Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ 6
1.1 Проблема развития речи дошкольников в трудах педагогов классиков 6
1.2 Особенности речи детей младшего дошкольного возраста 13
1.3 Средства развития речи детей младшего дошкольного возраста 21
1.4 Театрализованная игра, ее значение в развитии речи детей младшего дошкольного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 32
ГЛАВАII ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА 33
2.1 Анализ передового педагогического опыта по организации театрализованных игр в ДОУ 33
2.2 Экспериментальное исследование роли театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Методические рекомендации по организации театрализованных игр в ДОУ 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Введение:
Актуальность темы исследования. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения, обучение родному языку и формированию устной речи.
На актуальность данной дипломной работы так же указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение диалогической речи представляет собой одну из предпосылок для дальнейшего эффективного обучения в школе.
Проблеме развития речи детей дошкольного возраста в разное время посвящены исследования М.М. Алексеевой Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Э.П. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флёриной, В.И. Яшиной и многих других.
Современные дошкольные учреждения на данный момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических, личностно-ориентированных подходов к образованию. И одним из самых популярных направлений на сегодняшний день в дошкольном воспитании считается театрализованная деятельности. Рассматривая ее с точки зрения педагогической значимости, то следует учитывать ее универсальность, игровую природу и социальную направленность, не забывая также и о коррекционных возможностях театра.
Театрализованная деятельность дает возможность решить множество педагогических задач, которые касаются формированию выразительности речи ребенка, развитию его воображения, способствует интеллектуальному и художественно-эстетическому. Наибольший вклад в изучение театрализованной деятельности детей дошкольного возраста внесли такие ученые как А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, В.В. Ванслов, Л.А. Венгер, В.И. Вернадский, Н.А. Ветлугина, Л.C. Выготский, Б.М. Галеев, М.С. Каган, Е.Н. Колокольцев, Т.С. Комарова, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон. Театрализованные игры изучали Е.А. Антипина, Л.В. Артемова, М.Д. Маханева, С.М. Томчикова, А.В. Щеткин.
Однако практика учебно-воспитательной работы с детьми планируется не систематически в современных дошкольных учреждения, отмечается недостаточное внимание развитию речевых навыков, а речевая активность дошкольников сводится к минимуму, так как на занятиях детей не учат стоить и задавать вопросы, не применяются упражнения или игровые действия, которые способствуют развитию коммуникативных способностей.
Все это говорит о проблеме исследования, когда, с одной стороны, применение театрализованных игр может способствовать эффективному речевому развитию младших дошкольников, а с другой – недостаточное их применение при воспитании речевого развития дошкольников.
Целью данного исследования является изучение проблемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация театрализованной деятельности будет способствовать повышению уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проблему развития речи дошкольников в трудах педагогов классиков.
2. Охарактеризовать особенности речи у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Изучить особенности театрализованной игры и ее значения в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать передовой педагогический опыт по организации театрализованных игр в ДОУ.
6. Провести экспериментальное исследования роли театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
7. Составить методические рекомендации по организации театрализованных игр в ДОУ.
Объектом исследования является процесс развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом выступает театрализованная игра как средство формирования и развития речи младших дошкольников.
Методы исследования:
— теоретически анализ литературы по теме исследования,
— эмпирическое исследование анализа речевой деятельности дошкольников,
— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: состоит в обзоре литературы по проблеме онтогенеза речевого развития, уточнении понятия и видов театрализованных игр и их значения в речевом развитии дошкольников, выявлении дидактических основ использования театрализованной деятельности в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке основных направлений методической работы по формированию речи посредством театрализованной деятельности, а также составлении рекомендаций по использованию театрализованной деятельности как средства формирования речи дошкольников. Материалы дипломной работы могут быть использованы воспитателями, работающими в дошкольных образовательных организациях, студентами, обучающимися по данному направлению, а также молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а так же последующего речевого и языкового развития ребенка.
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер. Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Основная задача любого воспитателя – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, которые отмечет, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому себе
Одной из широко востребованных передовых технологий развития речи выступает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность играет огромную роль в гармоничном развитии ребенка в дошкольном детстве, поскольку этот период жизни выступает основой формирования личности, познавательной и мотивационно-ценностной сферы.
Фрагмент текста работы:
Речевая деятельность является фундаментальной человеческой деятельностью. Будучи особым самостоятельным видом деятельности, она является необходимой принадлежностью любой деятельности, совершаемой вместе с другими людьми. Речевая компетенция проявляется в речевой деятельности как основе человеческой деятельности. В речевой деятельности человек проявляет себя как личность: владея (или не владея) речевыми умениями, он строит взаимоотношения с окружающими и с самими собой.
Проблема речевой компетенции в науке изучается с различных позиций. Согласно первому подходу речевая компетенция выступает закономерным результатом освоения личностью речевой деятельности [54].
Согласно второму подходу речевая компетенция рассматривается как равноценная составная часть коммуникативно-речевой компетенции. При этом под коммуникативно-речевой компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Третий подход трактует речевую компетенцию как один из уровней развития коммуникативной компетенцией. При этом под коммуникативной компетенцией понимаются это знания и умения, которые необходимы для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, а под речевой компетенцией – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи [6].
В данном исследовании под речевой компетенцией мы будем понимать знания, умения, навыки, необходимые для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Речевая компетенция обладает следующими базовыми составляющими:
— собственно речевые умения – ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, выносить суждения, анализировать высказывания;
— умения восприятия – слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы, жесты и др.), понимать чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, тактичность);
— умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные) – проводить беседу, переговоры и обсуждения, задавать вопросы, формулировать требования, решать конфликты, управлять своим поведением в общении [16].
В литературе подчеркивается неотделимость изучения речевых процессов от общения – решающего фактора общего психического развития ребенка (Н.И. Жинкин [17], М.И. Лисина [29], Л.С. Выготский [10], А.А. Леонтьев [27] и др.).
В раннем возрасте развитие импрессивной стороны речи, т.е. ее понимания, происходит следующим образом (по Н.Х. Швачкину [51]):
1. Дофонемный период – начинается с восьми месяцев у ребенка. В этот период дети овладевают элементарным пониманием речи, которое основано на умении различать только ее ритмико-интонационный состав.
2. Следующий период – фонемной речи, который начинается в 10-11 месяцев у детей и может длиться, согласно Н.Х. Швачкину до двух лет. Происходит дальнейшее развитие понимания речи окружающих, основанное на восприятии и различении звукового состава слов. Этот процесс происходит постепенно. Н.Х. Швачкин установил следующую последовательность: в первую очередь ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, а далее – сонорных, шумных и т.д. [51].
Н.С. Жукова [21] выделила ряд уровней в развитии понимания речи детей раннего возраста. Рассмотрим их.
Первый уровень – начинается в 3-6 месяцев. Для него характерно: ребенок узнает знакомые голоса, прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию.
Второй уровень – 6-10 месяцев. Для данного уровня характерно следующее: ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным.
Третий уровень – 15 – 18 месяцев. Для данного уровня характерно то, что ребенок уже понимает название некоторых предметов, может узнать их изображение, а позже также узнает эти предметы на сюжетных картинках.
Четвертый уровень – 2 года 6 месяцев. В этот период ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях; двухступенчатую инструкцию; значение предлогов в привычной конкретной ситуации. Ребенку доступно установление причинно-следственных связей.
Дальнейшее развитие понимания речи у ребенка происходит уже в дошкольном возрасте. В связи с этим Н.С. Жукова [21] выделяет еще два уровня в овладении понимания речи у детей:
Пятый уровень – 2 года 6 месяцев – 3 года. На данном уровне ребенок начинает понимать прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.