Логопедия Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие речи детей в игровой деятельности среднего возраста 4-5 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1 Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста 7
1.2 Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников 23
1.3 Развитие речи дошкольников в игровой деятельности 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 40
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей дошкольного возраста 40
2.2 Использование развивающих игр в ДОУ для формирования речи детей 45
2.3 Динамика развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 48
2.4 Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 59
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 74

  

Введение:

 

Известные исследователи разнообразных специальностей ещё с древних времён интересовались проблемой владения языков. Речь сложный и разнообразный процесс, который важно развивать еще с первых лет жизни, что является неоспоримым фактом.
Актуальность данного исследования можно определить уникальной ролью, которую отыгрывает родной язык в том, как становится личность ребенка дошкольного возраста. Традиционно, язык и речь изучается психологией, педагогикой и философией как «узел». В нем совмещаются разнообразные линии психического развития, к таким относится: эмоции, память, воображение и мышление.
Язык является важнейшим средством человеческого общения и познания реальности. В основном язык — основной канал приобщения к ценностям духовной культуры, передающейся из поколения к поколению. Также это является необходимое условие для обучения и воспитания. Для дошкольного периода характерным является активное усвоение ребенком разговорной речи, а также развития и становления всех ее сторон.
Так как развитие речи является ведущим компонентом, характерным для дошкольного возраста, эта проблема и была изучена в виде развития речи под действием игровой деятельности. Причина острой необходимости развития речи у детей — необходимость в общении человека с людьми, которые его окружают. Ее необходимо развивать, для того, чтоб речь была внятной, понятной и интересной для других. С этой целью используют всевозможные игры, разрабатывают методики для проведения игр, с целью заинтересовать детей в игровой деятельности.
Для русской педагогики существуют определенные традиции в воспитании и обучении родного языка. В трудах многих известных педагогов, философов и писателей описываются разнообразные мысли о необходимости обучения родного языка в первые годы жизни.
Такие ученые как Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева, Е. А. Аркина заложили фундамент в педагогике игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей. После, игре было посвящено работы Н. М. Аксариной, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкиной, А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, В. П. Залогиной, Т. А. Марковой и др.
Одним главным положением педагогической теории детской игры является то, что игра несёт в себе историческую, а не биологическую природу. В работах таких психологов как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и Э. Б. Эльконин и их последователей, описывается понимание игры, а также ее закономерностей. Ученые предполагают, что возникновения стихийных игр было стихийным и закономерным, и появилось как отражение социальной и трудовой работы взрослых людей.
Труды Е. А. Аркина стали самыми широко известными. Он описывал речевое общение детей и взрослых как источник познания проблем для маленького ребенка окружающего мира. В своей работе «Ребенок от года до четырех лет» (1931) и ещё нескольких работ было отслежено перемены в словаре и грамматических формах детской речи. Он опирался на труды В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, чем смог описывать психофизиологические механизмы речи, смог показать взаимосвязь между речью и интеллектом, показать природу первых голосовых реакций, а также ритмические колебания в развитии речи.
К. И. Тихеева описала много методов для развития речи. Она известный общественный деятель в сфере дошкольного воспитания. Ею было выделено главные разделы по развитию речи для детей, посещающих детский сад:
1. Развить речевой аппарат среди детей, а также его четкость, гибкость, развить речевой слух
2. Накопить содержание речи
3. Работать над формой речи и ее структурой
При этом было обнаружено, что умение играть помогает в автоматическом режиме перенести необходимую информацию посредством игры. Особенно это касается детей раннего дошкольного возраста. Важно приобщать детей к игре. От ее содержания зависит успех передачи социумом своей культуры детям за счёт информации от взрослых. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что данная тема является актуальной по той причине, что игровая деятельность помогает проводить занятия по обучению речи более плодотворно.
Цель исследования — определить роль игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
2. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
3. Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.
Объект исследования — процесс развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования — игра как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования — качество речевого обучения детей посредством игр, возможно, будет эффективным, если:
1. использовать дидактические игры в процессе занятий по развитию речи;
2. включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность;
3. создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;
4. применять разнообразные активные формы, методы и приёмы работы.

Методы исследования:
1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Диагностика.
Работа состоит из 75 страниц, она включает введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение и список литературы, а также приложения.
Во введении подробно описывается сама суть и актуальность выбранной проблемы. Установлены цели, задачи, а также определена основная гипотеза для исследования. Были перечислены применяющиеся методы исследования.
В первой главе описываются теоретические аспекты в развитии речи среди детей дошкольного возраста. Было подробно рассмотрено характерные психологические особенности развития у ребенка. Было изучено методики, какими пользуются дошкольные учреждения с целью развить речь сред детей 4-5 летнего возраста. Также была изучена роль игр в развитии ребенка.
Во второй главе было проведено непосредственно само исследование, которое началось с самой диагностики состояния речи среди детей. На проведение эксперимента согласились родители 7 детей 4-5 летнего возраста в местном детском саду. Было изучено, как игры влияют на развитее речи у этих детей. Также было изучено динамику развития речи после использования обучающих игр. Было изучено и представлено методические рекомендации для развития у детей речи.
В Заключении был подробно описаны выводы по всей работе, включая как теоретическую, так и практическую часть. В приложении было представлено материал, который использовался для проведения эксперимента.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» [24, с. 216]. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В играх с правилами главное — решение поставленной задачи.
Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.
С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений.
Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена также на решение основных воспитательных задач. Проведя исследование, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.
Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

