Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие познавательной активности у детей седьмого года жизни посредством игровых технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности у детей седьмого года жизни средствами игровых технологий 8
1.1. Познавательная активность: понятие, структура, компоненты 8
1.2.Особенности развития познавательной активности у детей седьмого года жизни 14
1.3.Использование современных игровых технологий в развитии познавательной активности у детей седьмого года жизни 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию познавательной активности у детей седьмого года жизни средствами игровых технологий в МАДОУ детский сад №326 32
2.1. Анализ деятельности по развитию познавательной активности у детей седьмого года жизни в МАДОУ №326 32
2.2. Апробация комплекса упражнений, разработанных для развития познавательной активности с детьми седьмого года жизни средствами игровых технологий 41
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение…………………………………………………………………………..54
Введение:
Введение
Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования, что, в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать игровую, познавательную и исследовательскую активность всех воспитанников.
В научной литературе понятие «познавательная активность» встречается в разных интерпретациях и трактовках. Каждый автор по своему подходит и определению структуры познавательной активности. Но, более свойственно дошкольника определение познавательной активности, определяющего ее, как черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающую стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности.
Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности.
Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на инте¬ресующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Как показал анализ литературы, педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.
Существенный вклад в развития познавательной активности, внесли исследователи (Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и др.)
Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом. Известно, что познание – главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».
На современном этапе воспитания и обучения широко используются современные игровые технологии, но зачастую педагоги не знают, какие игры помогут ребенку раскрыть свой внутренний потенциал, одаренность в познавательном развитии.
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, и способствуют развитию познавательной активности.
В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др.
Современное общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образование (Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014); приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»), социальный заказ общества, внедрение в практику работы 3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике дошкольного образования.
Однако теоретическое обоснование и методическое обеспечение использование игровых технологий на развитии познавательной активности представлено лишь фрагментарно, отсутствует целостное представление и применение в полном объеме в дошкольном образовании. Специальные исследования по использованию игровых технологий на развитии познавательной активности не проводились.
Поэтому использование игровых технологий на развитии познавательной активности с детьми седьмого года жизни явилось одной из задач деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения, реализующего программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления следующих противоречий:
— между теоретически обоснованной значимостью использования игровых технологий на развитии познавательной активности и недостаточной практической разработанностью темы для ее реализации в условиях дошкольных образовательных организаций;
— между необходимостью повышения эффективности использование игровых технологий на развитии познавательной активности и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса
Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: выделить оптимальные условия влияние игровых технологий на развитии познавательной активности у детей седьмого года жизни
Объект исследования: развитие познавательной активности у детей седьмого года жизни.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности у детей седьмого года жизни средствами использования игровых технологий.
Цель исследования: теоретически выявить, определить и путем опытно-поисковой работы проверить эффективность развития познавательной активности у детей седьмого года жизни средствами игровых технологий.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной теме.
2. Определить условия влияния игровых технологий на развитие познавательной активности и выделить наиболее оптимальные из них.
3. Разработать комплекс игровых технологий, направленных на развитие познавательной активности у детей седьмого года жизни.
4. Апробировать составленный комплекс игровых технологий в опытно-поисковой работе и проверить результативность условий, выдвинутых в гипотезе.
5. Обобщить результаты проведенной работы и сделать выводы.
Практическая значимость работы состоит в расширении системы научных знаний по психологии и педагогики по данной теме.
Теоретико-методологическую основу исследования составили психологические и педагогические положения о математическом развитии (С.А. Козлова, З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина, А.В. Белошистая, Г.М. Андреева и др.);
Для решения поставленных задач использованы теоретические и эмпирические методы:
— теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, умозаключение и др.;
— эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №326» г. Екатеринбурга. В проводимом исследовании приняли участие 60 воспитанников подготовительной группы детского сада №326 в возрасте 6-7 лет (дети посещают две группы, каждая численностью по 30 человек). В выборке 30 мальчиков и 30 девочек. Все дети были разделены на две равных по численности группы: экспериментальную и контрольную.
