Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Режим охраны государственной тайны и ответственность за его нарушение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Государственная тайна: понятие и ее содержание, нормативно правовая база и ответственность за нарушение государственной тайны 6
1.1 Понятие режима защиты государственной тайны и его содержание 6
1.2 Нормативно-правовая база регламентирующая режим охраны государственной тайны 9
1.3 Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне 15
Глава 2. Режим охраны государственной тайны 22
2.1 Принципы, методы и средства защиты сведений, составляющих государственную тайну 22
2.2 Специальные правила в сфере правового режима обеспечения гсоударственнйо тайны 28
2.3 Допущение должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне 33
Глава 3. Актуальные вопросы реализации ответственности в сфере обеспечения государственной тайны 43
3.1 Услвоия реализации ответственности и наказания за разглашение государственной тайны 43
3.2 Особенности разграничения уголовной ответственности за разглашение государственной тайны и смежных преступлений 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Введение:
Актуальность темы работы моего исследования связана с тем, что правовые и организационные вопросы охраны государственной тайны и реализации ответственности за разглашение государственной тайны являются ключевыми и стратегическими для любой страны.
Ни для кого не секрет, что информация, которая составляет государственную тайну, считается строго секретной и доступна узко очерченному кругу лиц. Государство внимательно следит за тем, чтобы важнейшие сведения о его внутренней и внешней политике не просочились за определенные социальные круги. Не удивительно, что в российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны.
В современных условиях в государстве возрастает значение информации, что свидетельствует о переходе от индустриальногообщества, к информационному. Высокая роль информации в государстве, привела к появлению и развитию социальных отношений, в сфере информационных процессов.
Перечень сведений, отнесенных в настоящее время к государственной тайне устанавливаются указом Президента РФ. А главным отличием государственной тайны от любой другой тайны является то, что она напрямую связана с интересами всего государства,а распространение засекреченных сведений может нанести огромнейший урон безопасности страны, а не отдельно взятой, к примеру, коммерческой организации.
Концепция охраны общегосударственной тайны — взаимодействие органов, которые занимаются защитой государственной тайны, применяемых ими средств и способов охраны данных, составляющих национальную тайну и их носителей, а кроме того мероприятий, проводимых в данных целях.
Доступ к государственной тайне – это процесс оформления права людей на доступ к данным, образующим государственную тайну, а предприятий, органов и учреждений – на осуществление работ с применением таких сведений.
Допуск к сведениям, образующим государственную тайну, есть организованное, уполномоченным должностным лицом, ознакомление определенного лица с этими данными.
Объект исследования – общественные отношения в сфере реализации правовых норм, содержащих в себе защиту конфиденциальности информации, составляющей государственную тайну.
Предмет исследования – открытые нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны, а также теоретические исследования по проблемам правового регулирования государственной тайны.
Цель работы – исследование актуальных проблем правового регулирования охраны государственной тайны и реализации ответственности за разглашение государственной тайны в РФ.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1. изучить юридическую природу и общее понятие института государственной тайны в России;
2. определить нормативно-правовой режим охраны государственной тайны;
3. дать общую характеристику юридической ответсвенности за нарушение режима охраны государственной тайны;
4. проанализировать особенности применения уголовной ответственности за нарушение государственной тайны в РФ.
Основными приемами и методами исследований в работе являются наиболее распространенные общенаучные методы: анализ и синтез научной и учебной литературы, исторический подход, сравнительно-правовое исследование, структурно-логическое изложение материала, формально-юридический прием.
Нормативная база исследования – современное действующее законодательство РФ обеспечивающее правовой режим охраны государственной тайны и устанавливающее систему ответсвенности за разглашение государственной тайны в РФ.
Теоретическую основу исследования составляют юридическая литература по мтме исследования в которой раскрыт общие принципы и особенности правового режима охраны государственной тайны и ответсвеннсоти за разглашение государственной тайны в РФ.В частности, труды Верютина В.Н. «Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны», Дьяков С.В. «Ответственность за государственные преступления», Камаловой Г. Г. «Вопросы систематизации информации ограниченного доступа», Сусловой С.И. «Тайна в праве России: цивилистический аспект», Талапиной Э.В. «Государственное управление в информационном обществе(правовой аспект)», Юдиной В.Н. «Актуальные вопросы правового регулирования государственной тайны» и др.