1.1 Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста

Все ученые, которые изучали проблемы развития связной речи, отталкивались от характеристики обозначенной С. Л. Рубинштейном. Именно он дал определение контекстной и ситуативной речи.  Автор писал, что для того кто говорит, и передаёт свою мысль и желание речь и называется связной, что отличает ее от отдельно зависимого слова или извлечённого слова из всего контекста речи. При этом, в ходе развития формы связности меняются. Связностью самой речи называют адекватность речевого оформления мысли пишущего или говорящего, если рассматривать все с точки зрения понятности для читателя и слушателя [23, с. 136]. 
Учёный считает, что речь может быть несвязной по нескольким причинам. Первая — связь не осознана, и не представляется в мыслях говорящего. Вторая — представлена в мыслях говорящего, но эти связи не определяются должным образом в его речи. 
Связной речью называют такую речь, которую можно понимать, основываясь на ее собственном предметном содержании. Чтобы ее понять, не нужно специально учитывать ситуацию, при которой ее произносят. В ней изначально все понятно для другого из самого контекста, что и является контекстной речью. 
Рубинштейн подчёркивал, что изначально речь маленького ребенка имеет обратное свойство. Это не связное смысловое целое, то есть такой «контекст», на основе которого можно все понять. Для этого важно учитывать определенную ситуацию, характерной для ребёнка. Ситуативная речь — в связи с определенной ситуацией имеет смысловое содержание речи.
При этом, Рубинштейн эти два вида речи не противопоставлял, а наоборот, различал контекстную и господствующую черту. Для каждой речи существует любой контекст, при этом, разнообразная речь связывается и обусловливается некоторой ситуацией. Также он говорил, что контекстные и ситуативные моменты всегда внутренне взаимодействуют и взаимно проникают. Речь ведётся только о том, какой из них в определенном случае господствующий [23, с. 149].
В период развития у ребёнка связной контекстной речи, ситуативная речь не вытесняется, и это для ребёнка и для взрослого шанс использовать обе речи, выходя из содержания, необходимого для сообщения или же от характера самого общения.
Исходя из этого, к контекстной речи переходят в тот момент, когда необходимо связно изложить предмет, выходящий за пределы ситуации. Так же, такое изложение направлено на широкий круг людей. 
Речь ребенка изначально является ситуативной, но при развитии изменяется содержание и функции речи. При обучении, ребёнок осваивает форму связной контекстной речи. 
А. М. Летушина, провела исследование, которое было посвящено изучению развития связной речи среди детей дошкольного возраста. Она вскрыла особенности ситуативной речи среди дошкольников, которые проявляются в разной степени. Все зависит от характера общения, от содержания. Главным фактором также является индивидуальная особенность каждого ребенка и того, на сколько он ознакомлен с литературной речью. 
Изначально, речь любого ребенка связывается с ближайшей действительностью, которая возникает из той ситуации, в которой он находится и полностью с ней связана. При этом, разговорная речь направляется на собеседника и больше схожа на просьбу, вопрос, желание. Это означает, что ситуативная форма соответствует главному назначению и содержанию. Ребёнок овладевает контекстной речи в процессе обучения. В зависимости от содержания речи и характера общения у него вырабатывается потребность в новых речевых средствах и новых формах построения.
Естественно, главное развитие связной речи относится к школьному возрасту и связано с овладением письменной речью. При этом, не менее важное значение имеют основы связной устной речи, закладывающиеся в дошкольном периоде.
От множества причин зависит результат обучения связной речи. Изначально, это социальная среда, обеспечивающая ребёнку речевое общение. Те возможности, которые были упущены для обучения речевого развития в дошкольный период, практически не восполняются в школьные годы. Именно поэтому необходимо, вовремя организовывать развивающий потенциал окружающей среды. Л.П. Федоренко, в период исследование принципов обучения русскому языку писала, что для нормального развития речи и соответственно интеллекта ребенка, а также его эмоционально-волевой сферы, я важно на чтобы социум, который окружает ребенка, имел достаточно развивающее возможности и достаточно развивающий потенциал. [30, с. 94]
Развивающий потенциал можно определить тем, насколько богата речь, которые используют окружающие. Также это то, насколько активен ребёнок при обучении. От этих факторов зависит общее развитие ребёнка, а также его способность к обучению в школе.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы