Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Роль органов прокуратуры в системе реализации прав граждан на социальную защиту
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие прокуратуры 7
1.2 Правовые основы организации деятельности прокуратуры 13
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 20
2.1 Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав 20
2.2 Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав 34
2.3 Прокурорский надзор за соблюдением иных социальных прав 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Введение:
Актуальность темы исследования. Права и свободы человека и гражданина выступают необходимым и особо важным атрибутом современного гражданского общества, гарантией защиты человека, а также сохранения многонационального русского народа. Поэтому в условиях современности личные права человека являются не просто правами на мирную, свободную и достойную жизнь, они приобрели характер ориентира, который определяет основную цель развития всего государства, развитие и совершенствование государственной политики. Защита, гарантирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина — длительный процесс, который, не умаляет насущной необходимости относительно формирования комплексного механизма их реализации. В этом суть понимания конституционной обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека.
Проблемы социальной защиты прав и свобод человека на сегодня крайне актуальны для современной российской правовой науки. Особенностью реальности современного мира является активное формирование единого гуманитарного пространства. Всему этому во многом способствует признание мировым сообществом прав человека как наивысшего достояния, которое требует особой защиты в связи с его универсальностью, всеобщностью и универсальностью.
Современный период развития современного российского государства характеризуется, главным образом, формированием более нового и модернизацией существующего механизма социальной защиты прав и свобод человека. В этой области проводятся комплексные исследования, однако значительных улучшений пока не произошло. Имеются все еще случаи нарушения прав и свобод человека, и, к сожалению, количество подобных нарушений стремительно растет. Это свидетельствует о незнании всех элементов социальной защиты прав и свобод гражданами.
Социальная защита прав и свобод человека выступает обязанностью и Российской Федерации (РФ) в целом, и всех ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления. Они призваны, прежде всего, обеспечивать права и свободы граждан в рамках своих полномочий соответствующими методами и средствами в пределах всей территории РФ. Реализация этой цели неразрывно связана, главным образом, с обязанностью государства создать необходимую систему защиты прав и свобод человека, а также установить соответствующие правовые процедуры для такой защиты.
В контексте формирования правового государства и гражданского общества социальная защита граждан имеет особое значение. Важная роль в этом процессе принадлежит прокуратуре, которая, наряду с Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, судами, коллегией адвокатов, Уполномоченным по правам человека и другими органами РФ, выступает гарантом соблюдения прав и свобод человека в РФ. Помимо этого, только слаженная деятельность всех органов власти в сфере защиты прав человека приведет к полному соблюдению прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве.
РФ в качестве демократического государства, основанного на верховенстве закона, заинтересована в надлежащей социальной защите прав и свобод человека и гражданина. К тому же, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ [1], защита всех прав и свобод человека выступает обязанностью РФ. Конституция РФ содержит принципы, которые являются основополагающими для начала правозащитного процесса, в котором участвуют все органы по защите прав человека.
Прокуратура РФ играет важнейшую правозащитную роль, поскольку ее органы имеют относительную автономию функциональных ветвей государственной власти и достаточной ветвью власти, что обеспечивает практически всеобщий доступ к населению. Федеральный закон (ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» [8] (далее – ФЗ о прокуратуре) содержит нормы, которые подтверждают правозащитный характер всей деятельности рассматриваемого органа. Помимо этого, прокуратура уполномочена осуществлять социальную защиту прав и свобод человека и гражданина, как в надзорной, так и не надзорной деятельности.
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных социальной защите прав и свобод человека органами прокуратуры, эта тема остается достаточно актуальной, так как вопрос определения роли обвинения в защите прав и свобод человека и выступает многогранной проблемой, которая требует комплексного подхода к изучению тех вопросов, которые непосредственно связаны с социальной защитой прав и свобод человека в целях совершенствования правозащитной деятельности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в области социальной защиты прав человека непосредственно органами прокуратуры РФ.
Предметом данного исследования выступает правовое регулирование реализации прав граждан на социальную защиту в РФ органами прокуратуры.
