Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие познавательного интереса младшего школьника посредством предметно-развивающей среды учебного кабинета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Развитие познавательного интереса младших школьников как психолого-педагогическая проблема. 7
1.2. Диагностика уровня познавательного интереса младших школьников 13
1.3. Педагогические условия создания предметно-развивающей среды учебного кабинета в начальной школе 16
1.4. Анализ предметно-развивающей среды учебного кабинета 19
ГЛАВА 2. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА 23
2.1. Создание предметно-развивающей среды учебного кабинета для активизации познавательного интереса младших школьников 23
2.2. Опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника посредством предметно-развивающей среды учебного кабинета в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» 26
2.3. Опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника посредством создания предметно-развивающей среды учебного кабинета 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Введение:
Актуальность темы исследования связана с важнейшей проблемати-кой развития у обучающегося стабильной заинтересованности в приобрете-нии знаний и формирования потребности в самостоятельном поиске. Успеш-ное решение подобных задач основывается на мотивационно-потребностной сфере личности учеников.
Познавательный интерес базируется на сконцентрированной деятель-ности, результатом которой становится найденное решение той или иной за-дачи, носящей познавательный характер. При этом наблюдается закономер-ность, выраженная в благотворном действии успешного итога на интерес, в то время как заинтересованность в осуществлении деятельности приводит к хорошим результатам.
В контексте реформирования системы образования, особенно началь-ного уровня, особое значение имеет «экологический» подход, его разработка и конкретизация в образовательном учреждении, поскольку развивающаяся предметная среда является необходимым условием преодоления этих проти-воречий.
В последнее время проблема формирования предметно-развивающей образовательной среды рассматривается многими авторами, раскрывая ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурную роль.
Степень изученности проблемы.
Познавательный интерес является предметом исследования как зару-бежных, так и отечественных психологов. В зарубежной психологии про-блема познавательного интереса представлена в работах У. Джеймса, Ш. Бюлер. В отечественной психологии проблема познавательного интереса рассматривалась в двух направлениях: с точки зрения его развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) и с точки зрения его значения в учебном процессе (Г.И. Щукина, М.Ф. Морозова). На значимость познава-тельного интереса указывали такие педагоги и общественные деятели, как В.Г. Белинский, Н.Л. Добролюбов, К.Д. Ушинский.
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего «среда» рассматривается как один из основных факторов, влия-ние которого определяется процессом и результатами развития человека (П.П. Блонский, Я. Брунер, Л.С. Выготский, Г. Костюк, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе). Педагогическая характеристика учебной среды в различных учреждениях представлена широким спектром исследований (Р.А. Ковалев, В.А. Козырев, А.А. Макарим, Т.С. Назарова, В.А. Петровский, Б.А. Слейден, В.А. Ивин и др.).
Цель исследования: выявить содержательные и организационные ас-пекты развития познавательного интереса младшего школьника посредством предметно-развивающей среды учебного кабинета.
Объект исследования: развитие познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса младшего школьника посредством предметно-развивающей среды учебного кабинета.
Задачи исследования:
— рассмотреть развитие познавательного интереса младших школьни-ков как психолого-педагогическую проблему;
— рассмотреть вопросы диагностики уровня познавательного интереса младших школьников;
— выявить педагогические условия создания предметно-развивающей среды учебного кабинета в начальной школе;
— проанализировать опыт работы по развитию познавательного интере-са младшего школьника посредством предметно-развивающей среды учеб-ных кабинетов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» (г. Чи-та);
— разработать проект по развитию познавательного интереса младшего школьника посредством создания предметно-развивающей среды учебного кабинета.
Гипотеза исследования. Педагогические условия создания предметно-развивающей среды учебного кабинета в начальной школе подразумевает, что предметно-развивающая среда:
— должна способствовать быстрому и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и др.;
— ее содержание должно строиться в соответствии с основными элемен-тами социальной культуры;
— ее основные объекты должны быть включены в различные виды дея-тельности (познавательную, игровую, коммуникативную, двигательную, об-разовательную и др.);
— учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и само-стоятельной деятельности детей;
— учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и по-требности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
— учитывает возрастные и гендерные характеристики детей и предпола-гает возрастную и гендерную направленность оборудования и материалов.
