Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Решение задач трудового воспитания в системе формирования экологических представлений детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 7
1.1. Педагогические основы трудового воспитания дошкольников 7
1.2. Теоретический анализ проблемы формирования экологических представлений детей 14
1.3. Труд как средство формирования экологических представлений детей 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 29
2.1. Диагностика уровня сформированности экологических представлений у дошкольников средней группы 29
2.2. Организация практической работы, направленной на решение задач трудового воспитания в системе формирования экологических представлений детей 33
38
2.3. Результаты практической работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Введение:
Актуальность темы исследования. Существенная роль в решении воспитательных и образовательных задач в дошкольных учреждениях принадлежит трудовому воспитанию. Ребенок, включаясь в трудовой процесс, коренным образом меняет свое представление об окружающем мире и себе самом. Кардинально меняется самооценка. В процессе овладения новыми знаниями и общения формируется мировоззрение дошкольника.
Существуют разнообразные формы организации трудового воспитания. К примеру, систематически выполняемая работа дает возможность развивать чувство товарищества и долга, ответственности за порученное дело, а также такие качества личности, как честность, правдивость, настойчивость. Трудовая деятельность позволяет включать дошкольников в процессы, что оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка в целом. У детей воспитываются определенные навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что тем самым создает условия для здорово образа жизни. Включение детей в разнообразный труд дает возможность также постигнуть его красоту и получить удовлетворение от его результатов.
В настоящее время требования экологической культуры и образованности становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Уделяется всё больше внимания экологическому образованию, формированию экологических представлений, а также экологической культуры детей, начиная с дошкольного возраста. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к окружающим людям и к себе. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Заметное ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Необходимо рационально использовать природные ресурсы не только лишь в интересах человека, но также и природы.
Цель экологического образования дошкольников – воспитать в детях способность любить и понимать окружающий их мир и бережно к нему относиться. Общение с природой помогает обогатить духовную сферу человека, способствует формированию ряда положительных моральных качеств. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Основы экологической культуры могут закладываться только во время общения с природой и в деятельности, организованной педагогически грамотно. Важно, чтобы в процессе формирования экологических представлений приобретение умений, навыков и знаний не являлось самоцелью, а помогало формированию основ экологической культуры.
Под экологической культурой понимают совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту (С.Н. Николаева). Подобное отношение основывается на элементарных экологических представлениях, приобретаемых детьми в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе и в процессе решения задач трудового воспитания. Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Данный вид деятельности способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.
В дошкольном возрасте закладывается база экологических представлений. В исследованиях С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, И.А. Хайдуровой, А.М. Федотовой и других, было доказано, что в возрасте 4-7 лет детям доступны знания о растениях, человеке, животных, доступно понимание о них как о живых существах. У детей этого возраста складываются представления о зависимостях и связях в мире природы и между природой и человеком; об огромном количестве ценностей природы – познавательной, оздоровительной, нравственной, практической, эстетической; а также, что природа есть среда обитания для человека. Однако для формирования экологических представлений детей среднего дошкольного возраста необходима целенаправленная педагогическая деятельность по разработке и проведению занятий, направленных на знакомство детей с природой, на привитие ощущение единства с ней, на воспитание и «утончение» чувств ребенка. Такая работа может быть основана на использовании воспитательных возможностей элементарного детского труда.
Цель работы – выявление педагогических условий решения задач трудового воспитания в системе формирования экологических представлений детей.
Объект исследования: процесс решения задач трудового воспитания в системе формирования экологических представлений детей.
Предмет исследования: педагогические условия организации работы по решению задач трудового воспитания в системе формирования экологических представлений детей.
Задачи исследования:
1) Изучить педагогические основы трудового воспитания детей;
2) Провести теоретический анализ проблемы формирования экологических представлений дошкольников;
3) Рассмотреть труд как средство формирования экологических представлений детей;
4) Провести диагностику уровня сформированности экологических представлений у дошкольников средней группы;
5) Организовать практическую работу, направленную на решение задач трудового воспитания в системе формирования экологических представлений детей;
6) Проанализировать результаты практической работы.
Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме; наблюдение за деятельностью воспитателей и дошкольников во время ознакомления с природой; наблюдение за отношением детей к растениям в группе; наблюдение за поведением по отношению к объекту живой природы.
Теоретические основы работы: труды, раскрывающие суть личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); работы, обосновывающие гуманистическую направленность педагогической работы с детьми дошкольного возраста (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко); труды, освещающие пути организации работы с дошкольниками в русле деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); исследования в области экологического образования дошкольников (Н.А. Рыжова и др.); исследования в области формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева и др.); работы, посвященные экологическому образованию в целом (С.Д. Дерябо, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, В.А. Ясвин).
База исследования: ДОУ города Калязин, средняя группа общей численностью 23 человека.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В ходе исследования был проведен теоретический анализ проблемы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа психолого-педагогической литературы, научных и методических работ нами были сделаны следующие выводы:
1) Экологические представления — это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом (С.Н. Николаева).
2) Труд для дошкольника – это полезная и важная деятельность. Она влияет на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, эмоциональное, волевое развитие; способствует воспитанию нравственных качеств, эстетических чувств, влияет на развитие самооценки.
В процессе труда дошкольники осознают зависимость состояния растений от условий, в которых они произрастают, узнают о том, что изменение среды всегда влечет за собой изменения в состояние растений. Освоение всех этих зависимостей и связей оказывает влияние также и на отношение к труду: он становится целенаправленным и более осмысленным. У детей формируется трудолюбие и устойчивый интерес к труду.
Труд в природе помогает развивать у детей наблюдательность и любознательность, пытливость, вызывает у них интерес к труду человека, к объектам природы, уважение к людям труда.