Цель исследования — изучение реализации прав граждан на социальную защиту органами прокуратуры РФ.
Поставленная цель данного исследования обусловила необходимость разрешения основных задач:
1. Определить понятие и правовые основы организации деятельности органов прокуратуры.
2. Проанализировать задачи прокуратуры в качестве органа защиты социальных прав и свобод граждан.
3. Выявить сущность, а также предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением социальных прав и свобод граждан.
4. Изучить полномочия органов прокуроры по надзору за соблюдением социально-экономических прав граждан.
5. Проанализировать организационно-правовые основы реализации прокурорского надзора.
6. Определить приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением социальных прав граждан.
7. Выявить проблемы и предложить основные направления совершенствования деятельности органов прокуратуры в области социальной защиты прав граждан.
Теоретическую основу данного исследования составили научные труды отечественных ученых, которые посвящены защите социальных прав граждан в целом, в том числе органами прокуратуры в частности: С.А. Авакьян, А.С. Архипкина, В.Г. Бессарабов, А.Ю. Винокуров, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Н.В. Григорьева, Б.Ю. Дворецкий, В.Р. Зимин, К.А. Кашаев, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Б.В. Коробейников, В.Ф. Крюков, В.А. Лебедев, Н.И. Матузов, Л.А. Нудненко, Е.М. Павленко, А.В. Паламарчук, Р.Р. Сеченова, Т.Н. Турыгин, А.В. Чурилов, В.Б. Ястребов и др.
Нормативную базу данного исследования составили Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, приказы Генеральной прокуратуры РФ и т.д.
Методологическую основу исследования составили: всеобщий диалектический метод познания и системного подхода, иные методы научного познания: структурный, логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод абстрагирования, анализа и синтеза, обобщения и т.п.
Заключение:
Сегодня в РФ имеют место грубейшие индивидуальные нарушения социальных прав и свобод человека и гражданина, установленные конституционными нормами, что создает определенную социальную напряженность в обществе.
Прокуратура РФ выступает общественно востребованным государственным органом, который играет важную роль в защите социальных прав и свобод человека и гражданина. Задачи прокуратуры РФ, которые установлены ст. 1 Закона о прокуратуре, включая защиту прав и свобод человека и гражданина, в полной мере соответствуют норме российской Конституции (ст. 2) о том, что обязанностью российского государства выступает признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина обладает своим предметом, особенностями и полномочиями, которые определены Законом о прокуратуре.
Таким образом, предмет прокурорского надзора за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина в РФ должен включать соблюдение конституционных законов РФ, законодательных и других нормативных правовых актов о социальных правах и свободах человека и гражданина всеми федеральными органами государственной исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления и контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соблюдение законов и иных правовых актов, изданных в этой области указанными органами и должностными лицами.
Особенности прокурорского надзора за соблюдением социальных прав и свобод человека: а) основаны на нормах действующего законодательства на основе регулирования социально-правового статуса человека и гражданина, которые установлены Конституцией РФ; б) широта содержания и объема законодательных норм, которые регулируют рассматриваемую область правовых отношений (к примеру, законодательство об оплате труда, в области ЖКХ, об охране здоровья и т.п.); в) характер законодательных норм, которые регулируют, по сути, повседневные потребности человека; г) распространение деятельности прокурора по контролю за соблюдением социальных прав и свобод не только граждан РФ, но и других лиц (иностранных граждан и лиц без гражданства либо с множественным гражданством), проживающих в России.
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина также обладают своими особенностями, которые заключаются в специальном определении их сферы действия и содержания в статьях 27, 28 ФЗ о прокуратуре.
Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина выступает независимой подфункцией функции прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Актуальность деятельности прокуроров, контролирующих соблюдение законов в этой области, определяется исключительной важностью:
— для гражданина — в возможности не только разовом, но и постоянном осуществлении его социальных прав, при условии именно соблюдения этими правами постоянных жизненных потребностей человека, его благосостояния;
— для государства — в предотвращении недовольства граждан деятельностью государственной власти, определенных социальных конфликтов, кризисов.