Методы исследования. Методы теоретического исследования: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы и источников по теме исследования; методы эмпирического исследования: анализ предмет-но-развивающей среды кабинетов начальных классов.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— определены термины, связанные с развитием познавательного интере-са младших школьников;
— дано обоснование основных этапов конструирования предметно-развивающей среды кабинетов начальных классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные способы диагностики познавательного интереса и конструи-рования предметно-развивающей среды кабинетов начальных классов могут быть использованы педагогами школ, в исследовательской деятельности сту-дентов педагогических колледжей и вузов.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» (г. Чита).
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, биб-лиографический список использованных источников.
Заключение:
Обобщение педагогического и психологического опыта позволяет вы-явить тот факт, что познавательный интерес – важнейшая составляющая обу-чения, влияющая как на личность учащегося, так и на степень интенсивности его познавательной деятельности.
Интерес – особый аспект учебной деятельности, воспитательного про-цесса и развития личности. Он повышает эффективность педагогических мер в отношении учеников, способствует большей активности и провоцирует развитие творческих поисков. Необходимость формирования познавательно-го интереса представляет важнейшее значение с точки зрения социологии, педагогики и психологии.
Познавательный интерес развивается и изменяется на протяжении всей жизни человека. Он проходит такие стадии развития, как любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внима-ние человек; любознательность – стремление проникнуть за пределы увиден-ного, на этой стадии обнаруживаются достаточно сильные выражения эмо-ций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью; позна-вательный интерес – проникновение личности в существенные связи, отно-шения, закономерности познания; теоретический интерес – стремление к по-знанию сложных теоретических вопросов. В своем исследовании мы рас-сматриваем данную периодизацию развития познавательного интереса, так как она наиболее полно описывает особенности развития познавательного интереса и охватывает множество подходов отечественных психологов.
Для развития познавательных возможностей школьников, повышения их познавательной активности необходимо создание ситуаций решения не-стандартных познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суж-дений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобрать-ся самому, принять решение, сформировать определенную точку зрения.
Проблема изучения познавательного интереса в учебном процессе яв-ляется наиболее актуальной на сегодняшний день. Как было уже отмечено, современному образованию необходимо ориентироваться на развитие лич-ности обучающихся, их познавательных и созидательных способностях; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к по-лучению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный ин-терес и повысить его уровень.
Для эффективности решения данной проблемы должна быть создана определенная предметно-развивающая среда, основанная на предоставлении таких условий обучения, которые приводят к необходимости учащихся за-ниматься активной поисковой или творческой деятельностью.
Анализ предметно-развивающей среды кабинетов начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» (г. Чита), показал, что педагоги начальных классов очень ответственно и профессионально относят-ся к ее созданию, учитывая нормы ФГОС НОО и СанПиН.
Педагоги начальных классов создают предметно-развивающую среду с учетом возраста учащихся, учитывают основы конструктивного психологи-ческого взаимодействия участников образовательного процесса, проектиро-вание и эргономику современной среды школы. Особое внимание педагоги уделяют интеграции предметных областей в процессе организации предмет-но-развивающей и игровой среды класса.
Однако в организации предметно-развивающей среды кабинетов начальных классов были выявлены и некоторые недостатки:
— отсутствие тематической зоны для проведения опытно-экспериментальной работы, недостаточное количество дидактических игр по проведению физических и химических опытов;
— отсутствие или недостаточное обеспечение зоны для изобразительного творчества;
— отсутствие игровых зон в кабинетах 3-4 классов;
— в некоторых кабинетах отсутствуют «зеленые» зоны, растения разме-щены на окнах и полках шкафов.
Поэтому мы предложили свой вариант формирования предметно-развивающей среды кабинета с возможность устранения указанных недо-статков.