Для подтверждения гипотезы и результатов теоретического анализа была проведена практическая работа по формированию экологических представлений дошкольников средней группы средствами детского труда. На этапе диагностики было обнаружено, что уровень сформированности экологических представлений детей находится на достаточно низком уровне, что сделало необходимым проведение дополнительной формирующей работы с этими дошкольниками.
При организации и проведении работы были соблюдены педагогические условия, включающие:
— предоставление детям систематизированных экологических знаний и развитие их представлений о природе;
— организацию элементарного труда как экологически ориентированного взаимодействия детей с объектами природы;
— заботу педагога-воспитателя о накоплении у детей в процессе элементарного труда позитивно-эмоционального опыта общения с природой.
Система работы состояла из цикла 12 мероприятий с использованием детского труда. Каждое занятие было наполнено чувством восхищения к окружающему нас миру, нацелено на утончение чувств детей, на развитие осознанного и бережного отношения к природе. В процессе труда дети учились ухаживать за растениями, убирать за собой бытовой мусор, помогать птицам, содержать среду своего обитания в чистоте.
На этапе повторной диагностики были выявлены положительные результаты: показатели высокого уровня выросли на 15%, среднего уровня – на 10% и низкого уровня уменьшились на 5%. На основании результатов практической работы можно сделать вывод об эффективности цикла занятий по формированию экологических представлений дошкольников средствами детского труда, разработанного и осуществленного с соблюдением выявленных педагогических условий.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что решениие задач трудового воспитания обладает существенными возможностями для формирования экологических представлений детей дошкольников – при соблюдении педагогических условий, касающихся обеспечения его содержательного, деятельностного и эмоционально-ценностного компонентов.
Таким образом, задачи исследования решены, цель исследовательской работы достигнута, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ
1.1. Педагогические основы трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание и трудовая деятельность – это необходимое, важнейшее условие развития самостоятельности детей. Дети, которые были воспитаны с ранних лет в труде, отличаются организованностью, самостоятельностью, активностью, умением себя обслуживать, опрятностью.
Проблемой формирования трудовых умений у детей занимались такие известные педагоги и психологи, как Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской и другие. Проблему трудового воспитания детей дошкольного возраста рассматривали В.Г. Нечаев, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и другие. Их исследования были посвящены содержанию, средствам, формам и методам организации труда, а также его роли в воспитания личности ребёнка дошкольного возраста.
Л.М. Фридман само слово «умение» определяет как способность к действию, которое еще не достигло наивысшего уровня сформированности и совершается полностью сознательно [38].
Вместе с понятием «умение» Л.М. Фридманом и С.Л. Рубинштейном рассматривается понятие «навыки», потому что они неразрывно связаны между собой. Ученый и педагог Л.М. Фридман подчеркивает, что способность выполнять действие сначала формируется как умение. По мере тренировки, а затем выполнения того или иного действия умение совершенствуется, процесс выполнения свертывается, промежуточные шаги процесса перестают осознаваться, действие выполняется автоматизировано и полностью – у ребенка образуется навык в выполнении данного действия, то есть умение переходит в навык [38].
Итак, в словаре С.И. Ожегова содержится следующее определение понятия: умение – это знание, которое понято и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности [30]. Е.А. Милерян дает определение умениям как способность человека, основанную на знаниях и навыках, успешно достигать сознательно поставленную цель. В работах Н.В. Кузьминой умения рассматриваются как приобретённая человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определённые виды деятельности в изменяющихся условиях.
Многие психологи и педагоги пишут, что умения образуются при помощи действий. Через регуляцию этих действий происходит оптимальное управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить гибкость и безошибочность выполнения действия. К примеру, дошкольники во время выполнения тех или иных практических заданий выполняют несколько действий, которые связаны с приобретением отдельных элементов умений. При этом навыки держания инвентаря в руке, а также осуществления элементарных движений рукой выполняются, чаще всего, автоматически. С.Л. Рубинштейн утверждает, что навыки – это полностью автоматизированные, инстинкта подобные компоненты умений, которые реализуются на уровне бессознательного контроля [32].
Формирование навыков и умений – это специальная педагогическая задача. Но не все педагоги рассматривают данную проблему с этой точки зрения. Часто считается, что целенаправленная, специальная отработка тех или иных умений и навыков не нужна, так как дети сами в процессе обучения приобретают все необходимые им умения, – это неверно [15, 74].
Большое значение непосредственно в формировании всех типов навыков и умений придается упражнениям. Благодаря упражнениям осуществляется автоматизация навыков, совершенствование умений и деятельности в целом. Упражнения нужны и на этапе выработки навыков и умений, и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений навыки и умения обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Тренировка, которая необходима для отработки умения, не должна быть чрезмерной и односторонней. Умение, которым дети достаточно овладели на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, что предполагает использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, дошкольник сосредоточивается на верном применении одного нового умения. А когда более трудное задание требует от него распределения внимания, включения данного умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая детей совмещать формируемый навык или умение с другими, чтобы они могли использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности [20].
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что трудовые умения – это способность человека применять имеющиеся знания на практике.
Д.В. Сергеевой выделяются следующие трудовые умения, которые формируются в дошкольном возрасте:
— умение ставить перед собой цель для решения задач, которые возникают в трудовой деятельности;
— умение контролировать и планировать трудовую деятельность;
— умение предвидеть, что будет необходимо для осуществления тех или иных трудовых действий (материалы, инструменты);
— умение оценивать достигнутый результат с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы
В то же время Г.Н. Година, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, Л.И. Захаревич, Р.С. Буре выделяли следующие виды труда:
— хозяйственно-бытовой,
— самообслуживание,
— труд в природе,
— художественный и ручной труд.