Одной из самых важных целей деятельности прокуратуры РФ выступает является защита при помощи осуществления возложенных на нее полномочий и функций относительно социальных прав и свобод человека и гражданина, а ее самыми важными задачами являются: принятие мер по предотвращению нарушений социальных прав и свобод человека, своевременное их выявление, быстрое и полное устранение, возмещение причиненного нарушением ущерба, обеспечение привлечения лиц, виновных в их совершении, к установленной законом ответственности.
Основными видами деятельности прокурора по контролю за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина выступает прокурорский надзор: а) за соблюдением трудовых прав человека и гражданина; б) за соблюдением прав человека и гражданина на безопасные условия труда; в) за соблюдением жилищных прав человека, в т. ч. в жилищно-коммунальной сфере; г) за соблюдением права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь; д) за соблюдением прав граждан на социальное обеспечение; систематизация и анализ учебно-методической и научно-исследовательской литературы о деятельности прокуратуры в этих областях.
В то же время для повышения эффективности мер надзора, осуществляемых прокурорами, необходимо централизованное развитие и последующее направление прокурорам на места учебных и научных пособий и рекомендаций по организации работы по контролю за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина.
Одним из способов повышения продуктивности прокурорского надзора за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина выступает совершенствование действующего законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры РФ.
Предлагается в пункте 1 статьи 26 ФЗ о прокуратуре относительно предмета надзора за соблюдением социальных прав и свобод человека дополнить (по аналогии с п. 1 ст. 21 указанного ФЗ) позицию, которая фактически отражает правоприменительную практику прокурора, а также соблюдение законов и иных правовых актов, изданных органами и должностными лицами, упомянутыми в настоящем пункте.
Поскольку формулировка «права человека и гражданина» используется в пункте 1 статьи 28 ФЗ о прокуратуре, а категория «свободы» пропущена, в пункте 1 статьи 28 указанного ФЗ следует предусмотреть право прокурора или его заместителя к принесению протеста против деяния, нарушающего не только лишь права, но и свободы человека и гражданина органом либо должностным лицом, издавшим данный акт.
Помимо этого, поскольку юридически «решения» представительного (законодательного) органа субъекта РФ либо местного самоуправления могут приниматься в различных формах, представляется целесообразным заменить слово «решение» в варианте пункта 2. статьи 23 ФЗ о прокуратуре на слово «правовой акт».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие прокуратуры
Прокуратура РФ выступает единой федеральной централизованной системой органов, которые осуществляют контроль и надзор от имени РФ за соблюдением Конституции РФ и исполнением всех действующих в пределах территории РФ законов, что закреплено в ФЗ о прокуратуре.
В переводе с латинского слово «procuro» означает «управление, попечение, заведывание», а также «должность прокурора» — «распорядителя, управляющего, заведующего».
Прокуратура является государственным органом, специально созданным для обеспечения соблюдения закона совместно с иными органами правопорядка. Прокуратура обеспечивает правоохранительную деятельность посредством надзора, уголовного преследования и других видов правоприменения.
Органы прокуратуры:
• осуществляют полномочия вне зависимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также общественных организаций и объединений и в строгом соответствии с действующим законодательством в пределах территории РФ;
• действуют публично в той мере, в которой это не противоречит требованиям действующего законодательства РФ относительно защиты прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной тайне и иных особо охраняемых законом тайнах;
• информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности [19, c. 28-34].
С целью обеспечения, единства и укрепления правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов государства и общества прокуратура РФ осуществляет:
— надзор за исполнением законов всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военными органами, органами контроля, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— контроль за соблюдением прав и свобод человека всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и другими федеральными органами государственно исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военными органами, контрольными органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— контроль за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное расследование;
— контроль за исполнением законов судебными приставами;
— контроль за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют приговоры и применяют меры принудительного исполнения, предписанные судом, администрациями мест содержания под стражей задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу;
— уголовное преследование в строгом соответствии с полномочиями, которые установлены действующим уголовно-процессуальным законодательством РФ;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [20, c, 56-58].