Декоративно-прикладного искусство Дипломная работа (колледж/техникум) Гуманитарные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1. Значение декоративно-прикладного искусства в развитии детей и взрослых 5
1.2. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства 7
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДЕКОРАТИВНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У РАЗНОВОЗРАСТНОЙ АУДИТОРИИ 9
2.1. Диагностика уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений 9
2.2. Развитие декоративно-прикладного творчества у разновозрастной аудитории 12
2.3. Выявление уровня эффективности работы по декоративно-прикладного творчества у разновозрастной аудитории 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Выводы 19
Список использованных источников 20
Приложение 21

  

Введение:

 

Актуальность. Развитие декоративно-прикладного творчества у человека играет существенную роль в развитии его личности. При этом, народное искусство является в настоящее время важным направлением в развитии эстетических и патриотических аспектов. В настоящее время преимущественно обоснованным является представление о том, что декоративно-прикладное искусство возникает в качестве социально обусловленного способа человеческой деятельности, которая, в свою очередь, дает возможность решать определенного рода практические задачи в жизни человека. Именно он предоставлял человеку материальные средства для воплощения своих идей.
Декоративно-прикладное искусство, кроме того, развивает человека с эстетической точки зрения, формирует его внутреннее самосознание и личностную ориентацию. В декоративно-прикладном искусстве отражаются духовные интересы. Также декоративно-прикладное искусство хранит в себе традиции народа, демонстрируя фольклорные аспекты. Самое главное, что следует выделить в смысле декоративно-прикладного искусства для человека – это выражение положительного, доброго отношения к природе, к жизни. В сущности, это демонстрация красоты.
Также актуальность подтверждена учеными по изобразительному искусству, такими как Г.Г. Григорьева, которая раскрыла ключевые принципы построения предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности в своей работе «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности», Н.М. Скаткин и И.Я. Лернер, выработавшие методы обучения изобразительному искусству в работе «Дидактика» , Т.С. Комарова в труде «Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию» представила основной перечень методов, которые оптимально использовать в работе с разновозрастной аудиторией, Г.Н. Пантелеев в пособии «Декоративное искусство — детям» рассказал об особенностях декоративно-прикладного искусства и его преподавания в детском саду, Е.О. Шишова в книге «Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду» также рассматривает особенности декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования: декоративно-прикладное творчество в разновозрастной аудитории.
Предмет исследования: процесс развития изобразительного творчества в разновозрастной аудитории средствами декоративно-прикладного искусства на основе хохломы.
Цель исследования: изучить сущность развития изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства и их связь.
Исходя из поставленной цели, определим ряд задач:
1. Выявить значение декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста.
2. Определить методику ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
3. Провести диагностику уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений.
4. Представить развитие декоративно-прикладного творчества у разновозрастной аудитории.
5. Выявить уровень эффективности работы по развитию декоративно-прикладного творчества у разновозрастной аудитории на примере хохломы.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнительный метод.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи было рассмотрено значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Мы выяснили, что декоративно-прикладное искусство носит развивающий характер, способствует формированию эстетического отношения к миру. Народное декоративно-прикладное искусство доступно восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.
В ходе решения второй задачи была представлена методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Отмечается, что подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, должны иметь возможность для широкого использования.
В ходе решения третьей задачи была проведена констатирующая диагностика уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений. Было выяснено, что у людей наблюдается преимущественно средний и низкий уровни изобразительного творчества. Из этого была выведена необходимость проведения формирующего эксперимента.
В ходе решения четвертой задачи был проведен формирующих этап эксперимента, направленный на развитие изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Был предложен проект на основе декоративно-прикладного творчества по хохломской росписи.
В ходе решения пятой задачи был проведен контрольный этап эксперимента, направленный на выявление уровня эффективности работы по развитию изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства (хохломы). В процессе формирующего этапа представленного исследования у людей значительно повысился уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений.
