Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Роль медицинской сестры в профилактике страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения роли медицинской сестры в профилактике страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста 7
1.1 Содержание понятий «медицинская сестра» и «сестринский процесс» 7
1.2 Психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте 13
1.3 Специфика развития страхов у детей в дошкольном детстве 18
1.4 Психопрофилактика страхов у детей дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение роли медицинской сестры в профилактике страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста 30
2.1 Диагностика страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста 30
2.2 Система мероприятий по преодолению страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста 39
2.3 Вывод 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ62
Введение:
Актуальность исследования. Страх является базовой человеческой эмоцией и лежит в основе инстинкта самосохранения. Осмысленный и имеющий реальные основания страх позволяет реализовывать защитную и адаптивную функцию организма. При этом нередко страхи лишены реальной основы, а потому не несут более позитивных функций. В таком случае они выступают признаком эмоционального неблагополучия личности.
Проблема расстройств аффективной сферы в детском возрасте выступает одной из наиболее актуальных проблем современной науки, поскольку эмоциональные нарушения (тревожность, фобические реакции, рост числа страхов) стремительно «молодеют», проявляясь у детей, начиная с раннего возраста и развиваясь в дошкольном возрасте. Особую остроту проблеме придает тот факт, что диагностика аффективных расстройств у детей невысока в своей эффективности. Так, нередко, ребенок переживает страх или тревогу, а окружающими людьми его переживания воспринимаются как капризы, либо как особенность характера. В связи с недостаточно тщательной диагностикой расстройств аффективной сферы у детей дошкольного возраста, данная категория детей часто не получает психологической помощи и поддержки, что, в свою очередь, приводит к укоренению невротичной симптоматики.
По данным Центра здоровья детей Российской Академии медицинских наук до 85% детей в России рождаются с недостатками или отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим от 25 до 45% воспитанников детских садов нуждаются в особой психологической поддержке и коррекционных траекториях развития. При этом, несмотря на то, что большинство детей не нуждаются в особых образовательных условиях, отсутствие необходимой поддержки и индивидуализированного подхода может привести к их дезадаптации, что негативно скажется на прогрессировании индивидуальных особенностей здоровья и развития.
Изученность проблемы исследования. Страхи у детей дошкольного возраста анализировались В.М. Астаповым, А.И. Захаровым, А.М. Прихожан, Ю.В. Щербатых и др. Тревогу и формирование тревожности у детей дошкольного возраста изучали в качестве предмета своего исследования В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.
Страх перед медицинскими процедурами – достаточно распространенный вид страха у детей дошкольного возраста. Он в равной степени свойственен как тем детям, которые в виду нарушений здоровья вынуждены часто переживать медицинские манипуляции, так и тем, которые получают медицинские процедуры в рамках профилактических осмотров или редких болезней. А.И. Захаровым, крупнейшим отечественным специалистом по проблеме детских страхов, страх медицинских процедур отнесен к общей группе медицинских страхов, в которую также входят страх заболеть или чем-то заразиться, страх принимать таблетки, страх посещения лечебного учреждения и пр. А.В. Курпатов полагает, что страх медицинских процедур может быть отнесен к группе страхов, связанных со здоровьем, которые в свою очередь включаются им в страх смерти – ведущий, на его взгляд, страх, характерный для детей 5-6 лет. Мероприятия по профилактике страха медицинских процедур разрабатывали такие ученые как С.В. Гриднева, О.В. Масяляная, А.И. Тащева и др.
Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы роли медицинской сестры в профилактике страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: страх медицинских процедур в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать систему мероприятий по преодолению страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что медицинская сестра будет способствовать снижению страха медицинских процедур у дошкольников при соблюдении следующих условий:
— при создании благоприятной психологической обстановки, способствующей накоплению ребенком психологического ресурса для преодоления страхов медицинских процедур;
— при обеспечении эмоциональной и когнитивной подготовки дошкольников к предстоящей медицинской процедуре.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть понятия «медицинская сестра» и «сестринский процесс».
2. Уточнить психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте.
3. Определить специфику развития страхов у детей в дошкольном детстве.
4. Изучить психопрофилактику страхов у детей дошкольного возраста.
5. Выполнить диагностику страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста.
6. Реализовать систему мероприятий по преодолению страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста и определить ее результаты.
Методы исследования:
— анализ литературы;
— тестирование;
— констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
— методика А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой);
— проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх»;
— опросник А.И. Захарова для диагностики степени невротизации детей на основе ответов родителей.
