию речи,
поскольку его желания часто угадывались, по его характерному поведению
становилось ясно, чего он добивается. Поступление в детский сад обусловило
потребность донести свои желания не только до близких людей, но и для незнакомых
взрослых и сверстников. Растущие потребности дошкольника к передаче и получению
информации становятся действенным мотивом речевого совершенствования. Речь
сопровождает все виды деятельности дошкольника.

Подчеркивая изменение у дошкольника такого
познавательного процесса, как внимание, можно констатировать, что отмечается
увеличение его устойчивости, объема и концентрации. Происходит постепенное
формирование в управление вниманием элементов произвольности, которые
базируются на речевом развитии и познавательных интересах. Внимание в
дошкольном возрасте начинает быть опосредованным и обусловленным интересами
детей к деятельности, производимой ими. Формируются элементы послепроизвольного
внимания
 [27].

Развитие памяти, по мнению Л.С. Выготского [8], в дошкольном возрасте
переживает один из своих наиболее результативных периодов. В младшем дошкольном
возрасте память ребенка носит еще непроизвольный характер, что не мешает ему
иметь возможность запомнить небольших стихотворений, диалогов из мультипликационных
фильмов, фрагментов сказок и т.д. Такое запоминание происходит в виду высокой
эмоциональной реакции на увиденное или услышанное ребенком. В среднем
дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность памяти. Постепенно
происходит объединение памяти, речи и мышления, что приводит к ее
интеллектуализации, что дальнейшем вызывает развитие компонентов
словестно-логической памяти
 [8].

В дошкольном возрасте развитие воображения происходит
в рамках продуктивной и игровой деятельности в высшей мере интенсивно. Ребенок
овладевает новыми средствами и приемами создания образов, одновременно с этим
ему перестает быть нужна для этого наглядная опора.

К концу периода дошкольного детства дети начинают быть
управляемыми, вырабатываются такие действия, как зарождение замысла в виде
наглядной модели, развитие образа воображаемого объекта, а также появление
образа действия с субъектом.

Согласно подходам, предложенным Л.С. Выготским [8], А.Н. Леонтьевым [18] и Д.Б. Элькониным [29] переход от одного возрастного
периода к другому сопровождается кризисом. В частности, на переход от
дошкольного к младшему школьному возрасту приходится кризис 7 лет. В возрасте 6
лет у ребенка начинает вырабатываться психологическая готовность к обучению в
школе, что выступает предпосылкой для данного кризиса.

Специфичными признаками кризиса 7 лет является:

— утрата детьми непосредственности, свойственной
дошкольному возрасту, которая выражается в переживании об осуществляемых ими
действиях;

— у детей развивается манерное поведение, принимающее
форму утрированного поведения, например, чрезмерной дурашливости, либо,
наоборот, строгости, умышленное искажение слов либо, наоборот обращение, без
понимания смысла, к словам лексикона взрослых;

— формирование феномена «горькой конфеты», когда дети
скрывают, что им «плохо», либо свою нужду во взрослых
 [24].

Согласно точке зрения Л.И. Божович [6] развитие кризиса 7 лет вызвано
формированием у детей внутренней позиции – нового системного новообразования,
отражающего переход детей на новый уровень рефлексии и самосознания.

Л.С. Выготский [8] указывал на тот факт, что кризис 7 лет имеет две
фазы:

1. Докритическая фаза:

— деятельность ребенка еще ограничена игрой и его
позицией в общественных отношениях;

— игровой деятельности еще достаточно для детского
развития – ее потенциал еще не исчерпан полностью;

— начиная свое обучение в школе, дети не находят у
себя физической готовности к нему (однако, они могут хотеть ходить в школу, у
них вызывает интерес приобретение школьной атрибутики, а также новая игра –
покупка школьных принадлежностей, сопровождаемая манипуляциями с ними);

— начало обучения в школе и связанные с ним
первоначальные сложности (неуспехи в школе, адаптация к школьным правилам,
неизвестным ранее условиям и людям) вызывает понижение интереса к обучению в
школе и желание возвратиться в учреждение дошкольного образования
 [8].

Таким образом, дети ощущают несогласие занимаемой ими
позиции (школьника) и своих реальных возможностей и желаний.

2. Посткритическая фаза:

— дети поэтапно овладевают компонентами учебной
деятельности;

— у ребенка развивается понимание того факта, что его
увеличившийся потенциал стал соответствовать требованиям школы;

— у ребенка формируется интерес к учебной
деятельности, а также познавательная мотивация
 [8].

Таким образом, у детей поэтапно сокращается число
негативных симптомов в поведении, вплоть до их полного исчезновения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы