Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Рисование как средство развития образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 6
1.1.Определение понятия «Образное мышление» 6
1.2. Особенности развития образного мышления у старших дошкольников 8
1.3. Роль рисования в развитии образного мышления у старших дошкольников 12
Выводы по Главе 1 16
Глава 2. Исследование уровня развития образного мышления у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1. Выявление уровня развития образного мышления у старших дошкольников 17
2.2. Рекомендации по повышению уровня развития образного мышления у старших дошкольников 23
Выводы по Главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день в системе дошкольного образования присутствуют определенные противоречия между необходимостью развития образного мышления у дошкольников, которое позволяет выстраивать субъективную картину мира, закладывая первоначальные принципы детского мировоззрения и скудностью использования творческих форм организации продуктивной деятельности. Однако же, рисование – это одно из основных средств развития образного мышления. В дошкольном детстве ребенок активно рисует, изображая фантазийные и бытовые сюжеты. Но в силу недостаточной сформированности технических навыков ребенок не рисует как таковой предмет, он узнает в своем рисунке предмет. Рисование помогает ребенку выражать свои чувства и демонстрировать внутренний мир.
В старшем дошкольном возрасте рисование приобретает уже сюжетный характер. Чем больше дети узнают нового, тем больше у них возможностей изображать сюжеты и передавать образы. Этот процесс предполагает представление визуальных образов, составление их в единое целое. Соответственно, важно понимать, что именно рисование позволяет, благодаря предметно-образной природе, развивать образное мышление, тем самым расширяя свой кругозор и развивая личностный потенциал.
Необходимо обратить внимание на то, что в текстах ФГОС НО среди предметных, метапредметных и личностных результатов обучения практически отсутствуют какие-либо упоминания об образном. Поэтому выделим следующие наиболее близкие результаты обучения:
— метапредментые: освоение доступных способов решения проблем творческого и поискового характера;
— предметные — умение эмоционально-образно воспринимать визуальные образы;
— личностные — овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
При этом Конвенция о правах ребенка развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. Один из интересов детей – творческая деятельность.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в определении средств развития образного мышления в процессе занятий рисованием.
Объект данного исследования: образное мышление в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: рисование как средство развития образного мышления.
Цель исследования: выявить особенности процесса развития образного мышления на занятиях рисованием в детском саду.
Исходя из поставленной цели необходимо определить круг исследовательских задач:
— определить понятие «образное мышление»;
— рассмотреть особенности развития образного мышления у старших дошкольников;
— представить роль рисования в развитии образного мышления у старших дошкольников;
— выявить уровень развития образного мышления у старших дошкольников;
— дать рекомендации по повышению уровня развития образного мышления у старших дошкольников.
Методы исследования. В исследовании были использованы теоретические и практические методы:
— теоретические (анализ, синтез, обобщение);
— практические (экспериментальное наблюдение, обобщение педагогического опыта, изучение состояния исследуемого вопроса теоретически по литературным источникам).
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность организации различных видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов и других ДОО.
База исследования:
Структура исследования. Работа состоит из введения основной части. Которая состоит из двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Заключение:
В произведенном исследовании было выяснено, что в настоящее время одним из акцентов дошкольного учреждения является развитие образного мышления, которое помогает ребенку осваивать окружающий мир, формируя в своей личности эстетическое восприятие действительности. Исходя из того, что образное мышление наиболее четко и лаконично формируется в процессе наглядности, следует сказать о включенности в рассматриваемый процесс зрительных органов чувств. Видя те или иные образы, ребенок старшего дошкольного возраста интерпретирует их и переносит на лист бумаги – данный процесс является вполне закономерным. Исходя из этого нами отмечается, что рисование при развитии образного мышления является основным занятием в условиях дошкольного учреждения.
Кроме того, в ходе практического исследования было определено, что уровень развития образного мышления у старших дошкольников является недостаточным. Преимущественно детей показали средний уровень развития образного мышления. Это дети, которые создают сюжетное изображение, используя разнообразные композиционные решения, различные цвета и оттенки, а также передачу характерных поз, динамику или статику, жесты, мимику, существенные детали, но не передают в композиции трехмерность пространства. И, в соответствии с этим, были даны рекомендации по повышению образного мышления у детей. Акцент был сделан на реализации гностического подхода. Необходимо стимулировать познавательную деятельность старших дошкольников, формулируя у них интерес к восприятию образов.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования является достигнутой.