Заключение:
Модернизация отечественной системы образования, происходящая в последние годы, ориентирована на воспитание личности нового типа: образованного, предприимчивого человека, способного принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность в ситуации выбора, прогнозировать результаты своей деятельности. Все вышеуказанные черты предполагают достаточное развитие познавательных процессов. Достаточное же развитие познавательных процессов обеспечивается высокой познавательной активностью. В связи с этим становится актуальной проблема развития познавательной активности у подрастающего поколения, в частности у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема развития познавательной активности дошкольников рассматривалась в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской и других ученых. Исследователи отмечают, что развитие человека, немыслимо без воспитания познавательной активности, которая, в свою очередь, связана с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки для познавательной деятельности, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Исследования ведущих отечественных специалистов Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других доказали, что дети дошкольного возраста имеют широкие возможности для умственного развития. Отмечено, что у пятилетних детей можно сформировать и полноценные логические операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Однако научно-методическое освещение проблемы развития познавательной активности у дошкольников мы находим недостаточным, что обусловило выбор темы для выпускной квалификационной работы.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически выявить, определить и путем опытно-поисковой работы проверить эффективность развития познавательной активности у детей седьмого года жизни средствами игровых технологий.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была изучена и проанализирована научная и методическая литература по данной теме;
— были определены условия влияния игровых технологий на развитие познавательной активности и выделены наиболее оптимальные из них;
— был разработан комплекс игровых технологий, направленных на развитие познавательной активности у детей седьмого года жизни;
— был апробирован составленный комплекс игровых технологий в опытно-поисковой работе и проверена результативность условий, выдвинутых в гипотезе;
— были обобщены результаты проведенной работы и сделаны выводы.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности у детей седьмого года жизни средствами игровых технологий
1.1. Познавательная активность: понятие, структура, компоненты
Познавательная деятельность человека заключается в сознательной деятельности субъекта, нацеленной на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательная деятельность реализуется субъектом посредством психических процессов, входящих в познавательную сферу. Познавательная сфера – это сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Познавательная сфера личности представлена комплексом таких психических процессов как: восприятие, ощущение, память, речь, воображение и мышление.
Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений [10].
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей:
— рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
— проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
— корковых проекционных зон головного мозга [42].
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
Структура приема информации включает в себя следующие этапы:
Р — ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) — (ОС).
Раздражитель (Р; слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном составлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).
Как видно, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов).
Процесс обучения, организованный обществом, предусматривает обязательность таких форм деятельности, из которых одна – общая – участвует в передаче опыта, накопленного человечеством, а другая – обучаемая – направлена на приобретение о6щественного опыта, на трансформацию его в личное достояние. Обе формы деятельности, фигурирующие в процессе необходимы, это составляет суть учебного процесса [16].
Дифференциация деятельности внутри учебного процесса привела к необходимости дифференцировать такие понятия, как «учебная деятельность» и «познавательная деятельность», которая иначе выражена термином «учение».
Хотя, строго говоря, «учение» следует понимать как более широкий процесс деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, преследующий научение различным видам деятельности, не только познавательной. В то же время эту деятельность нельзя полностью отождествлять с познанием, которое в конечном итоге открывает новые истины. В учебном же познании происходит лишь приобщение к истине, уже открытой человечеством.
Г.И. Щукина [48] понимает под познавательной деятельностью процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых, либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания [48].
Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития старшего дошкольника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Функциональное назначение познавательной деятельности:
— вооружает знаниями умениями и навыками;
— содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств детей;
— развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;
— выявляет и реализует потенциальные возможности детей;
— приобщает к поисковой и творческой деятельности [30].
Таким образом, резюмируя сказанное, необходимо отметить следующее. Познавательная деятельность заключается в активном приобретении развитии знаний с помощью познавательных процессов – восприятия, ощущения, памяти, речи, воображения и мышления. Значение познавательного развития в процессе формирования личности среднего дошкольника нельзя переоценить. Это связано с тем, что процессы сознания развиваются именно под влиянием познавательной активности. По мнению Г.И. Щукиной [48], познавательная активность дошкольника, которая осуществляется в процессе игры, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Отдельного внимания заслуживает понятие «познавательная активность».
Как показал анализ психологической литературы, все попытки ученых (начиная с 1915 года) «расщепить» феномен познавательной активности на составляющие – отдельные психические процессы, не увенчался успехом.
Данные проведенного теоретического анализа свидетельствуют о том, что и в современных психолого-педагогических исследованиях новых механизмов формирования познавательной активности дошкольника, ученые делают попытки выделить составные части этого феномена, что, как показывает практика, не дает желаемого результата. Такое разделение представляет собой не отдельные стороны познавательной активности, а в лучшем случае, мотивы тех или иных действий дошкольников.
