Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Речевые упражнения как средство развития речи младших школьников при подготовке к написанию сочинения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников 5
1.2. Нормативные показатели речевого развития младших школьников 13
1.3. Типовые речевые упражнения, направленные на подготовку к написанию сочинения в начальной школе 20
Выводы 25
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 27
2.1.Описание диагностических методик по определению уровня сформированности речи младших школьников 27
2.2 Комплекс речевых упражнений как средство подготовки к написанию сочинения 41
2.3. Методические рекомендации но использованию педагогических средств для развития речи младших школьников при подготовке к написанию сочинения с использованием речевых упражнений 44
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Введение:
Актуальность. Речь, как материализованная мысль и процесс ее рождения, как путь от конкретно, чувствительного к постоянному, абстрактному познанию мира, как «канал связи» для получения информации из других, неречевых сфер человеческого и природного бытия — является основным фактором формирования интеллекта.
Среди задач современной школы, которые имеют большое значение, чрезвычайно важным в преподавании родного языка является повышение речевой культуры учащихся, формирование у них навыков коммуникативной деятельности в любой сфере жизни. Особое внимание оно приобретает в школах нового типа (гимназия, лицей, колледж), призванных воспитывать всесторонне развитую, социально активную личность, способную решать самые сложные вопросы общества на современном этапе этого развития.
Понятие связной речи сложное и многогранное. Оно употребляется в лингвистической, психологической, методической литературе, потому что речь как единство структуры функции, строения и использования, языка и речи может быть определена с разных сторон. Она может быть воспринята (и описана) как языковая система, как речевая деятельность (процесс говорения и понимания), как языковой материал (текст).
Работа по развитию речи — составная часть многоплановой учебной деятельности, проводимой специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы учащиеся овладели языковыми нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умениями выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в целях, содержания речи и условий коммутации.
Еще Марк Туллий Цицерон говорил, что «уметь правильно говорить — еще не заслуга, а не уметь — уже позор, потому что правильная речь… не столько достоинство качественного оратора, сколько свойство каждого гражданина» [3].
Программа начальной школы сегодня по-новому ставит целью изучение курса пропедевтики языка, которая состоит в «овладении младшими школьниками знаниями о связном высказывании (тексте) и совокупности речевых умений, необходимых для общения в устной и письменной формах» [1]. А комплекс знаний по языкознанию следует изучать в таком объеме, который необходим для развития коммуникативных умений учащихся младших классов.
Итак, сегодня все уроки языка надо строить так, чтобы они создавали условия для общения — для составления учениками монологов, диалогов, полилогов на разные темы, в различных целях.
Проблемы речевого развития школьников следует решать, как отмечают авторы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, исходя из того, что речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с предметно-продуктивными видами деятельности (трудовой, исследовательской, художественной, игровой и другие), которые определяют мотивы и содержание общения. В школе важнейшие изменения в речи связаны с учебной деятельностью детей [29].
Развивать речь школьников — значит развивать четыре ее составные части: умение слушать и говорить, читать и писать. А потому все, что изучается в начальной школе, прежде всего должно быть подчинено этой цели. Потому на уроках ученики учатся воспринимать слова, понимать их, получать необходимую информацию не только путем чтения текстов учебника, но и через дополнительные средства (журналы, газеты, справочники, словари, каталоги, диафильмы, кинофильмы, рисунки, художественные полотна, диаграммы, схемы и т.п. ), которые должны быть в классе. А имея знания и слыша и читая совершенные образцы результатов речевой деятельности (устной и письменной), ученик и сам стремится что-то рассказать, описать, предположить, отрицать или подтвердить.
При выборе методов исследования учитывались теоретические положения о психологических механизмах становления субъектной активности личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), о становлении личности, как субъекта учебной деятельности на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский). При выборе методического аппарата значительную роль сыграл анализ исследований по проблеме изучения личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), а также этапов формирования умственных действий (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин).
Цель исследования — определить педагогические условия, методы, приемы работы и разработать дидактическое обеспечение развития устной речи.
Задачи исследования:
1. Выяснить особенности развития устной речи детей младшего школьного возраста.
2. Определить особенности обучения написанию сочинения.
Объект исследования — учебно-речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования — речевые упражнения как средство развития речи младших школьников при подготовке к написанию сочинения.
Гипотеза исследования: существует возможность усовершенствования развития устной речи младших школьников при оптимальном сочетании методов и приемов работы в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Методологические основы исследования составляют философские положения об общественной природе языка и речи как средстве общения и познания; системно-структурный подход к анализу учебной деятельности; психологическая теория поэтапного формирования умственных действий и понятий; общедидактические и методические положения развивающего обучения.
Заключение:
Организуя обработку учебного материала, разрабатывая систему упражнений, учитель руководствуется тем, какую роль должен выполнить каждый из них в процессе обогащения и совершенствования речи учащихся. Словесник должен учитывать, что становление навыков речи проходит следующие этапы:
1) Восприятие и репродуктивное воспроизведение речевых средств (упражнения в основном аналитические — классификационные и выборочные)
2) формирование умений строить и употреблять языковые средства (упражнения конструктивные)
3) формирование умений подбирать языковой материал, необходимый для выражения определенного содержания (речевые упражнения);
4) использование усвоенного языкового материала в неподготовленных высказываниях (коммуникативные упражнения) [4, с. 29].