Таким образом, задачи работы выполнены. Цель достигнута.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1. ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Декоративно-прикладное искусство по своей сути призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Следует отметить, что еще на ранних этапах развития человеческого рода люди стремились к тому, чтобы вещи были не только практичными и эргономичными для их использования, но и также привлекательными внешне, притягивающими.
Любой народ, испытывая влияние жизненных и природных условий, на протяжении своего существования формирует совершенно самобытные традиции в развитии декоративно-прикладного творчества. Отсюда, собственно, и появляются любимые темы рисунков, орнаментов, происходит отбор материалов, форм и колоритов. Происходит построение художественно-прикладной идентичности ремесла. Можно говорить и о том, что характерные черты народного творчества также являются основой профессионального художественно-декоративного искусства.
Термин «декоративно-прикладное искусство» сам по себе подсказывает его первоначальное назначение. Это деятельность является прикладной, то есть направлена на улучшение качества предметов. Здесь можно отметить, к примеру, наличие утилитарного характера.
Вместе с тем, декоративно-прикладная деятельность обладает художественно-декоративным характером, поскольку стремится к непосредственно художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное значения при этом действительно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Художественная образность вещи делает ее приятной взгляду, эстетичной. Утилитарное начало, в свою очередь, подчеркивает жизненность художественной отделки.
В народе всегда создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, которые радовали и активно развивали воображение человека. Более того, людей разных возрастов приобщали к изготовлению тех или иных ремесленных продуктов. На сегодняшний день такие традиции находят свое отражение в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования и так далее.
Особая ценность художественно-прикладной деятельности заключается, прежде всего, в том, что она дает человеку возможность применять самые разнообразные материалы. Поэтому надо подготовить и выбрать только те, которые наиболее полно подходят к осуществлению замысла. Это процесс поэтапный, он развивает личностную инициативность, а также побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.
Изобразительной деятельности уделяется значительное место в работе детского сада, школы, кружка, образовательного учреждения среднего и высшего звена по художественному профилю. Причем, усвоение декоративных приемов происходит одновременно с усвоением навыков рисунка.
Художественно-прикладная практика человека, прежде всего, характеризуется образностью и своим утилитарным назначением. К примеру, дети радуются, даря своим мамам скромные подарки, видя, что на праздничных утренниках стены зала украшены созданными ими флажками или какими-либо другими элементами. В данном случае дети не только принимают участие в украшении окружающего пространства. Также они и приобщаются к активной творческой деятельности. Причем, такое приобщение может происходить в любом возрасте. Следовательно, утилитарность в данном случае определяется воспитательными задачами.
Для взрослого человека декоративно-прикладное искусство – это средство самореализации и эстетического восприятия мира. Художественная образность в декоративно-прикладном творчестве своеобразна и выступает в виде условных символов, эмблем, графических изображений.
Реализуя декоративно-прикладную деятельность, взрослые воспитывают в себе эстетическое восприятие мира, чувство народности, гражданственности и, соответственно, патриотизма. Все эти элементы в современном мире чрезвычайно важны.
Формирование декоративного творчества происходит поэтапно, при помощи использования различных творческих заданий и создания необходимых условий. Представленная поэтапность зависит при этом от вида деятельности. Развитие чувства цвета, к примеру, происходит от освоения человеком жизненных свойств красок и, соответственно, их сочетаний к использованию этих свойств для образного воплощения . В декоративной деятельности под влиянием фольклора, от восприятия образцов и их отдельных выразительных средств человек переходит к творческим композициям с использованием различных материалов. Основу творческих заданий составляют определенные темы, которые делают образ наглядным и доступным . Произведения декоративно-прикладного искусства в жизни человека отвечают основным требованиям, а именно: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу, по технике выполнения и по функциональным признакам использования предмета. Представленная классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Следует обратить внимание на то, что народное искусство по изначальному замыслу обладает некоторой образностью. Именно по этой причине декоративно-прикладное искусство и доступно восприятию в совершенно любом возрасте, поскольку несет в себе доступное и понятное содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающей действительности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы