Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие выносливости у легкоатлетов 14-15 лет специализирующихся на длинные дистанции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 14-15 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ 5
1.1 Понятие выносливости и ее проявление в легкой атлетике 5
1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового
14-15 возраста 12
1.3 Методики развития выносливости у с легкоатлетов специализирующих на длинных дистанциях 18
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 14-15 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Описание экспериментальной методики 32
2.3 Результаты эксперимента и их обсуждение 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Введение:
Спорт высших достижений, постоянный рост рекордов заставляет осуществлять поиск новых форм подготовки. Многие специалисты все больше сходятся во мнении о том, что невозможно бесконечно увеличивать нагрузки, и постоянно заняты поиском новых путей совершенствования системы спортивной подготовки.
Самым актуальным вопросом на сегодняшний день является индивидуализация процесса тренировки. Эффективность тренировки должна повышаться, с учетом психологических, морфологических и физических особенностей спортсменов. Оптимальная нагрузка должна обеспечивать хорошее психологическое состояние, желание и стремление продолжать тренировочный процесс и достижение планируемого результата.
Высокие результаты спортсменов в беге на длинные и сверхдлинные дистанции, конечно же, предопределяются ходом развития как отечественной, так и зарубежной системы спортивной подготовки, в частности тренировок с направленным проявлением выносливости.
Темпы роста спортивных результатов в видах спорта, где проявляется выносливость, и все более конкурентная борьба за победы и медали на международных соревнованиях, в первую очередь, вызывают необходимость эффективного повышения спортивной подготовки на ближайшую, отдаленную перспективу на основе научных тренировочных и соревновательных концепций.
Результаты соревнований и их анализ показывают, чтобы достигнуть новых рекордов, необходимо создать четкую систему профессиональной подготовки спортсменов на всех этапах спортивной деятельности. Причем, это должно касаться всех ее аспектов, включая также ее перестройку и обновление с учетом поддержки со стороны науки.
Развитие и поддержка высокого уровня беговой выносливости на длинные дистанции является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в современном спорте. Тренировка бегуна на длинные дистанции – это специализированный тренировочный процесс, который направлен на достижение высоких результатов в избранной беговой дисциплине. Он включает в себя разные виды спортивной подготовки бегуна. Все виды спортивной подготовки должны быть взаимосвязаны и реализовываться в ходе круглогодичной и многолетней работы на основе закономерностей спортивной тренировки и общих дидактических принципов.
Надо отметить, что анализ научной и методической литературы, а также практической деятельности показывает, что в настоящее время существует противоречие между требованиями соревновательной и тренировочной деятельности к воспитанию выносливости у спортсменов, осуществляющих бег на длинные дистанции и применением в учебно-тренировочном процессе малоэффективных средств и методов воспитания выносливости.
Вышеуказанное противоречие, определило проблему исследования, ее актуальность и обусловило выбор темы исследования: «Методика развития выносливости у бегунов 14-15 лет на длинные дистанции».
Цель исследования: повышение уровня выносливости легкоатлетов 14-15 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс легкоатлетов 14-15 лет.
Предмет исследования: методика развития выносливости у бегунов 14-15 лет на длинные дистанции.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие выносливость и ее проявление в легкой атлетике.
2. Выявить анатомо-физиологические особенности подросткового 14-15 возраста.
3. Изучить методики развития выносливости у легкоатлетов, специализирующих на длинных дистанциях.
4. Разработать экспериментальную методику развития выносливости у легкоатлетов, специализирующих на длинных дистанциях.
5. Дать практические рекомендации.
Заключение:
Анализ литературных источников показал, что в системе физической подготовки спортсменов качество выносливости по своей структуре, терминологии, измерению, методике развития и совершенствования является весьма многокомпонентным и сложным для анализа. Особенности проявления выносливости в разных видах спорта и спортивных дисциплинах обусловливают как заметные терминологические разногласия, так и трудности целенаправленного совершенствования этого двигательного качества.
Возраст 14-15 лет относится к старшему подростковому возрасту. В это время происходит полное созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Подростковый возраст является поворотным моментом в развитии моторных функций ребенка. В возрасте 14-15 лет, подростки в основном овладевают основными двигательными действиями в беге, прыжках, метании, скалолазании и т. д. У них есть очень благоприятные предпосылки для углубленной работы по развитию выносливости.
