Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством применения музыки в быту д/с

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством применения музыки в быту доу 7
1.1. Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста 7
1.2. Влияние музыки на развития навыков общения у детей дошкольного возраста 14
1.3. Особенности использование музыки в быту ДОУ 19
Глава 2. Экспериментальное исследования развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования музыки в быту детского сада 25
2.1. Диагностика уровня развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание работы по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования музыки в быту детского сада 34
2.3. Изучение эффективности процесса развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством применения музыки в быту детского сада 41
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения А 56
Приложение Б 58

 

  

Введение:

 

Жизнь каждого человека немыслима без взаимодействия с другими людьми. Одной из важнейших человеческих потребностей является потребность в общении. Именно оно наполняет смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются в отношениях с другими. Общение — это главное условие и основной способ существования человека. Только в общении и во взаимодействии с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в обществе.
С. Л. Рубинштейн писал: «…первейшее из первых критерий жизни человека – это иной человек. Отношение к иному человеку, к людям сочиняет главную ткань человечной жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к иным людям; с ними соединено основное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного развития личности и во многом описывает нравственную важность человека».
Огромную роль общение играет в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми, будь то взрослые или сверстники, — это главное условие формирования его личности, его дальнейшего развития. Детство – это особый период в жизни ребенка, когда он взрослеет и начинает входить в социальный мир взрослых, приобретая при этом свойства и качества зрелой личности. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи.
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах детской деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп развитие психических процессов замедляется [31, с. 208].
Развитие навыков общения у детей – актуальная проблема дошкольной педагогики. В ФГОС ДО выделена образовательная область — социально-коммуникативное развитие, где определены задачи, связанные с развитием общения дошкольника со сверстниками и взрослыми на основе эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности. Навыки общения выступают одними из важнейших качественных характеристик личности, которые позволяют реализовать её потребности в уважении, социальном признании, способствует успешному процессу социализации. Неразвитость навыков общения у детей провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности [21, с. 46-47].
Навыки общения помогают дошкольникам ориентироваться в разных складывающихся социальных ситуациях и регулировать свои поведенческие реакции, глубже понимать намерения и эмоциональное состояние партнера и адекватно взаимодействовать с ним, корректировать свои действия.
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте сравнительно молодая, но весьма актуальная. Ее родоначальником, как и почти всех остальных проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Кроме того, концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Одним из способов развития навыков общения выступает музыка, создающая условия для различных способов взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым (музицирование, совместное пение, музыкально-ритмические движения и пр.) Музыкальная деятельность относится к творческому процессу, поэтому обладает сильным воздействием на внутренний мир личности, вызывая яркие эмоции.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством применения музыки в быту ДОУ».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленный на развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством применения музыки в быту ДОУ.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством применения музыки в быту ДОУ.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование навыков общения детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным в том случае, если его формирование будет происходить посредством применения музыки в быту ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить особенности развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста;
2. Раскрыть возможности применения музыки в быту ДОУ в развитии навыков общения у дошкольников;
3. Провести диагностику развития навыков общения у детей среднего дошкольного;
5. Разработать комплекс заданий по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством применения музыки в быту ДОУ и апробировать его.
Теоретическая основа исследования. В своем исследовании мы опирались на работы отечественных и зарубежных учёных, посвященные навыкам общения как характеристики взаимодействия людей (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Ю.М. Жуков, С.В. Коноваленко, О.П. Солодилова); концепции развития навыков общения (В.И. Кабрин, И.С. Кон, В.Н. Куницына, B.Х. Манеров, Л.Б. Филонов, Е.А. Хорошелова); исследования о сензитивности дошкольного возраста для формирования навыков общения (Б.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов); о роли музыкальной деятельности в развитии навыков общения в дошкольном возрасте (Н.А. Ветлугина, Н.Г. Куприна, О.П. Радынова, Н.Ф. Сорокина).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: ДОУ «Аленушка» с. Маккавеево.
Практическая значимость исследования. Изучение вопроса о развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством музыки в условиях ДОУ позволило подобрать задания на развитие навыков общения посредством использования музыки в быту. Результатами исследования могут пользоваться работники детских садов: воспитатели, методисты, психологи, родители.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общение – это особый вид деятельности, который способствует передаче, обмену информацией для установления взаимоотношений между людьми [21, с. 16]. Осуществляется эта деятельность с помощью различных средств коммуникации. Значение общения в дошкольном возрасте является одним из актуальных вопросов на сегодняшний день, так как оно является одним из важнейших факторов общего психического и социального развития ребенка. В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди сейчас – это не только мать, папа или бабушка, но и остальные дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все главнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.
Процесс развития навыков общения у дошкольников посредством музыкальной деятельности определяется рядом особенностей. Повышенной эмоциональностью восприятия, проявляющейся не только в напряженной психической деятельности, но и во внешних двигательных проявлениях эмоциональных состояний: в возгласах, жестах и в движениях всего тела. Взаимосвязь выразительности речевой интонации и невербальных средств общения является основой для организации музыкальной деятельности и развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста [22, с. 81].
Развитие выразительности речевой интонации и сопровождающего речь жеста возможно эффективно осуществлять в процессе музыкальных игр, обыгрыванием и драматизации фольклорных песенок. Данный вид деятельности помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. При реализации педагогической работы по развитию навыков общения в музыкальной деятельности соблюдались следующие педагогические условия:
— формирование положительного микроклимата в детском коллективе, способствующее развитию личности каждого ребёнка;
— предоставление ребёнку свободы выбора средств общения для раскрытия потенциальных возможностей детей;
— опора на положительные проявления участников группы, организация их успешности, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
— принятие и полное доверие детей и взрослых друг к другу;
— положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми; обогащение развивающей среды многообразием элементов (жестов, мимики, пантомимики);
— наличие технических средств обучения, музыкальных инструментов.
В результате исследования раскрыты возможности музыкальной деятельности в развитии навыков общения у детей. Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Музыкальные игры создают условия для общения между детьми, объединяя их одной игровой задачей, совместными усилиями к ее достижению, общими переживаниями и интересами. Ребенок в игре становится членом коллектива и учится оценивать сам свои действия и поступки. Музыкальные игры прививают навыки эффективного общения. Они развивают чувство общности, внимательность. Также учат правильно выражать свои мысли, строить диалоги и развивать речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства и стремления. Он учится подчинять свою деятельность, учится быть целенаправленным.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКИ В БЫТУ ДОУ