Использование дидактических игр, возможность экспериментировать и проводить исследования, проявить в себя в творчестве позволяет показать младшим школьниками возможность использования знаний в разных ситуа-циях. Представленные идеи по созданию предметно-развивающей среды классов начальной школы подлежат оцениванию с точки зрения возможно-сти их использования как способа обучения. Такой подход к предметно-развивающей среде, отбору и проведению дидактических игр позволяет со-здать условия для развития познавательного интереса у младших школьни-ков.
Только с приобретением опыта познавательной деятельности в рамках предметно-развивающей среды учебного кабинета, правильно направляемой учителем, может произойти постепенное овладение обобщенными способами, которые позволяют решать сложные задачи учения, обогащающее познава-тельный интерес обучающихся.
Таким образом, подтверждается гипотеза исследования о том, что пе-дагогические условия создания предметно-развивающей среды учебного ка-бинета в начальной школе подразумевает, что предметно-развивающая сре-да:
— должна способствовать быстрому и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и др.;
— ее содержание должно строиться в соответствии с основными элемен-тами социальной культуры;
— ее основные объекты должны быть включены в различные виды дея-тельности (познавательную, игровую, коммуникативную, двигательную, об-разовательную и др.);
— учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и само-стоятельной деятельности детей;
— учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и по-требности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
— учитывает возрастные и гендерные характеристики детей и предпола-гает возрастную и гендерную направленность оборудования и материалов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие познавательного интереса младших школьников как психолого-педагогическая проблема.
Важнейшей особенностью современного мира является увеличение по-токов разнообразной информации, которая быстро и непредсказуемо изме-няется, не ожидая осознания подрастающим поколением ее смысла и значе-ния. Традиционная школа сегодня не может в полной мере создать условия для освоения учащимися достижений современной науки и методов их ис-пользования при решении реальных проблем. Поэтому одна из главных за-дач образования – формирование у учащихся желания и навыков самостоя-тельного приобретения знаний, интереса, стремления и стойких познаватель-ных мотивов, основным из которых является познавательная активность [23, с. 27-29]. Актуальность решения этой задачи подтверждается еще и тем, что методика и практика обучения в школе все больше стали обращаться к лич-ности обучающегося.
Познавательная активность – осознанный выбор и устойчивая направ-ленность личности на познание и овладение способами деятельности в той или иной области знаний – формируется и развивается в процессе индивиду-альной и/или коллективной исследовательской (творческой) деятельности [16; 17; 35]. Возникновение интереса связано с появлением у учащихся ин-теллектуальной активности, стремления к познанию нового, как поиск источ-ников роста и обогащения знаний.
Стремление к пониманию тех или иных процессов и явлений – познава-тельный интерес на протяжении почти всего младшего школьного возраст-ного периода является преимущественно эмпирическим, направленным, ча-ще всего, на отдельные конкретные факты и явления. К концу этого периода интерес к фактам начинает (и это очень важно) сменять интерес к закономер-ностям.
На начальных этапах интерес и побуждение к активности происходит в основном на базе того материала, который предлагается учителем. Проявле-ние личной инициативы школьника в развитии знаний наблюдается лишь к концу начального обучения. Решающая роль в развитии познавательных ин-тересов и познавательной активности младших школьников принадлежит ме-тодам (способам, формам) возбуждения интеллектуальной активности уча-щихся и усиления роли новой как индивидуальной, так и социальной моти-вации. Эти возрастные особенности познавательного интереса младших школьников позволяют считать его качеством, переживающим в период начального обучения, интенсивное развитие [35, с. 418-421].
В качестве показателей развития познавательного интереса и проявле-ния активности младших школьников выделяют следующие компоненты: по-знавательную активность (направленность интереса), познавательную само-стоятельность (уровень творческого подхода) и подготовленность (знания, необходимые для понимания и решения проблемы). Эти компоненты форми-руются последовательно в процессе развития познавательных возможностей младших школьников. Рассмотрим последовательность поэтапного форми-рования и развития познавательного интереса.