Многообразие методов развития выносливости дает возможность создания различных тренировочных методик и совершенствования тренировочного процесса. Эти методы хорошо изучены и широко освещены в специализированной литературе. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Приступая к развитию выносливости необходимо придерживаться определённой техники построения тренировочного процесса, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести к снижению уровня тренированности.
В результате педагогического эксперимента была разработана экспериментальная методика по развитию выносливости у легкоатлетов, специализирующихся на длинных дистанциях. Разработанная методика состоит из четырех фаз. Тренировки фазы I посвящена легкому бегу, растяжкам, силовым упражнениям и правильному возвращению к регулярным ежедневным тренировкам после перерыва. В фазе II можно увеличивать недельный километраж примерно на 15 километров каждую третью неделю. Фаза III «недели с 13-й по 18-ю» связана с самыми большими нагрузками. В это время можно немного увеличить недельный километраж (не более чем на 15 километров каждую третью неделю). Но километраж не единственная нагрузка этой фазы. Главный упор в этой фазе делается на длинные интервалы (И). По выходным можно участвовать в соревнованиях. Фаза IV на каждой неделе предусмотрено три качественных дня, и самая важная из предыдущих фаз.
Педагогический эксперимент показал, что динамика результатов у спортсменов, занимающихся по экспериментальной методике. Сравнив полученные данные контрольной и экспериментальной групп, мы наблюдаем, что наибольший прирост результатов по всем показателям произошел в экспериментальной группе. Увеличение результатов в экспериментальной группе в конце эксперимента носит достоверный характер (р < 0,05). Таким образом, полученные в ходе проведения исследования результаты подтверждают эффективность внедрения в методику развития выносливости атлетов в беге на длинные дистанции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 14-15 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
1.1 Понятие выносливости и ее проявление в легкой атлетике
Выносливость – это важнейшее физическое качество, уровень развития которого главным образом обуславливает спортивный результат в беге на длинные дистанции. С физиологической точки зрения это качество определяется способностью организма бегуна противостоять утомлению, развивающемуся во время работы и сопровождающемуся рядом изменений, приводящих к снижению работоспособности. Механизмы возникающего утомления имеют свою строгую специфичность, обусловленную интенсивностью и характером деятельности.
При определении выносливости надо исходить из общего определения выносливости. Под выносливостью понимают способность спортсмена выполнять тренировочные нагрузки достаточно длительное время без значительного снижения работоспособности (преодолевать утомление). Под выносливостью понимается также единство психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе [39].
Выносливость как физическое качество рассматривается в литературе в качестве совокупности физических способностей, которые могут поддерживать выполняемую работу в зонах различных совершаемых нагрузок: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной. Возможности развития данного качества детерминированы энергетическим потенциалом организма человека, комплексом психологических предпосылок, осуществляющих противодействие процессу развития утомления в организме.
Уровень выносливости, представленный разнообразными видами мышечной деятельности, а также совокупность факторов, их систематизирующих, позволяет дифференцировать виды выносливости на основе использования различных признаков. В этом контексте выносливость подразделяют на общую и анаэробную, статическую и динамическую, скоростную и силовую. Подобная классификация диктует необходимость применительно к каждому конкретному случаю осуществлять анализ факторов, определяющих проявление данного качества, и подобрать наиболее эффективную методику [33].
Во время соревновательного бега на длинные дистанции отличительной особенностью выносливости является результативность ее проявления в условиях ограниченного времени, необходимого для преодоления длинной дистанции. Такой вид выносливости принято называть специальной выносливостью. Иными словами можно сказать, что специальная выносливость бегунов на длинные дистанции – это способность эффективно 10 выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями бега на 5000-10000 м.
Проведенный анализ литературных источников позволяет констатировать о наличии в настоящее время свыше 20 типов специальной выносливости. Рассмотрим скоростную, силовую, координационную выносливость.
Скоростная выносливость проявляется в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ. Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Максимально предельная продолжительность работы не превышает 15-20 с. Для развития и совершенствования скоростной выносливости часто применяют интервальный метод как прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок преимущественно обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому работа совершается в аэробно-анаэробном режиме (2,5-3 мин). При воспитании и развитии скоростной выносливости в качестве критерия используют время, в течение заданной продолжительности которого поддерживаются заданная скорость и темп движений [3].