Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения музыкальных способностей младших дошкольников в музыкально-ритмической деятельности 7
1.1. Развитие музыкальных способностей детей как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста 17
1.3 Музыкально-ритмическая деятельность в структуре 22
музыкального развития младших дошкольников 22
Глава 2. Организация работы по развитию музыкальных способностей у млаших дошкольников средствами музыкально-ритмический деятельности 31
2.1 Изучение уровня музыкальных способностей у младших дошкольников 31
2.2. Методика развития музыкальных способностей младших дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности 36
2.3. Анализ результатов работы 40
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложение А 52
Приложение Б 54
Приложение В 56
Введение:
В условиях изменений, происходящих в отечественной педагогике на протяжении последних лет, особо востребованным становится воспитание творческой личности. Как известно, творческое начало, формирующееся в детском возрасте, в значительной степени стимулируется эстетическим, художественным и музыкальным воспитанием, при интегративном сочетании которых происходит интенсификация развития ребенка в целом.
Среди фундаментальных исследований, посвященных психическому развитию дошкольников, а также развитию у них общих и специальных способностей лежат работы известных отечественных психологов: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В разработку проблем педагогики дошкольного возраста внесли существенный вклад педагоги Н.А. Аксарина, Н.А. Ветлугина, Н.М. Кононова, Г.А. Урунтаева, Н.Г. Печора и др.
Многочисленные исследования в области музыкальной эстетики (А.Н. Сохор, Б.М. Неменский, Е.В. Назайкинский), музыкознания (О.А. Апраксина, В.В. Медушевский, Л.А. Мазель,), и психологии развития музыкальных способностей (Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов), а также длительная воспитательно-образовательная практика подтверждают глубокую взаимосвязь музыкальности и развития личности ребенка. В процессе эволюции эта взаимосвязь породила различные виды и формы творческой музыкальной деятельности, к которым относится музыкально-ритмическая деятельность.
Установлено, что уже в младшем дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию комплекса музыкальных способностей детей, составляющих основу их музыкальности. В психолого-педагогической литературе изучаются компоненты музыкальности, определяются критерии и уровни сформированности музыкальных способностей, пути их развития у детей различных возрастных групп. Свои подходы к решению данных проблем предлагают Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Е.Д. Критская, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр и др.
С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным искусством и литературой. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; формирование элементарных представлений о музыкальном искусстве; восприятие музыки; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Являясь по своей природе интересной и доступной для детей младшего дошкольного возраста, музыкально-ритмическая деятельность (в основном, в форме музыкально-ритмических движений) включается в процесс музыкального воспитания и позволяет в процессе ее освоения аккумулировать и интенсифицировать музыкальное развитие детей в целом.
Продуктивность развития музыкальных способностей ребенка в условиях музыкально-ритмической деятельности во многом зависит от содержания музыкального воспитания, имеющего научно-методическое обоснование и поверенную систему практической работы. Этим объясняется необходимость рассмотрения проблемы в теоретическом и методическом аспекте, включающем музыковедческие, музыкально-психологические и музыкально-педагогические подходы.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью раннего развития музыкальных способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала музыкально-ритмической деятельности в данном процессе.
Разрешение данного противоречия составляет суть проблемы исследования: поиск эффективных средств и форм развития музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности?
Объект исследования: процесс музыкального развития младших дошкольников.
Предмет исследования – развитие музыкальных способностей младших дошкольников средствами музыкально-ритмических деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить эффективность развития музыкальных способностей младших дошкольников посредством музыкально-ритмической деятельности.
Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у младших дошкольников будет эффективным при использовании средств музыкально-ритмической деятельности детей.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи:
1) Изучить теоретические основы изучения музыкальных способностей младших дошкольников.
2) Проанализировать особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.
3) Описать результаты работы по развитие музыкальных способностей младших дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности.
К теоретическим методам исследования относятся следующие: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, а также методической литературы по теме исследования, синтез полученных знаний, сравнение позиций авторов, классификация, реферирование, цитирование; к эмпирическим методам: педагогическое наблюдение, сравнение, диагностика развития музыкальных способности детей, педагогический эксперимент и анализ его результатов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс музыкального развития дошкольников посредством подбора комплексов музыкально-ритмической деятельности, разработки диагностических заданий для мониторинга уровня развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
В качестве базы исследования был использованы труды: Выготского Л.С., Кирнарской Д.К., Кононовой Н.М., Рубинштейна С.Л., Петрушина В.И., Радыновой О.В., Теплова Б.М., Урунтаевой Г.А., Тельчаровой Р.А., Тютюнниковой Т.Э. и др.
Практическая часть работы осуществлялась в МБДОУ детский сад, с. Верх-Усугли.
Структура работы включает: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников, три приложения.