Заключение:
Переживание тревоги и страха соотносится с потребностью любого человека, в том числе и маленького ребенка, в безопасности, выживании и сохранении собственной целостности. Страх сигнализирует об опасности и позволяет сосредоточить внимание на ее источнике. Он побуждает искать путь избавления от нее, в результате чего возникает реакция борьбы и бегства и другие организмические реакции (повышается внимание, обостряется слух и т.д.), благодаря которым ребенок может ярче и четче опасность увидеть, идентифицировать, спрогнозировать развитие ситуации, сильнее оттолкнуть, громче закричать, быстрее убежать. Таким образом, потребность в безопасности будет удовлетворена, а ребенок получит опыт собственной компетентности в деле выживания и заботы о себе.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и апробировать систему мероприятий по преодолению страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены понятия «медицинская сестра» и «сестринский процесс»;
— были уточнены психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте;
— была определена специфика развития страхов у детей в дошкольном детстве;
— была изучена психопрофилактика страхов у детей дошкольного возраста;
— была выполнена диагностика страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста;
— была реализована система мероприятий по преодолению страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста и определена ее результаты.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что медицинская сестра будет способствовать снижению страха медицинских процедур у дошкольников при соблюдении следующих условий:
— при создании благоприятной психологической обстановки, способствующей накоплению ребенком психологического ресурса для преодоления страхов медицинских процедур;
— при обеспечении эмоциональной и когнитивной подготовки дошкольников к предстоящей медицинской процедуре.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения роли медицинской сестры в профилактике страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста
1.1 Содержание понятий «медицинская сестра» и «сестринский процесс»
Сестринское дело является важной частью системы здравоохранения. В настоящее время сестринский персонал составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения.
Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского звена – медицинских сестер, очень широки. В современных условиях особо следует выделить такие функции медицинских сестер как:
— оказание первичной медико-санитарной помощи и проведение профилактики заболеваний;
— обучение населения основам гигиены;
— расширение объемов помощи на дому;
— увеличение количества реабилитационных мероприятий;
— оказание паллиативной помощи и т.д. [11].
Потребность в этих видах деятельности чрезвычайно велика, особенно в настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья населения.
Мировая практика показывает, что при рациональном использовании сестринских кадров значительно улучшается качество медицинской помощи, увеличиваются ее доступность и экономичность, эффективно используются ресурсы в здравоохранении.
Проведенные в разных странах исследования раскрывают универсальный характер сестринской помощи и подчеркивают унифицированность потребностей в ней. В сестринском деле присущи разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента. Повышение уровня образования сестринского персонала создает реальные возможности для соблюдения необходимых медицинских технологий, обеспечения гарантий качества лечения, диагностики и ухода, накопления и использования знаний о потребностях больных в сестринской помощи.
В настоящее время медицинским сестрам, фельдшерам, акушерам необходимы современные знания в области философии и теории сестринского дела, общения в сестринском деле, психологии, требований по обеспечению безопасной больничной среды лечебно-профилактических учреждении. Они должны умело выполнять сестринские манипуляции в точном соответствии с современными требованиями. Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна владеть теоретическими основами, практическими навыками, уметь пользоваться предметами ухода за больными [38, c. 3-6].
Существует множество определений сестринского дела, на формулировку которых повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, уровень развития системы здравоохранения, особенности обязанностей сестринского персонала, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представление и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Но, несмотря на перечисленные факторы, сестринское дело должно соответствовать современным профессиональным стандартам и иметь законодательную основу [38, c. 3-6].
Согласно современным представлениям медицинские сестры в своей деятельности должны выступать как равноправный субъект системы здравоохранения, выполняющий свои специфические функции, к которым относится не только обеспечение ухода за больными, но и решение возникающих у него проблем в рамках существующих стандартов сестринской деятельности и своей компетенции.
В сестринскую компетенцию входят профессиональные умения и навыки, человеческая забота, способность взять на себя ответственность за принимаемые решения и действия, желание постоянно совершенствоваться. Сегодня как никогда пациенты нуждаются в качественно новом виде сестринской помощи, которая становится возможной при осуществлении сестринского процесса [31].
Сестринский процесс – это оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие бы он предпринял сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. Однако на современном этапе наиболее приемлемым следует считать следующее определение: сестринский процесс – это научно обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного решения возникающих у него проблем.
Основными целями сестринского процесса являются:
— обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния;
— предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента;
— помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой;
— поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, либо обеспечение паллиативной помощи [12, c. 43-44].
Сестринский процесс представляет собой план действий медицинской сестры, который учитывает потребность пациента и состоит из пяти этапов:
— первичный осмотр пациента и оценка его состояния;
— предварительный сестринский диагноз;
— этап планирования;
— этап выполнения;
— оценка эффективности проделанной работы [12, c. 43-44].
Сестринский процесс направлен на:
— обеспечение качественного оказания помощи;
— укрепление и сохранение здоровья пациента, семьи, общества;
— профилактику осложнений;
— обеспечение для пациента максимально возможного психического и физического комфорта, способствующего его выздоровлению [12, c. 43-44].
Задачи медицинской сестры в работе с пациентом таковы:
— создавать атмосферу доверия;
— способствовать сохранению и развитию возможностей пациента;
— способствовать личностному росту и развитию пациента в процессе решения его проблем;
— действовать на основе правовых, этических и моральных норм [12, c. 43-44].
Задачи пациента при этом таковы:
— доверять медицинской сестре;
— учиться оценивать свои возможности и при необходимости менять образ жизни;
— учиться максимально использовать свои возможности, бороться, а не приспосабливаться;
— учиться эффективно справляться с жизненными обстоятельствами и/или сохранять эту способность [12, c. 43-44].
Качество жизни представляет собой субъективное ощущение соответствия или несоответствия между фактическим и ожидаемым уровнем жизни, определяемое физическими, психологическими, духовными и социальными аспектами человеческого существования. Его определяют по следующим критериям:
— физическая подвижность;
— отсутствие болей и дискомфорта;
— способность к самообслуживанию;
— способность к нормальной социальной активности [12, c. 43-44].