В структуре работы сформировано введение, три главы, заключение и списко источников. Первая глава посвящена теоретико-правовым аспектам института государственной тайны, правовому режиму охраны государственной тайны и ответсвенности за разглашение государственной тайны в РФ Далее, вторая глава работы, посвящена исследованию режима охраны государственной тайны, где раскрыты принципы, методы и средства защиты сведений, составляющих государственную тайну, специальные правила в сфере правового режима обеспечения гсоударственнйо тайны. Заключительная глава работы посвящена изучения отдельных актуальных вопросов реализации ответственности в сфере обеспечения государственной тайны.
Заключение:
Государственная тайна представляет собой определенные сведения военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, которые находятся под защитой государства и разглашение которых может привести к нарушению российской безопасности.
Соответственно, информация, составляющая государственную тайну, касается следующих областей:
внешняя политика;
военная деятельность;
экономика;
технические и научные разработки;
разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность.
Данная информация также различается по уровню секретности. Это зависит от того, насколько серьезный вред может нанести государству ее разглашение. Каждому уровню секретности присваивается соответствующий гриф секретности. На сегодняшний день существует три уровня секретности: сведения особой важности, секретные и строго секретные.
Вместе с тем, тайной государства не могут объявлять следующие сведения:
Стихийные бедствия, природные и техногенные катастрофы, их течение и последствия для населения.
Экологическое, санитарное, демографическое, сельскохозяйственное состояние государства, вопросы в области здравоохранения и образования.
Социальные пособия, привилегия, которые могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам.
Реальные случаи нарушения свобод и основных прав человека.
Размер золотого запаса и валютных резервов.
Факты о здоровье лиц, занимающих высшие должности в государстве.
Нарушения, совершенные госслужащими или органами госвласти.
Ответственность за разглашение гостайны прописывается в статье 283 УК РФ.
Документ подразумевает наложение уголовного наказания на лицо, которому по службе, учебе, работе или другой деятельности, разрешенной законом, была доверена государственная тайна, ставшая по его вине достоянием третьих лиц или широкой общественности.
Первый пункт документа также уточняет, что наложение ответственности по данной статье возможно только в случае отсутствия состава преступления, прописанного в статьях 275 и 276 уголовного кодекса.
Во второй части ст. 283 указывается наказание для лица, разглашение секретной информации которым привело к тяжким последствиям для государства.
Главным объектом правонарушения являются общественные отношения, которые характеризуют деятельность по обращению с засекреченными документами, причисляемыми к категории государственной тайны. Сами секретные сведения, хранящиеся в данных документах, будут являться предметом преступления.
Объективная сторона раскрывается в разглашении лицом сведений, представляющих собой государственную тайну, в ситуации, если эти сведения оказались достоянием других граждан.
Разглашение в данном случае означает придание информации огласке посторонним. Разглашение может происходить различными способами:
1. Письменно (размещение сведений в интернете, в газетах, в прочих средствах массовой информации, передача их в письме, записке и т.д.).
2. Устно (во время публичного выступления, при личном разговоре).
3. В процессе демонстрации посторонним каких-либо секретных материалов, чертежей, писем, цифр, документов.
4. Несоблюдение предписаний хранения такой информации (утеря секретных документов или хранение в неположенном месте).
В качестве «посторонних» лиц в данном контексте понимаются люди, которые не были наделены полномочиями доступа к конкретным сведениями, относящимся к государственной тайне.
То есть даже если постороннее лицо имеет право знать какую-либо другую часть государственной тайны, ей не может быть предоставлен доступ к остальной информации. Это будет считаться преступлением.
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, также может выражаться в форме действия (непосредственная передача информации третьим лицам) или в форме бездействия (неаккуратное обращение с документами, которые содержат гостайну, в результате чего ими завладели другие лица).
Преступление будет признано совершенным в тот момент, когда третьи лица получили секретную информацию и осознали хотя бы часть ее смысла. В данном случае полного осознания раскрытой информации не требуется.