Заключение:
В ходе проведенного исследования, целью которого было теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности развития музыкальных способностей младших дошкольников посредством музыкально-ритмической деятельности, решались задачи, позволяющие сделать следующие выводы.
В ходе решения первой задачи, которая состояла в изучении теоретических основ музыкальных способностей младших дошкольников, было установлено, что проблема развития способностей личности является актуальной и жизненно важной, так как перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость овладения новыми формами и видами деятельности, самореализации имеющихся задатков.
Способности подразделяются на общие и специальные, находящие в тесной взаимосвязи. К последним относятся музыкальные способностей, интегрированные в понятии музыкальности. Музыкальность определяется как способности чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения через произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями и восприятие выразительности музыкального ритма, что отражает ее внутреннюю структуру, сочетание музыкальных способностей.
Содержательная сторона музыкальности связана со способностью личности к «омузыкаленному» восприятию и видению мира, когда все впечатления от окружающей действительности имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов.
Вторая задача исследования заключалась в анализе особенностей музыкального развития детей младшего дошкольного возраста. Ее решение позволило сделать выводы о том, что младший дошкольный возраст имеет большую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Основными признаками музыкальности в дошкольном возрасте, следует считать, в первую очередь, проявление музыкальной впечатлительности и активности.
В научно-методических исследованиях установлено, что овладение дошкольниками музыкально-ритмическими движениями неразрывно связано с работой по развитию у них музыкального слуха, ладового и метроритмического чувства, эмоциональности, способности к творчеству. Это является средством формирования навыков активного восприятия, творческого исполнения, способности выразить чувства в художественном образе посредством музыкально-ритмических движений.
В обобщенном виде логика развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений может быть представлена следующим образом:
— формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений;
— формирование представлений о ритме как выразительном компоненте музыки;
— овладение навыками самостоятельных, выразительных, творчески переработанных музыкально-ритмических движений, соответствующих характеру, жанру, содержанию музыкального произведения.
Третья задача исследования заключалась в описании результатов работы по развитие музыкальных способностей младших дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности. При ее решении был сделан ряд выводов и рекомендаций. В ходе работы по развитию музыкальных способностей дошкольников значительный эффект дали музыкально-игровые и творческие формы и методы, опирающиеся на музыкально-ритмические движения. Взаимная обусловленность развития музыкальных способностей активизирует эмоциональную, слуховую и умственную сферы младших дошкольников, обусловливая параллельное качественное развитие навыков музыкально-ритмических движений.
По итогам работы выявлено повышение ориентированности младших дошкольников в жанровых особенностях музыкальных произведений, выразительное исполнение музыкально-ритмических движений, наличие ярких эмоциональных и пластических реакций на услышанную и исполняемую музыку, выраженных в музыкально-ритмических движениях.
Таким образом, задачи, поставленные в нашем исследовании решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Научное изучение феномена «способности» ведется на протяжении длительного времени и сосредоточено не только в сфере психологии, но и педагогики, а также специальных областей профессиональной деятельности. В существующей психологической литературе под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые знания, умения и навыки и использовать их на практике [7; 8; 22; 24]. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того, чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, навыкам и умениям и обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что «развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, навыками и умениями, — это и есть развитие его способностей» [8, с. 56].
По мнению ведущего исследователя способностей Б.М. Теплова, во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, способностями называются не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития, поэтому способность, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется [31].
Таким образом, вне определенной целенаправленной деятельности никакие способности не существуют, а тем более не реализуются и не развиваются. Только благодаря постоянным упражнениям, систематическим занятиям, поддерживаются и развиваются соответствующие способности. Успешность выполнения той или иной деятельности определяют не отдельные способности, а их удачное сочетание, именно такое, какое необходимо для данной деятельности.
Американский психолог А. Дженсон отмечал, что каждый человек может успешно развивать свои способности в процессе упорного и кропотливого труда. Но развитие способностей возможно только до определенного предела, отпущенного природой. Подняться выше уровня, предопределенного судьбой, невозможно, какие бы усилия человек не прикладывал. Преодолеть генетические ресурсы мозга, по мнению А. Дженсона, невозможно [по: 29].
Сторонником генетической предрасположенности к проявлениям способностей являлся английский психолог Г. Айзенк, который в ходе многолетних исследований, пришел к выводу, что в структуре успеха таланта примерно восемьдесят процентов составляют генетические факторы, а остальные двадцать процентов зависят от социальных условий, куда входят, например, условия в семье, образовательном учреждении, и даже удача и счастливый случай [там же].
Итак, способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. В субъективном плане человек может развивать свои способности бесконечно, добиваясь все новых высот в своем личном росте. По мнению К. Тарасовой, для полноценного развития способности к определенному виду деятельности необходимо учитывать природные задатки, особенности нервной системы, силу интеллектуального развития, уравновешенность нервных процессов, возрастные условия [30].