Итак, упражнения на использование языковых единиц различных уровней в формулировке учащимися своих мыслей, на анализ текстов разных стилей, выполнение ситуативных задач, редактирование чужих и собственных письменных высказываний должны занять важное место в общей системе развития речи школьников.
Перспективы дальнейших исследований усматриваем в разработке системы упражнений для обучения учащихся письму как виду продуктивной речевой деятельности, которые могут быть использованы при разработке грамматического материала.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников
Коммуникативная компетенция детей признана одной из ведущих базисных характеристик личности, что формируется в процессе ее развития. Указанный феномен включает в себя умение адекватно и уместно практически пользоваться речью в конкретных ситуациях общения, используя для этого как языковые (интонация), так и неязыковых (мимика, пантомимика) средства выразительности речи.
Формирование устной речи — проблема достаточно сложная и разносторонняя. Вопрос по методике формирования устной речи рассматривались в работах многих исследователей. Основательно изучались различные аспекты речи школьников: отдельные компоненты интонации (темп, тембр и др.), дикция, голосовые умение, речевое дыхание и т.д. как элементы техники речи.
Формирование личности школьника как неповторимой индивидуальности связано, прежде всего, с развитием базисных характеристик и видов деятельности, в т.ч. речевой. Речевое развитие ребенка обусловлено формированием речевой, художественно-речевой, коммуникативной компетенций, обеспечивающих ее полноценное общение в человеческом обществе [15].
Исследователи пришли к выводу, что сензитивным периодом формирования устной речи является дошкольный возраст, однако на практике мы часто сталкиваемся с фактами невладения учениками речью на достаточном, из-за чего проблема остается актуальной и в средней школе.
Проблема развития речи всегда была и остается одной из важнейших в системе начального обучения. Выработка у учащихся навыков практического владения родным языком, умение правильно строить высказывания в устной форме — основная задача, которая встает перед школой.
В основу школьного курса языка положена речевая деятельность. Содержание курса включает знания о языке и речи, различные формы и виды речевой деятельности и языковые и речевые умения [33].
Целью обучения родному языку является формирование национально сознательной, духовно богатой языковой личности, обладающей соответствующими умениями и навыками, свободно пользуется средствами родного языка — его стилями, типами, жанрами во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
Известный лингвист, основоположник системы обучения родному языку Ф.И. Буслаев указывал, что цель должна заключаться в усвоении языковой культуры народа через систему специальных речевых упражнений, которые являются основой для развития врожденного дара слова и условием речевого развития ребенка. Для его формирования следует работать над овладением словом как единицей речи; овладением грамматическим строем языка; развитием связной речи [24].
Каждый ребенок, изучая родной язык на практическом уровне, подчиняется нормам и системе этого языка. Благодаря этому он понимает окружающих, а они — его. Элементы языка, которыми он пользуется, становятся его достоянием, применяются им в речевой деятельности, являются единицами его речи.
Речевое развитие ребенка является достаточно широким понятием, которое охватывает уровень сформированности звукопроизношения, соответствия общепринятым орфоэпическим нормам русского языка, объем словарного запаса и грамматическую организацию вещания [33].
Речи учащихся развивается, если они приобретают способности понимать лексическое и грамматическое значение слова, словосочетания, предложения, то есть если запоминается материальная оболочка соответствующего языкового знака и правильно соотносится с явлением внеязыковой реальности [12].
При правильных методических подходах, надлежащей организации и учебно-методическом процессе обучения родному языку в первом классе у учащихся успешно формируются умения слушать и понимать услышанное, высказываться, вступать в диалог и полилог [4, с.129]. Ребенок, утверждает В.П. Белянин, достаточно быстро становится полноправным членом своего языкового группировки, способного порождать и понимать бесконечное количество новых для него, но не менее значимых предложений на языке, которым он овладел. Что касается речи устной, речи рассказа (в терминологии С. Л. Рубинштейна — контекстуальной), то, безусловно, ребенка надо учить [44].
В современной методике начального обучения родному языку широко вводится функциональный подход, дидактическим средством его реализации выступает связное высказывание, текст. Именно в нем (тексте) как высшем уровне языковой системы функционируют языковые единицы низших от него уровней — предложения, словосочетания, слова. Уровень же знаний по русскому языку зависит от запаса слов и умения пользоваться ими при конструировании собственных высказываний [31].
Работа над формированием у школьников способов обогащения собственного языкового запаса и овладения речевыми нормами дает значительно более высокие результаты, если она проводится на коммуникативной основе, в процессе коммуникативной деятельности. Формирование коммуникативно-речевых умений — одна из основных проблем современной методики обучения языку, поскольку отсутствие надлежащей корреляции между теоретическими знаниями и практическими речевыми умениями сказывается на количественных и качественных характеристиках речи, порождает разного типа речевые ошибки и недостатки [27].
Исходя из того, что речь — это деятельность, которая предусматривает использование языка в целях общения, познания, влияния на других людей, Е.В.Архипова предлагает основное внимание уделять речевой деятельности как