Психологи утверждают, что познавательная активность формируется и развивается в деятельности и, как свидетельствуют теоретические исследования и практика, влияние на его формирование оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность – характер, процесс, результат [47].
На этой основе ряд ученых (Б.Г. Скоморовский и А.В. Фурман [46], Г.И. Щукина [48] и др.) сделали попытки условно разделить последовательные стадии развития познавательной активности ребенка.
Так, Г.И. Щукина [48] выделяет четыре стадии:
— любопытство;
— любознательность;
— познавательный интерес (активный);
— теоретический интерес [48].
Кратко рассмотрим каждую из стадий:
Любопытство – элементарная, эмотивная стадия избирательного отношения учащегося к учению, вызванная занимательностью ситуации или предмета. Она не обнаруживает подлинного отношения к познанию, но может служить начальным толчком к выявлению познавательной активности.
Любознательность – это уже ценное свойство личности, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, что вызывает у него эмоции удивления, радости познания, желания преодолевать трудности в процессе познания и др. Любознательность, как уже активное видение мира, становится устойчивой чертой характера учащегося при целенаправленном формировании познавательной активности.
Познавательный интерес характеризуется: познавательной активностью; внутренней познавательной мотивацией; проникновением личности в существенные связи, закономерности научного познания; активной познавательной деятельностью в поиске необходимой информации для решения интересующей учащегося проблемы.
Теоретический интерес характеризуется: стремлением личности ребенка к познанию сложных теоретических вопросов, выделением проблем интересующей науки; решением проблем, задач опережающего характера; активным переустройством мира личностью [48].
Как свидетельствуют результаты анализа литературы, обозначенные Г.И. Щукиной [48] стадии формирования познавательной активности, не имеют четких границ, однако, с нашей точки зрения, они помогают воспитателю и педагогу определить состояние избирательного отношения дошкольников к деятельности, что станет научным подходом в работе воспитателя и педагога по целенаправленному формированию познавательной активности дошкольников.
Также необходимо отдельно остановиться на результатах исследования ученых А.В. Фурмана и Б.Г. Скомаровского [17], посвященного проблеме оптимального педагогического руководства поисковой познавательной активностью дошкольников, являющейся одним из условий формирования познавательного интереса.
В монографии, на основе психологического и дидактического учета всех закономерностей личности дошкольника и процесса его деятельности, авторы рассмотрели зависимость иерархически организованных уровней познавательной активности от мыслительных способностей ребенка, а так же особенностей развивающего взаимодействия между воспитателем и воспитанником в процессе взаимодействия.
Таких уровней А.В. Фурман и Б.Г. Скомаровский [17] выделяют два:
— адаптивная форма познавательной активности;
— продуктивная форма познавательной активности [17].
Если при адаптивной форме цикл активности связан с эмоциональными реакциями, которые осуществляют ее регуляцию по принципу обратной связи, т.е. механизм подкрепления (по П.В. Симонову [34]), то при продуктивной форме познавательной активности цикл продуктивной активности завершается актами решения и снятия проблемы, что ведет за собой становление различных психических новообразований.
Эти новообразования, по утверждению психологов, продуктивного содержания. Они характеризуют творческую личность, огромные перспективы ее самосовершенствования и духовного развития (Г.О. Балл, В.В. Давыдов, С.Л. Выготский, О.М. Леонтьев, А.М. Матюшкин, А.В. Орлов, С.Л. Рубиншейн, Г.С. Костюк, А.В. Фурман и др.).
Рассматривая условия формирования каждого из обозначенных нами уровней познавательной активности, А.М. Матюшкин [24] отмечает, что они совершенно различны. Так, адаптивная познавательная активность характерна для традиционной форы организации обучения и мало чем отличается от дидактического управления формированием умений и навыков учащихся.
Развитие же познавательной продуктивной активности не подлежит закону оптимальной мотивации и формируется как динамически насыщенные, прогрессивные процессы развития, в основе которых лежит непосредственное развивающее взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в котором потоки развития идут от всех компонентов воспитательной системы: целей, задач, содержания, технологий, принципов, методов, форм, средств.
Таким образом, обобщенный взгляд на проведенные нами теоретические исследования позволяет сделать вывод, что познавательная активность представляет собой интегративное личностное образование, сопряженное с потребностями. В нем органически представлены все важные для развития личности процессы – интеллектуальные, эмоциональные, волевые, а также объективные и субъективные связи с миром, выраженные в отношениях.