Фрагмент текста работы:
В настоящее время в образовательной системе актуализируется задача подготовки ребенка к социальной и профессиональной жизни, а также развитие образного мышления, которое непосредственно отвечает за интересные решения в тех или иных ситуациях, а также способствует в разрешении возникающих ситуаций, в которых креативное решение может быть необходимым.
Интерес к проблеме развития образного мышления, если рассматривать его как весомый по значимости инструмент личностного развития, сегодня является достаточно актуальным. В частности, как правило российские исследователи рассматривают образное мышление как ключ к пониманию человека и его личностного потенциала не только в области искусства, но и в прочих смежных областях. В сущности, креативность, представляясь одним из наиболее важных компонентов в процессе обучения, находится в зависимости от развития образного мышления, при этом формируется способность мыслить образами, создавать гармоничные работы, развивается способность к сознательному и творчески активному ведению своих проектов [1].
Мышление как таковое представляется высшей формой познавательной деятельности человека, которая позволяет, в свою очередь, отражать окружающую действительность в обобщенном виде, а также устанавливать различного рода связи и отношения между предметами и явлениями, что выражается в различных формах, видах мышления, в том числе и наглядно-образного [2, с. 177].
Определяя сущностные характеристики формирования образного мышления, следует, в первую очередь, обозначить теоретические признаки данного понятия. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на том, что отличие мышления от прочих психологических процессов познания заключается в том, что оно связывается с активным изменением условий проживания человека в социуме. В частности, обобщенное познание окружающей действительности при помощи творческих предметов, к примеру, уроков изобразительного искусства, осуществляется путем чувственного отражения, а также подражания и интерпретации непосредственной сути явления. И с этой точки зрения отражением объективной реальности представляется образ.
«Образ» с латинского языка трактуется как имитация. Это отражение реальности в мире посредством других процессов: мыслительных или воспроизводительных [3, с.19]. Соответственно, образное мышление рассматривается как вид мыслительного процесса, где важными являются образы. Данные образы, соответственно, извлекаются из памяти или воссоздаются посредством воображения. В процессе решения различных мыслительных задач соответствующие образы на уровне мыслительного процесса преобразуются таким образом, что в результате манипулирования ими формулируется то или иное решение поставленной задачи [4, с. 303].
Обратим внимание на то, что образы формулируются при условиях предъявления различных материалов, среди которых могут просматриваться схематические, знаково-символические, предметные, графические и другие. И здесь важно отметить также и то, что при переходе от одного наглядного материала к другому качественно трансформируется его содержательная часть на уровне ума, вследствие чего формируется сам образ. И здесь зачастую у школьников могут возникать различного рода трудности, которые можно трактовать тотальным отсутствием технологии развития образного мышления в образовательных программах в структуре дошкольного образования. Образ, как следует заметить, имеет определенно сложную структуру, в которой можно выделить следующие уровни:
− образ-замысел в творческом воображении художника;
− образ-произведение, воплощенный в том или ином материале;
− образ-восприятие, возникающий в сознании зрителя [5].
Представленные выше уровни являются фундаментом образного мышления.
Преимущественно для детей дошкольного возраста образ-замысел является двигателем, запуск которого происходит в процессе мышления творца, и это является основой для формирования образа-произведения. С этой точки зрения можно говорить о том, что умение мыслить образами также можно рассматривать как умение видеть объекты в представлении целостном, то есть в их обобщении и взаимосвязи. Так, образное мышление – это один из основных факторов творческой личности [6, с.257].
Таким образом, образное мышление – это способ преобразования настоящей действительности, модификация реального в воображаемое, в представление, в образность и обобщение. И такая тенденция является для каждого школьника значимой, поскольку образное мышление необходимо в процессе жизни уже взрослого человека по причине именно навыка к обобщению и комплексности.