Субъектом данного противоправного деяния могут выступать две категории лиц:
1. Лицо, которое обладает секретными сведениями в силу занимаемой им должности, требующей работы с этой информацией.
2. Лицо, которое в процессе выполнения своей работы получило возможность ознакомиться с информацией, содержащейся в засекреченных документах. В пример можно привести, создателя макета для секретного вида оружия, мастер, который участвует в процессе изготовления этого оружия и так далее.
Таким образом, лицо, никак не связанное обязательствами о неразглашении государственной тайны, к ответственности по данной статье привлекаться не может.
Преступление может быть совершено как при наличии умысла, так и по неосторожности. Причем умысел также может быть двух типов: прямой и косвенный. В первом случае лицо намеренно сообщает секретную информацию для распространения ее в общественных кругах.
Во втором случае, лицо также осознает опасность распространения сведений, но, тем не менее, рассказывает о них, например, в ходе разговора. Что же касается разглашения сведений по неосторожности, то за это преступнику тоже грозит наказание. Так, оставленные без присмотра и найденные третьими лицами секретные документы, могут привести к наложению ответственности на лицо, забывшее их.
В целом, мотив преступления не влияет на конечное наказание. В качестве мотива может выступать как желание показать собственную важность, так и помочь другому лицу с выполнением какой-либо задачи.
Данное преступление может квалифицироваться как средней тяжести или тяжкое, если оно повлекло за собой серьезные последствия, создающие угрозу безопасности государству.
Такие последствия могут представлять собой сворачивание тех или иных разработок в области науки и техники, попадание сведений в руки иностранных государств или их агентов.
Необходимо также отличать преступление в виде разглашения государственной тайны от измены родине. Соответственно, преступник не может быть обвинен по данной статье, если он намеренно разглашал секретную информацию непосредственно представителям иностранных государств.
Наказание для преступника, обвиненного в разглашении государственной тайны, будет заключаться в наложении ареста на срок от четырех месяцев до полугода или лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
В случае, если преступление привело к тяжким для государства последствиям, преступнику грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет с изъятием права на занимаемую должность сроком до трех лет.
Соответственно, в случае вынесения приговора по данной статье, преступник фактически оказывается отрезанным от возможности продолжать карьеру в области, предполагающей предоставление сотрудникам конфиденциальной информации, содержащей секретные сведения о государстве.
Таким образом, статья за разглашение государственной тайны предполагает действительно серьезную ответственность и сурово карается законодательством. Именно поэтому люди, обладающие секретной информацией, должны понимать, что вопрос о ее неразглашении не обсуждается и является обязательным для исполнения.
Деяние следует относить к преступлениям против государства. Виды ответственности за разглашение государственной тайны предусматривается в статье 283 Уголовного Кодекса РФ. Это понятие является довольно сложным в трактовке, так как с объективной стороны оно вбирает в себя самые разнообразные способы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Государственная тайна: понятие и ее содержание, нормативно правовая база и ответственность за нарушение государственной тайны
1.1 Понятие режима защиты государственной тайны и его содержание
Государственная тайна – это защищаемые силами государства сведения в различных областях: внешнеполитической, военной, экономической, оперативно – розыскной, разведывательной и контрразведывательной . В результате разглашения государственной тайны может быть нанесен ущерб безопасности всего государства, а не только его отдельных регионов.
Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 — информ в поле заполняется определенными цифрами. Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты.
Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия. Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти.
С целью защиты государственной тайны от нежелательного раскрытия и освещения придуманы и опубликованы государственные законы, нормы и права: Конституция Российской Федерации, Закон «О государственной тайне» и Закон «О безопасности». На распространение сведений о государственной тайне установлены ограничения с самого момента их создания или разработки, а также заблаговременно. Проводятся подобные мероприятия с целью упорядочить обращения нормативными актами.
Стоит отметить, что органы государственной структуры и ее руководители имеют возможность изучать государственную тайну, но к ним применяются некоторые запреты. Самым уязвимым место для государственной тайны являются средства массовой информации. Несмотря на то, что нормативно государственная тайна регулируется деятельностью средств массовой информации, он может быть освещена .