1.1. Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Целью настоящего параграфа является рассмотрение степени решения проблемы формирования навыков общения дошкольников в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения.
Проблема общения считается предметом теоретических и экспериментальных исследовательских работ. Выделившись в отдельную группу, коммуникативная работа стала объектом особого анализа философов (А.А. Брудный, Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин), социологов (Г.М. Андреева, И.О. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), психологов (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Ю.Л. Ханин), педагогов (С.В. Кондратьева, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская).
Коммуникация – в широком значении это обмен информацией меж индивидуумами при помощи общей системы символов. Коммуникация может реализоваться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации. Коммуникация – в механистическом подходе – однонаправленный процесс кодировки и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация – в деятельностном подходе – совместная работа участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до конкретного предела) взгляд на вещи и действия с ними [4].
Ключевой формой духовной связи человеческих субъектов считаться вербальная коммуникация. Данного мнения придерживается Т.И. Алиева [1]. Аналогичное суждение сталкивается у Я. Яноушека, который заявлял, что из материального общения развивается коммуникация – «духовное» общение людей при помощи языка. Коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения, включающая обмен представлениями, мыслями, интересами, настроем, чувствами, эмоциями, меж людьми в процессе совместной деятельности. Речевая коммуникация – такая форма общения, в ходе которой преобладают информационный и регуляторный компонент.
По сущности своей, общение считается социальным аспектом межличностного взаимодействия, коммуникация — информационным нюансом социального взаимодействия. Понятие «коммуникация» считается больше узким, по отношению к понятию «общение». Информация в общении несет содержательную и регуляторную нагрузку, что разрешает говорить о том, что речевая коммуникация включает в себя большую часть информационно-коммуникативный и регуляторно-коммуникативный компоненты общения, при известной редукции отрицательного окрашенного аффективного компонента.
До настоящего времени нет единственного и общепринятого определения категории общения. В отечественной психологии общение считается одним из видов деятельности. В зависимости от нюансов изучения категории общения определяется по-разному.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы